рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыВведение в синтаксис. Аспекты синтаксиса

Персуазивность (от лат persuasio - уговаривание, мнение) - это квалификация информации с точки зрения степени ее достоверности, проявляется в оппозиции «достоверно/недостоверно». В первом случае показатель достоверности не требуется (Иван уже приехал), но он может использоваться, если говорящему необходимо подчеркнуть свою уверенность в достоверности (конечно, разумеется, безусловно и под.). Значение недостоверности обязательно должно быть выражено. Для этого русский язык располагает большим количеством вводно-модальных слов и частиц: возможно, наверное, кажется, может быть, вряд ли, вроде бы, чуть ли не и многие другие. Значение недостоверности выражают некоторые союзы: союзы недостоверного сравнения словно, будто, как будто, разделительные союзы то ли…то ли, не то…не то: Птицы сидят, вобрав головы, - не то спят, не то дремлют. В данном случае союз показывает ситуацию коммуникативных затруднений: говорящий затрудняется в обозначении ситуации. Персуазивность, как и авторизация, является обязательным значением любого высказывания.

Оценочность - выражение положительного или отрицательного отношения говорящего к пропозитивному содержанию. В отличие от авторизации и персуазивности, это значение в высказывании необязательно. Оценочность - это общая оценка ситуации, лица, предмета по параметрам «хорошо/плохо» (качественная оценка), «много/мало» (количественная оценка). Способы выражения оценки чрезвычайно широки и разнообразны. Прежде всего, это знаменательная лексика: хорошо - плохо, этично - неэтично, благородно - подло, умно - глупо, много - мало, рентабельно - нерентабельно и т.д. Например: Плохо, что тебя здесь нет, Хорошо, что тебя здесь нет, Приятно купаться в теплом море, Неприятно входить в холодную воду. Значение оценки может выражаться вводно-модальными словами и сочетаниями: к счастью, к радости, к сожалению, слова богу и др., а также разговорными конструкциями с разнообразными частицами: Вот так отдохнули! Тоже мне начальник! Какая погода! и под.

§ 1.3.10. Социальные категории модуса

Социальные категории модуса - выражение отношения говорящего к собеседнику: почтительное - фамильярное, официальное - дружеское. В зависимости от отношения к собеседнику различаются ситуации равенства, «сверху вниз», «снизу вверх». Например, в обращении к другу, близкому человеку мы выбираем слово «дорогой», а в обращении к официальному лицу, вышестоящему - «глубокоуважаемый». Мы используем разные слова-приветствия в разных ситуациях: Здравствуйте! или Привет! К проявлениям социальных категорий относятся всевозможные оговорки, пометы, используемые для введения необычных выражений: так сказать, если можно так выразиться, как говорится и др.

Глава 1.4. Основные понятия коммуникативного синтаксиса

§ 1.4.1. Два основных значения термина «коммуникативный»

Этот термин имеет значения, конкретизируемые как коммуникативно-прагматический и коммуникативно-синтаксический. Нас будет интересовать коммуникативный аспект во втором значении и все понятия, с ним связанные. Но прежде необходимо определить понятие «коммуникативно-прагматический».

В этом аспекте язык рассматривается как речь, речевая деятельность, а не продукт этой деятельности (лат. pragma имеет значение «дело», «действие»). Единицей коммуникативно-прагматического аспекта является речевой акт, речевое действие. Речевой акт имеет так называемую иллокутивную силу, или иллокутивную цель (от лат. illokucio), в зависимости от которой различаются типы речевых актов: констатация, вопрос, просьба, обещание, выражение эмоций и др. Наиболее непосредственно эти типы речевых актов обозначаются перформативами (лат. рerformo - говорю), глаголами, называющими тот или иной речевой акт в форме 1 лица ед. числа: прошу, приказываю, обещаю, советую, спрашиваю и под. Например: Советую вам отдохнуть (Но в предложении Врач посоветовал мне отдохнуть глагол употребляется не в перформативном значении). Другие средства оформления речевых актов - интонация, порядок слов, частицы и другие иллокутивные показатели. Итак, коммуникативно-прагматический аспект - речевой.

Коммуникативно-синтаксический аспект относится и к речи, и к языку. Единица коммуникативного синтаксиса - высказывание, т.е. отрезок речи, выполняющий коммуникативную функцию, соответствующий целям общения. В речевом аспекте высказывание индивидуально и ситуативно, высказывания в речевом аспекте бесконечно разнообразны. Но есть в высказывании и такие особенности, которые делают его фактом не только речи, но и языка. Языковая сущность высказываний проявляется в их типологии.

§ 1.4.2. Типология высказываний

Существует несколько классификаций высказываний. Первая, наиболее известная - это классификация по коммуникативной цели. В максимально разработанном виде эта классификация представлена в «Русской грамматике» (Т.2. Синтаксис). Согласно этой классификации все высказывания делятся прежде всего на два основных типа: невопросительные (цель - передача информации) и вопросительные (цель - поиск информации).

Невопросительные высказывания в свою очередь разделяются на повествовательные (информирующие), побудительные (побуждающие к действию), выражающие желание (эмоционально-волевое устремление к тому, чтобы желание осуществилось). Эти типы высказываний оформляются грамматическими средствами: формами глагольного наклонения, некоторыми частицами, интонацией. Повествовательные высказывания содержат глагольные формы изъявительного или сослагательного наклонения. Например: Он уже пришел. Если бы он пришел вовремя, мы бы встретились. Побудительные высказывания содержат формы повелительного наклонения или инфинитив в императивном значении. Например: Приходи поскорее! Молчать! Не двигаться! Возможны и безглагольные побудительные высказывания: Воды! Вон! Высказывания, выражающие желание, содержат глагол в форме сослагательного наклонения или инфинитив с частицей «бы». Например: Поехал бы ты в санаторий. Отдохнуть бы! Еще раз подчеркнем, что разные типы высказываний оформляются морфологическими и синтаксическими средствами. Если же побуждение или желание выражаются только лексически, то высказывание относится к повествовательному типу. Например: Я прошу тебя прийти. Я хочу, чтобы ты отдохнул.

Вопросительные высказывания оформляются интонацией (ИК-3) и специальными показателями: вопросительными местоименными словами (что, кто, где, куда, зачем, почему и др.), вопросительными частицами (разве, неужели, ли, не - ли, а что, а что если, что и др.). Например: Что вы сказали? Ты что, каждый день так работаешь? Разве вы знакомы? А что если он не придет?

Следует сказать, что вопросительные по форме высказывания очень разнообразны по своим функциям. Существует подробная классификация функционально-смысловых типов вопросительных высказываний. Представим ее в общем виде. Вопросительные высказывания разделяются по основной функции на высказывания с первичной функцией и высказывания со вторичной функцией. Первичная функция: вопрос направлен на поиск информации - общей или частной. Например: общевопросительные высказывания: Что случилось? Что у вас нового? Частновопросительные высказывания: Кто это сделал? Куда ты идешь? Вопросительные высказывания со вторичной функцией направлены на сообщение информации. Например: уверенное экспрессивное утверждение (Это ли не свидетельство подлинной демократии?); уверенное экспрессивное отрицание (Кто в силах удержать любовь? - А. Пушкин); вопрос-побуждение (Что же мы стоим. Пойдемте) и др.

Другая классификация высказываний строится на основе характера актуальной информации. Эта классификация разработана чешским ученым П.Адамцем на основе четырех типов вопросов, выделенных Ш. Балли: 1) полный диктальный вопрос предполагает незнание спрашивающего о событии в целом и направлен ко всему содержанию ответного высказывания: Что случилось? В чем дело? 2) частичный диктальный вопрос предполагает незнание говорящим какой-то части, аспекта события и направлен к части информации, заключенной в ответном высказывании: Куда ты идешь? Кто звонил? 3) полный модальный вопрос выражает сомнение говорящего в реальности события и направлен на установление правильной информации: Таня здесь? 4) частичный модальный вопрос выражает сомнение в частном аспекте события: Ты действительно в библиотеку пошел?

В соответствии с этими типами вопросов П. Адамец выделил четыре типа высказываний (по характеру актуальной информации.

1. Общеинформативные высказывания передают информацию в целом, не выделяя конкретного аспекта. Актуальной является вся информация: Хлопнула дверь. Раздался звонок.

2. Частноинформативные высказывания передают частный аспект информации. Другая часть информации представлена как известная: Встреча выпускников состоится десятого июля. Об этом знаем только мы с тобой.

3. Общеверификативные высказывания представляют собой не новое сообщение, а «реакцию на мнение собеседника, верификацию или коррекцию этого мнения» (П. Адамец): Встреча не состоялась. Петя уже приехал.

4. Частноверификативные высказывания устанавливают реальность не факта в целом, а какого-то его определенного аспекта: Не одни злые люди ночью гуляют.

§ 1.4.3. Структура высказывания. Актуальное членение высказывания

Высказывание как коммуникативно-синтаксическая единица характеризуется особым членением, которое получило название актуального членения. Учение об актуальном членении впервые было разработано в Чехословакии лингвистами, членами Пражского лингвистического кружка, в частности В. Матезиусом. Актуальное членение высказывания проявляется следующим образом. В высказывании различаются два типа информации: информация менее важная, предопределенная контекстом, чаще всего известная, и информация, которая и составляет коммуникативную цель высказывания, чаще всего это новая информация. Компонент, содержащий менее важную информация, называется темой высказывания (от гр. thema - «положенное в основу»), по терминологии В. Матезиуса - основа. Компонент, содержащий самую важную информацию, называется ремой высказывания (от гр. rhema - «сообщение, высказывание»), по терминологии В. Матезиуса - ядро. Рема представляет собой ответ на тот или иной вопрос - реальный или возможный. Например: Иван поедет/ на соревнования. Рема этого высказывания «на соревнования», это ответ на вопрос: Куда поедет Иван? Мы можем перестроить высказывание, сделав ремой компонент «Иван»: На соревнования поедет/ Иван. Это уже ответ на другой вопрос: Кто поедет на соревнования? Приведем еще один пример - высказывание в контексте: Я пишу отрывисто не потому, что у меня такой стиль. Отрывисты / воспоминания (В. Шкловский). Рема второго высказывания - «воспоминания», тема - «отрывисты». Эта тема предопределена, подготовлена содержанием предыдущего высказывания, рема «воспоминания» - новая информация, самое важное в сообщении.

Наряду с коммуникативными компонентами «тема» и «рема», в высказывании выделяются и чисто смысловые компоненты - данное (старая, известная информация) и новое. Чаще всего рема - это новое, а тема - данное. Это мы наблюдали в предыдущем примере и наблюдаем в следующем: Позвонила Таня. Она была / явно чем-то расстроена.

Но соотношение может быть и иным: тема может содержать новую информацию, а рема - старую, известную. Например: Я вошел в приемную. Секретарша (тема, новое) даже не взглянула на меня (рема, новое). - Говорят, в вашем городе есть органный зал? - Органный зал (тема, данное) у нас действительно есть (рема, данное).

Не всякое высказывание членится на тему и рему, существуют так называемые нерасчлененные высказывания, состоящие из одной только ремы. Это характерно для высказываний бытийных, выражающих состояние природы, окружающей среды. Например: Была зима. Стояла жара. Цветет черемуха.

§ 1.4.4. Средства выражения актуального членения

Перечислим эти средства: порядок слов и интонация, лексические показатели: знаменательные слова, вопросительные местоименные слова, вводно-модальные слова, частицы, союзы. Рассмотрим эти показатели последовательно.

Порядок слов и интонация - это главные показатели актуального членения. В русском языке порядок слов приспосабливается к выражению актуальной информации. В письменной речи это происходит следующим образом: тема находится в начале высказывания, рема - в конце высказывания. Ср.: Все собрались, а Иван / почему-то не пришел. Собрались все, не пришел / только Иван. Во второй части высказываний разные ремы, что и показано порядком слов. Такой порядок компонентов актуального членения, когда тема предшествует реме, называется объективным. Возможен и субъективный порядок компонентов: рема - тема. Такое расположение возможно в экспрессивных высказываниях. Например: Трудные времена (рема) настали для нее (тема). Вот пошел он к синему морю. Неспокойно / синее море. Рема второго высказывания - «неспокойно».

Порядок слов как средство выражения актуального членения действует совместно с интонацией. При объективном расположении компонентов актуального членения высказывание имеет фразовое ударение (обычно ИК-1, т.е. понижение тона к концу высказывания). При субъективном расположении компонентов используется так называемое логическое ударение, подчеркнутое интонационное выделение ремы (ИК-2).

Показателями актуального членения высказывания могут быть лексико-синтаксические значения знаменательных слов. Приведем наиболее яркие примеры: а) Обстоятельства со значением длительности действия: Часами он просиживал за письменным столом, Месяцами он не навещал родителей. Такие обстоятельства рематичны уже в силу своего особого значения, в отличие от «обычных» обстоятельств времени (Вечерами он работал над книгой). б) Слова-предикаты, обозначающие отклонение от нормы (количество, интенсивность, размер). Например: темным-темно, полным-полно, бездна, пропасть, уйма, без счета (Книг в доме полным-полно, а читать некому).

Вопросительные местоименные слова: кто, где, куда, почему, зачем и др. - всегда составляют рему или выделяют в реме самое важное. Например: Что вы хотите этим сказать? Где остановка автобуса?

Частицы - одно из важных средств оформления актуального членения. Очень многие частицы являются в высказывании рематизаторами: даже, тоже, только, лишь, исключительно, просто, прямо, все-таки и др. Некоторые частицы, наоборот, являются показателями темы: -то, же, вот (в некоторых употреблениях). Приведем примеры: Все засмеялись. Я тоже не удержался от смеха. Вечером я все-таки дозвонился. Даже ребенку это легко объяснить. Вас-то я и хотел видеть. Некоторые частицы связаны с понятиями «данное-новое». Так, частицы «именно», «тоже» и некоторые другие всегда выделяют данное. Но большая часть частиц к этому характеру информации безразличны.

Союзы тоже оформляют актуальное членение в некоторых построениях. Например, градационные союзы расчленяют информацию на тему и рему: Я не только не знаю этого человека, но и не видел никогда. Союзная конструкция со вторичной союзной связью (на основе подчинения словоформ) также показывает актуальное членение: союз выделяет присоединяемый компонент как вторую рему. Например: Я / обязательно вернусь,// и очень скоро.

Тема-рематические конструкции. В русском языке существуют случаи грамматикализации актуального членения, когда оно оформляется специальными грамматическими конструкциями. Примеры тема-рематических конструкций: Что касается… то, Что…то, Кто… так это, только и… что и некоторые другие. Что касается меня, то я не приду, Что до меня, то я не приду, В городе только и говорили, что о пожаре, Кто был рад, так это Петя.

Таким образом, в русском языке существует довольно много разнообразных средств оформления актуального членения, но при этом основными средствами являются порядок слов и интонация.

§ 1.4.5. Соотношение коммуникативной и формально-синтаксической структуры высказывания - предложения

Членение предложения (формально-грамматическое) проявляется как деление его компонентов на главные и второстепенные, которые различаются по синтаксическим значениям (в простом предложении), деление на компоненты, находящиеся в различных связях (в сложном предложении). Членение высказывания как коммуникативной единицы - это актуальное членение на тему и рему. Актуальное и грамматическое членение определенным образом соотносятся. Рассмотрим это соотношение отдельно для простого неосложненного предложения, для сложного предложения и для осложненного предложения.

В простом неосложненном предложении при прямом порядке слов наблюдается такое соотношение: подлежащее («группа подлежащего») - тема, сказуемое («группа сказуемого») - рема. Например: Хозяин / открыл дверь. Она / надела новое платье. Но всякое изменение порядка слов свидетельствует об изменении актуального членения. Ср.: Дверь открыл / хозяин (сказуемое - тема, подлежащее - рема). Платье она надела / новое (ремой становится определение). Я пришел / не к вам, а к вашему соседу (рема - дополнение). Таким образом, ремой может стать практически любой компонент предложения, если в нем содержится самая важная информация.

В некоторых типах простых предложений грамматическое и тема-рематическое членение неразделимы. Это прежде всего предложения, имеющие структурную схему N1 - N1. Например: Причина ссоры - твое поведение (тема - подлежащее «причина» - рема - сказуемое «поведение»). Если мы изменим расположение компонентов, то поменяются местами подлежащее и сказуемое, с одной стороны, и тема и рема - с другой: Твое поведение (тема - подлежащее) - причина ссоры (рема - сказуемое). Еще один пример: Лучшее лекарство от старости - труд (лекарство - подлежащее-тема, труд - сказуемое-рема), Труд - лучшее лекарство от старости (труд - подлежащее-тема, лекарство - сказуемое- рема).

Актуальное членение в сложном предложении проявляется по-разному. В одних случаях компоненты сложного предложения (ПЕ) представляют тему и рему, которые показаны, как и в простом предложении порядком компонентов. Например, в сложноподчиненном предложении изъяснительного типа: Я не помню, о чем мы договорились. - О чем мы договорились - я не помню. В других сложных предложениях, например, в сложносочиненном, каждый компонент имеет свое актуальное членение: Публика / кричала, аплодировала, а я / готов был плакать от волнения (Ф. Шаляпин).

В простом осложненном предложении актуальное членение усложняется, появляется дополнительная рема. Например: Она / читала свои стихи, // на мой взгляд прекрасные, Я/ уеду, //но ненадолго.

Особое актуальное членение наблюдается при так называемой парцелляции - расчленении предложения на два или несколько высказываний: каждый парцеллят («отчлененный» компонент) является дополнительной ремой. Например: Я с ним / поссорился. // Из-за вас.

Мы рассмотрели некоторые, основные случаи соотношения грамматической структуры предложения и актуального членения высказывания. Для различных проявлений синтаксических единиц характерны разнообразные, частные особенности актуального членения.

Литература

Учебники и учебные пособия

1. Современный русский язык / под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989. Введение. Главы 1, 2, 7, 9.

2. Скобликова Е.С. Синтаксис простого предложения. М., 1979.

3. Сиротинина О.С. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980.

4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1986.

Грамматики и монографии

1. Грамматика русского языка. Т.2. Ч.1. - М., 1954 (1960), С. 76 - 83.

2. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. М., 1980. С. 5 - 12.

3. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение. М., 1976.

4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1958.

5. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.