рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыИстория средних веков

Воодушевленный победами Валленштейн выдвинул идею абсолютистской реформы Империи, ликвидации самовластия князей и усиления власти императора, однако Фердинанд II сделал выбор в пользу политики реставрации католицизма в Германии и издал 6 марта 1629 Реституционный эдикт, возвративший Римской церкви все земли и имущество, утраченные ею в протестантских княжествах после 1555. Нежелание Валленштейна проводить эдикт в жизнь и жалобы католических князей на его самоуправство заставили императора отправить полководца в отставку.

Шведский период (1630-1635). Рост могущества Габсбургов в Германии вызвал серьезную тревогу у Франции и Швеции. Заключив в 1629 при посредстве французской дипломатии шестилетнее перемирие с Речью Посполитой в Альтмарке, шведский король Густав II Адольф вступил в войну, провозгласив себя защитником немецких протестантов. 26 июня 1630 он высадился на о. Узедом в устье Одера и занял Мекленбург и Померанию. В январе 1631 в Бервальде (Неймарк) был подписан франко-шведский договор, по которому Франция обязывалась выплачивать шведам ежегодную субсидию в 1 млн. франков, а те гарантировали соблюдение прав католической церкви в захваченных ими землях. 13 апреля 1631 Густав II Адольф взял Франкфурт-на-Одере. После страшного разгрома легистами 20 мая Магдебурга, одного из главных оплотов протестантизма в Германии, к шведам присоединился курфюрст Георг-Вильгельм Бранденбургский; 1 сентября его примеру последовал курфюрст Иоганн-Георг Саксонский. 17 сентября при Брейтенфельде объединенная шведско-саксонская армия наголову разбила лигистов и имперцев. Вся Северная Германия оказалась в руках Густава II Адольфа. Саксонцы вторглись в Богемию и 11 ноября вошли в Прагу. В то же время шведы двинулись в Тюрингию и Франконию; в декабре они овладели Майнцем и заняли Нижний Пфальц. Фердинанду II пришлось вернуть Валленштейна на пост главнокомандующего, предоставив ему полную самостоятельность. В начале 1632 Валленштейн вытеснил саксонцев из Богемии.

В марте 1632 шведы начали наступление в Южной Германии. 15 апреля они разгромили Тилли у Райна на р. Лех; сам Тилли был смертельно ранен. Густав II Адольф вступил в Баварию и в мае овладел Аугсбургом и Мюнхеном. Неудачно атаковав 24 августа позиции Валленштейна у Фюрте под Нюрнбергом, он двинулся на Вену, однако вторжение имперцев в Саксонию заставило его поспешить на помощь курфюрсту Иоганну-Георгу. 16 ноября 1632 в сражении под Лютценом юго-западнее Лейпцига шведы нанесли жестокое поражение Валленштейну, хотя и потеряли в битве своего короля. В марте 1633 Швеция и немецкие протестантские княжества образовали Гейльброннскую лигу; вся полнота военной и политической власти в Германии перешла к выборному совету во главе со шведским канцлером А.Оксеншерной. В конце 1633 войска союзников под командованием герцога Бернгарда Веймарского и шведского генерала Горна овладели Регенсбургом и заняли Верхний Пфальц и Баварию. Несмотря на приказы Фердинанда II, Валленштейн, укрепившийся в Богемии, не оказал помощи Максимилиану Баварскому, а в январе 1634 в Пльзене заставил офицеров своей армии принести ему личную присягу верности и вступил в переговоры со шведами и саксонцами. Однако 24 февраля в Эгере он был убит агентами императора. Новый главнокомандующий эрцгерцог Фердинанд Венгерский взял Регенсбург, изгнал союзников из Баварии, 6 сентября 1634 разбил их под Нердлингеном и овладел Франконией и Швабией. Шведы сохранили контроль только над Северной Германией. Гейльброннская лига фактически распалась. В мае 1635 Иоганн-Георг Саксонский заключил с Фердинандом II Пражский мирный договор, получив в пожизненное владение Лузацию и часть архиепископства Магдебургского и обязавшись совместно с императором воевать против «чужеземцев»; к этому договору присоединились многие протестантские и католические князья (герцог Баварский, курфюрст Бранденбургский, князь Ангальтский и др.); верность шведам сохранили только маркграф Бадена, ландграф Гессен-Касселя и герцог Вюртемберга.

Франко-шведский период (1635-1648). Успехи Габсбургов вынудили Францию объявить войну императору и Испании. Она вовлекла в конфликт своих союзников в Италии - герцогство Савойское, герцогство Мантуанское и Венецианскую республику. Ей удалось предотвратить (по истечении срока Альтмаркского перемирия) новую войну между Швецией и Речью Посполитой, что позволило шведам перебросить значительные подкрепления из-за Вислы в Германию. В начале 1636 имперцы вытеснили шведскую армию И.Банера в Мекленбург, но 4 октября потерпели от него тяжелое поражение при Виттштоке (Северный Бранденбург). В мае 1637 имперцы и саксонцы блокировали Банера у Торгау, однако шведы сумели вырваться из окружения.

С 1638 в войне обозначился явный перелом в пользу антигабсбурской коалиции. В январе 1638 Бернгард Веймарский перешел Рейн, 2 марта разгромил имперскую армию Жана де Верта у Рейнфельдена и занял Шварцвальд; в то же время Банер отбросил имперские войска генерала Галласа в Богемию и Силезию. В 1639 шведы вторглись в Богемию, голландский адмирал Тромп уничтожил испанский флот у Гравелина и в бухте Даунс (пролив Ламанш), а Бернгард Веймарский захватил в Эльзасе стратегически важную крепость Брейзах. Осенью 1640 соединенная франко-шведская армия совершила успешный поход в Баварию. Из-за восстаний в Португалии и Каталонии 1640 Испании пришлось значительно сократить свою помощь австрийским Габсбургам. В июле 1641 бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм заключил со Швецией договор о нейтралитете. 2 ноября 1642 новый шведский командующий Л.Торстенсон разбил имперцев у Брейтенфельда; Лейпциг капитулировал, и Иоганн-Георг Саксонский был вынужден пойти на перемирие со шведами. Торстенсон занял Силезию и проник в Моравию. В том же году французы овладели Юлихом на Нижнем Рейне; в сентябре они нанесли поражение испанцам под Леридой, взяли Перпиньян и установили контроль над Руссильоном. 19 мая 1643 командующий французскими войсками принц Конде разромил испанскую армию Франсиско де Мело у Рокруа в Южных Нидерландах.

Однако союзникам пришлось приостановить дальнейшее наступление. К габсбургскому лагерю примкнул датский король Кристиан IV, опасавшийся утверждения шведской гегемонии на Балтике, что заставило Торстенсона отвести войска на север. В ноябре 1643 баварский генерал Мерси разбил французов при Тейтлингене. Но вскоре антигабсбургской коалиции удалось восстановить свои позиции. Новый союзник Швеции - трансильванский князь Дьердь Ракоши - вторгся в австрийскую Венгрию. В августе 1644 Конде разбил баварцев под Фрейбургом и овладел Филиппсбургом и Майнцем. Одержав ряд побед над датчанами на суше и на море, шведы вынудили Кристиана IV заключить в 1645 мирный договор в Бремсебру и уступить им острова Готланд и Эзель, а также несколько областей в Восточной Норвегии. В начале марта 1645 Торстенсон вступил в Богемию, нанес 6-7 марта поражение имперцам при Янковицах, соединился с трансильванцами и подступил к Вене. Только пойдя на уступки Ракоши и заключив с ним мирное соглашение, император Фердинанд III (1637-1657) смог избежать катастрофы; шведы, оставшись без союзника, отступили из Австрии. Французский полководец Тюренн 2 марта проиграл баварцам сражение у Мариендаля, но уже 3 августа взял реванш под Аллерсхеймом южнее Нюрнберга. Утрата имперцами и лигистами стратегической инициативы побудила Фердинанда III начать мирные переговоры в Мюнстере с Францией и в Оснабрюке со Швецией и немецкими протестантскими князьями; военные действия, тем не менее, продолжались. В марте 1647 Максимилиан Баварский заключил сепаратное Ульмское перемирие с союзниками, которое, однако, вскоре было им же и нарушено; в ответ франко-шведская армия Тюренна, победив имперцев при Цусмарсгаузене, заняла большую часть Баварии. Летом 1648 шведы осадили Прагу, но в разгар осады пришло известие о подписании 24 октября 1648 Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне. Согласно его условиям, Франция получила Южный Эльзас и лотарингские епископства Мец, Туль и Верден, Швеция - Западную Померанию и герцогство Бремен, Саксония - Лузацию, Бавария - Верхний Пфальц, а Бранденбург - Восточную Померанию, архиепископство Магдебург и епископство Минден; была признана независимость Голландии. Война между Францией и Испанией продолжалась еще одиннадцать лет и закончилась Пиренейским миром 1659.

Вестфальский мир ознаменовал завершение эпохи преобладания Габсбургов в Европе. Ведущая роль в европейской политике перешла к Франции. В число великих держав вошла Швеция, установившая гегемонию на Балтике. Усилились международные позиции Голландии. Была закреплена политическая раздробленность Германии; внутри нее возросло значение Саксонии, Бранденбурга и Баварии.

36. Новые формы идеологии. Реф.

37. М.Вебер о протестантизме

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития. В начале своего труда Вебер подчёркивает классовый состав адептов протестантизма (на примере Германии конца XIX века, но считая такую структуру свойственной и любой другой стране): "Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди высших квалифицированных слоёв рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий" 3. Вебер отмечает, что распространение протестантизма - вопреки установившемуся мнению - означало усиление зависимости верующего от церкви по сравнению с католицизмом. "Но не следует упускать из виду и то, о чём теперь часто забывают: что Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жёсткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни" 4. Но что такое "дух" капитализма в трактовке Вебера? Это - прилежание и пунктуальность в работе, умеренность в личной жизни, а также… умение пользоваться кредитом с тем, чтобы получить приращение денег. "Помни, что кредит - деньги" 5. Всё это позволяло завоевать себе подобающее положение в обществе. Большое значение имело религиозное воспитание молодёжи. Вебер пишет, что молодые рабочие и работницы, получившие его, "наиболее восприимчивы к обучению новым технологическим методам" 6. Следует обратить внимание на то, что в историческом плане, как это понимает Вебер, стремление "стать угодным Богу" ведёт в сторону хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Он отмечает , что догмат, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монастырской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, тем самым эти обязанности становятся для человека его "призванием". Интересно и ещё одно сравнение в историческом плане между католицизмом и протестантизмом. "Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли". И далее, уже во взглядах Лютера существовала идея, "согласно которой профессиональная деятельность человека является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей" 7. Вместе с тем, Вебер практически подвергает критике один из основных постулатов протестантизма (кальвинизма) (вспомним определение, данное С.Д.Сказкиным): "Едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как самоцели, как "призвания", противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Перенесённое в каноническое право положение "Deo placere vix p o t e s t" (Едва ли будет угодно Богу [лат.]), относившееся к деятельности торговца,.. и определение наживы у Фомы Аквинского как t u r p i t u d o (позор [лат.]) (сюда включалось и связанное с предпринимательством, то есть этически дозволенное, получение прибыли) были уже известной уступкой (по сравнению с радикально антихрематистическими взглядами довольно широких слоёв населения) со стороны католической доктрины интересам политически столь связанного с церковью капитала итальянских городов" 9.

Вебера не оставляет в покое одно из основополагающих положений кальвинизма, и он отмечает, что в эпоху Кальвина "никогда полностью не исчезало ощущение того, что деятельность, для которой нажива является самоцелью, есть, в сущности, нечто p u d e n d u m (постыдное [лат.]), нечто такое, с чем можно лишь мириться как с некоей данностью жизненного устройства". И далее Вебер уточняет, что некоторые моралисты того времени, принимавшие начатки капиталистического ведения дела как данность, пытались - не без известного противодействия - доказать, что они приемлемы и необходимы (особенно в торговле), что проявляющаяся в капиталистической деятельности i n d u s t r i a (трудолюбие [лат.]) есть законный, этически безупречный источник прибыли". Однако, поясняет Вебер, эти люди отвергали самый "дух" капиталистического приобретательства как t u r p i t u d o и, уж во всяком случае, не оправдывали его с этических позиций 10. М. Вебер подробно проанализировал те специфические мировоззренческие установки, ту картину мира, которую формирует протестантизм. Именно протестантские мировоззренческие установки обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства. М. Вебер подчеркивает, что все особенности протестантизма вытекают из христианского представления о Боге как абсолютно трансцендентном, персонифицированном, активно вмешивающемся в земные дела, карающем и спасающем по собственному произволу Творце мира. Сотворив мир из ничего, Бог задает его законы, а вместе с ними и этические нормы человеческого общения, образующие в целом представление о богоугодном, праведном образе жизни. С этой точки зрения, как М. Вебер неоднократно подчеркивает, христианская, в том числе и протестантская этика рационализирует образ жизни верующих в целом, поскольку упорядочивает его и подчиняет единым нормам, ориентирует на единые цели. Описанные выше религиозно-философские представления определяют господствующие представления о сущности человека и его бытия. Христианин наделен бессмертной душой, но жизнь дается ему всего один раз, и в течение этого ограниченного, неизвестного никому и предопределенного свыше отрезка времени человек может заслужить как спасение и вечное блаженство, так и погибель и вечные муки. Жизнь человека, его индивидуальное уникальное существование имеют в христианстве абсолютную этическую и сотериологическую (душеспасительную) ценность, ибо душа вечна, бессмертна, и то, как мы проживем эту временную жизнь, определяет последующую вечность.

Важнейшей особенностью христианской, особенно протестантской религиозной этики М. Вебер считал абстрактный характер ее ценностей и норм. Существует понятие блага, добра, праведного образа жизни и т.п., которым противостоит представление о грехе, радикальном зле, также абстрактном. Всеобщее подчинение верующих, равных по своим этическим качествам, трансцендентному Богу и абстрактным этическим нормам, создает, по мнению М. Вебера, социально-психологические предпосылки для утверждения в обществе формального равенства людей перед законом и безличных юридических отношений. Товарное хозяйство, а в особенности капиталистическое предпринимательство, равно как и политическое устройство общества, основанное на формальной правовой регуляции, исходит из безличных отношений между индивидами, выступающими в качестве участников товарообмена или юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.