рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыИстория земельных отношений в России

Возвращение частной собственности на землю и другие объекты как основного вида собственности требуют в первую очередь переориентирования правовой базы всех видов кадастров. Частная собственность создает возможность свободной смены владельцев, быстрому изменению стоимости и потребует от разработчиков кадастровых систем обеспечения высокой оперативности и непрерывности экономической оценки объектов кадастра.

Правовой основой изменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, Земельный кодекс РСФСР и другие нормативные акты.

Земельная реформа проводится не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.

Земельные отношения - крупная и сложная проблема, она определяется совокупностью отношений между субъектами земельного права по поводу использования земли как ограниченного природного ресурса. Они включают в себя отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

Объектами земельных отношений являются земельные участки, их части, земельные доли и права на них. Субъектами земельных отношений выступают физические и юридические лица.

Принятые законы и серия подзаконных актов призваны служить как правовой базой, так и руководством для принятия решений на местах во всех регионах России.

Земельные отношения, регулируемые Конституцией Российской Федерации, земельным и другим законодательством, являются составной частью общественных отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей. В процессе земельных отношений земля рассматривается как общенациональное достояние. Она используется и охраняется как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

Участниками земельных отношений являются граждане и юридические лица. Правовое положение участников земельных отношений определяется земельным законодательством, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Земля в Российской Федерации может находиться в государственной, муниципальной, коллективной, кооперативной, частной и иных формах собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица выступают участниками земельных отношений только в случае аренды земли. Объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли в праве общей собственности на землю и права на них.

Использование земли в Российской Федерации является платным за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.

Платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, обустройство территории, на компенсацию затрат на эти цели собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также на проведение землеустройства (включая работы по установлению границ земельных участков в натуре, изготовлению их планов или чертежей границ), ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Все земли Российской Федерации подлежат охране.

Охрана включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и недопущение необоснованного изъятия ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.

Приватизация земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, которым она передана в бессрочное (постоянное) пользование, и земли, которая находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на добровольной основе по решению общего собрания работников предприятия.

В целях регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации проводится землеустройство, мониторинг земель, ведется государственный земельный кадастр и регистрация прав на землю, осуществляется государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ведутся научные исследования по этим направлениям.

В результате осуществления первого этапа земельной реформы исключительная государственная собственность на землю частично, в основном, на сельскохозяйственных землях, заменена частной земельной собственностью.

В настоящее время садовые и огородные участки имеются у 22 млн. семей, на площади 1,8 млн. га. В собственности 16,5 млн. семей сельских жителей, ведущих личное подсобное хозяйство, находятся более 5,7 млн. га.

Для индивидуального жилищного строительства в 1994 году выделены земельные участки 453 тыс. семей.

В ведение сельских и поселковых администраций передано около 30,5 млн. га земель, из них 16,2 млн. га сельхозугодий для расширения жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Всего к началу 1995 года в собственность, владение или пользование граждан передано около 44 млн. земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

Для удовлетворения потребностей граждан, предприятий, учреждений и организаций в земельных участках, решения переселенческих задач на территории Российской Федерации образован специальный фонд земель для последующего перераспределения на площади 46,5 млн. га, из которых 13,8 млн.га, или 30%, составляют сельскохозяйственные угодья.

Главную роль в решении сложной проблемы становления новых земельных отношений должно сыграть государство. С помощью государственного регулирования определяются условия и механизмы экономического воздействия на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования законодательных актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:

·разработать и принять нормативно-правовые документы по планированию землепользования, правам на землю и регламенту оборота земли;

·отработать практику целевого использования земли, имея в виду распределение земель по характеру использования (сельскохозяйственные, природоохранные, городские, жилищного строительства и т.д.), установить четкий статус земель каждой категории, создать механизм государственного контроля за целевым использованием земельных участков, ввести ограничения и обременения на права собственности на землю;

·разработать четкий механизм экономической оценки всей земли (сельскохозяйственной, городской и др.);

·разработать механизм аренды земли;

·создать эффективный механизм залога земли;

·создать информационную базу по земле, ядром которой должен стать государственный земельный кадастр.

В России пока еще нет основных нормативных документов, являющихся фундаментальными для земельных рынков развитых государств с упорядоченной экономикой. Отсутствует закон о рынке земли, который нельзя разрабатывать, не имея земельного кодекса. Оборот земли невозможен без механизма, который его запускает, контролирует и регулирует. Это, в свою очередь, требует решения таких проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически все землеуправляющие стоимостные рычаги - цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.

Заключение.

Важное место в регулировании земельного рынка занимают земельное к гражданское законодательство. Только их совместное применение в рыночных условиях позволит в полной мере соблюсти интересы и собственника земли, и государства.

Как свидетельствует наш собственный российский опыт, а также опыт многих зарубежных стран, главным в вопросах управления земельными ресурсами является разграничение предметов регулирования земельного и гражданского законодательства, разграничения полномочий в сфере регулирования земельных отношений между федерацией и ее субъектами, а так же вопросы регулирования отношений собственности и перераспределения земель между различными субъектами и сферами экономики в условиях рынка земли.

Приложения.

Приложение 1. Фрагменты писцового наказа с комментариями.

По указу государя царя и великого князя Михаила Федоровича посланы были из Поместного Приказа в разные города валовые писцы, позже даны им наказы, “а что писцом в наказе писано, и то писано ниже сего порознь по статьям”.

1. Писцы обязываются произвести записи в границах уездов, волостей и станов о землях поместных и вотчинных, землях сел и деревень, по видам землевладений: бояр, окольничих, стряпчих, дворян, иноземцев, монастырских и церковных. Требуется одновременно перечислить в каждом селе количество дворов, поименно людей в них, за кем они закреплены, отдельно дворы заброшенные, сроки и причины заброшенности.

2. За сокрытие от писцов используемых земель поместье конфискуется в пользу государя Алексея Михайловича с раздачей сокрытых земельных участков тем, кто сообщил о них писцу. За сокрытые земли с владельца взимается в пользу государя доход в двойном размере, а самому владельцу “быть в великой опале и в казни”.

3. Описывать и мерять земли требуется по ранее выданным документам на право владения (государевы ввозные грамоты, отдельщиковые и отказные выписи) с использованием старых писцовых книг. Оказавшиеся излишки “отписывать на государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малые и белые России самодержца до его государеву указу”.

4. При отсутствии документов или при опустении деревень устанавливать принадлежность земель владельцу путем опроса проживающих поблизости людей.

5. При описании земли подразделять на три категории: лучшие, средние и худшие. Записывать необходимо все сведения об отдельно расположенных “отхожие пашни и роспаши и поляны на лесах... и писать именно сколько на которых где покосах и на скольких десятинах и по скольку копан с десятины сена ставится, где, под которым сеном и под которою деревнею - рек и озер, и прудов, и мельниц, и спудов, и перевесей, и ры6ных ловель, и бобровых гонов, и всяких угодий”.

6. Отдельно описывать пашню, заросшую лесом, и пятилетние и более перелоги. Тем, где пашня заросла лесом, давать на нее льготы во всех государевых податях на пятнадцать лет; на участки, заросшие кустарником, - 10 лет, на чистые перелоги - 5 лет, с тем, чтобы стимулировать их освоение и рациональное использование.

7. При разделе земель на местности устанавливать межи с их отдельным описанием. “...И межи в тех землях, в которых местах, у которых угодий убавят и к которым местам которыя угодья прибавят, чинить межи, а на межах велеть ямы копать и грани тесать - имянно и в книги писать подлинно, чтоб впредь в лесах и покосех и во всяких угодьях и бортных угожьях ни у кого, ни с кем споров не было”.

8. При передаче земель от одного владельца другому необходимо, чтобы владельцы зти земли поделили сами и сами же установили границы на местности. В тех случаях, когда между владельцами возникают споры, межи устанавливаются по поручению писцов губными старостами и городовыми приказчиками.

9. “А которые бортные леса и деревни, и починки, и пустоши, и селища, и займища сошлись с поместными землями, с пашнями и с покосы и со всякими угодьи, хотя будет в которых ныне и спору нет и писцов те бортные Земли с поместными и вотчинными землями размежевать и межу чинить и на межах велети ямы покопати и грани потесати и в книги имянно межи их велеть писать по межам, чтоб впред меж их в землях споров не было”.

Следует обратить внимание на стремление авторов наказа к системному подходу. В наказе можно увидеть: учетно-статистические (статья 1), правовые (статьи 2 - 4), кадастровые (статьи 5, 6), межевые (статьи 7 - 9) задачи. Одновременно с учетом земель производилась перепись всего населения на этих землях и принадлежащего ему имущества.

Сводными документами писцовых межеваний стали писцовые и межевые книги. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам: город, уезд, стан, волость. Отдельно описывались каждое село и деревня. В писцовых книгах описаны пахотные земли, а также сенокосные угодья и лесные участки. Каждая писцовая книга заканчивалась сводными итогами. Писцовые книги имеют большую ценность как источник по социально-экономической истории России XV - XVII веков. Не только историк, но и пытливый земледелец может получить из них полезные сведения об использовании в стародавние времена земель, на которых он сейчас живет и трудится.

Приложение 2. Выдержки из “Генеральных правил ...” по межеванию.

Генеральные правила, данные межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции.

1. В Государственное земель размежевание, которое предприемлется для единственнаго всех владельцов собственнаго спокойствия и развода по настоящим границам их владения, отнюдь не вмещать ни ревизии, ни редукции, но единственно только межевать, и класть на планы земли каждого владения, а для того:

2. Все земли межевать не к именам владельцов, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям, каждое селение порознь, или всякое владение общею обводною межею, как то владельцы сами, и по скольку к которому селению земли из собственного своего владения межевать пожелают, и в межевых новых книгах также и планах писать за кем только именно при Государственном размежевании какия именно ж села, деревни и пустоши во владения окажутся, сколько в них какой земли четвертей и всяких угодей; ибо сим Государственным размежеванием сел, деревень и пустошей к владельцам не утверждается, и споры во владении ими представляются по прежнему установленному общему Государственному на то обыкновенному суду и Правительству, то есть Вотчинной Коллегии: для чего сим генеральным межеваньем и утверждаются единственно и навсегда земли только к селам и деревням, а пустоши к их старым названиям, но отнюдь не селы, деревни и пустоши к именам владельческим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.