рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыСталин и Троцкий - политические противники

Сталин и Троцкий - политические противники

Сталин и Троцкий - политические противники.

Трудно найти в отечественной истории более ненавидящую друг друга пару политиков, чем пара Сталин - Троцкий.

Какие же были они, эти люди оставившие большой след в истории России ХХ столетия.

Сталин родился 21 декабря 1879 года в Грузинском городке Гори. Родители Сталина и мать и отец были малограмотными, к тому же родились крепостными. Свободу они получили только в 1864 году. До рождения Иосифа трое детей Джугашвили умерли, едва появившись на свет. Он и сам чуть не погиб от оспы, когда ему, было, пять лет. Отец Сталина человек грубый, жестокий, сильно пьющий, бил жену и сына и с трудом мог содержать семью.

В 1884 году Иосиф поступил в духовное училище, а за тем поступил в Тифлисскцю православную семинарию.

В тот же период, когда Сталин учился в семинарии, царское правительство проводило в Грузии политику русификации. Иосиф начал изучать грузинскую литературу. Одна из таких книг запала в душу юноши. В книге повествовалось о Кобе, кавказском Робин-Гуде, сражавшимся с казаками, защитнике грузинских бедняков. С тех пор на целые двадцать лет юный Джугашвили взял себе кличку “Коба”. Сталин поучился в семинарии с 1894 по 1899гг., как вдруг внезапно бросил учебу не получив аттестат. Сталин, учась в семинарии, занимался упорно, чтобы достичь необходимых знаний по дисциплинам включающих помимо церковно-славянского языка и Закона Божьего латинский и греческий языки, русскую литературу и историю. Благодаря образованию, получила развитие и феноменальная память Сталина - свойство, которому впоследствии суждено было сыграть немаловажную роль в его жизни.

Поступив в семинарию, он стал замкнутым, молчаливым, предпочитал уединение с книгой. Сталин в семинарии научился прятать чувства, и это чувство стало его второй натурой. В семинарии он познакомился с трудами Канта, Маркса и Плеханова. Постепенно разочаровавшись в идеалах грузинского национализма, он организовал среди семинаристов кружок по изучению социализма. Вскоре Сталин был принят в группу “Месаме-даси” и как испытание ему было поручено вести пропаганду марксистских идей в кружке рабочих-путейцев. В1899 году Сталин был исключен из семинарии. Оставив семинарию, он стал организатором кружков, перерывы в этой деятельности составляли его аресты и ссылки в Сибирь.

Едва сводив концы с концами, он жил, полагаясь на поддержку товарищей и сочувствующих, находя у них угол и убежище от полиции.

Его деятельность распространялась на рабочую среду городов Тифлиса и Баку. В 1902 году после участия в забастовке в г. Батуми он был арестован полицией и отправлен в тюрьму, после чего был выслан на Север в Вологду. Со второй попытки Иосиф Сталин убежал из ссылки и возвратился на Кавказ, где узнал об организации РСДРП.

Родившись в селе среди Украинских степей в семье обрусевшего еврея имевшего свое хозяйство, юный Лев Бронштейн еще с гимнастических лет в Одессе поражал остротой ума и своей способностью к литературе и языкам. Подобно многим русским революционерам, он уже со студенческой скамьи увлекся подпольной деятельностью и еще не достигнув и двадцати лет, был приговорен к тюремному заключению и ссылке. Предприняв побег с фальшивым паспортом на имя Троцкого, он присоединился к группе ленинцев “искровцев” за границей. Деятельность Троцкого в 1905 году в качестве председателя Санкт-Петербургского Совета завоевала ему славу революционного оратора. После 1905 года он был, хотя и видной, однако стоявшей особняком личностью среди русских эмигрантов, следуя своим собственным путем то и дело ведя дискуссию, как с Лениным, так и с меньшевиками и проявив наравне с ораторскими, блестящие способности литератора. В августе 1917 года Ленину удалось убедить Троцкого вступить в партию большевиков.

Отношение Сталина с лидерами социал-демократами показывают насколько его угнетало чувство социальной и интеллектуальной неполноценности, сколь редко забывал он чье-то к себе пренебрежение, прощал чью-то снисходительность. Но при всем том он научился обращать недооценку себя другими в свою же пользу. Стоило Троцкому однажды назвать Сталина “серой, бесцветной посредственностью”, и впоследствии Сталин смог воспользоваться промашкой Троцкого, за что тот и поплатился сперва утратой роли приемника Ленина, а потом и самой жизнью.

Еще одной отличительной чертой Сталина был его опыт местного партийного организатора российской глубинки, чем мало кто из первых фигур большевизма, а в том числе и Троцкий, могли похвалиться, и что помогло Сталину завоевать доверие Ленина.

Важной частью этого опыта были периодические аресты, тюрьмы, ссылки и побеги. Из девяти лет с мая 1908 г. По март 1917 года он провел на свободе лишь полтора года. Именно тюрьма и ссылки стали “университетами”, где он восстанавливал пробелы в своем образовании и, особенно в марксистской литературе. Он был исключительно дисциплинирован, постоянно с книгой в руках, активный участник дискуссии, уверенный в своей правоте, острый на язык, язвительный к оппонентам.

Даже оставив в стороне то обстоятельство, что меньшевики, как, например Троцкий не переставали язвительно критиковать Сталина долгие годы. К 1905 году у Сталина сложилась репутация человека, с которым трудно работать, амбициозного интригана, стравливающего своих товарищей между собой, не доверяющего никому и сам ничьим доверием не пользующийся, никогда не забывающего пренебрежения, никогда не прощающего тому, кто одерживал над ним верх в споре или возражавшему. Его организаторские способности сомнению не подвергались. Он мог справиться с любым делом. Впервые за эти годы Сталину удалось добиться избрания делегатом на партийный съезд. В 1906 году в Стокгольме был созван съезд с целью объединения социал-демократической партии. Самым важным итогом съезда для Сталина было то, что он встречался там с Лениным. В поисках учителя Сталин обрел наконец человека, авторитарность суждений которого не вызывала у него сомнений. На Пражской партийной конференции в 1912 г., хотя Сталин находился в ссылке, Ленин настоял на включении его в Центральный Комитет. Ленин порвал тогда с эмигрантской интеллигенцией, куда входили Троцкий, Каменев, Бухарин. Как и начало революции 1905 г., так и начало Февральской революции 1917 г., застало русских революционеров эмигрантов врасплох. Примерно за месяц до этого Троцкий, в отчаянии от развитий в Европе отбыл в Америку. Сталин же всегда был в России и на переднем рубеже. Так события первых чисел июля 1917 г., могло значительно поколебать надежды большевиков. Ленин скрывался, Каменев с Троцким были арестованы. Лишь оставшиеся Сталин и Свердлов удерживали партию от разброда. 10 июля вышла статья Ленина “политическое положение”, в которой ставился вопрос о вооруженном восстании. На VI съезде партии проходившего с 26 июля по 3 августа Сталин выступил с докладом, где поддержал Ленинскую политику и увлек съезд за собой. Однако в течение августа и сентября он находился в тени и был вынужден столкнуться с тем, что стремительный политический взлет Троцкого затмил его собственную роль в Октябрьских событиях. Революция на удивление длилась не более 2-х суток и обошлась не значительным кровопролитием. Из войск, на которые могли рассчитывать большевики, были отряды рабочей красной гвардии, а также моряки Кронштадта и Балтийского флота. Войска Петроградского гарнизона пребывали в нерешительности, и Троцкий проведя с ними переговоры, добился успеха, переведя войска на сторону большевиков. Позднее Троцкий отметил: «Финальный акт кажется кратким, таким сухим - даже не вяжется как-то с историческим размахом событий».

Революция в России остается одним из самых выдающихся и решающих событий в истории ХХ века. Оказавшиеся перед лицом сложнейших проблем партийная верхушка хоть и состояла из толковых людей, но ни у одного из них не было опыта управления государством. Однако ни Ленин, которому было тогда 50 лет, ни Троцкий которому как и Сталину в ту пору было около 40 лет, не испытывали страха в этой сложной ситуации.

Старые большевики относились к Троцкому как к человеку постороннему, примкнувшему к партии лишь в августе 1917г. Его манера командовать многими, не одним Сталиным, как проявление крайнего высокомерия по отношению к другим. Учитывая работу Троцкого в Петроградском Совете, после того как он зарекомендовал себя специалистом по захвату власти, его роль в качестве революционного вождя уже не оспаривалась.

По трем причинам 1917 год можно считать ключевым моментом в дальнейшем развитии личности Сталина. Первая - это то, что не смог сыграть ведущую роль в заглавных событиях, роль, о которой он мечтал, оставила глубокую травму. С конца 1929 года, как только ему представилась возможность, он предпринял чрезвычайные меры, чтобы ее залечить. Документы видоизменяются или взымаются; воспоминания подвергаются запретам или цензуре; журналисты, историки, придворные живописцы и деятели кино получают предписание создавать “новую” исправленную версию основополагающих Событий истории Советского Союза.

Приведем такой пример: большевистские лидеры, уже прибывшие в Петроград, отправляются встречать Ленина на Финляндский вокзал. Встреча встречей, но именно в этот момент Ленин обрушивается с критикой на проводимую ими линию. По всей видимости, Сталин не был среди встречавших, никто толком его там не видал. Однако в официальной биографии Сталина, опубликованной в 1940 г., этот эпизод выглядит следующим образом:

“З апреля Сталин отправился в Белоостров на встречу с Лениным. С огромной радостью встретились два вождя революции, два вождя большевизма после длительной разлуки. Оба были, готовы бороться за диктатуру пролетариата, возглавив борьбу революционного народа России. По дороге в Петроград Сталин рассказывал Ленину о положении дел в партии и о ходе развития революционных событий”.

Фигура Троцкого, который, бесспорно, сыграл ведущую, уступающую по значению лишь роли Ленина, роль в процессе реального захвата власти,-- была вычеркнута из истории и заменена фигурой Сталина. Ленин оставался великим вождем революции, который приехал в Россию из-за границы. Сталин теперь был поднят до его уровня, явившись вождем, никогда не покидавшим Россию и встречавшим Ленина по его возвращению.

Вторым последствием его неудач 1917 года явилась внутренняя потребность Сталина, продиктованная не только стратегическими, экономическими или политическим‚ резонами, добиться, чтобы его революция не уступала ленинской. Это привело в 1929--1933 гг. к новым еще более глубоким потрясениям, когда индустриализация в России и коллективизация крестьянства проводились с помощью силы, став как бы второй революцией без которой, как утверждал Сталин, революция 1917 года была бы неполной, лишенной будущего.

Оба названных обстоятельства возымели глубокие последствия. Третья причина того, почему так важен 1917 год в биографии Сталина, переносит нас к событиям 1917-1921 гг.: важен не вклад Сталина в дело революции, который ни в коей мере решающим не назовешь, а важно влияние самой революции на развитие личности Сталина. После четырех лет, потерянных в ссылке, Сталину выпала возможность пройти школу богатейшего политического опыта, находясь в самом центре событий важнейшего этапа революционной истории и работая в непосредственном контакте с одним из самых выдающихся, а, по мнению многих, с самым выдающимся - из лидеров современного революционного движения.

В способности Сталина извлекать уроки было одно из его преимуществ перед Троцким. Она проявилась, к примеру, когда, не сумев в апреле и июле постичь смысл поворотов в ленинской политике, Сталин со временем все же смог понять и принять их. Это качество в Сталине Ленин ценил и умел использовать. Именно оно помогло Сталину занять высокую должность в Совете Народных Комиссаров - новом правительственном кабинете - и даже стать одним из трех представителей высшего руководства от партии большевиков (Ленин, Троцкий, Сталин), куда вошли также двое представителей партии левых эсеров. Все это

означало работу в непосредственной близости с Лениным, а подобные уроки, как показала практика апрельско-июньского периода, Сталин впитывал с особым рвением.

Испытывая, и в этом можно не сомневаться, восхищение перед Лениным, Сталин, вполне возможно, задавался вопросом: каковы те особые качества, что сделали его вождем? Не только благодаря образованности и силе логики добился Ленин беспрецедентного возвышения в партии. Ленин не обладал даром предвидения и непререкаемости суждений, а зачастую он ошибался, делая прогнозы на будущее. К примеру, он не смог предугадать революцию в России в 1917 году и совершенно ошибочно оценивал возможности революционных движений в Европе, благодаря которым рассчитывал спасти Россию. Кроме того, Ленин даже не стремился предвидеть последствия для России и будущего социализма тех методов, которые насаждал в процессе осуществления своей революции. Нет, Сталина, прежде всего, привлекали в Ленине его целеустремленность и способность умственной концентрации; его умение найти и использовать ту или иную возможность, направив при этом все свои усилия, в том числе и ошибки, на осуществление своей цели; его неколебимая уверенность в своей правоте и, вместе с тем, воля к победе, решимость не позволить себя обыграть.

Революция в России остается одним из самых выдающихся, а также решающих событий в истории ХХ века. Большевики были самой немногочисленной из социалистических партий России, насчитывавшей к началу 1917 г.25 000 членов и большую часть этого года пребывавшей в оппозиции и политической изоляции. Однако уже к концу1917 г. их вожди неожиданно и буквально за одну ночь сформировали первое в мире социалистическое правительство, взвалившее на себя бремя ответственности за всю колоссальную страну с населением более 170 миллионов. К осени 1918 г., в итоге года пребывания у власти, большевики положили конец войне и учредили однопартийную диктатуру, утверждая, что это диктатура рабочих и крестьян. Между тем, пока было сомнительно, смогут ли они распространить свою власть на всю страну хотя бы просто удержать свое правление не говоря уже о том чтоб доказать эффективность своей программы экономического и социального преобразования. То, на что Ленин и Троцкий рассчитывали как на решающую предпосылку воплощения своих надежд на успех - одновременные вспышки революций в Западной Европе и, прежде всего в Германии,- оказалось малореальным. Не получив ожидаемой поддержки от братских социалистических правительств, большевики вдобавок столкнулись с интервенцией Антанты, выступившей в поддержку контрреволюционных сил внутри России.

Оказавшаяся перед лицом сложнейшей проблемы овладеть ситуацией партийная верхушка, хоть и состояла из людей толковых, все же ни у одного из них не было ни малейшего опыта в управлении государством и экономикой. Мало того, что они все были в основном теоретики, а не практики, все эти люди испытывали крайнее недоверие к традиционным методам управления, свойственным чиновничеству царской России, равно как и буржуазным методам управления, государством, характерным для стран Западной Европы, и начисто отвергали капиталистический способ управления экономикой. Не имея опыта, они не имели, кроме того, и какой-либо собственной альтернативного характера модели или схемы; приходилось импровизировать по ходу дела.

Однако ни Ленин, которому тогда было около 50 лет, ни Троцкий, которому, как и Сталину, было в ту пору около 40, не испытывали страха в этой сложнейшей ситуации. Ленин достиг своей цели, к которой шел всю жизнь,-- он добился власти, что упрочило не только его собственную веру в свои силы, но также и его авторитет. Вплоть до состоявшегося в 1921 г. Х съезда партии среди ее членов продолжались жаркие споры относительно политического курса в условиях терпимости к разногласиям и критике. Однако после того как Ленин противопоставил себя большинству партии, что нашло отражение в его “Апрельских тезисах” событиях Октябрьской революции, а также в период мирных переговоров в Брест-Литовске - причем, каждый раз итог был в его пользу,- руководящая роль Ленина в партии уже сомнению не подлежала.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.