рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыВозникновение и развитие феодального государства в Индии

Бахлул(1451-1489), придя к власти чтил многие обычаи, он был прост в обхождении, не терпел пышности при дворе. Считаясь с притязаниями афганской знати и других мусульманских военачальников, он раздавал им щедрые земельные пожалования. Время его правления прошло в завоевательных войнах, в результате чего многие раджи, и мятежные эмиры выразили Бахлулу свое повиновение. Его сын Сикандар - шах Лоди (1489- 1517) пошел на дальнейшие уступки феодалам, освободив их от опеки государственного фиска , по существу, отказавшись от доходов государства на пожалованных территория. Одновременно он пытался держать в подчинении наместников и вассальных князей, создал довольно четко действующую службу информирования. В 1504году Агра стала на ряду с Дели резиденцией султана и одновременно удобной стратегической базой для военных предприятий против некоторых феодалов двуречья Ганга и Джамны. Большим влиянием при Сикандаре пользовались афганские военачальники. Их притязания пытался обуздать наследник Сикандара Ибрахим - шах Лоди (1517-1526). Многие могущественные эмиры потеряли при нем земельные владения и влияние. Но ни победы султана в походах против князей, ни жесткие расправы его с непокорными не способствовали прекращению мятежей феодалов. Ибрахим -шах был разбит в битве при Панипате Бабуром, ставшим в Идии основателем новой династии - Моголов. Власть Делийских султанатов на декане южнее гор Видхья не была долговечной. Основатель династии, Абу Музаффар Ала уд-дин Бахман, Бахманидов своей столицей сделал Гупьбаргу, переименовав её в Ахсамабад. На протяжении своей истории Бахманидский султанат вел войны с соседним южно-индийским государством Виджаянагара. Яблоком раздора между ними было богатое двуречье Кришны и Гунгабхадры. Это война для Бахманидов осложнялась внутренними неурядицами - соперничество двух феодальных группировок: Декани - мусульманская знать и потомки давних поселенцев мусульман на декане, они были Суниты; Афаки (чужеземцы) они были Шииты. Противостояние приняло форму религиозной вражды. Также Бахманидский султанат вел борьбу с грозным противником - Мальвой. Последние десятилетия XV - и начала XVI веков - время территориального распада Бахманидского султаната. Относительно сильным государством в XV - в начале XVI вв., был Гуджаратский султанат. В XIV веке он входил в состав Делийского султаната. Музаффар-шах I (1407-1411 гг) основал династию Танк, известна также как Ахмад-шах, по имени его внука и приемника Ахмад-шахи (1411-1442 гг.). Его правление проходило в борьбе с местными феодалами, так как в раджпутские владения вторглись, на полуострове Кат-Хиавор, Ахмад-шах вынудил признать его сюзеренитет. Часть наследственных владений князей - раджпутов была отобрана в Халиса, а затем роздана военачальникам и войнам в качестве служебных держаний. В 1411 году лишь только вступив на престол Ахмад-шах основал Ахмадабад - столицу. Могущества Гуджаратский султанат достиг при внуке Ахмада-шаха, Махмуд-шехе Бегара (1458-1511 гг.). Власть султаната укрепилась в результате борьбы с независимыми феодалами. Его правление описывают как «беспримерного процветания». Феодальные войны в конце XIV - начале XV вв., сопровождались разорением деревень и городов. Значительная часть богатств созданных трудом земледельцев и ремесленников, а также доход от торговли концентрировались в руках представителей феодального класса. Основа их власти - феодальная земельная собственность. Характерной чертой её развития в XV веке была «приватизация земельной собственности» при одновременном резком сокращений фондов доменных земель халиса, путем завоевания султанами новых земель и одновременно раздача их своим служащим. Служилые земельные держания историк, писавший в 30-х годах XV века, называет-икта. Со второй половины XIV века икта становиться долгосрочной, затем пожизненной и даже наследственным владением. Долгосрочная и наследственная икта в Делийском султанате преобладают во второй половине XV века. В XV веке многие служилые пожалования становятся владениями, пользующееся правом налогового иммунитета. Владельцы икта назначали пожалованные им территории своих уполномоченных и управляющих, передавали часть своего имения в держание собственным слугам и подчиненным. Аналогичный процесс происходил и на Декане, в частности и в Бахманидском султанате. В Гуджарате принцип наследования феодальных пожалований зафиксирован в указах местных султанов. Тем не менее, не малое число вотчинников продолжало владеть своими наследственными землями, не признавая зависимости от правивших султанов. Кроме владельцев икта в XV веке существовали различные категории феодальных владений: земли храмов и мечетей, земли отдельных представителей индусского жречества и мусульманского духовенства, придворных поэтов, историков, купцов и других горожан и сельских старшин. Эти земли называли милк (собственность, владение). В отличие от икта они не были обусловлены службой, передавались по наследству и отчуждались путем продажи. Источником милка могли быть пожалования, возделывание нови, наследственность и купля-продажа. Размер его уступали икта. Все категории феодальной собственности характеризовались тем, что земля не принадлежала исключительно одним лицам. Иерархия отношений личного господства и подчинение как между самими феодалами, так и между ними и непосредственно производителями, составляющими характерную черту отношений феодальной собственности, над которой надстраивались социальная и политическая структуры общества. Служилые получали со своих владений денежной довольствие; дополнительно к нему султан выплачивал жалование в деньгах. В Делийском султанате в начале XVI века стали преобладать денежные платежи. В начале XVI века Индия была политически раздробленна. На Декане в процессе распада некогда крупного и могущественного государственного образования - Бахманидского султаната, возникли несколько более мелких государств. Политическая раздробленность была характерна, возможна, в еще большей степени для Северной Индии. Некоторая стабильность наступила после захвата власти Сайидом Хусейн-шахом (1493-1519), который подчинил себе ряд территорий в результате войн с Ориссой и Ассамом. В Кашмире правила мусульманская династия основанная еще в XIV веке Шах-мирзой. В начале XVI века Кашмир оставался в значительной мере изолированной от других частей Северной Индии, что определило его специфические черты развития. Богатая земледельческая область Малва находилась в 30-е годы XV века под властью династии тюрков-хильджи, подчинивших себе местных раджей и князей. «Заповедником» индусского феодализма был Раджастан. Здесь существаволо одновременно несколько княжеств, где правили князья из подчиненных раджутских кланов. Делийский султанат в начале XVI века оставался одним из значительных государств в Северной Индии, хотя пределы его были гораздо скромнее, чем прежде в XIV веке, когда они охватывали значительную часть острова Индостан. Султанат теперь включал Панджап, область Дели и двуречье Ганга и Джамны. Однако часы истории уже отсчитывали последние годы правления Делийских султанов. В 1517 году на престол вступил сын Сикандар-шаха Ибрахим-шах Лоди (1517-1526 гг.). Это было время когда могущество Афганских эмиров достигло своего апогея. Основатель династии Лоди Бахлу-шах (1451-1489 гг.), был вынужден свято чтить традиции племенного быта Афганцев. Но его внук Ибрахим-шах был молод и решителен. Он бросил вызов Афганской знати, отказавшись от «демократических» традиций патриархальной организации и быта афганцев в пользу принципов монархической власти. Мятежи некоторых представителей этой знати ставили своей целью возвести на трон брата ненавистного шаха. Афганские эмиры Ибрахим-шаха, движимые ненавистью к заносчивуму султану, вступили в переписку с установившим свою власть в Кабуле тимуридом Захир ад-Дином Мухаммадом Бабуром, призывая его избавить знать от тирании Ибрахима и обещая ему свою поддержку и легкую победу. После нескольких неудачных попыток Бабур отчаялся взять реванш в Средней Азии, и устремил свои взоры на Восток - на Индию. Войско Бабура прокладывало себе путь к Дели по Панджабо- Харьянской равнине, тянущейся словно коридор, к востокуи сливающейся с равниной Ганга. Панджаб оказался довольно легкой добычей, поскольку 5 рек, давших названое самой области («Панджаб» - перс. «пятиречье»), в зимний сезон мелели, и во многих местах можно перейти вброд. Решающее сражение между силами Ибрахима и силами Бабура произошло 21 апреля 1526года. Делийский султан был наголову разбит войском Бабура. Так завершилась история Делийского султаната, и была основана династия Моголов. Границы владений Бабура простирались теперь с запада на восток от р.Атток до Бихара. Далее и большая часть Северной Индии , включая практически всю долину Ганга, оказалась под его властью. Завоеванные земли он раздавал своим сподвижникам - военачальникам и приближенным. Получившие в качестве ваджаха (пожалование) города и округа должны были с каждого лакха (100 тыс.) дохода выставлять сотню всадников. Перед смертью(1530) Бабур разделил свои владения между сыновьями. Хумаюн - старший сын , ему достался Хиндустан, младшие братья получили Панджаб, Кабул, Кандагар. Состоящий на службе у Бабура Шер-хан, был не слишком верен ему. Поэтому, после смерти султана он приступил к завоеванию страны. В итоге Хумаюн бежал, оставив свою армию, а Шер-хан короновался под именем Шер-шаха Сура (1540-1545). Все его правление прошло в войнах, однако, Шер - шах был также способным администратором. Центром его государства Был Дели, который в дни правления Шер-шаха простирался с севера на юг не менее чем на 15-16 км. Шах погиб при штурме крепости Каланджар. Сын его так же вскоре погиб. В связи с этими событиями аюганские военачальники начали между собой воуну за престол. Воспользовавшись сложившей ситуацией, Хумаюн, поддерживаемый иранским шахом, вновь завладел Дели и Агрой. Но в 1556г. Хумаюн умер.

Приближенные совершили церемонию введения на прстол его тринадцатилетнего сына Акбара. Опекуном к нему был пристовлен военачальник и поэт Байрам - хан. Самоуправством и деспотизмом Байрам-хана Акбар тяготился, и в 1560г., будучи семнадцатилетним юношей, объявил о решении править самостоятельно.

Власть Акбара первоначально не выходила за пределы двуречья Ганга и Джамны и облисти Дели- Агра. Однако еще в период регенства Байрам - хана Были завоеваны Гвалияр, Аджмер, Джаунпур, Малва. Позднее без Акбару подчинился раджа Амбера. В 60-х гг. были завоеваны раджпутские княжества Гондваны и сильные крепости Читор и Рантхамбхор в Раджпутане.

В 1572г. Акбар вторгся в Гуджарат. Музаффар - шах IIIвыразил ему свою покорность, за что ему было назначено пожизненное содержание. Продолжив завоевания, в 1574-1576гг. он подчинил своей власти Бенгалию,Находившуюся дотоле во власти афганских вождей. Государство Акбара включало на востоке Бенгалию, Ориссу, на западе простиралась до Кабула и Кандагара. На севере а него входили Кашмир , на северо-западе - Синд. Свою столицу Акбар перенес сначала в Агру, затем в 37км. От нее он основал город-крепость Фатехпур - Сикри, которая стала его новой резиденцией.

Основным направлением внутренней политика Акбара было укрепление власти падишаха. Ему представлялись все дела, имеющие отношение к крупным назначениям , пожалованиям, налогам; особый день отводился для судопроизводства. Злом, подрывавшим власть монарха, Акбар считал своеволие и мятежность подданных . Дабы покончить с этим , он задумал лишить эмиров и прочих представителей военной знати источников их влияния Богатства, а именно обусловленных службой земельных владений - джагиров (ранее икта). Вместо джагиров служилые, согласно падишахскому указу от 1574г. , должны были получать денежное жалование, а налоги с деревень и округов передавались откупщикам - куруриям ( букв. «десять миллионов») , которые должны были посылать их в падишахскую казну, подобно налогам с земель халисе. Но острое недовольство бывших джагиров и мятежи вынудили его отказаться от реформы. Однако он решил упорядочить ее , с тем чтобы джагирдары - военачальники содержали наемные войсковые контингенты, по численности соответствующие доходу с пожалованной территории. С этой целью он сделал обязательным клеймение коней , чтоб джагиры при инспекциях не могли обмениваться ими. Кони должны были по своим физическим данным соответствовать принятым нормативам. Армия была наемной. Численность отряда определялся мансаб (ранг) джагирдара. По принятой Акбаром системе мансабдарства - рангированной структуре , включавшей как военных, так и лиц, занятых в административной системе все служилые разделялись на 3 категории. Обладатели высших мансабов - «10, 8, 7 тысяч» - были принцы крови. Следующая группа- мансабдары , имевшие чин от «5 тысяч» до «200» ( их примерно 412 человек); их именовали эмирами . Подавляющее большинство мансабдаров (1400 чел.) имели мансабы от «150» до «10». Ряд изменений был и в практике налогообложения. В большинстве областей налог переводился в денежную форму. Но он оказался обременительным для землевладельцев, и ввергая их в сферу товарно-денежных отношений, приводил к установлению зависимости от купцов-перекупщиков и ростовщиков. Одновременно вводился ряд правил, направленных на упорядочение налоговой системы и сбора налога. Размер его ставился в зависимости от категории земельного участка. С земель, возделываемых из года в год (поладж) , он составлял 1/3 урожая, с лежащих один-три года под паром(чачар) и вновь возделанной целены (банджар) налог был значительно ниже. В зависимости от выбора налогоплательщика размер налога устанавливали тогда, когда урожай стоял на корню , или после сбора урожая, или путем обмера полей. Учитывая злоупотребления чиновников при обмере полей, производившемся с помощью веревки, которую можно было в мокром состоянии удлинить или, высушив, укоротить, Акбар приказал использовать бамбуковый шест, скрепленный железными кольцами. При обложении учитывались урожайность последних 10 лет и рыночная стоимость земледельческих продуктов. Налог был весьма обременительным, и его не редко собирали с помощью войска.

Покровительствуя торговле, важному источнику доходов государства, Акбар издал ряд указов об унификации системы мер и весов, а также денежных едениц со стандартным содержанием золота и серебра.

В правление Акбара политическая раздробленность предыдущего периода исчезла. Принципам религиозной политики провозглашался «всеобщий мир», подразумевающий мирные отношения между последователями всех религий, за которыми в равной мере признавалась истинность.

Уже в 1563 году Акбар отменил дававшую казне большой доход джизью с поломников-индусов, а вскоре вообще упразднил этот подушный налог со всех иноверцев. Столкнувшись с неодобрением мусульманского духовенства, он восстановил джизью и повторно отменил лишь в начале 80-х гг. В соответствии со своими религиозными исканиями в 1575 году в столице Фатехпур-Сикри Акбар учредил «Молитвенный дом» предназначенный для религиозных диспутов. В 1578 году здесь начали приглашать приверженцев других религий. А с 1580 года Акбар стал появляться на официальных приёмах с кастовым знаком на лбу, со шнурами, украшенными драгоценными камнями, на кистях рук, как это было принято у брахманов. Тогда же, в знак уважения религиозных чувств индусов, он запретил убой коров и употребление в пищу говядины. При дворе отмечались индуистские праздники. В том же году представители мусульманской ортодоксии-улемы издали фетву (религиозные предписания), объявляющую Акбара еретиком, недостойным управлять мусульманским государством и поэтому низложенным. Под знамёна ортодоксии встали также многие мятежные феодалы Панджаба и Бенгалии, объявив о своей приверженности младшему, сводному брату Акбара, его наместнику. Акбар с трудом подавил восстание. В 1582 году при дворе была торжественно провозглашена «божественная религия», эклектически соединившая в себе положение различных религиозных учений. Утопичность концепции религиозного единства предопределило неудачу религиозной политики Акбара. Широкое распространение получило социокультурное явление бхакти . Проповедники и последовали бхакти отвергали религиозную обрядность и миссию священнослужителей как посредников между Богом-Абсолютом и человеком. С прповедью идей бхакти в период правления Акбара, выступили Шри Чайтанья в Бенгалии, Даду - в Раджастхане и другие.

17-го октября 1605 года Акбар скончался. Старший сын Акбара - Салима, ещё в 1601 году обосновавшись в Аллахабаде, вёл себя как независимый правитель, раздавал джагиры и издавал свои фирманы. Спустя насколько дней после смерти Акбара, Салим вступил на трон в Агре, приняв имя Нур уд-Дин Муххамад Джахангир-падишах Гази (1605 - 1627гг.). Вскоре по вступлении на трон, он отменил многие нововведения Акбара, в частности отражавшие политику веротерпимости. Это вызвало недовольство индусов-военачальников. При поддержке одного из них восстал Хосроу, старший сын Джахангира. Его мятеж вынудил отца прекратить начатые военные действия против правителя Мевара Амар Сингха, одного из самыж могущественных независимых ражпутских владетелей, и заключить с ним мир. Только в 1608 году военные действия возобновились, не принеся, однако, ощутимых результатов. Параллельно с операциями против Мевара военные действия были начаты против независимых афганских военачальников в Бенгалии, что привело к полному их разгрому и подчинению. Войны в Декане ослабили позиции Джахангира на западе, в Афганистане.

В 1627 году умер Джахангира. На престол вступил его сын Хосроу (1628-1658 гг.), короновавшийся под именем Шах-Джахан. Крупным успехом его было изгнание обосновавшихся в конце XVII века в Бенгалии, в Хугли, португальцев (1632 г.), превративших этот небольшой городок в крупный торговый центр. Напротив, неудачным оказались компании по захвату Балха и Бадахшана (1636-1646 гг.) Против султана Декана была направлена из Дели большая армия. Правители Голконды и Биджакура признали верховную власть Шах-Джахана и согласились на уплату дани. Наместником деканских владений шах назначил своего сына Аурангзеба. С согласия отца в 1657 году Аурангзеб вторгся в Биджапур, который затем отошёл к Моголам.

Шах Джахан не предпринимал каких-либо важных реформ, касающихся дел управления государством. Внезапная его болезнь вызвала кровопролитную борьбу за власть между четырьмя его сыновьями. В этой борьбе погибли три брата Аурангзеба. В 1668 году Шах-Джахана умер заточенный в крепость Агра.

В противоположность отцу Аурангзеб был склонен к аскетичному образу жизни. Он запретил столь обширные при дворе музыку и танцы, как и употребление спиртных напитков и наркотиков. Был издан указ на запрет сеять на коронных землях наркотические растения. В 1679 году, дабы «покончить с неверными», Аурангзеб восстановил джизью, это оскорбляло достоинство индусов, но зата давало казне огромные доходы. Это вызвало волну недовольства в разных общественных слоях. В последние десятилетия XVII века Могольскую империю сотрясали мощные массовые движения. Правление Аурангзеба проходило в бесконечных войнах и карательных походах, во время одного из которых он погиб.

Общественный строй Индии в средние века был феодальным. Основу его составило самостоятельное мелкое хозяйство крестьян, у которых взимались частновладельческая и централизованная ренты ( в виде государственного налога). Оба класса - крестьянство и феодалы были неоднородными. Грань между ними была стёрта, существовало множество смешанных и промежуточных статусов.

Характерная черта средневекового индийского общества - сложные переплетения социальных кастовых градаций. Каста - эндогамная экстерриториальная социальная группа, осознающая свою общность. В аграрном обществе Индии к наиболее важным, ритуально чистым кастам принадлежали те, кто владел землёй и занимали определенное положение в структуре власти. Арендаторы на общинных и частновладельческих землях находились в феодальной зависимости. Общинники, имевшие право владения и распоряжения землёй могли выступать как мелкие феодалы, получатели ренты от наследственных и ненаследственных арендаторов.

Общины состояли из индивидуальных или больших семей, объединенных в кастовые группы, они также использовали труд низкокастовых рабочих. Преобладающим типом была соседская. Территориальная община представляла собой интегральную часть феодального общества. Община была миром, в котором жил индивид, единственным полем его духовного контакта и получения информации. Функции общины состояли в: организации производства, регулировании землепользования, упорядочивание налогообложения, обеспечение своего социального доминирования, организация вооружённого сопротивления.

При Моголах кастовые общины городских ремесленников и торговцев находились в подчинение феодальной администрации города. Фискальная администрация Моголов проникала в корпоративную структуру городских общин, присваивала или дублировала некоторые функции городских кастовых общин. Могольская империя была государством типо феодальной деспотии, не знавшей сословного представительства и выборных органов. Государство определяло размер и форму ренты земель халиса. Уплата ренты как и возделывание земли были обязанностью землевладельцев-крестьян. Помимо ренты с земледельцев взимали разнообразные дополнительные поборы (примерно 16). Отсутствие в Индии широких масштабов барщинного хозяйства во многом обусловило отсутствие крепостного права как юридически оформившегося института.

Таким образом, история доколониальной Индии представляет собой историю становления и развития феодальной формации . Историк Медведев предлагает следующую периодизацию истории Индии в и средневековье.

I. Первая стадия раннего феодализма с преимущественно государственной эксплуатацией («древнефеодальное» общество) на большей части Северной Индии и в ряде областей Деканского п-ва. Около VI-V веков до н.э. - III в. н.э.

II. Вторая стадия раннего феодализма, характеризующаяся массовым формированием частного феодального землевладения на большей части Индии - Примерно IV- VIIвв. 1. Развитой феодализм на большей части территории Индии. - Примерно VIII- XVIII вв. 1.1. Первая стадия развитого феодализма. - Примерно VIII-XVIвв. 1.2. Вторая стадия развитого феодализма ( прервана колониальным завоеванием). - XVII- XVIIIвв.

Как и всякая периодизация , эта схема в значительной степени условна, прежде всего потому, что исторический процесс непрерывен.

План

I. Введение (1-3)

II. Зарождение феодализма(4-8) III. Раннее средневековье(9-11)

IV. Зрелое средневековье (12-13)

V. Позднее средневековье (14-15) 1.Реформы Акбара (16-18) 2. Последователи Акбара (19)

VI. Заключение (20)

Array

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.