рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыЗападноевропейский вариант средневекового общественного устройства

Трудно точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой. Когда средние века сменились новым временем? Для многих историков границей является английская буржуазная революция, во вре-мя которой была разрушена старая политическая сис-тема и открылся свободный путь для развития капита-лизма. Но закат средневековья начался гораздо рань-ше - с XV в. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. Географические открытия раздви-нули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира. В XV в. стали закладываться основы буржуазно-го производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. На-ступило время бурного роста производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Торговля связывала теперь целые континенты. В религии, литературе и искусстве происходили из-менения, разрушавшие средневековую систему цен-ностей. Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традицион-ные представления сохранялись гораздо дольше, чем в сознании писателей, философов или художников. Церковь была достаточно сильна, чтобы дать отпор но-вым идеям. Она боролась с ними, используя вполне средневековое средство - инквизицию, или сама трансформировалась под их влиянием. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (в Германии, в Цент-ральной Европе) произошел возврат к крепостничест-ву. Феодальная система проявляла достаточно боль-шую жизнестойкость. Каждая европейская страна из-живала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее с XV в. кардинальные изменения ох-ватили все области цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлитель-ность стала отступать в прошлое. Эту эпоху историки называют или этапом перехода к новому времени, или ранним новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной запад-ноевропейской цивилизации.

...На Западе произошел тот единственный, зна-чимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще не проявилось полно-стью.

К. Ясперс. Истоки истории и ее цель, 1948 г.

Европа и мир: рождение глобальной цивилизации

XV век стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями. Долгое время За-пад жил относительно замкнуто. Связи с Востоком и Россией ограничивались в основном торговлей. По-пытка массированного прорыва на Восток была пред-принята в XI-XIII вв., в эпоху крестовых походов. Однако это столкновение с Востоком закончилось не-удачей: Европа была вынуждена отступить; все земли, захваченные крестоносцами, снова перешли к мусуль-манам. В XV в. ситуация полностью изменилась: Европа стремительно развивалась. Расцвет торговли вызывал острую необходимость в драгоценных металлах. Куп-цов и путешественников манили наполовину фантас-тические, наполовину правдивые рассказы о несмет-ных богатствах и чудесах Востока. Европейские море-плаватели уже накопили достаточно большой опыт в навигации, поэтому длительные и трудные экспеди-ции стали вполне возможны. Первыми на поиск сказочных сокровищ Индии устремились португальцы, а несколько позже - ис-панцы. Целый ряд экспедиций шел вдоль побережья Африки. В 1456 г. португальские корабли добрались до Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, пор-тугальцы одновременно посылали корабли в откры-тый океан, на запад и юго-запад. В результате на кар-тах появились неизвестные раньше Азорские острова и остров Мадейра. В 1492 г. свершилось великое собы-тие - X. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испа-нию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв но-вый континент - Америку. Открытия следовали одно за другим: в 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смут-ное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки (Конкиста). В XVII в. была открыта Австра-лия. Английские путешественники и их соперники - голландцы - настойчиво искали путь к Молуккским островам вокруг Америки и Азии. На карте мира оставалось все меньше белых пятен. С нее стали ис-чезать фантастические страны, их место заняли вполне реальные, только что открытые земли. Из-менилось представление о форме земли: кругосвет-ное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пу-ти теперь пролегли через океаны, связывая между со-бой континенты. Так благодаря Великим географиче-ским открытиям были созданы основы для формиро-вания глобальной цивилизации. Не только жажда познания влекла европейца в не-ведомые страны; не менее сильны были жажда золота и стремление распространить идеалы христианства. Один из участников Великих географических откры-тий сформулировал свои задачи следующим образом: «Бог, слава и золото».

Христиане своими конями, мечами и копьями стали учинять побоище среди индейцев и творить чрезвычайные жестокости. ...Единственная и истин-ная причина того, почему христиане разорили и уничтожили множество ни в чем не повинных лю-дей, - это желание захватить их золото.

Бартоломе дг Лас Касас, 1474-1566, «апостол» индейцев.

Сталкиваясь с другими цивилизациями, европей-цы руководствовались именно этими целями. Поэтому встреча различных культурных миров принесла насе-лению вновь открытых земель мало хорошего. Племе-на майя, ацтеков и инков, жившие в Америке, уже имели свою государственность, но по уровню цивили-зованности неизмеримо отставали от Европы. В про-цессе колонизации, которая продолжалась пример-но до середины XVII в., эти древние цивилизации по-гибли. Из-за недостатка рабочих рук в Америку стали вво-зиться негры. Начиная с 1501 г. португальцы вели на-стоящую охоту на них, нередко вступая в союз с мест-ными вождями. Португалия, а вслед за ней Голлан-дия, Англия и Франция реанимировали, казалось бы, давно отжившее явление - работорговлю. Числен-ность населения Африканского континента резко сократилась, особенно в западных его районах; распа-дались сложившиеся внутри континента торговые свя-зи, замедлялось социально-экономическое и полити-ческое развитие. Несколько иначе сложились в ту эпоху отношения Запада с древними высокоразвитыми цивилизациями Китая, Японии и Индии. Китай и особенно Япония просто «закрыли» свои страны, практически полностью запретив въезд ино-странцам. В течение некоторого времени, пока сохра-нялся определенный баланс сил между этими стра-нами и Западом, европейцам приходилось мириться с такой ситуацией. Гораздо большего успеха португаль-ские, а потом английские, голландские и француз-ские купцы добились в политически раздробленной Индии, где приходила в упадок некогда сильная дер-жава Моголов. Европейские торговые компании проч-но утвердились там к середине XVII в., постепенно добившись и политического влияния, что во мно-гом определило дальнейшую судьбу древней цивили-зации. Первая стадия европеизации мира протекала в на-сильственных и подчас страшных формах, грозивших гибелью самобытным культурам и целым народам. Для самой Европы эта бурно развернувшаяся экспансия имела крайне важные последствия. Смес-тились торговые центры: Средиземноморье стало терять свое прежнее значение, уступая место Голлан-дии, а позже - Англии. Приток золота вызвал рево-люцию цен. Усложнились финансовая система и банковское дело. Новые рынки сбыта дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а, в конечном счете - складыванию капиталистических отношений.

К новым небесам и новой земле

В XVI-XVII вв. привычная средневековая карти-на мира стала разрушаться. Свой вклад в этот процесс внесли Великие географические открытия. Но глав-ное - научная мысль Европы переживала невидан-ный взлет. Перелом, происшедший на исходе средневековья, произвел своего рода революцию в умах. Мир рас-крылся перед человеком в иных красках, в ином измерении. Многие традиционные представления о нем были опровергнуты наукой; способность челове-ческого разума проникнуть в самые недоступные, ка-залось бы, области подтверждалась воочию. Такие изменения были бы невозможны без огромного рыв-ка, который произошел в технике и в естественных науках. Дальние морские путешествия поощряли развитие астрономии; географические открытия опытным пу-тем доказали, что Земля имеет форму шара; использо-вание компаса (европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретение линз для очков побудило обратить внимание на законы пре-ломления света. Ремесло совершенствовалось, и это создавало основу для изобретения новых сложных приборов: в конце XVI - первой половине XVII в. по-явились гидрометр, ртутный барометр, телескоп и микроскоп. Приборы расширили границы мира, от-крыв то, что раньше было невидимо глазу. Ручной труд стал вытесняться машинным, например, в горном деле. В ту же эпоху был изобретен печатный станок. Взлет материальной культуры шел рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как бы подпитывали друг друга. Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентри-ческая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Рань-ше центром мира считалась неподвижная Земля с об-ращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка от-счета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина ми-ра стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвер-дили его последователи - итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564-1642). Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Прежде всего, надо сказать, что новые представления утверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с цер-ковью. Конфликты с ней часто заканчивались для уче-ных трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которо-го сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заста-вили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг. Огромное влияние естествознание оказало на фило-софию: новая картина мира требовала философского осмысления. Реакция мыслителей той эпохи была раз-ной. Подчас она граничила со страхом; открывавшая-ся бесконечность Вселенной внушала растерянность. Так, известный французский философ XVII в. Влез Паскаль писал: «Вечное молчание этих бесконечных пространств поражает меня ужасом». Человека, ка-завшегося особенно ничтожным на фоне этой величественной картины, Паскаль сравнивал с хрупким мыс-лящим тростником. Но возникали и другие, более оптимистичные те-ории. Были философы, для которых успехи науки яв-лялись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину мироз-дания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных на-ук, вводя их в философию. Мир представлялся ему ог-ромным механизмом, движение которого определено Богом - «великим геометром», как называл его Де-карт. Английский ученый и политик Френсис Бэкон (1561-1626) в своем знаменитом труде «Новый Орга-нон» доказывал, что окружающий мир, природу сле-дует изучать, доверяя только опыту, научному экспе-рименту. Ему же принадлежит идея, которой сужде-но было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные от-ношения. Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, получил в XVI-XVII вв. не-вероятно мощный импульс. Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механи-ческих» законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которую дает че-ловеку наука, станут едва ли не аксиомами в созна-нии европейцев.

Глава 6. Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма

Западная Европа - первая цивилизация, в кото-рой зародились, обрели силу и в конце концов одержа-ли победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг - от фе-одализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Фло-ренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV-XVI вв. рас-пространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но «втягивание» в него происходило уже в условиях разраставшейся европеизации мира и укреп-ления связей и экономической зависимости стран друг от друга.

Капитализм в городе и в деревне

Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, со-стоящая в основном из купцов, ростовщиков и цехо-вых мастеров. Все они располагали капиталами (са-мый быстрый путь к их приобретению открывался че-рез торгово-ростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывались в производст-во. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. В эту эпоху на сме-ну цеху стала приходить мануфактура - крупное производство, основанное в отличие от цеха на внут-реннем разделении труда и наемном труде. Обслужи-вались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства. Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец-предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, ма-териалы, оборудование) и гораздо более распростра-ненная - рассеянная (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня - главный оплот феода-лизма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей зем-ли, т. е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как прави-ло, через переход на аренду, что означало отмену фик-сированных платежей и прав на наследственное дер-жание. В деревне в роли предпринимателей могли вы-ступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы, так произошло, например, в Англии, где но-вые дворяне (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь прода-жей шерсти. Но, как правило, землевладельцы пред-почитали сохранять старые порядки. От быстроты проникновения буржуазных отноше-ний в деревню, гораздо более консервативную, чем го-род, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни. В ту эпоху появился новый «герой времени», пред-приимчивый, энергичный человек, способный выдер-жать жесткую конкуренцию, создать капитал в бук-вальном смысле из ничего. Развитие капитализма сопровождалось техниче-ским прогрессом, разрушением традиционных корпо-ративных связей, складыванием единых рынков - национальных и общеевропейского. Но в XV-XVI вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отно-шений, еще достаточно сильных и не желающих усту-пать свое место добровольно. База капитализма была слабой, поэтому оставались возможности для движе-ния вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Порту-галия, Германия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.