Трудно точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой. Когда средние века сменились новым временем? Для многих историков границей является английская буржуазная революция, во вре-мя которой была разрушена старая политическая сис-тема и открылся свободный путь для развития капита-лизма. Но закат средневековья начался гораздо рань-ше - с XV в. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. Географические открытия раздви-нули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира. В XV в. стали закладываться основы буржуазно-го производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. На-ступило время бурного роста производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Торговля связывала теперь целые континенты. В религии, литературе и искусстве происходили из-менения, разрушавшие средневековую систему цен-ностей. Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традицион-ные представления сохранялись гораздо дольше, чем в сознании писателей, философов или художников. Церковь была достаточно сильна, чтобы дать отпор но-вым идеям. Она боролась с ними, используя вполне средневековое средство - инквизицию, или сама трансформировалась под их влиянием. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (в Германии, в Цент-ральной Европе) произошел возврат к крепостничест-ву. Феодальная система проявляла достаточно боль-шую жизнестойкость. Каждая европейская страна из-живала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее с XV в. кардинальные изменения ох-ватили все области цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлитель-ность стала отступать в прошлое. Эту эпоху историки называют или этапом перехода к новому времени, или ранним новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной запад-ноевропейской цивилизации.
...На Западе произошел тот единственный, зна-чимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще не проявилось полно-стью.
К. Ясперс. Истоки истории и ее цель, 1948 г.
Европа и мир: рождение глобальной цивилизации
XV век стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями. Долгое время За-пад жил относительно замкнуто. Связи с Востоком и Россией ограничивались в основном торговлей. По-пытка массированного прорыва на Восток была пред-принята в XI-XIII вв., в эпоху крестовых походов. Однако это столкновение с Востоком закончилось не-удачей: Европа была вынуждена отступить; все земли, захваченные крестоносцами, снова перешли к мусуль-манам. В XV в. ситуация полностью изменилась: Европа стремительно развивалась. Расцвет торговли вызывал острую необходимость в драгоценных металлах. Куп-цов и путешественников манили наполовину фантас-тические, наполовину правдивые рассказы о несмет-ных богатствах и чудесах Востока. Европейские море-плаватели уже накопили достаточно большой опыт в навигации, поэтому длительные и трудные экспеди-ции стали вполне возможны. Первыми на поиск сказочных сокровищ Индии устремились португальцы, а несколько позже - ис-панцы. Целый ряд экспедиций шел вдоль побережья Африки. В 1456 г. португальские корабли добрались до Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, пор-тугальцы одновременно посылали корабли в откры-тый океан, на запад и юго-запад. В результате на кар-тах появились неизвестные раньше Азорские острова и остров Мадейра. В 1492 г. свершилось великое собы-тие - X. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испа-нию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв но-вый континент - Америку. Открытия следовали одно за другим: в 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смут-ное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки (Конкиста). В XVII в. была открыта Австра-лия. Английские путешественники и их соперники - голландцы - настойчиво искали путь к Молуккским островам вокруг Америки и Азии. На карте мира оставалось все меньше белых пятен. С нее стали ис-чезать фантастические страны, их место заняли вполне реальные, только что открытые земли. Из-менилось представление о форме земли: кругосвет-ное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пу-ти теперь пролегли через океаны, связывая между со-бой континенты. Так благодаря Великим географиче-ским открытиям были созданы основы для формиро-вания глобальной цивилизации. Не только жажда познания влекла европейца в не-ведомые страны; не менее сильны были жажда золота и стремление распространить идеалы христианства. Один из участников Великих географических откры-тий сформулировал свои задачи следующим образом: «Бог, слава и золото».
Христиане своими конями, мечами и копьями стали учинять побоище среди индейцев и творить чрезвычайные жестокости. ...Единственная и истин-ная причина того, почему христиане разорили и уничтожили множество ни в чем не повинных лю-дей, - это желание захватить их золото.
Бартоломе дг Лас Касас, 1474-1566, «апостол» индейцев.
Сталкиваясь с другими цивилизациями, европей-цы руководствовались именно этими целями. Поэтому встреча различных культурных миров принесла насе-лению вновь открытых земель мало хорошего. Племе-на майя, ацтеков и инков, жившие в Америке, уже имели свою государственность, но по уровню цивили-зованности неизмеримо отставали от Европы. В про-цессе колонизации, которая продолжалась пример-но до середины XVII в., эти древние цивилизации по-гибли. Из-за недостатка рабочих рук в Америку стали вво-зиться негры. Начиная с 1501 г. португальцы вели на-стоящую охоту на них, нередко вступая в союз с мест-ными вождями. Португалия, а вслед за ней Голлан-дия, Англия и Франция реанимировали, казалось бы, давно отжившее явление - работорговлю. Числен-ность населения Африканского континента резко сократилась, особенно в западных его районах; распа-дались сложившиеся внутри континента торговые свя-зи, замедлялось социально-экономическое и полити-ческое развитие. Несколько иначе сложились в ту эпоху отношения Запада с древними высокоразвитыми цивилизациями Китая, Японии и Индии. Китай и особенно Япония просто «закрыли» свои страны, практически полностью запретив въезд ино-странцам. В течение некоторого времени, пока сохра-нялся определенный баланс сил между этими стра-нами и Западом, европейцам приходилось мириться с такой ситуацией. Гораздо большего успеха португаль-ские, а потом английские, голландские и француз-ские купцы добились в политически раздробленной Индии, где приходила в упадок некогда сильная дер-жава Моголов. Европейские торговые компании проч-но утвердились там к середине XVII в., постепенно добившись и политического влияния, что во мно-гом определило дальнейшую судьбу древней цивили-зации. Первая стадия европеизации мира протекала в на-сильственных и подчас страшных формах, грозивших гибелью самобытным культурам и целым народам. Для самой Европы эта бурно развернувшаяся экспансия имела крайне важные последствия. Смес-тились торговые центры: Средиземноморье стало терять свое прежнее значение, уступая место Голлан-дии, а позже - Англии. Приток золота вызвал рево-люцию цен. Усложнились финансовая система и банковское дело. Новые рынки сбыта дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а, в конечном счете - складыванию капиталистических отношений.
К новым небесам и новой земле
В XVI-XVII вв. привычная средневековая карти-на мира стала разрушаться. Свой вклад в этот процесс внесли Великие географические открытия. Но глав-ное - научная мысль Европы переживала невидан-ный взлет. Перелом, происшедший на исходе средневековья, произвел своего рода революцию в умах. Мир рас-крылся перед человеком в иных красках, в ином измерении. Многие традиционные представления о нем были опровергнуты наукой; способность челове-ческого разума проникнуть в самые недоступные, ка-залось бы, области подтверждалась воочию. Такие изменения были бы невозможны без огромного рыв-ка, который произошел в технике и в естественных науках. Дальние морские путешествия поощряли развитие астрономии; географические открытия опытным пу-тем доказали, что Земля имеет форму шара; использо-вание компаса (европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретение линз для очков побудило обратить внимание на законы пре-ломления света. Ремесло совершенствовалось, и это создавало основу для изобретения новых сложных приборов: в конце XVI - первой половине XVII в. по-явились гидрометр, ртутный барометр, телескоп и микроскоп. Приборы расширили границы мира, от-крыв то, что раньше было невидимо глазу. Ручной труд стал вытесняться машинным, например, в горном деле. В ту же эпоху был изобретен печатный станок. Взлет материальной культуры шел рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как бы подпитывали друг друга. Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентри-ческая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Рань-ше центром мира считалась неподвижная Земля с об-ращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка от-счета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина ми-ра стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвер-дили его последователи - итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564-1642). Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Прежде всего, надо сказать, что новые представления утверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с цер-ковью. Конфликты с ней часто заканчивались для уче-ных трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которо-го сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заста-вили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг. Огромное влияние естествознание оказало на фило-софию: новая картина мира требовала философского осмысления. Реакция мыслителей той эпохи была раз-ной. Подчас она граничила со страхом; открывавшая-ся бесконечность Вселенной внушала растерянность. Так, известный французский философ XVII в. Влез Паскаль писал: «Вечное молчание этих бесконечных пространств поражает меня ужасом». Человека, ка-завшегося особенно ничтожным на фоне этой величественной картины, Паскаль сравнивал с хрупким мыс-лящим тростником. Но возникали и другие, более оптимистичные те-ории. Были философы, для которых успехи науки яв-лялись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину мироз-дания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных на-ук, вводя их в философию. Мир представлялся ему ог-ромным механизмом, движение которого определено Богом - «великим геометром», как называл его Де-карт. Английский ученый и политик Френсис Бэкон (1561-1626) в своем знаменитом труде «Новый Орга-нон» доказывал, что окружающий мир, природу сле-дует изучать, доверяя только опыту, научному экспе-рименту. Ему же принадлежит идея, которой сужде-но было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные от-ношения. Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, получил в XVI-XVII вв. не-вероятно мощный импульс. Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механи-ческих» законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которую дает че-ловеку наука, станут едва ли не аксиомами в созна-нии европейцев.
Глава 6. Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма
Западная Европа - первая цивилизация, в кото-рой зародились, обрели силу и в конце концов одержа-ли победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг - от фе-одализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Фло-ренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV-XVI вв. рас-пространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но «втягивание» в него происходило уже в условиях разраставшейся европеизации мира и укреп-ления связей и экономической зависимости стран друг от друга.
Капитализм в городе и в деревне
Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, со-стоящая в основном из купцов, ростовщиков и цехо-вых мастеров. Все они располагали капиталами (са-мый быстрый путь к их приобретению открывался че-рез торгово-ростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывались в производст-во. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. В эту эпоху на сме-ну цеху стала приходить мануфактура - крупное производство, основанное в отличие от цеха на внут-реннем разделении труда и наемном труде. Обслужи-вались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства. Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец-предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, ма-териалы, оборудование) и гораздо более распростра-ненная - рассеянная (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня - главный оплот феода-лизма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей зем-ли, т. е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как прави-ло, через переход на аренду, что означало отмену фик-сированных платежей и прав на наследственное дер-жание. В деревне в роли предпринимателей могли вы-ступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы, так произошло, например, в Англии, где но-вые дворяне (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь прода-жей шерсти. Но, как правило, землевладельцы пред-почитали сохранять старые порядки. От быстроты проникновения буржуазных отноше-ний в деревню, гораздо более консервативную, чем го-род, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни. В ту эпоху появился новый «герой времени», пред-приимчивый, энергичный человек, способный выдер-жать жесткую конкуренцию, создать капитал в бук-вальном смысле из ничего. Развитие капитализма сопровождалось техниче-ским прогрессом, разрушением традиционных корпо-ративных связей, складыванием единых рынков - национальных и общеевропейского. Но в XV-XVI вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отно-шений, еще достаточно сильных и не желающих усту-пать свое место добровольно. База капитализма была слабой, поэтому оставались возможности для движе-ния вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Порту-галия, Германия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|