рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАрхитектура и градостроительство Кыргызстана

Начиная с 6 в. в Тенир-Тоо и Семиречье проис ходят большие политические события и социально-экономические изменения. Историки на зывают вторую половину 1-го тысячелетия древнетюркской эпохой, когда на территории Кыр гызстана возникает новая культура, ставшая ко лыбелью современности. В середине 6 в. в сев. регион Кыргызстана начали переселяться с Ал тая и из др. районов Центральной Азии массы тюркских племён, создавшие свое государство -- Тюркский каганат. Политическим центром Запад нотюркского каганата стал г. Суяб, расположен ный вблизи г. Токмок в Чуйской долине. Имен но в это время в Таласскую и Чуйскую долины переселяются согдийцы -- выходцы из Тохаристана, Бухары и Самарканда. Следствием согдийской колонизации явилось создание линейной цепочки городов и сельских поселений, а также распространение земледельческой культуры в сев. регионе Кыргызстана. Переселение согдийцев ощутимо по влияло на процесс формирования раннесредневе ковой городской культуры Западнотюркского каганата в исконно кочевой среде, свободной от ка питальных строений и посевов.

Со временем тюрки проникли и в юж. часть Ферганы, о чем свидетельствуют археологические находки в предгорьях Алая (в окрестностях села Гульча), Узгене и Жалал-Абаде, тюркских каменных изваяний, а в Касане обосновался один из представителей Западно-тюркской династии. О существовании линейной караванной связки городов в Чуйской долине упоминается в запи сях китайского путешественника Сюань Цзан (умер в 664).

В средневековье в сев. регионе появились такие города, как Невакет, Джуль, Тарсакент, Барсхан, Шельджи и др., среди к-рых наиболее известен Ак-Бешим (Суяб). Город занимал большую территорию, центром его является шахри стан с цитаделью общей площадью 35 га, к к-рому примыкал рабад (около 60 га). Городская окру га, обнесённая с внешней стороны мощной сте ной, создавала своеобразный симбиоз городско го и сельского поселения. В результате раско пок здесь нашли остатки 2-х буддистских храмов, христианской церкви, дворцового сооружения, массивы жилых кварталов, усадебные дома, ир ригационные сети и др. атрибуты типичного средневекового зодчества. Особый историко-ар хитектурный интерес представляет буддийский храм, прямоугольными размерами 76x22 м, сооружённый из сырцового кирпича.

10--12 вв. вошли в историю Кыргызстана как период экономического могущества и культурного расцвета Караханидского каганата, или ина че, как период господства «дома Афрасиаба». По сравнению с ранним средневековьем данный исторический период характеризуется целым ря дом существенных особенностей в развитии градостроительства и архитектуры. Развитие ремес ла, торговли, металлургии и горного дела, подъём производительных сил в земледелии и животно водстве и ряд важных социально-политических и военных процессов обусловили возникновение на территории нынешнего Кыргызстана новых городов и целого ряда сельских стационарных по селений. Во время Караханидского правления не только территория Кыргызстана, но и вся Средняя Азия была поделена на уделы между членами рода данной династии. Феодально-му сульманская культура стала определяющим фак тором в архитектуре Караханидского каганата.

Были созданы образцы азиатской мусульман ской архитектуры: мечети, медресе, минареты, хаммомы, дворцы, ансамбли городских центров, караван-сараи, базары и крепостные сооружения. Мощный толчок получило градостроительство. С 11 в. территория городов начала существенно расширяться; они приобретают не только эконо мическое и торговое, но и культурно-политическое значение. В эпоху Караханидов градо строительство Средней Азии и Кыргызстана пе режило невиданный подъём, возникли крупные города, построенные на основе продуманных про странственных фортификационно-функциональ ных и эстетических идей. Образование взаимо связанной сети городов и сельских поселений в горных ареалах превратило территорию Кыргыз стана в урбанизированную среду обитания. Воз никла полноценная городская культура, город ской образ жизни, как на юге, так и на севере Кыргызстана.

К началу 10 в. градостроительная культура в сев. регионе продолжала развиваться в тради циях раннего средневековья, к-рая сложилась из двух архитектурно-строительных субстратов мест ной тюркской кочевой культуры и импортированного согдианского зодчества. Однако доволь но сумбурный рост городов и сельских поселе ний на еще необжитых ранее земледельцами тер риториях Чуйской, Таласской долины и на по бережьях Ысык-Кёля характеризовался отсутстви ем единых принципов градостроительста. Тюрк ский каганат и последующие гос. образования тюргешей, карлуков и др. во многом ориенти ровались на кочевой и полукочевой образ жиз ни, поэтому они были далеки от регламентированного размещения и строительства стационар ных поселений. Пространственному построению, характеру застроек городов тюркские правители не придавали государственно-идеологического значения. В отличие от раннетюркских госу дарств, к-рые придерживались политических взглядов, Караханиды ввели на всей террито рии своего правления в качестве гос. религии ислам -- этот исторический шаг оказался пере ломным в развитии монументальной архитекту ры и градостроительства. Произошла коренная оценка ценностей в городской культуре. Теперь на передний план выдвигаются образцы мусуль манской архитектуры и строительного дела. Сельские населённые места в архитектурно-строитель ном отношении по существу оставались на преж них позициях. Традиции народной архитектуры в строительстве жилых и производственных зда ний и сооружений не претерпели изменения. Во Внутреннем Тенир-Тоо впервые образовались города в виде крепостей, служившие в качестве военных ставок удельных правителей вост. Ка- раханидов. К ним можно отнести Канжагар- Башы в долинах Ала-Бука (развалины Шырдак- бека), Ат-Башы (развалины Кошой-Коргон). В Чаткалской долине такого рода городами-став ками были Уу-Булак, Чанчархан и Кюльбескан. На Ысык-Кёле -- Барсхан.

В данный период наивысшего рассвета дос тигли такие города, как Баласагун, Ош, Узген, Сафид-Буленд, Кара-Булак, Исфана, Садыр- Коргон (Шельджи), Ак-Тёбё (Куль), Текабкат (Та лас), Джуван-Тёбё. В целом, стиль архитектуры и градостроительные принципы развивались в рамках фергано-туркестанской архитектурной шко лы, но специфические природно-климатические условия Кыргызстана и местные традиции ока зали некоторое влияние на творчество архитек торов и строителей городов. Впервые о Баласа- гуне, как важнейшем городе, построенном мас терами архитектуры Востока, высказался В. Бар тольд в конце 19 в. Он также отметил типоло гическое сходство Баласагуна с г. Ак-Бешим, рас положенного на расстоянии 6 км. Отдельные историки полагают, что оба городища составляли единый город общей площадью 20 км2, служившем столицей Караханидского государства. Вре мя возникновения города, по мнению М. Е. Мас сона, приходится на 2 половину 10 в. В.Д. Го рячева считает, что Баласагун сформировался на основе раннесредневекового городища с так называемыми «длинными» валами, характерны ми для поселений Чуйской долины. Город был окружён двумя почти параллельными вытянутыми загородительными стенами, охватывающими территорию общей площадью около 25--30 км и имел несколько ворот. Структуру города можно представить лишь приблизительно. Вместе с тем, отчётливо выделяется местоположение отдельных строений и конфигурация цитадели и шахриста на. Башня Бурана, по всей видимости, явля лась вертикальной доминантой города и к ней примыкали мечеть и медресе. Не вызывает со мнение что г. Баласагун строился на основе принципов мусульманского зодчества и градостроительного искусства. С вост. стороны рядом с минаретом располагались ряды культовых, соору жений. Среди них выделяются мавзолеи (кюм бёзы) с восьмигранным и круглым очертания ми плана. В городах возводились минареты раз ной высоты, некоторые из них возвышались над окружающей застройкой до 60 м. Расстановка вертикальных акцентов в центральной части го рода существенно изменила облик раннесредне вековых городов Чуйской долины. Наиболее ча сто вертикальный силуэт минаретов участвует в формировании архитектурного облика и в юж. регионе Кыргызстана. Минареты визуально символизировали в городской культуре и в окружа ющей сельской среде господство исламской веры. Высокие минареты мечетей в средневековом го роде использовались как градостроительно-ком позиционные акценты. Из многочисленных ми наретов до наших дней дошли только два -- Бу рана и Узгенский. Строительство дворцового комплекса для правителя в стиле исламской ар хитектуры также являлся непременным услови ем закрепления политической власти мусульман на данной территории.

Начиная с первых этапов караханидского прав ления в юж. регионе Фергана становится в цен тре политических событий. Заключение друже ственного союза между Караханидом Насром и правителем Узгена Махмудом Газневи произошло в 1001. В 11 --12 вв. г. Узген укрепил свои позиции в качестве столицы Ферганы. Статус столицы отразился на градостроительстве и ар хитектуре. Сев. и юж. мавзолеи с минаретом являются остатками величественного архитектур ного ансамбля. В данных мавзолеях были по гребены представители династии Караханидов в Фергане (в частности, в юж. мавзолее, покоит ся Кылыч Тамгачкан). Центральная часть Узгена представляла из себя характерную для Востока живописную застройку с узкими, причудливы ми улицами. В местных эпитафиях говорится о том, что в 13 в. функционировали крупные мед ресе с мечетью. Рядом размещались базарная площадь с торговой улицей, караван-сараями и хаммомы.

Археологические материалы подтверждают све дения литературных источников о том, что г. Са фид-Буленд, несмотря на мелкие размеры, яв лялся одним из важных очагов мусульманской культуры. Здесь обосновался суфийский орден. Комплекс Шах-Фазиль (11 -- 18 вв.), составляю щий историческое ядро Сафид-Буленда, по своей историко-архитектурный ценности является од ним из самых почитаемых памятников вост. архитектуры. Суфийские шейхи из Аравии, Хорасана, Мавераннахра, Азербайжана совместно с местными адептами ислама прочно утвердили славу этого города далеко за пределы Ферганы. Ал-Мандиси писал об Оше: «Он большой, рос кошный. В нём большая мечеть, рынки распо ложены поблизости от горы. Город изобильный, многоводный. У него сильный рабат, в к-рый съезжаются воины со всех сторон». В др. ис точниках сообщается о ведущемся в 11 -- 12 вв. большом гражданском строительстве. Возводят ся как комплекс, городские базары состоящие из открытых дворовых пространств, куполов, сводчатых помещений с галереями, множество караван-сараев с конюшнями и складами. Своеобразной была жилая архитектура. На неболь ших земельных участках жилые дома ремеслен ников, торговцев, духовных служителей возво дятся в один и два этажа с высокими дувалами, образующими замкнутый двор. Жилые дома и их дворы тесно примыкали друг другу. Жилые улицы идут замысловатыми изгибами к мечети и городскому базару. Купола множества квар тальных мечетей формируют выразительный си луэт города.

В средние века (10--12 вв.) вокруг озера Ысык-Кёл сформировалось довольно развитое кольцевое расселение, состоящие как минимум из 4--5 городов и более чем сотни мелких посе лений. В типологическом отношении города Приысккёлья в чём-то аналогичны с городами Чуйской долины, так как имели длинные валы: планировочная структура их состоит из цитаде ли, шахристана и относительно свободно расположенных жилищ кочевников-скотоводов и земледельцев. Цепь крупных и мелких населённых пунктов служила как одна из трасс Великого Шёлкового пути. Наличие на территории Ысык- Кёлской котловины природных богатств (руд ных материалов, лечебных источников, орошае мых плодородных земель) при благоприятных со циально-исторически процессах способствовало появлению в средневековье относительно урба низированного расселения.

Монгольское нашествие положило начало эко номическому и политическому кризису на всей территории Кыргызстана, продолжавшемуся в течение последующих веков. Кризис наступил и в градостроительстве. Начиная с 8 в. на протяжении последующих пяти веков городам принадлежала решающая роль в социальном, эконо мическом и культурном развитии средневеково го Кыргызстана, однако, по мнению некоторых историков, после монгольского нашествия здесь вновь воцарился кочевой и полукочевой образ жизни и роль городов для такого общества и го сударственно-политического устройства в значи тельной мере утратила свою привлекательность.

В 13--15 вв. в Чуйской и Таласской долинах местные феодалы развернули строительство роскошных по тем меркам дворцовых усадеб, к-рые резко выделялись в окружающей застройке. До вольно ощутимое развитие получило строитель ство караван-сараев, прежде всего на побережье Ысык-Кёля. Среди сохранившихся памятников позднего средневековья особое внимание заслу живает караван-сарай Таш-Рабат и кюмбёз Ма наса (14 в.). Таш-Рабат, расположенный в од ном из глубоких ущелий хребта Ат-Башы пред ставляет собой каменную постройку, почти квадратную в плане (32,4x34,8 м), с купольным по крытием. Выразительные архитектурные форма и силуэт, упорядоченная планировка и кладка стен говорят о мастерстве и выдумке тех строите лей и архитекторов, к-рые создали многофункциональное сооружение, ставшие сегодня символом горной архитектуры Тенир-Тоо. В свое образный образец мемориально-культовой архи тектуры превратился и кюмбёз Манаса, распо ложенный у подножия горы Кароол-Чоку в Та ласской долине.

В 1762 кокандцы захватили города Ош, Узг ен, в 1821 -- Кетмен-Тёбе, в 1830-- Чуй и Ысык- Кёл. По ходу продвижения кокандских войск с юга на север Кыргызстана ими воздвигались ук репления (кокандские крепости), где размеща лись военные гарнизоны. Кокандская крепость представляла собой прямоугольную замкнутую стену, она как правило, размещалась на возвы шенности, оттуда велось наблюдение за окружа ющим пространством. В кокандских источни ках её называют «кала», по-кыргызски -- «коргон», по-русски -- «курган»). Первые кокандские кре пости начали строиться в 20-х годах, последние в 70-х годах 19 в. Самая мощная кокандская кре пость была возведена в сев. части Бишкека, что впоследствии явилась местом возникновения сто лицы будущего Кыргызстана.

Кыргызские манапы формировали свою ставку на основе крепостного глинобитного сооруже ния. Кыргызские крепости -- коргоны -- сохра нились в разных уголках республики, они разме щались в глубине горных долин и также марки ровали владение родовой территорией.

В 19 в. несколько оживилось развитие куль товой и жилой архитектуры. Из крупных соору жений этого периода выделяются медресе Алым бека, мавзолей Асаф ибн Бурхия, мечеть Бакый, построенные в г. Ош. Все три сооружения яв ляются образцами архитектуры Ферганы 19-- начала 20 вв. Главный фасад медресе Алымбека имеет мощный портал и угловые минареты, придающие комплексу монументальность. В состав комплекса медресе входили мечеть, дарсхана, не сколько мавзолеев, ханака, худжры. Двор был вымощен жжёным кирпичом, в центре распола гался большой хауз. Размеры медресе в плане составляли 52x58 м. Своеобразный облик мавзолея Асаф ибн Бурхия достигался очень высоким порталом, ажурный верх к-рого подчерки вался декоративными окнами -- канджара, и за вершиями в виде стилизованного трилистника. Прочная ниша портала покрыта ганчевой резьбой с росписью. Дореволюционный облик го родов и сёл Кыргызстана в конце 19 в. изме нился после его вхождения в состав России. В сельских местностях по берегам рек, на удобных пахотных землях строятся поселения и хутора рус ских и украинских переселенцев. Жилые и куль товые здания переселенцев сохраняют традиции русской и украинской архитектуры. На юге Кыр гызстана в местах залежей руды появляются пер вые рабочие посёлки Сюлюктю, Кёк-Жангак и др. Общее кол-во объектов архитектуры и гра достроительства в конце 19-- начале 20 вв. на территории Кыргызстана невелико.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.