рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАрхитектура и градостроительство Кыргызстана

Значительный этап развития градостроительства и архитектуры Кыргызстана по сравнению с предыдущими эпохами произошёл в 20 в. и связан с установлением Советской власти.

Начальный период развития советской архи тектуры и градостроительства Кыргызстана при ходится, на послереволюционные годы и завер шается в конце 30-х годов. Важным процессом здесь был окончательный переход к оседлости кыргызского этноса и формирования сети насе лённых мест на всей территории республики. Наряду с развитием исторических городов (Ош, Узген) быстро растёт территория таких городов, как Пишпек, Каракол, Токмок и возникают но вые рабочие посёлки, преимущественно добы вающей промышленности. По существу этот этап во многих отношениях отразил в себе глубинные процессы в организации устойчивой простран ственно-материальной среды обитания кыргызов, привыкших к быстрым и многократным транс формациям своей жизненной среды. Возникно вение новых сельских поселений земледельческого и животноводческого профиля сопровождается усилением притока сельского населения в горо да, рабочие посёлки.

Градостроительство развивалось благодаря со зданию промышленных предприятий в местах сосредоточения полезных ископаемых, энергети ческих ресурсов и на важных узлах транспортно- комуникационных артерий. После второй пятилетки в Кыргызстане насчитывалось более шес тидесяти предприятий лёгкой, пищевой и тяжё лой промышленности, во многом обусловивших быстрый рост городов и посёлков городского типа. Данный градообразующий фактор повлёк за собой строительство одно- и двухэтажных жи лых зданий, школ, детских садов, магазинов и др. объектов культурно-бытового и адм. назна чения. Нехватка архитектурных кадров, специалистов инженерно-технического профиля не позволяла создавать полноценные в архитектурном отношении здания и сооружения. Строительство многих городов и посёлков городского типа изо биловало низким уровнем архитектурно-художе ственной проработанности, невыразительным внешним обликом, т. е. отвечало лишь сугубо утилитарным целям. Архитектурные проекты зданий и сооружений для Фрунзе, в основном, разрабатывались проектировщиками Москвы, Ленинграда и ряда др. городов. В 1933 на базе проектно-сметного бюро организован первый проектный институт Кыргызпроект (ныне Кыр гызгипрострой).

В середине 30-х годов на территории Кыр гызстана насчитывалось свыше 200 посёлков, имеющих благоустроенные улицы, парки, обще ственные здания и площади с элементами ин женерно-технического обеспечения. Вместо сыр цового кирпича стал применяться жжёный кир пич, что позволило увеличить высоту домов до трёх этажей. В начале 30-х в годов во Фрунзе впервые были построены 3-этажные жилые дома, что значительно повлияло на архитектурный облик столицы.

В сёлах наряду с глинобитными жилыми домами было построено большое число кошар, зер нохранилищ, телятников, коровников, овчарен, мельниц, колхозных станов и т. д., что положи ло начало возникновению сельской архитектуры Кыргызстана.

Позитивное влияние на развитие кыргызской архитектуры в данный период оказало строитель ство отдельных общественных зданий. Был со оружён ряд крупных общественных зданий в гг. Фрунзе, Ош, Кызыл-Кыя, Сюлюктю. Родослов ную архитектуры общественных зданий принято связывать со строительством первого крупного сооружения в столице -- здания Совнаркома Кыргызской АССР, осуществлённого по проек ту А. П. Зенкова в 1928. Используя традицион ные элементы вост. архитектуры -- купол, стрель чатые окна, декор, полузамкнутые дворы, плас тику стен, А.П. Зенков создал выразительный образ нового типа адм. здания с учётом местно го колорита. К числу наиболее заметных столич ных общественных зданий, построенных в дан ный период, можно отнести: Дом Правитель ства (1936), здание Кыргызского педагогическо го института (1932), Музыкальной школы (1935), Дом Комвуза (Ю. Дубов). Архитектурно-худо жественные особенности названных зданий сви детельствуют о тяготении к стилизаторству и кон структивизму, в целом обусловленных идейны ми течениями советской архитектуры тех времен.

Второй этап развития архитектуры и градост роительства начался с'конца 30-х годов. Архи тектурно-градостроительной деятельностью в Кыргызстане в эти годы, в основном, занима лись архитекторы из Москвы и Ленинграда. Архитекторов-кыргызов по существу не было из- за отсутствия архитектурно-строительных учеб ных заведений.

В 1939 Совет народных комиссаров Кыргыз ской ССР утвердил первый градостроительный документ -- Генеральную схему развития и ре конструкции г. Фрунзе (арх-ры Н. Смирнов). Основные идеи генерального плана предусмат ривали укрупнение планировочных элементов го родской застройки, реконструкцию жилых квар талов, композиционные выделения главных го родских магистралей, создание в юго-зап. час ти города промышленной зоны, новых бульва ров, озеленённых пространств и др. В после дующие годы эти замыслы получили частичное воплощение. Так, по проспекту Молодой Гвар дии (быв. ул. Атбашынская), ул. Правды (быв. Кузнечная), были созданы новые бульвары, организованы в Карагачевой роще Центральный парк культуры и отдыха, близ завода им. Фрунзе -- парк имени Фучика, создан сквер напротив Дома Правительства, заложен Ботанический сад, за вершена реконструкция бывшего городского сада. В архитектурном облике столицы весьма замет ную роль стали играть ул. Ленина (ныне про спект Жибек жолу), Сталина (ныне проспект Чуй) и Пионерская (ныне Токтогула).

На примере г. Фрунзе стало очевидно, что дальнейшее развитие городов немыслимо без раз работанного генплана. Создание генеральных планов городских населённых пунктов постави ло их развитие на рациональную плановую основу и послужило прочной базой для кыргызского градостроительства.

В эти годы были выполнены первые гене ральные планы сельских населенных мест. Пер вый проект колхозного посёлка им. Калинина Сокулукского р-на был разработан в 1949 архи тектором Е. Писарским. Однако в проектах за стройки городов и сёл были слабо учтены реги ональные, культурно-исторические и природно- климатические факторы. Архитектурно-художественные проблемы затрагивались поверхностно и трактовались чересчур упрощённо или в духе псевдоклассицизма. Промышленные сооружения уступали по архитектурно-художественному качеству жилым и общественным зданиям, но в отдельных случаях были созданы интересные сооружения, например, здание шампанвинком бината на проспекте Мира.

Послевоенное десятилетие характеризуется пе реходом на типовое проектирование и массовое строительство. Первая серия типовых двух-трёхэ- тажных жилых домов была разработана архитекто ром А. М. Альбанским в проектном институте «Кыргызпроект». В архитектуре домов была сделана попытка учесть местные климатические особенности. Наряду с проектами местных архитекторов в жилищном строительстве использовались проекты архитекторов Узбекистана и Казахстана. В этот период практически во всех населённых местностях возводились школы, клубы, библиотеки, больницы и торгово-бытовые здания. Раз вернулось строительство курортов и санаториев на Ысык-Кёле, в Ысык-Ате и Жалал-Абаде.

Архитектуру данного периода характеризуют кинотеатр «Ала-Тоо» (1938, арх-ры В. Калм ыков), здание медицинского института (1939, арх- р Ф. Стеблин), здание Дворца пионеров (1939--51, арх-ры Ф. Стеблин, В. Нусов), зда ние Прокуратуры республики (1941, арх-р В. Верюжский), здание торгового техникума (1954, арх. Е. Писарской), здание Гос. академиче ского театра оперы и балета им. А. Малдыбаева (1955, арх. А. Лабуренко при участии П. Ива нова). Они вобрали в себя типичные черты со ветской архитектуры, пластические и художест венные поиски того времени.

В 50-е годы начали создаваться архитектур ные ансамбли. Формирование первого архитек турного ансамбля -- Советской площади, нача лось на пересечении пр. Чуй и бульвара имени Крупской в 1951. Первый ансамбль был образо ван зданиями горисполкома (арх. П. Иванов), Министерства сельского хозяйства (арх. В. Ну сов), проектного института «Кыргызгипрострой» (арх-ры В. Очинский, В. Афонин, И. Люб линский, В. Коновалов) и открытой площадью. Со строительством с вост. стороны площади зда ния Кыргызской гос. филармонии и памятника Манасу (1980,арх-ры А. Печёнкин и др., скульптор Т. Садыков) было полностью завершено формирование этого ансамбля. Внешний облик ан самбля сочетает в себе черты классической и мо дернистской архитектуры.

С конца 40-х годов началось возведение ком плекса сооружений республиканской с.-х. выс тавки (ныне ВДНХ), расположенной в юж. час ти столицы. В создании этого архитектурного ансамбля участвовали многие архитекторы Кыр гызстана, среди к-рых К. Галиев, А. Пушкина, Е. Писарской, П. Иванов, А. Нежурин, В. Лы- зенко и др. Архитектура выставочного ансамбля вобрала в себя творческие поиски архитекторов в различных аспектах, что нашло свое отражение в пластической трактовке образов павильонов и др. сооружений. К архитектурным ансамблям этого времени можно отнести соцгородок (арх-ры М. Милов., Е. Писарской), планировка к-рого базируется на градостроительных теориях 50-х годов.

Определённую роль в повышении эстетичес кого уровня городской среды сыграли возводи мые в этот период монументы и памятники, среди к-рых можно отметить памятники генера лу И.В. Панфилову (1942, скульптор О. Мануй лова, арх. В. Верюжский, снесён в 1980), па мятник Т. Я. Бегельдинову (1950, скульптор И. Абакумов), памятник Ж. Боконбаеву (1948, скульптор О. Мануйлова, арх. В. Верюж ский).

В 1955 произошел коренной переворот в истории советской архитектуры с принятием спе циального Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об устранении излишеств в ар хитектуре и переводом всего строительства на индустриальные методы. Начался новый этап в развитии архитектуры и градостроительства Кыр гызстана. Обеспечение предельно экономичных архитектурных решений зданий и сооружений за счёт сборных конструкций, жёсткое нормирова ние, приоритет типового проектирования и застройки городов в виде микрорайонов стано вятся основой гос. политики в области архитек туры и градостроительства. В этот период не бывалый размах получило промышленное строи тельство, значительно изменившее существую щий облик городов и регионов Кыргызстана. Среди них наиболее крупные: столичная ТЭЦ, домостроительные комбинаты во Фрунзе и Оше, обувная фабрика «Чолпон», камвольно-суконный комбинат, Кантский цементно-шиферный ком бинат, автосборочный, электромеханический заводы, полиграфический комбинат во Фрунзе, Ошский хлопчатобумажный комбинат, Майлуу- Сайский электроламповый завод, Каиндинский завод электрокабелей, завод листового стекла в Токмоке и др.

Особое внимание уделяется архитектуре села, характерным примером укрупнения и преоб разования групп селений может служить посё лок Купре-базар в Таласском р-не (1960), по вышается эстетика жилой застройки, обще ственных центров, улучшается композицион ное построение и планировочная организация (Центральная усадьба совхоза «Ала-Арча», Кыр гызской машинно-испытательной станции, посёлков Курпульдёк Калининского, Бейшеке Кировского, Терек-Суу Токтогулского, Жаны- Арык Карасуйского р-нов). По единому генплану комплексно был построен экперимен тально-показательный посёлок Орто-Алыш со вхоза «Аламюдюн», отобранный для реализа ции в результате открытого республиканского конкурса Госстроем Кыргызской ССР и Союзом архитекторов (авторы -- арх-ры М. Ловушки на, К. Клименко). Рациональной планиров кой, благоустроенными жилыми кварталами, развитым общественным центром обладает по сёлок Токтогул, построенный в 1977. Проект посёлка для гидростроителей разработан в про ектном институте «Кыргызпроект» авторской группой: В. Умамбеков, К. Куделя, Р. Москин, К. Алыкулов и С. Лопатин. В 1978 году им была присуждена Гос. премия имени Ток тогула.

Курортное строительство развернулось в Ысык- Кёлской котловине на основе проекта районной планировки, разработанного ЦНИИП градо строительства (Москва) и республиканскими про ектными институтами (1972).

В начале 60-х годов в связи с переходом на индустриальные методы строительства полностью было прекращено индивидуальное проектирова ние жилых домов. Если раньше преобладала экспериментальная застройка жилых кварталов, то теперь она велась в виде микрорайонов методом свободной планировки. Была принята ступен чатая форма культурно-бытового обслуживания жилых районов. За период с 1955 по 1965 разра ботаны 5 каталогов типовых проектов жилых домов, на основе к-рых застраиваются жилые зоны городов и посёлков городского типа. Под руководством арх-ра Е. Писарского в 70-е годы были разработаны серии типовых проектов жи лых домов 98, 105, 106 серий с улучшенной пла нировкой квартир. За широкое внедрение ти повых пяти- и девятиэтажных крупнопанельных жилых домов серии 105 архитекторы Е. Писар ской, В. Седов, инженеры А. Мозговой, А. Тэвс, А. Афонин, В. Анистратов в 1978 удо стоены Гос. премии Кыргызской ССР в области науки и техники.

Игнорирование региональных культурно-ис торических традиций, безликость, механистич ность в формировании архитектуры такого рода жилых образований, несмотря на относительное улучшение комфортности проживания в них, вызвала справедливые нарекания со стороны на селения.

Вместе с тем, определённые успехи были до стигнуты в индивидуальном проектировании и экспериментальном строительстве жилых домов. Интересную архитектурную трактовку имеют 102- квартирный жилой дом с Дворцом бракосочета ния и кафе на 75 мест (1966, арх-ры В. Анд реев, Р. Ким), жилой дом с магазином «Тысяча мелочей» (1974, арх-ры Е. Писарской, В. Ива нов, А. Голованов, К. Токочев, С. Нургазиев).

Проектирование и строительство общественных зданий ведется в 3-х направлениях: типовое проектирование и повторное использование, продолжение пластических традиций советской архитектуры и поиск новых индивидуальных ре шений. Для массового строительства школ, детских садов и яслей, магазинов, больниц и др., в основном, используются типовые проекты, раз работанные местными архитекторами и централь ными проектными научно-исследовательскими институтами Москвы, Ленинграда и др. респуб лик. Первая каркасно-панельная школа на 1176 учащихся была построена в 1973 по проекту арх. Р. Кима и инж. И. Снычкова, разработана и внедрена типовая серия детских дошкольных уч реждений (арх-ры А. Цевменко, Л. Спектор). На основе повторного применения ранее разработанных проектов построены кинотеатр «Россия» (1963, арх-ры С. Чечик, П. Мочульский), драматический театр в Оше (1974, арх-ры Ф. Евсеева, М. Евсеева), во Фрунзе: здание цирка (1976, арх-ры Л. Сегал, В. Шадрин, А. Нежу рин, присуждена премия Совета Министров СССР), Дворец спорта (1974, арх-ры В. Кос тин, В. Марунов), универмаг «Айчурек» (1974, арх-ры Б. Соболевский, Ю. Пересветов), кино театр «Манас» (1970, арх. А. Головонов) и др.

Типология общественных зданий и сооруже ний в этот период была значительно расширена и пополнена своеобразными архитектурными решениями. Построены интересные по пласти ке с выразительным архитектурным образом му зеи В. М. Фрунзе (1967, арх-ры Ю. Карих, Г. Кутателадзе), изобразительного искусства (1974, арх-ры Д. Ырыскулов, А. Жекшенбаев, В. На заров, инж. А. Юсупов), главный выставочный павильон ВДНХ (1974, арх-ры В. Лызенко, А. Не- журин, присуждена премия Ленинского комсо мола Киргизии). Особенно выделяется компо зиционный замысел и пластика здания Кыргыз ского гос. музея изобразительных искусств, авторскому коллективу к-рого в 1976 присужде на Гос. премия им. Токтогула Сатылганова.

В этот период в архитектурно-художествен ном формировании улиц, площадей, скверов важную роль приобретает возведение мону ментальных памятников. Памятник Тоголоку Молдо, установленный в центре сквера между ул. Московской и Боконбаева (1963, скульптор О. Мануйлова), памятник Т. Сатылганову воз ле театра оперы и балета (1974, художник Г. Ай тиев, арх. А. Исаев), памятник М.В. Фрунзе, сооружённый на площади железнодорожного вок зала (1970, скульптор Л. Дубинский, А. Пося- до, арх-ры Е. Вулых, В. Хавин, А. Исаев), и др. продолжили к этому времени традицию со ветского монументального искусства. Удачное размещение и комплексное пространственное формирование градостроительства узла на пере сечении бульвара Молодой Гвардии и пр. Чуй свойственно двум произведениям монументаль ного искусства: памятнику героям-комсомольцам старшего поколения (1963, скульптор В. Пуз ревский при участии Т. Тупого, арх. А. Кор жемпо) и Аллее героев (1975, арх В. Курбатов, скульпторы Т. Садыков, А. Мухатдинов, В. Шес- топал, Т. Тупый, 3. Хабибулин, Т. Досмагам-бетов). Сдержанный композиционно-пластиче ский язык и найденные соразмерные пропорции Монумента Дружбы (1974, скульпторы Т. Сады ков, 3. Хабибулин, арх. А. Нежурин), несколь ко диссонируют с эксцентричным размещением его среди крупных общественных зданий и от крытых пространств. Начиная с 60-х годов раз личные объекты ландшафтной архитектуры ста новятся непременными атрибутами городской среды и природных зон. Разрозненное и мало развитое озеленение участков города превраща ется в систему взаимосвязанных ландшафтных об разований, что существенно улучшило экологи ческое состояние и эстетическое качество город ского пространства. В середине 70-х годов во Фрунзе имелось 17 парков, 22 сквера, 2 бульва ра и 4 лесопарка. В 60-х и 70-х годах возросло внимание к малым архитектурным формам: бас сейнам, фонтанам, беседкам, лестницам, деко ративным стенкам и др. В 1976 р зап. Стороны ЦУМа была организована благоустроенная пло щадка с фонтанами, малыми архитектурными формами, озеленением. Эта работа на все союзном конкурсе была удостоена диплома пер вой степени Союза архитекторов СССР (арх-ры A. Солтобаев, Р. Мухамадиев, Ю. Тагиров, Б. Афиджанов).

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.