рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыИстория города Владимира

Макет осады Владимира монголо-татарами восстанавливает древний западный Новый город и Золотые ворота во время штур-ма хана Батыя (1238 г.).

В центре зала экспонируются боевые знамена 9-го гренадер-ского Сибирского и 10-го гренадерского Малороссийского полков, которые были расквартированы во Владимире. Знамена овеяны славой замечательных побед наших солдат в русско-турецкой вой-не 1877--1878 годов.

На южной стене размещены материалы о генерале Николае Григорьевиче Столетове, организаторе болгарского народного ополчения, лично возглавлявшем оборону легендарной Шипки в самые тяжелые дни боев. Здесь же размещена экспозиция, посвященная русскому пол-ководцу Александру Васильевичу Суворову. В 1780-х годах

12

он командовал Владимирской дивизией и жил в своем ундольском имении в 30 километрах от Владимира. Особую ценность пред-ставляют боевой штандарт первой половины XVIII века и портрет Александра Васильевича в чине генерал-поручика работы крепо-стного художника.

Рядом находится экспозиция, отображающая участие владимирцев в Отечественной войне 1812 года. Экспонирован гравиро-ванный портрет русского полководца П. И. Багратиона. После ра-нения в Бородинском сражении он лечился в селе Симе под Юрь-ев-Польском, где и умер. Здесь же представлено русское и тро-фейное оружие ХП-XIX веков, На западной стене можно видеть материалы о русском флото-водце Михаиле Петровиче Лазареве, родившемся во Владимире.

В галерее Золотых ворот, где в древние времена защитники города несли сторожевую вахту, размещена экспозиция, отобража-ющая боевые подвиги Героев Советского Союза -- уроженцев и жителей Владимирской области, Экспонируются портреты героев, их фронтовые реликвии и оружие периода Великой Отечественной войны, мемориальные вещи и документы. Среди материалов вы-ставлен шлем Н. П. Каманина, первого уроженца области, удосто-енного звания Героя Советского Союза за спасение челюскинцев (1934 г.). Ценной реликвией является секстант -- прибор, с по-мощью которого чкаловский экипаж определял местоположение самолета во время знаменитого перелета в Америку (1937 г.). Этим прибором, снятым с легендарного самолета, пользовался штурман перелета А. В. Беляков, имеющий прочные связи с Владимирщиной.

Посетитель сможет здесь также познакомиться с боевыми подвигами Николая Гастелло, Алексея Лопатина, Евгения Пичугина, Николая Молева и других героев Великой Отечественной войны 1941--1945 гг.

Успенский собор.

(ул. III Интернационала, 56)

800 лет стоит владимирский Успенский собор, один из выда-ющихся памятников древнерусской архитектуры. Он был зало-жен 8 апреля 1158 года.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Влади-миро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами монголо-татарских захватчиков. Он видел прогрессивную борьбу владимирцев за объединение разрозненных русских земель. В нем восемь столетий назад были составлены первые владимирские ле-тописи, ставшие основой всего северо-русского летописания. У его алтаря возводились на княжение легендарные полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской и все другие владимирские и

13

московские князья до Ивана III. В первой четверти XIV века храм был главным собором Руси.

Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. Он хранит образцы искусства лучших художников разных времен, от безымянных изографов середины XII столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров XVII--XVIII веков.

Владимирский князь Андрей Боголюбский видел в право-славной церкви активнейшего помощника в проведении политики объединения разрозненных русских земель. Он понимал, что цер-ковь будет рьяным защитником его княжеского аторитета, а по-тому не пожалел средств на пышное убранство собора. Князь выде-лил собору лучшие села и слободы, десятую часть в своих обшир-ных стадах, хлебах, доходах от торговли.

Можно представить, как красив был собор в древние времена, когда вся его массивная глава (первоначально он был одноглавым), торжественные порталы (входы), устроенные с трех сторон, а так-же арочки и колонки расписанного аркатурного пояса были око-ваны листами золоченой меди, двери храма украшены «жемчугом великим» и драгоценными камнями, а стены и своды яркой фрес-ковой росписью. Свет хоросов -- люстр и паникадил, которые были великолепными образцами прикладного искусства, вместе с соч-ными красками росписи, архитектурными деталями и украшени-ями отражался в блестящих медных плитах пола, как в огром-ном золотом зеркале.

Слаженные пропорции, безукоризненная техника кладки, пре-восходная обработка архитектурных деталей, выполненных с удивительным чувством меры, сделали памятник классическим. Вот почему Успенский собор служил образцом для торжественных памятников раннего московского зодчества. Так было и позднее, в конце XV века, когда во Владимир приезжал известный италь-янский архитектор Аристотель Фиораванти, внимательно изучав-ший Успенский храм и построивший по его образцу одноименный собор Московского Кремля.

В 1185--1189 годах собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Таким образом, он оказался как бы в футляре: между ним и новыми стенами образовалась галерея, названная в летописи притвором. По углам храм был завершен четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым. Площадь собора удвоилась. Он стал вмещать около 4000 человек. 7 февраля 1238 года монголо-татарские захватчики, которым удалось сло-мить оборону города, разграбили храм и подожгли его.

В 1411 году, когда после пожара еще не были восстановлены деревянные укрепления, татарский царевич Талыч со своим от-рядом занял город и поджег его. Успенский собор лишился своих колоколов, расплавившихся от сильного огня. Награбленные цен-ности, которые захватчики не могли увезти, они предали огню.

14

В период польско-шведской интервенции Успенский собор пришел в запустение. С начала XVIII столетия предпринимались попытки его восстановить. В 1734 году были закончены большие укрепительные работы, которыми руководил крепостной кресть-янин Новой Александровской слободы Яков Буев. Не имея воз-можности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей, В конце XVIII столетия устроен новый иконостас с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с группой помощников. В 90-е годы XIX века Успенский собор под-вергся капитальной реставрации, в результате которой было вос-становлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инже-нерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись.

После Великой Октябрьской социалистической революции были реставрированы фрески XII и XV веков, установлено ква-лифицированное наблюдение за состоянием памятника, неодно-кратно проводились укрепительные, профилактические и рестав-рационные работы. В последние годы в соборе укреплена и промы-та фресковая роспись, раскрыты ценнейшие фрагменты фресковой росписи 1237 года, позолочен центральный купол.

Архитектурный облик памятника своеобразен. Его могучие, широкие фасады расчленены на пять вертикальных прясел, кото-рые на западном фасаде соответствуют пяти нефам -- продольным частям храма, направленным с запада на восток. Три средних деления западного фасада соответствуют ширине храма 1158-- 1160 гг., а два крайних обозначают ширину галерей, пристроен-ных в 1185--1189 гг. Центральная часть собора вместе с огром-ной главой возвышается над галереями и четырьмя угловыми главами, создавая динамичное завершение самого высокого древ-нерусского храма.

В убранстве фасадов памятника главное место занимает аркатурно-колончатый пояс, протянутый почти по середине север-ного, западного и южного фасадов и поднятый на алтарных по-луцилиндрах. Внутри собора, в его центральной части, сохраня-ются фрески гениального русского художника Андрея Рублева и его старшего товарища Даниила Черного. Эти фрески написаны на тему традиционного Страшного суда. Однако Андрей Рублев отказался от «функции устрашения». Его образы лишены аскетиз-ма. И это понятно, если вспомнить, что Русь в ту пору была горда замечательной победой, которую ее сынам удалось одержать над монголо-татарами и на поле Куликовом, Лаконизм и ясность ком-позиции, виртуозный рисунок, совершенный колорит, достигнутые Андреем Рублевым в фресках Успенского собора, являются сви-детельствами огромного таланта выдающегося художника. Большой интерес представляет некрополь Успенского собора, расположенный в галерее. Здесь похоронены великие владимир-ские князья: Андрей Боголюбский, его брат

15

Всеволод Большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и другие, а также древнерусские писатели -- епископ Симон, один из авторов «Киево-Печерского патерика», и Серапион Владимирский, известный своими поуче-ниями, в которых он призывал русских людей к единению.

Существующая колокольня с высоким золоченым шпилем (1810 г.) стоит на месте старой, пострадавшей в 1806 г. во время грозы.

Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней, вы-строен в 1862 г. по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена.

Дмитриевский собор.

(ул. III Интернационала, 58)

Дмитриевский собор вошел в сокровищницу мировой архи-тектуры как одно из интереснейших творений владимирских зод-чих. Строительством собора в 1194--1197 годах владимирский князь Всеволод Большое Гнездо отметил рождение сына Дмитрия. К моменту, когда было начато сооружение Дмитриевского собора, владимиро-суздальская архитектурная школа уже вполне сложи-лась. Вместе с зодчими выросли замечательные мастера: камено-тесы и резчики, медники и литейщики, эмальщики и живописцы.

Как и другие памятники архитектуры, Дмитриевский собор неоднократно страдал от опустошительных городских пожаров и монголо-татарских грабежей. Он не раз ремонтировался и к на-чалу XIX века сохранился с грубым четырехскатным покрытием, которое не только искажало его вид, но и привело к разрушению нижней части главы. Это покрытие в 1806 году было заменено более близким к форме старой свинцовой кровли.

Ремонтные работы, проводившиеся по указанию царя Нико-лая I (1834 год), привели к уничтожению древних галерей собора и двух лестничных башен. Для устройства внутренней лестницы был разобран северо-западный свод хоров и погублены ценные фрески. В это же время были устроены железные связи, заменено новыми значительное количество колонок аркатурного пояса. Фи-гуры «святых» грубой работы встали на месте древних рельефов. Эта варварская «реставрация» длилась 13 лет.

Огромное внимание реставрации Дмитриевского собора уделя-ется после Великой Октябрьской социалистической революции. Значительными были инженерно-укрепительные и реставрацион-ные работы, начатые в 1939 и завершенные в 1952 году Влади-мирской специальной научно-реставрационной мастерской по про-екту и под руководством архитектора А. В. Столетова. Эти работы обеспечили восстановление первоначальных форм памятника, уст-ранили серьезные деформации сводов, парусов,

16

светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Старые дубовые истлевшие связи были заменены железобетонными.

Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных плит, уложенных в ров-ные горизонтальные строки. Наиболее характерной его особен-ностью является великолепный резной убор, занявший почти две трети площади фасадов. Мотивы резьбы разнообразны, но веду-щими являются изображения растений, птиц, зверей, животных, охотничьи сцены. Композиций религиозного содержания немного. На южном фасаде, вверху, выделяется изображение двух мифи-ческих грифонов с туловищем льва, головой и крыльями орла.

Привязанные хвостами к прямоугольному коробу, в котором си-дит Александр Великий с двумя ягнятами в приподнятых руках, грифоны стремятся достать ягнят и как бы возносят Александра Македонского на небо. Этот восточный миф широко известен в средневековье. В XII веке он был любимым сюжетом не только резчиков и поэтов, но даже ткачей, украшавших подобными изоб-ражениями драгоценные ткани.

Дмитриевский собор занимает особое место во владимиро-суздальской архитектуре. Именно этот памятник, создавший закон-ченный образ величественной белокаменной постройки, послужил прообразом шедевров древнерусского зодчества -- Рождественского собора в Суздале и Георгиевского -- в Юрьев-Польском.

Успенский собор Княгинина монастыря.

(пос. Воровского)

Успенский собор расположен в северо-западной части Влади-мира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружен как главный храм монастыря, по-стройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III -- Марии, дочери чешского князя Шварна. Мария Шварновна была матерью восьми сыновей и четырех дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричь-ся в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина.

В отличие от белокаменных построек, этот памятник был сло-жен из тонкого плиткообразного кирпича -- плинфы. Другим его отличием явилось значительное расширение центральной (подкупольной) части и сужение боковых. Можно думать, что это обсто-ятельство и недостаточное заглубление фундаментов послужили причиной разрушения собора. В начале XVI века на укрепленном старом фундаменте был сложен новый собор. Видимо, понимая причины разрушения древнего храма, мастера несколько

17

раздвинули стены нового собора и укрепили все четыре угла двойными сводами. Верх собора был сложен в новых московских традициях, в виде двух ярусов килевидных кокошников, возвышающихся над закомарами, которые венчают стены. Как и древний храм, собор начала XVI века был окружен узкими галереями.

Успенский собор неоднократно реставрировался. В 1924-- 25 гг. под руководством архитектора П. Д. Барановского восста-новлена глава, освобожденная от поздних надстроек. Затем памят-ник реставрировался в 1949 году, и, наконец, в 1959--60 гг. были проведены значительные реставрационные работы, вернувшие ему изначальные формы завершения. Работы проведены под руковод-ством и по проекту архитектора И. А. Столетова.

Три расписанных перспективных портала ведут во внутрь собора, где сохранилась фресковая роспись 1647--1648 гг. рабо-ты московских художников с Марком Матвеевым во главе. Фрески написаны по каноническим сюжетам и отличаются интересными многофигурными композициями, декоративностью, красивым ко-лоритом. На западной стене размещена композиция Страшного суда. Обычно в этом сюжете художник изображает две противо-положные группы -- праведников и грешников. В группе правед-ников -- она направляется в рай -- вместе со святителями, про-роками, мучениками изображаются князья и цари. Для представи-телей простого народа «недостает места». Зато в числе грешников всегда изображаются простолюдины. В фресках Успенского собо-ра все грешники представлены иностранцами. Фрески XVII века были записаны в 1867--69 гг. мастерами Мазуриным и Кузнецо-вым. Расчистка от записей фресок была предпринята после окон-чания Великой Отечественной войны и продолжалась в течение 1945 - 46 гг. Ее осуществляли реставраторы Е. А. Домбровская, И. В. Овчинников и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.