рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыИстория города Владимира

24

скучиваются около древних соборов, и город приобретает вид чего-то восточного. Красота древних соборов выступает особенно рельефно из-за Клязьмы, со стороны поймы и песков».

Таким представал Владимир на исходе XIX века, спустя сто лет после утверждения Екатериной II регулярного плана. Средневековье, понеся ощутимые утраты, вошло в орбиту нового времени и слилось с ним, оставив по себе долгую память.

Послереволюционные планы.

Николай Николаевич Воронин, наш современник, уроженец Владимира и самый большой его знаток, оценил екатерининский план города следующим образом: «Проект новой регулярной планировки проникнут уважением к памятникам. В нем сохранены древние валы Владимира, сквозь геометрическую сетку кварталов ясно просвечивает древнее трехчленное строение русской столицы XII века и древняя ось городской планировки -- Большая улица». Как историк архитектуры, он уловил самое важное -- единство старого с новым. Образ города продолжал сохранять глубину своей исторической памяти.

Первый послереволюционный план Владимира, разработанный в 1926-1927 годах, разделил город на две части -- историческую и современную. Новое промышленное и жилое строительство предусматривалось главным образом за чертой древних валов в северо-восточном и восточном направлениях на площади свыше 300 га. Сохранялись все особенности планировки и даже функциональное разделение отдельных частей старого города. Больше того, в долинах рек Лыбеди и Клязьмы намечалось проложить основные автотранспортные магистрали. Они кольцом прошли бы по подошве древних холмов. Такое смелое и рациональное решение сохраняло целостность древнего ядра города и разрешало извечно трудную проблему с дорогами. Это был возврат к хорошо забытому старому. Подобная идея была заложена и осуществлена еще в XII веке. Тогда во внешних рвах пролегали дороги вокруг города. Они объединяли собою все выезды из него. Через них легко попадали в любое место.

Генеральные планы Владимира 1947 и 1967 годов, рассчитанные соответственно на 160 и 300 тысяч жителей, наметили дальнейшее развитие восточного и юго-западного районов города и определили формирование нового общегородского центра к северу-западу от исторической части, за рекой Лыбедью (ныне Октябрьский проспект).

В 1981 году московским институтом «Гипрогор» для Владимира был разработан новый генеральный план развития города с увеличением его численности до 400 тысяч жителей. Им предусматривается расширение городской территории в пределах северной объездной дороги Москва -- Нижний Новгород и освоение в целом еще около 1400 га селитебных территорий. С 2647 га жилая территория города увеличивается до 3990 га. Вновь (в который раз!) намечается создание крупных транспортных магистралей в пойме рек Лыбеди и Клязьмы. Это, конечно,

25

исключит интенсивное движение в старом городе. Есть огромное желание сделать его зоной активного пешеходного туризма.

Предприняты попытки и более детально решить проблемы центра. Владимирские реставраторы разработали специальный «Проект реконструкции исторического ядра города Владимира» (1982). В основу его заложен метод комплексного сохранения и восстановления всего архитектурного и градостроительного наследия старого города. Средствами же достижения этой цели стало в основном бюджетное финансирование. Реконструкция кварталов предполагалась силами крупных промышленных предприятий и строительных организаций. Ветхий же жилой фонд планировалось заменить на новые благоустроенные жилые дома, построенные по индивидуальным проектам с учетом исторического своеобразия владимирской архитектуры.

Но романтический максимализм, которым овеян проект, к сожалению, не выдерживает испытания сурового времени. Рассчитанный на жесткую централизацию усилий административной власти и строительного комплекса, он, конечно, стал несбыточной утопией в условиях децентрализации экономики и наступившей рыночной свободы. К тому же на новой ступени социальной жизни города многие проектные решения утрачивали свою актуальность. Действительность диктовала новые требования. Этим было положено начало процессу «вымывания» из проекта основных его положений. А вместе с этим он перестал выполнять роль градостроительного документа. Старый город оказался между несбыточной мечтой о святости каждого его камня и сегодняшней действительностью, трезво оценивающей ситуацию. А между тем и другим -- широкая палитра всевозможных действий. Сегодняшняя реальность -- на его улицах.

Чтобы лучше увидеть старый город, охватить его взглядом сразу, полюбоваться его холмами, надо спуститься вниз к набережной реки и пройти по мосту через Клязьму на другую сторону. И отсюда проникнуться красотой древнего Владимира.

Он лежит как на ладони. В центре вздымается Кремль. Подъем рельефа очень крут. Поэтому так энергичен взлет белокаменных храмов, блистающих золотом глав и шпилей. Левее, на соседнем холме, чуть ниже, где расположен так называемый Новый город, еще целый ряд церквей, уютно разместившихся на краю впадины, амфитеатром опускающейся к реке. А вокруг -- сплошные сады. Особенно изумительны они весной, когда буйно покрываются нежным цветом. Правее от Кремля -- Ветшаный город. Здесь рельеф холма более спокоен, он плавно понижается к востоку. А далее, уже за пределами древних валов, поднимается новая гряда холмов, уходящая к древнему Боголюбову.

Правда, в XX веке силуэт города стал ощутимо беднее. С улиц «смахнули» целый ряд церквей -- Николо-Златовратскую, Пятницкую, Борисоглебскую, Сергиевскую,

26

Рождественскую, Ильинскую, Богословскую. И сказочное многоглавие панорамы, о котором так восторженно писал В. Георгиевский, сразу поблекло. На месте храмов появились массивные жилые дома. Их унылые горизонтали еще более придавили и выровняли силуэт. А фасады, как занавес, закрыли обзор холмов. Особенно пострадал вид юго-восточной части города.

Но зато из-за Клязьмы еще и сегодня четко прорисовывается сетка старых улиц с двух-трехэтажными домами. Эти дома составляют большую часть исторической застройки и являются хорошим фоном для памятников архитектуры. Имея небольшую высоту, они не мешают их восприятию. В этом вы не раз убедитесь, когда будете внутри города.

Таков вид на старый Владимир с юга. Напротив, с севера панорама его просматривается лишь фрагментарно. И нет уже того восторга, который только что испытали. Левобережные склоны Лыбеди, обращенные к центру, интенсивно застраиваются. Новостройки отсекают последние видовые точки с улиц Мира и Луначарского, создавая сплошную завесу.

Да и внутри города много нового. Те же северные склоны его, застроенные некогда небольшими «образцовыми» домами, почти уже не просматриваются. Появившиеся здесь еще в 1970-1980-е годы безликие новостройки зримо перерастали своих предшественников на две-три головы.

На исходе XX века это было подхвачено и жилым строительством. Теперешние массивные кубы домов-особняков, имеющих со двора до пяти этажей, теснят и погребают под собою хрупкие прозрачные кварталы с их просторными внутренними дворами. Они буквально подавляют своей массой рядом стоящие дома, принципиально меняя пропорции, масштабы и структуру квартальной застройки.

Это имеет уже свои последствия. Небольшой мемориальный дом-музей братьев Н. Г. и А. Г. Столетовых придавлен к земле грузным массивом строящегося рядом жилого дома, имеющего со двора целых пять этажей (ул. Столетовых). Решительно «перешагнули» высотную отметку близлежащих домов и новостройки на улицах Подбельского, Кремлевской, Златовратского, Воровского. Пример заразителен. Полукаменный жилой дом «образцовой» постройки на пересечении улиц 1-я Никольская и Никитская совсем по-московски заметно «разбух» пристройками и «подрос» надстройками до четырех этажей и уже «подпирает» стоящие рядом Золотые ворота XII века. Так строить, конечно, экономичнее. Дома очень вместительны. Но это явный диссонанс тому, что сохранилось.

По современным меркам старый Владимир, расположенный в границах валов, невелик. Его территория составляет 122 га, то есть всего 2% современной городской площади. Она разбита на 34 небольших квартала и имеет 41 улицу с переулками и проездами. Длина всех улиц -- всего около 15 км. В этой части находится 725 построек. Одни из них являются памятниками

27

разных эпох, другие интересны своим обликом, третьи мало чем примечательны, но «держат» периметр квартала. А в целом они удивительным образом скрепляют планировочную ткань города, выстраивая неповторимую картину его многовекового развития. Они создают среду, которая и придает ему полноценное историческое звучание. Здесь сомасштабность фона с памятником, пропорциональность отдельной постройки со всем кварталом, одного квартала с другим и так далее выведены в одну градостроительную цепь. Жилая регулярная застройка, пришедшая в конце XVIII века на смену средневековой, была близка последней. Сохранялись небольшие размеры зданий, их типы (каменные, полукаменные, деревянные), их масштаб и пропорции, спокойный силуэт двух-четырехскатных кровель, бревенчатые или обшитые фасады, прежние строительные материалы (дерево, кирпич) и знакомые архитектурные элементы и формы (домовые трубы, водостоки, козырьки, ограды), свободные внутриквартальные пространства, занимаемые хоз. постройками и огородами.

Конечно, в сегодняшней рядовой застройке много ветхого, требующего замены. Да и сама эта застройка подчас настолько неинтересна, что вызывает естественное желание ее обновить.

По сравнению с соседними губернскими центрами, Владимир долгое время оставался тихим мещанским городом.

И если, например, Ярославль отстраивался в XVIII-XIX веках с широким купеческим размахом, а на улицах Костромы возводились роскошные дворянские особняки в стиле классицизма, то историческая застройка Владимира намного беднее и в массе своей не претендует на лидирующее место. Естественно, что и обращение с ней сегодня более вольное. Подсчитано, что к памятникам и к основной опорной застройке, составляющей костяк города, отнесено всего 295 зданий, остальные 430 -- сохраняются временно или подлежат сносу.

Поэтому вопрос о характере нового строительства в старом центре самый, пожалуй, острый.

И это при том, что каждая архитектурная эпоха, прожитая городом, тоже решала эту проблему и оставила на его улицах свои приметы. Древняя Русь, барокко, классицизм, русский стиль, модерн -- все эти стили мягко «входили» один в другой, сохраняя целостность среды. Так было до начала XX века, до революции. А в XX столетии -- эпоха стилизаций «под старину».

Вначале несколько десятилетий сталинского классицизма. Помпезное здание Управления внутренних дел с мощной колоннадой античного портика на улице Московской -- наглядный тому пример. И совсем не случайно, что стоит оно совсем рядом, на той же стороне улицы, что и самые красивые во Владимире сооружения николаевского ампира -- дом дворянского собрания и мужская гимназия (1830-1840-е годы). Здесь явное желание подстроиться под классицизм и превзойти его.

Последовавшая хрущевская «оттепель» позволила ненадолго вернуть владимирскую

28

архитектуру в лоно местной традиции. Смешение элементов классицизма с разного рода башенками, арками, полуколонками с резными капителями, с декоративными вставками, белым цветом в отделке деталей -- все должно было, хоть и намеком, напомнить о великом белокаменном зодчестве (гостиница «Владимир», жилые дома -- центральная улица Б. Московская; Б. Нижегородская). Но и здесь осознание собственного превосходства привело к подавлению исторического окружения. Дома встали массивной стеной на гребне холмов. Они впервые серьезно исказили силуэт города и ввели в его границы совершенно новую точку отсчета объемных и высотных показателей строительства.

Эпоха брежневского космополитизма, похоронив стилизацию, решительно перевела архитектуру в разряд унифицированного железобетонного строительства. Глазу уже не за что было зацепиться -- все гладко и ровно. Практицизм полностью восторжествовал. В старом городе у него свои «памятники». Архитектурное безродство имело болезненную слабость занимать самые видные «родовые» места. Таковыми оказались валы. Как будто и не было поучительных уроков прошлого. На Ивановском валу вознесся ресторан «Нерль»; чуть пониже, на месте Поганого вала -- здание облпотребсоюза и кооперативного техникума; чуть подальше к северо-востоку, на месте Зачатьевского вала -- общеобразовательная и спортивная школы.

Бесстилье, как это всегда и бывает, породило на исходе XX века новую волну архитектурных стилизаций. Сложилось твердое убеждение, особенно в среде реставраторов, что в старом городе строить надо с непременной оглядкой на прошлое. А поскольку сегодня речь идет о сносе ветхой застройки, родившейся в эпоху «образцового» классицизма, то дом с мезонином, как самый яркий показатель этого стиля, стал своеобразным эталоном нового строительства.

Уже построенные и вновь строящиеся образцы «компенсационных» домов (ул. Воровского, Подбельского, Осьмова, Златовратского) -- в русле этого ретроспективизма. Только почему-то «дом с мезонином» далек от своего прототипа по тому человеческому масштабу и уюту, которые и стали залогом его долгожительства. Правда, первые новоделы на улице Воровского были скромнее -- всего лишь два этажа по лицу и мезонин сверху. Но уже тогда дворовая часть подрастала на один-два этажа. Сегодня эти дома на один-два этажа подрастают уже с улицы, не говоря о дворовых фасадах. Надо было как-то удешевить строительство и удержать сам тип дома.

Правда, когда есть возможность, строят и по-другому -- в духе неомодерна, прямо противоположном классике, хотя и не чуждающемся последней. Таков дом на углу улиц Комсомольской и Воровского. Это тоже обобщенная имитация. Здесь есть все, кроме собранности и чистоты архитектурного образа. И такта. Вряд ли авторы дома добавили теплоты

29

в облик тихой улочки, сделав гаражные ворота, как символ технократического благополучия, основным элементом фасадной композиции. Хотелось бы думать, что это поиск. Как и тот тип вместительного «кубоватого» дома-особняка, подступившего к самому центру (ул. Столетовых). В нем меньше реминисценций стилистики, но очевидны черты московского доходного дома рубежа XIX--XX веков. Откровенная же ориентация на строительство с размахом настораживает. Нельзя допустить, чтобы квадратные метры полезной площади подменили собою градостроительную и архитектурную ценность построек. У старого города свои строительные ориентиры. Конечная цель их -- совершенство и гармония связей с исторической средой.

30

Европеизация города.

Исторический дух города неуловим, быть может, в целом, но конкретен в деталях. И понимаешь: не сбережем частностей, потеряем целое. Поэтому те страсти, которые горят сегодня по поводу того, каким быть историческому центру, весьма принципиальны. Или мы сохраним его неповторимость, или он утонет в безликом «евроремонте». Представляется, что здесь приемлем реставрационный метод, как, например, в Венеции. Там город законсервирован. Заново ничего не строится. Это категорически запрещено. Зато постоянно идет поддерживающий ремонт и реставрация. Поэтому там все -- подлинное.

Став имуществом и предметом разного рода сделок, памятники во Владимире лишились действенной защиты со стороны государства. Их нынешние владельцы в основном временщики. Они арендуют здания. Цель их -- быстро приспособить помещение и получить максимальную прибыль с каждого квадратного метра. Более же капитальные дела, каковыми являются реставрация и реконструкция, их совсем не интересуют. Поэтому бурная инициатива предпринимателей приняла определенную направленность: завлекающий вид снаружи и видимость изыска внутри. С улицы все ограничивается входом и витринными окнами, а в деловой части -- маскировкой старых облезлых стен ультрасовременными облицовочными материалами.

Дом, раздраенный на части разными пользователями, нельзя реконструировать. Его нельзя даже отремонтировать в целом. Поэтому один фасад может краситься в разные цвета, далекие от исторической правды. Старые фигурные карнизы и наличники дверей и окон сбиваются. В стенах пробиваются новые проемы. Прямо с тротуара тянутся на верхние этажи новые металлические лестницы (владельцы нижних не разрешают проход «через себя»). В окна вставляются зеркальные стекла. И все это озаряется пышной рекламной иллюминацией. Наглухо заложены «торговыми точками» все проходные арки домов. Через них испокон веков жильцы проходили к себе во двор, а жители могли любоваться прекрасными загородными пейзажами и дышать чистым заклязьменским воздухом, не покидая центральную улицу.

Сегодня это уже проблематично. А завтра будет сложно увидеть и саму загородную панораму с ее изумительным ландшафтом. Архитекторы уже разработали проект грандиозного гидропарка, который предлагают разместить на Клязьме, напротив кремлевского холма и белокаменных храмов XII века. Очередная авантюра кому-то выгодна. И она уже бродит в умах ответственных работников.

«Евростиль» -- поистине всемогущий стиль времени. Ему подвластными оказались даже архитектурные памятники, которые были отреставрированы еще до перестройки и сохраняли

31

старый владимирский уют. Совершенно неузнаваемы ресторан «У Золотых ворот», «Чайная», «Кофейня», дом купца Васильева по улице Большой Московской.

Дух «европеизации» охватил буквально всех участников этого действия. Заказчикам евроремонт выгоден, и они вкладывают в него средства, чиновники его разрешают -- казне тоже нужна скорая прибыль, а архитекторы проектируют, исполняя прямое желание заказчика. И круг замыкается. Ну а разные советы -- архитектурные, градостроительные? Их много. Но все они ведомственные. И действующие лица там те же.

Опрос, проведенный недавно владимирским телевидением, показал, что четверть опрошенных жителей города уже не считают себя его патриотами. На трущобах и «евроремонте» выросло целое поколение молодежи.

И все-таки надежда увидеть свет остается. Рядом, на той же улице ведутся работы по реставрации и приспособлению целого комплекса памятников архитектуры XVIII-XIX веков под учреждения культуры и искусства. Еще раньше здесь, на небольшой Георгиевской улице, было восстановлено здание первой в городе аптеки. Рядом, в бывшем Георгиевском храме, разместился Центр хоровой музыки, а в рядом стоящем жилом доме -- музыкальная школа. Совсем недавно из руин восстановили здание бывшей гауптвахты, где поместился Областной центр народного творчества. Заканчивается реставрация бывшего Дома губернатора на Б. Московской. Здесь обосновался Областной центр изобразительного искусства. А рядом, в бывшем доме купца Куликова, разместится скоро концертный зал Губернаторского симфонического оркестра. Весомая часть целого квартала стала блестящим образцом возрождения реставрационных традиций в городе.

Спонтанно, из чувства патриотизма историческая память начинает все-таки пробуждаться. В неприкосновенности сохранен облик двух бывших жилых домов XIX века -- каменного с лепниной и деревянного с резьбой по улице Б. Нижегородской. В них расположилось представительство западногерманского города Эрлангена, с которым у Владимира тесные дружественные связи. На улице Гагарина, прилегающей к центральной, восстановлен старый полукаменный дом, в котором до революции проживал известный русский писатель Иван Шмелев. Внешний вид его сохранен полностью. Со двора же пристроен незаметный флигель. Он позволил увеличить площадь и приспособить разрушавшуюся постройку под Областной дом природы.

На другой улице, Никитской, идущей от Золотых ворот вниз, самодеятельные художники города отхлопотали совсем, казалось бы, неказистый рядовой дом, но сделали его настоящим памятником истории, сохранив все следы его долгой жизни. Возле же самих Золотых ворот акционерное общество «Владэнергосвязь», пригласив реставраторов, провело полную реконструкцию памятника архитектуры по Б. Московской. Восстановлен не только внешний

32

облик особняка XVIII века, но сохранены и все подлинные фрагменты его интерьера.

Есть и другие примеры, и, как небольшие родники, питают они сегодня полноводную реку неповторимой самобытности Владимира. Да и жители его становятся все настойчивее в своих требованиях, чтобы любой проект, затрагивающий интересы старого города, выносился на широкое упреждающее общественное обсуждение. История, запечатленная в камне, есть достояние общества. И судьбу города надо решать всем миром. Так на Руси было всегда.

33

Литература.

1. Коллектив авторов. О крае родном. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1978. - 279 с.

2. Тихонравов К. Н. Земляные валы и городовые стены XVIII столетия. Владимирский сборник. - М. 1857. - 186 с.

3. Седов В. В. Археологические раскопки во Владимире. КСИИМК, № 96,
1963. - 134 с.

4. Демьянов Н. По земле Владимирской. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1967. - 194 с.

5. Дмириев Ю.А. и др. Край наш Владимирский.-Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989.-240с.

6. Альманах «Памятники Отечества»/ ред. Камелин В.А. - М. 2002. - 190с.

34

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.