рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАнализ конкурентоспособности ВУЗа

- административно-хозяйственный персонал;

- инженерно-технический персонал;

- производственный персонал;

- учебно-вспомогательный персонал;

- иной персонал вуза.

Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого. См.: Куярова Л.Я., Пономарев И.П. Исследование востребованности маркетинговых услуг со стороны среднего бизнеса/ / Маркетинг в России и за рубежом. № 1. 2004. - С. 19.

По мнению автора, особенности конкурентоспособности вуза проявляются в следующем:

- во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала вуза по всем стадиям жизненного цикла образовательной услуги;

- во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности вуза;

- в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика вуза не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности вуза.

В России практически отсутствуют исследования по проблемам конкурентоспособности вуза.

Конкурентоспособность Вуза обеспечивается:

- Конкурентоспособностью студентов

- Конкурентоспособностью выпускников;

- Уровнем профессорско-преподавательского состава;

- Методическими средствами обучения;

- Научными средствами обучения;

- Техническими средствами обучения;

- Наличием собственны основных средств (Учебные и вспомогательные корпуса, оборудование);

- Наличием собственной библиотеки;

- Наличием лекционных аудиторий;

- и др.

Особенности изменения конкуренции между вузами проявляются в следующем:

1) конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих вузов;

2) конкуренция усиливается, когда крупные вузы присоединяют другой вуз и принимают решительные меры по выводу его в ведущие;

3) конкуренция сильна, когда спрос на услуги растет медленно;

4) конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают вуз на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;

5) конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной услуги на другие невелики;

6) конкуренция усиливается, когда одна или несколько вузов не удовлетворены своей долей рынка;

7) конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;

8) конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;

9) ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии вузов различаются в значительной мере и открыты большинству.

Анализ конкурентоспособности основывается на маркетинговых исследованиях, соблюдении нормативных показателей и информации внутреннего характера.

Позиции вузов на рынке неразрывно связаны с изучением конкурентоспособности предоставляемых ими услуг.

Более прочные позиции на рынке займут те вузы, которые наряду со сбалансированным деловым портфелем будут работать над созданием пользующейся доверием у потребителей торговой марки (brand name). Фактором, повышающим конкурентоспособность вуза, является также его готовность предоставить образовательные услуги в инновационном режиме с использованием современных информационных технологий и ноу-хау.

Важно то, что конкурентоспособность образовательной программы определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для потребителя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Все показатели услуги, выходящие за эти рамки, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности как не повышающие ценности услуги в конкретных условиях. То есть показатели образовательных услуг, отражающие ее эффект для производителя, часто не имеют значения для потребителя. Потребителя интересуют лишь потребительские свойства, каким бы путем они ни были достигнуты. См. : Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2004. - С. 99.

В данной работе будет рассмотрена конкурентоспособность дополнительных услуг внеучебной деятельностью.

Современные проблемы, противоречия, связанные с внеучебной деятельностью в вузе, обосновывают необходимость организованной внеучебной деятельности с точки зрения интересов и потребностей ее участников. Перспективы функционирования и развития системы внеучебной деятельности в вузе в современных условиях видятся в реализации следующих мер:

- поиск новых форм и направлений внеучебной деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям студенческой молодежи в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;

- создание Центра и системы социального мониторинга интересов и динамики проблем студенческой жизни;

- совершенствование системы информирования студентов (в том числе оборудование ярких информационных стендов в учебных корпусах, оптимизация системы радиовещания, издание общевузовской газеты);

- создание службы психологической поддержки студентов, консультативной помощи; активизация работы по социальной защите студентов, соблюдению их прав и льгот;

- оказание помощи во вторичной занятости студентов и трудоустройстве выпускников посредством организации студенческой биржи труда;

- совершенствование системы управления внеучебной деятельностью; создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей ее направления, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты; совершенствование системы стимулирования внеучебной деятельности;

- реализация в системе внеучебной работы возможностей студенческого самоуправления; создание условий для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере внеучебного времени; создание банка данных о творческих организаторских способностях студентов, их использование в учебно-воспитательной деятельности;

- содействие работе профсоюзной студенческой организации, молодежному движению студенческих отрядов, другим общественным организациям, органам студенческого самоуправления в общежитиях, клубам и объединениям;

- обеспечение материальной и финансовой базы внеаудиторной работы;

- создание системы морального и материального стимулирования наиболее активных преподавателей и студентов - организаторов внеучебной деятельности;

- реализация целенаправленной кадровой политики, обеспечение профессионализма организаторов внеучебной работы -- преподавателей, студентов-общественников, штатных сотрудников-специалистов;

- совершенствование работы кураторов, контроль за их деятельностью, регулярное проведение конкурса кураторов;

- осуществление действенного контроля u1079 за содержанием и эффективностью внеучебной работы, использованием ее результатов для корректировки планов и решений.

Возможно, совершенствование учебной деятельности, а также обновление воспитательной работы в вузе в соответствии с требованиями времени приведут в будущем к увеличению внеучебного времени, которое может быть использовано как для общего развития, воспитания личности, так и для углубления профессиональной подготовки специалистов.

Основной целью Вуза является учебная работа, но, несмотря на это, важное место занимает и внеучебная деятельность, а именно:

- хозяйственная деятельность (наличие дополнительных услуг-банк, буфет, столовая, курительная комната и т.д.);

- наличие бытовых услуг (лавочки, урны и т.п.);

- наличие спортивных секций, спортивно-патриотических клубов;

- организация досуга (команды КВН, театральные кружки, танцевальные студии, проведение конкурсов и т.п.).

Таким образом, материал, изложенный в данной главе, позволяет автору сделать следующие выводы:

- Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

- Конкурентоспособность предприятия - это ее способность выпускать конкурентную продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

- Конкурентоспособность услуг - это величина относительная, и определенный показатель этой важной экономической категории может быть выявлен при исследовании конкурирующих услуг.

- Вуз - это оказание образовательных услуг, основной деятельностью которого является учебная и внеучебная деятельность. К деятельности Вуза относятся такие составляющие как:

- Конкурентоспособность вуза - это готовность Вуза предоставить образовательные услуги в инновационном режиме с использованием современных информационных технологий и ноу-хау.

Анализ конкурентоспособности основывается на маркетинговых исследованиях, соблюдении нормативных показателей и информации внутреннего характера.

Особенности конкурентоспособности вуза проявляются в том, что:

- в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала вуза по всем стадиям жизненного цикла образовательной услуги;

- в настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности вуза;

- техническая, экономическая, кадровая, социальная политика вуза не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности вуза.

В России практически отсутствуют исследования по проблемам конкурентоспособности вуза.

Особенности конкурентоспособности конкретного Вуза будут рассмотрены во 2 главе.

Глава 2. Особенности конкурентоспособности МИЭМП

2.1. Общая характеристика деятельности МИЭМП

МИЭМП был создан в 1993 году и является одним из первых негосударственных вузов России.

Институт является разработчиком собственных специализированных программ, направленных на сотрудничество с государственными и коммерческими предприятиями - работодателями, благодаря которым студенты МИЭМП во время обучения проходят практику в финансовых учреждениях г. Москвы - банках, инвестиционных и страховых компаниях и т.д. http://www.miemp

В рамках факультета Экономики и финансов МИЭМП готовит специалистов по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудита», «Налоги и налогообложение».

Факультет Управления готовит специалистов по следующим направлениям: «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)», «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Мировая экономика», «Прикладная информатика (в экономике)», «Государственное и муниципальное управление».

Юридический факультет МИЭМП готовит юристов по специализациям "Государственное право", "Гражданское право" и "Уголовное право" для дальнейшей работы в компаниях всех форм собственности. http://www.miemp

По окончанию обучения все выпускники МИЭМП получают возможность трудоустройства на конкурсной основе по полученным специальностям.

В Институте предусмотрены дневная, вечерняя, заочная и субботняя формы обучения.

На Рис. 3. представлена динамика численного состава студентов МИЭМП по факультетам и формам обучения за 2003-2006 гг.

Рис. 3. Динамика численного состава студентов МИЭМП по факультетам и формам обучения за 2003-2006 гг.

Из анализа структуры численного состава студентов МИЭМП по факультетам и формам обучения за 2003-2006 гг. видна положительная динамика по всем формам обучения и всем факультетам.

Рост количества студентов объясняется, прежде всего, увеличением количества специальностей.

Наибольшее количество студентов обучается на очной форме обучения. По численности студентов положение лидера занимает Факультет управления, т.к. на данном факультете самое большое количество специальностей.

В связи с ростом количества студентов для повышения эффективности учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы со студентами, а также качества образовательного процесса в целом необходимо увеличение числа преподавателей, как на штатной основе, так и на условиях почасовой оплаты.

Для всех желающих в МИЭМП имеется возможность получить второе высшее образование. Для ее реализации разработаны сокращенные программы подготовки специалистов, в полном соответствии с Федеральным Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По окончании обучения выпускникам выдается государственный диплом.

В Институте развивается международное сотрудничество, направленное, прежде всего, на повышение профессионального уровня преподавательского состава, а также максимально полную реализацию потенциала обучающихся в МИЭМП студентов.

Институт участвует в следующих международных проектах ISA: Международная общественная студенческая организация

Благодаря поддержке Института, студенты имеют возможность участвовать во Всероссийском открытом Конкурсе на стипендии Президента Российской Федерации для обучения за рубежом.

Что касается преподавателей, МИЭМП гордится одним из лучших профессорско-преподавательских составов среди негосударственных ВУЗов России.

Более 50% преподавателей имеют степень доктора наук и звание профессора, среди них - крупнейшие российские юристы (Ревин В.П., заслуженный деятель науки РФ, Дорохов Н.И. д.ю.н., профессор, Емельянов Б.М. д.ю.н., профессор), экономисты, авторы научных трудов и учебников по базовым дисциплинам реализуемых в Институте образовательных программ.

Это ученые, сочетающие педагогическую деятельность с практической работой в государственных и иных учреждениях самого высокого уровня. Они участвуют в разработке федеральных экономических программ и законопроектов, являются консультантами, советниками и экспертами высших органов законодательной и исполнительной власти России.

На Рис. 4-6 представлена динамика численности профессорско-преподавательского состава МИЭМП за 2003-2006гг.

Рис. 4. Численность профессорско-преподавательского состава МИЭМП по категориям за 2003-2006 гг.

Рис. 5. Численность профессорско-преподавательского состава МИЭМП, имеющего ученую степень, за 2003-2006 гг.

Рис. 6. Численность профессорско-преподавательского состава МИЭМП, имеющего ученое звание, за 2003-2006 гг.

Из анализа численности профессорско-преподавательского состава МИЭМП можно сделать вывод, что в 2004 году по сравнению с 2003г. численность основного профессорско-преподавательского персонала увеличилась на 3,8%. В 2005 году произошло значительное увеличение численности основного профессорско-преподавательского персонала (36,5%) В 2006 году численность основного профессорско-преподавательского персонала сократилась незначительно, на 2,7%. .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.