Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие. Специализированные факторы являются более редкими, это факторы высокого порядка. Специализированные факторы необходимо поддерживать и развивать за счет достаточного финансирования.
Р.А. Фатхутдинов осуществляет классификацию конкурентных преимуществ различных объектов по следующим признакам, представленную на рис. 1.2. [34,c.114]:
ь по отношению к системе;
ь по сферам возникновения преимущества;
ь по содержанию фактора преимущества;
ь по методу или средству получения преимущества;
ь по месту реализации преимущества;
ь по времени реализации преимущества
ь по виду получаемого конечного результата.
Рис.1.2. Видовая структура конкурентных преимуществ объектов
Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кодированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов.
По отношению к системе (организации, стране) принято различать внутренние и внешние преимущества.
К внешним преимуществам относят: благоприятный климат станы; качественная инфраструктура региона, в которой расположена организация; стабильная политическая система страны; современная информационная сеть страны.
К внутренним преимуществам относят: принятые обществом ценности организации; модульная автоматизированная технология; квалифицированные кадры организации.
По сферам возникновения преимуществ выделяют:
ь природно-климатические;
ь социально-политические;
ь технологические;
ь культурные;
ь экономические.
К природно-климатическим преимуществам можно отнести экономически выгодное географическое положение страны, умеренно континентальный климат.
К социально-политическим конкурентным преимуществам относят: стабильность политической ситуации в стране; отлаженная законодательная система в стране.
Примером технологических преимуществ организации могут быть высокий уровень автоматизации производства и управления; низкий уровень износа основных производственных фондов; высокий уровень новых информационных технологий.
К культурным преимуществам принято относить ценности страны, организации, ориентированные на духовное развитие личности; высокая организационная культура; наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба.
К экономическим конкурентным преимуществам относят: устойчивая налоговая система; устойчивая система государственного регулирования экономики; наличие в организациях отлаженной системы менеджмента; качественная кредитно-финансовая система; высокая квалификация кадров.
По содержанию фактора преимущества выделяют:
ь качество товара или услуги (известная в мире торговая марка; высокая надежность объекта; красивый и современный дизайн, комфортность; оптимальная производительность; экологичность);
ь цена товара (низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба; высокий уровень унификации; безотходная технология; высокая конкуренция у поставщиков);
ь затраты у потребителя товара (наличие товаров-заменителей для потребителя товара; высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара; меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара);
ь качество сервиса товара (высокая ремонтопригодность товара; автоматизированная система учета отказов и затрат у потребителя; надежный имидж изготовителя; обоснованные гарантии в сопроводительной документации; наличие станции гарантийного и послепродажного обслуживания товара; качественная инфраструктура рынка).
По методу или средству получения преимущества выделяют:
ь по наследству (природные ресурсы страны; известная торговая марка товара);
ь обучение (квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики; изобретатели);
ь внедрение новшеств (инновации) - создание товаров на основе патентов; внедрение патентованной новой технологии; внедрение ноу-хау в области менеджмента; освоение нового рынка; внедрение новой технологии в области рекламы товара;
ь перемещение - переезд индивидуума в район с развитой инфраструктурой; перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми трудовыми ресурсами;
По месту организации преимущества различают:
ь рабочее место (система «канбан», т.е. точно в срок; научная организация труда; автоматизированное рабочее место конструктора);
ь организация (система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности; высокая конкуренция на «входе» организации; системы автоматизированного проектирования);
ь регион (качественная производственная инфраструктура региона; экологичность региона; устойчивая кредитно-финансовая система в регионе);
ь отрасль (высокая конкуренция в отрасли; вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли; наличие отраслевого центра научно-технической информации; наличие отраслевого патентного фонда);
ь страна (действие государственной программы повышения конкурентоспособности страны; наличие стратегических программ развития отдельных сфер и страны в целом);
ь мировое сообщество (высокий уровень унификации и стандартизации разных сфер деятельности; защита прав человека; интеграция и кооперирование; взаимопомощь стран).
По времени (продолжительности) реализации преимущества различают:
ь стратегические факторы преимущества (применение опережающей базы сравнения при планировании обновления товара на пятилетний период; повышение квалификации кадров; развитие НИОКР; современная система рекламы);
ь тактические факторы преимущества (эффективная система мотивации труда; соблюдение графика ремонта оборудования; заимствование у конкурентов ноу-хау в области менеджмента).
По виду получаемого эффекта от реализации преимущества выделяют:
ь научно-технический (получение патента; увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада; освоение новых информационных технологий; освоение ресурсосберегающих технологий; уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов);
ь экологический (уменьшение отходов производства; повышение эргономичности производства; улучшение экологичности выпускаемых товаров; автоматизация мониторинга ОПС);
ь социальный (прирост добавленной стоимости на одного работника по сравнению с конкурентами; повышение безопасности труда; улучшение условий труда и отдыха; увеличение продолжительности жизни работников; повышение уровня образованности работников);
ь экономический (прирост объема продаж; прирост удельной прибыли; сокращение срока окупаемости инвестиций и др.).
Представленная нами видовая структура конкурентных преимуществ является своеобразным образцом для различных объектов, однако следует учитывать специфику туристского бизнеса, в том числе и гостиничного хозяйства (рис.1.3).
В связи с этим целесообразно составить видовую структуру конкурентных преимуществ применительно к предприятиям гостиничного хозяйства. В этой связи необходимо выделить несколько направлений конкурентного преимущества организации таких как: преимущества во внешней среде, преимущества во внутренней среде, преимущества в качестве услуг и обслуживании, преимущества рынков.
К конкурентным преимуществам предприятий гостиничного типа во внешней среде главным образом можно отнести: политическая стабильность, конкурентоспособность страны, географически выгодное расположение, инфраструктуру региона, степень удовлетворения организации различными видами ресурсов, количество конкурентов, доли рынка занимаемые конкурентами, сила конкуренции, законодательно - нормативная база.
96
Рис.1.3. Видовая структура конкурентных преимуществ различных объектовПреимущества во внутренней среде - преимущества по технологиям обслуживания, по технологиям маркетинга и рекламы, преимущества в организации труда и системе менеджмента, преимущества в квалификации трудовых ресурсов, преимущества в финансовом обеспечении предприятия.
К преимуществам в качестве услуг и обслуживании можно отнести: соответствие качества и цены услуги, качество сервиса, новшества.
Таким образом, необходимо отметить, что вопросам конкурентных преимуществ продукции фирмы в рыночной экономике уделяется большое внимание как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако в каждой стране существует своя специфика, которую необходимо учитывать. Поскольку непроизводственная сфера включает в себя такую отрасль как туристский бизнес, в которой имеет место гостиничное хозяйство, необходимо определить специфику формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий гостиничного типа для развития и повышения эффективности деятельности.
1.2. Специфика формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий гостиничного типа
Туризм в Украине становится одним из ключевых факторов роста экономики страны. В настоящее время Украина входит в число 23 наиболее посещаемых стран мира. Однако для страны с богатыми природными ресурсами этот показатель очень незначительный.
Следует отметить, что почти 30% всех иностранных гостей прибывают из России. Кроме того, наибольшим успехом пользуется украинский туризм у Венгрии, Польши, Германии, США, Канады.
Поскольку основными факторами предложения в туризме являются климатические и природные ресурсы, места размещения туристов, культурные ресурсы, транспорт и инфраструктура необходимо их постоянное развитие и совершенствование.
По официальным данным в настоящее время на территории Украины насчитывается свыше 4,5 тысяч отелей, пансионатов, санаториев, домов и лагерей отдыха. Этот показатель выводит Украину в число стран с наиболее мощной инфраструктурой для развития туризма [4,c.14].
Наиболее ценными являются уникальные климатические ресурсы Южного Берега Крыма и Карпат, минеральные воды и лечебные грязи.
Поскольку гостиничное хозяйство является неотъемлемой составляющей туризма, следует отметить, что Украина в этой связи имеет развитую сеть гостиниц, санаторно-курортных учреждений, которые насчитывают более 3-х тысяч субъектов различной формы собственности.
Однако Крым занимает лидирующее положение в украинском туристском бизнесе, на что во многом повлияла природа и громадная инфраструктура.
В настоящее время в Крыму находится около 650 пансионатов, гостиниц, санаториев, домов отдыха. На одну только Большую Ялту приходится 149 учреждений, осуществляющих прием туристов (см. таб.1.1).
Таблица 1.1
Структура курортно-туристской отрасли региона Большая Ялта
Тип учреждения
|
Количество предприятий
|
Количество койко-мест
|
|
|
|
Круглогодичные
|
Максимальные
|
|
Санатории, в т.ч. лечебно-оздоровительные комплексы, СК, ТОК
|
61
|
18934
|
20799
|
|
Научно-исследовательские институты
|
1
|
315
|
360
|
|
Дома отдыха
|
10
|
1430
|
1787
|
|
Пансионаты
|
23
|
3374
|
4700
|
|
Туристические базы
|
2
|
309
|
468
|
|
Кемпинги
|
1
|
78
|
201
|
|
Гостиницы
|
15
|
3383
|
3413
|
|
Детские оздоровительные лагеря, ДОЦ, ОЛ
|
7
|
1700
|
6381
|
|
Спортивно-оздоровительные центры
|
5
|
440
|
709
|
|
Сезонные базы отдыха
|
24
|
88
|
1333
|
|
Итого учреждений:
|
149
|
30051
|
40151
|
|
|
Необходимо отметить, что в собственности Украины находится 192 здравницы, к собственности АР Крым - 142 объекта. Кроме того, на территории Крыма расположено 77 предприятий коллективной собственности, 82 акционерных общества. Нерезидентам принадлежат 90 гостиниц и санаториев, из них 84 - Российской Федерации, 4 - Беларуси и по 1 Латвии и Узбекистану.
Однако в настоящее время коэффициент использования имеющейся санаторно-курортной базы не превышает 25-30% - это связано с рядом проблем в этой сфере.
Значительная часть средств размещения находится в неудовлетворительном состоянии, материально-техническая база гостиниц изношена более чем на 50% - это связано с отсутствием средств на ремонт. По меньшей мере, 90% существующих средств размещения нуждаются в обновлении номерного фонда, часто требует уже не текущего ремонта, а полной реконструкции, поскольку ветшает мебель, приходят в негодность коммуникации и проводка, сантехника.
Во многих гостиницах, санаториях бытовые условия не соответствуют современным требованиям и стандартам. Большинство предприятий имеют незавершенное строительство, многие из которых необходимо полностью сносить из-за морального износа.
Территории санаториев, многие из которых размещены в уникальных климатических и ландшафтных зонах нередко запущены, завалены мусором из-за отсутствия средств на их содержание и уход.
Однако следует отметить, что наряду с этими проблемами происходит динамическое развитие гостиничного бизнеса. Набирает темп строительство, особенно в курортных центрах, небольших гостиниц с достаточно широким набором услуг. Поскольку именно они способны создать уникальный неповторимый колорит национального гостеприимства, поддержать атмосферу здоровой конкуренции в гостиничном хозяйстве и стать объектами инноваций благодаря привлечению инвестиций, что позволяет привлечь внимание в направлении развития международного туризма в Украине.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|