Проанализируем изменение величины валюты баланса. В 2001 г. произошло её увеличение на 2781 тыс. руб., что произошло за счет повышения объемов реализации, роста кредиторской задолженности.
Таблица 7.1
Состав и структура баланса
Показатели
|
2000 г.
|
2001 г.
|
Изменение
|
|
|
тыс. руб.
|
%
|
тыс. руб.
|
%
|
тыс. руб.
|
%
|
|
АКТИВ
|
|
1. Внеоборотные активы
|
4181
|
76,66
|
5693
|
69,13
|
1512
|
-7,53
|
|
Основные средства
|
4181
|
76,66
|
5693
|
69,13
|
1512
|
-7,53
|
|
2. Оборотные активы
|
1273
|
23,34
|
2542
|
30,87
|
1269
|
7,53
|
|
Запасы
|
947
|
17,36
|
1635
|
19,85
|
688
|
2,49
|
|
в том числе
сырье и материалы
|
20
|
0,37
|
69
|
0,84
|
49
|
0,47
|
|
затраты в незавершенном производстве
|
5
|
0,09
|
15
|
0,18
|
10
|
0,09
|
|
готовая продукция
|
922
|
16,91
|
1551
|
18,83
|
629
|
1,93
|
|
Дебиторская задолженность
|
3
|
0,06
|
12
|
0,15
|
9
|
0,09
|
|
Денежные средства,
|
323
|
5,92
|
895
|
10,87
|
572
|
4,95
|
|
в том числе
касса
|
39
|
0,72
|
243
|
2,95
|
204
|
2,24
|
|
расчетные счета
|
84
|
1,54
|
331
|
4,02
|
247
|
2,48
|
|
прочие денежные средства
|
200
|
3,67
|
321
|
3,90
|
121
|
0,23
|
|
ИТОГО ВАЛЮТА БАЛАНСА
|
5454
|
100
|
8235
|
100
|
2781
|
|
|
ПАССИВ
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Капиталы и резервы
|
4264
|
78,18
|
5901
|
71,66
|
1637
|
-6,52
|
|
Уставный капитал
|
3257
|
59,72
|
3257
|
39,55
|
0
|
-20,17
|
|
Добавочный капитал
|
1007
|
18,46
|
2644
|
32,11
|
1637
|
13,64
|
|
4. Краткосрочные обязательства
|
1191
|
21,84
|
2334
|
28,34
|
1143
|
6,51
|
|
Кредиторская задолженность,
|
1095
|
20,08
|
2334
|
28,34
|
1239
|
8,27
|
|
в т. ч. поставщики и подрядчики
|
813
|
14,91
|
1656
|
20,11
|
843
|
5,20
|
|
задолженность перед персоналом организации
|
47
|
0,86
|
83
|
1,01
|
36
|
0,15
|
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
|
55
|
1,01
|
67
|
0,81
|
12
|
-0,19
|
|
задолженность перед бюджетом
|
151
|
2,77
|
392
|
4,76
|
241
|
1,99
|
|
прочие кредиторы
|
29
|
0,53
|
136
|
1,65
|
107
|
1,12
|
|
Доходы будущих периодов
|
95
|
1,74
|
|
0,00
|
-95
|
-1,74
|
|
ИТОГО ВАЛЮТА БАЛАНСА
|
5454
|
100
|
8235
|
100
|
2781
|
|
|
|
В последнее время большое значение при проведении финансового анализа придается финансовым коэффициентам. Это объясняется, с одной стороны, распространением и влиянием переводной экономической литературы, в которой финансовым коэффициентам традиционно уделяется большое внимание. С другой стороны, такое стремительное распространение новых для нас показателей можно объяснить высоким уровнем инфляции, который делает невозможным сравнение и анализ абсолютных показателей, разделенных даже небольшим отрезком времени.
Финансовые коэффициенты - это показатели, которые в значительной степени не зависят от уровня инфляции.
Финансовые коэффициенты можно разделить на несколько групп. В первую группу войдут коэффициенты, характеризующие имущественное положение предприятия. Расчет данных финансовых коэффициентов представлен в табл. 7.2.
Таблица 7.2.
Оценка имущественного положения
Показатель
|
Расчет показателя
|
Значение показателя
|
Изме-
нение
|
|
|
2000 г.
|
2001 г.
|
1999 г.
|
2000 г.
|
|
|
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия
|
5454
|
8235
|
5454
|
8235
|
2781
|
|
Доля основных средств в активах
|
4181/5454
|
5693/8235
|
0,767
|
0,691
|
-0,075
|
|
|
Таким образом, в 2000 г. наблюдается снижение доли основных средств в активах предприятия на 7,5 %.
Большое значение придается коэффициентам, характеризующим ликвидность баланса хозяйствующего субъекта. Эти коэффициенты характеризуют, насколько предприятие может погасить свои долги теми или иными активами, числящимися у него на балансе. Некоторые из коэффициентов иллюстрируют покрытие тех или иных величин актива собственными источниками средств или долю активов в имуществе предприятия. Данные коэффициенты представлены в табл. 7.3.
Таблица 7.3.
Оценка ликвидности
Показатель
|
Расчет
|
Значение
|
Изменение
|
|
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
|
|
Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал)
|
4264-4181
|
5901-5693
|
83
|
208
|
125
|
|
Маневренность собственных оборотных средств
|
323/83
|
895/208
|
3,892
|
4,303
|
0,411
|
|
Коэффициент текущей ликвидности
|
1273/1191
|
2542/2334
|
1,069
|
1,089
|
0,02
|
|
Коэффициент быстрой ликвидности
|
(1273-947)/1191
|
(2542-1635)/2334
|
0,274
|
0,389
|
0,115
|
|
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности)
|
323/1191
|
895/2334
|
0,271
|
0,383
|
0,112
|
|
Доля оборотных средств в активах
|
1273/5454
|
2542/8235
|
0,233
|
0,309
|
0,076
|
|
Доля собственных оборотных средств в общей их сумме
|
1273/5454
|
2542/8235
|
0,233
|
0,309
|
0,076
|
|
Доля запасов в оборотных активах
|
947/1273
|
1635/2542
|
0,744
|
0,643
|
-0,101
|
|
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов
|
83/947
|
208/1635
|
0,088
|
0,127
|
0,039
|
|
|
Таким образом, в 2000 г. на предприятии наблюдалось наличие собственных оборотных средств в размере 83тыс. руб., что обеспечивает достаточную их маневренность. Кроме того в 2000 г. предприятие обладало достаточным уровнем ликвидности. В 2001 г. наблюдается увеличение собственных оборотных средств предприятия до 208 тыс. руб. Данная ситуация является положительной для финансового состояния предприятия. Наблюдается повышение всех показателей ликвидности предприятия. Увеличивается доля оборотных средств в активах предприятия.
Коэффициенты финансовой устойчивости сгруппированы в табл. 7.4.
Таблица 7.4.
Оценка финансовой устойчивости.
Показатель
|
Расчет
|
Значение
|
изменение
|
|
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
|
|
Коэффициент автономии
|
4264/5454
|
5901/8235
|
0,782
|
0,717
|
-0,065
|
|
Коэффициент финансовой зависимости
|
5454/4264
|
8235/5901
|
1,279
|
1,395
|
0,116
|
|
Коэффициент маневренности собственного капитала
|
83/4264
|
208/5901
|
0,019
|
0,035
|
0,016
|
|
Коэффициент концентрации заемного капитала
|
1191/5454
|
2334/8235
|
0,218
|
0,283
|
0,065
|
|
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
|
1191/4264
|
2334/5901
|
0,279
|
0,395
|
0,116
|
|
|
Таким образом, значения показателей, представленных в табл. 7.4. говорят об ухудшении финансовой устойчивости и независимости предприятия в 2001 г. Наблюдается снижение коэффициента автономии на 0,065. Также повышается зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Хотя, в 2000 г. маневренность собственного капитала увеличивается, но рост этот незначителен. На предприятии наблюдается концентрация большого размера заемного капитала.
Последняя группа финансовых коэффициентов - это показатели рентабельности. Данная группа коэффициентов характеризует долю прибыли в выручке предприятия либо съем выручки с рубля имущества (всех активов или текущих активов) или с рубля вложенных средств собственных или заемных. Показатели рентабельности замыкают анализ финансового состояния (табл.7.5.)
Таблица 7.5.
Оценка рентабельности
Показатель
|
Расчет
|
Значение
|
изменение
|
|
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
|
|
Чистая прибыль
|
2574
|
4172
|
2574
|
4172
|
1598
|
|
Рентабельность продукции
|
3738/6529
|
5702/8931
|
0,57
|
0,64
|
0,07
|
|
Рентабельность основной деятельности (рентабельность продаж)
|
4564/11093
|
6756/15687
|
0,41
|
0,43
|
0,02
|
|
Рентабельность совокупного капитала
|
2574/5454
|
4172/8235
|
0,47
|
0,51
|
0,03
|
|
Рентабельность собственного капитала
|
2574/4264
|
4172/5901
|
0,60
|
0,71
|
0,10
|
|
Период окупаемости собственного капитала
|
4264/2574
|
5901/4172
|
1,66
|
1,41
|
-0,24
|
|
|
Ввиду повышения общего уровня финансовой деятельности предприятия, наблюдается также повышение рентабельности. В 2000 г. наблюдается повышение рентабельности продукции и основной деятельности предприятия. Также увеличивается и рентабельность собственного и совокупного капитала, а период окупаемости собственного капитала снижается.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИРМЕ
Что касается маркетинговой деятельности, то в настоящее время на предприятии нет отдела или службы маркетинга. Однако, элементы маркетинга широко применяются предприятием. Предприятие использует различные каналы сбыта своей продукции и элементы стимулирования продаж.
Организацией маркетинговой работы занимается начальник отдела продаж и директора филиалов.
Отрицательным моментом является отсутствие какой-либо работы в области планирования маркетинговой работы и анализа товарных рынков, на которых реализуется продукция предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|