Как известно, «Спрос - это потребность в определенных товарах выраженная не столько в желании, сколько в потребности приобрести их ».
Поэтому первым фактором, определяющим спрос на рынке бытовой мебели, является численность населения. Его динамика представлена в таблице 2.1.2
Таблица 2.1.2.
Численность населения млн. чел.
Численность населения млн. чел.
|
148,3
|
148,3
|
148,0
|
147,9
|
147,6
|
147,1
|
146,7
|
146,3
|
145,6
|
144,8
|
140,0
|
|
Прирост, %
|
|
0,0
|
-0,2
|
-0,1
|
-0,2
|
-0,3
|
-0,3
|
-0,3
|
-0,5
|
-0,5
|
-0,6
|
|
Годы
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
|
Снижение численности населения ведет к тому, что мебели в натуральном выражении покупают все меньше. Этот тезис подтверждается данными, представленными в таблице 2.1.3.
Таблица 2.1.3
Индекс физического объема продажи мебели
Индекс физического объема продажи мебели (1990г=100)
|
106,0
|
79,0
|
93,0
|
85,0
|
83,0
|
76,0
|
63,0
|
58,0
|
67,0
|
62,0
|
63,0
|
|
Проценты роста
|
|
-25,5
|
17,7
|
-8,6
|
-2,4
|
-8,4
|
-17,1
|
-7,9
|
-8,6
|
-1,6
|
-1,6
|
|
Годы
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
|
Вторым фактором является динамика численности трудоспособного населения. Сведения представлены в таблице 2.1.4.
Таблица 2.1.4.
Динамика численности трудоспособного населения
Численность трудоспособного населения. млн. чел
|
83,9
|
83,7
|
83,8
|
84,1
|
84,2
|
84,3
|
84,8
|
85,5
|
86,3
|
87,0
|
87,8
|
|
Прирост, %
|
|
-0,2
|
0,1
|
0,4
|
0,1
|
0,1
|
0,6
|
0,8
|
0,9
|
0,8
|
0,9
|
|
Годы
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
|
Третьим фактором является доход населения.
Сведения о динамике уровня реального располагаемого денежного дохода населения (в дальнейшем - РРДД) из официального веб-сайта Госкомстата (www.gks.ru) представлены в таблице 2.1.5.
Таблица 2.1.5.
Динамика РРДД в 1992-2002 гг.
РРДД населения, % к предыдущему году
|
52,5
|
116,4
|
111,9
|
83,9
|
100,8
|
106,3
|
83,7
|
86,8
|
110,9
|
105,9
|
105,5
|
|
Годы
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2003
|
|
|
Четвертым фактором - доход трудоспособной части населения.
Сведения из официального веб-сайта Госкомстата (www.gks.ru) представлены таблице 2.1.6.
Таблица 2.1.6.
Динамика уровня реальной начисленной заработной платы населения
В 1992-2002 гг.
Реально начислен-ная зарплата, % к предыдущему году
|
67,0
|
100,4
|
92,0
|
72,0
|
106,0
|
105,0
|
87,0
|
78,0
|
121
|
119,8
|
115,1
|
|
Годы
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2003
|
|
|
Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы о краткосрочной (1-3 года) перспективе развития спроса:
· в натуральном выражении, спрос будет снижаться на 0,5-1% ежегодно;
· в денежном выражении спрос будет расти на 1-5% ежегодно.
Динамика спроса в течение года определяется динамикой РРДД, которая за 2001г., по данным официального веб-сайта Госкомстата (www.gks.ru) представлена таблице 2.1.7.
Таблица 2.1.7.
Месяц 2001 г.
|
Янв.
|
Фев.
|
Мар.
|
Апр.
|
Май.
|
Июнь.
|
Июль.
|
Авг.
|
Сен.
|
Окт.
|
Ноя.
|
Дек.
|
|
В % к соответст-вующему периоду предыдущего года
|
107,2
|
101,7
|
102,4
|
105,5
|
101,6
|
107,6
|
107,9
|
110,2
|
108,5
|
109,7
|
104,9
|
103,7
|
|
В % к предыду-щему периоду
|
60,0
|
113,3
|
109,1
|
104,6
|
92,2
|
113,7
|
96,2
|
104,8
|
100,0
|
98,7
|
100,8
|
195,0
|
|
|
Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в 2001 г.
Определяемый динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения спрос на рынке бытовой мебели в течение года делится на четыре фазы:
· в январе-марте - фаза снижения спроса до уровня примерно 88-90% от среднегодового значения;
· в марте-мае - фаза стабильного низкого спроса;
· в мае-августе - фаза роста спроса до уровня примерно 110-112% от среднегодового значения;
· в августе-декабре - фаза стабильно высокого спроса.
Колебания спроса ставят изготовителя перед выбором: получать дополнительную прибыль от продаж больших натуральных объемов с сохранением уровней цен или оптовых цен с сохранением натуральных объемов.
На сегодняшний день на российском рынке функционирует множество мебельных фирм. Основными являются три мебельных гиганта - ПМО «Шатура»,
«Москомплектмебель» и АО «Электрогорскмебель». На их долю приходится около четверти российского производства мебели, еще 30% делают сорок менее крупных предприятий. Половину всей мебели в стране выпускают 4000 мебельных предприятий, причем это новые фирмы, родившиеся в эпоху реформ, которые располагают высококлассными профессиональными кадрами.
В пределах страны в целом ОАО «Алые паруса» занимает незначительную долю рынка. В Иркутской области рыночная доля предприятия составляет около 15%.
Объем реализации продукции нашего предприятия составляет:
300 - 350 млн. руб. в год,
20 - 25 млн. руб. в месяц.
Основными конкурентами ОАО «Алые паруса» являются отечественные ОАО «Меркан», «Шатура» и зарубежные «Мебель Италии» - фирмы занимающиеся производством и реализацией мебели продукции строительно-ремонтного направления. Продукция нашего предприятия и продукция конкурентов не однообразная и рассчитана на разные рыночные сегменты
Продукция «Мебель Италии» характеризуется высоким качеством и высокой ценой. Она рассчитана на потребителей с высоким уровнем дохода. Поэтому она является доступной только для покупателей с высоким уровнем дохода.
Продукция ОАО «Меркан» соответствует мировому уровню по качеству при основательно высокой цене. По своему дизайнерскому стилю качеству и цене может конкурировать с аналогами импортного производства.
Продукция ПМО «Шатура» достаточно высокого качества, но она несколько уступает по качеству зарубежным фирмам-конкурентам. Продукция этого предприятия рассчитана на потребителей с высоким и средним уровнем дохода, поэтому она в большей степени доступна для потребителей.
Продукция ОАО «Алые паруса» не очень высокого (среднего) качества, но ее цена значительно ниже, чем у фирм конкурентов, что делает ее доступной для большинства потребителей. Продукция нашего предприятия пользуется высоким спросом у жителей города Усть-Илимска и Иркутской области, имеющих средний доход.
Как каждый производитель предлагает продукцию, рассчитанную на определенный сегмент, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы.
Спрос на рынке мебели явно ненасыщен и фирмы не склонны к проведению агрессивных стратегий, поэтому интенсивность конкуренции невысокая. Появление на рынке крупного лидера в ближайшее время маловероятно.
Цели и мотивы покупок данного товара: Мебель - один из основных товаров народного потребления. Она имеет большое значение в организации быта, отдыха, работы. Сегодня невозможно представить жизнь современного человека без мебели. Каждому человеку нужны столы, стулья, шкафы, двери. Покупка мебели - это целенаправленный процесс и, покупая мебель, люди хотят улучшить свою жизнь, сделать ее комфортнее. Продукция нашего завода удовлетворяет потребностям потребителей в качественной, удобной, экологически чистой и красивой мебели.
К современной мебели предъявляются функциональные, конструктивные, технико-экономические и эстетические требования.
Функциональные требования предусматривают проектирование и изготовление мебели, которая по всей номенклатуре, форме, размерам, степени обеспечения необходимыми удобствами, взаимосвязи изделий в общем ансамбле удовлетворяла бы современным потребностям человека. Конструкция детской мебели должна способствовать физическому, умственному и эстетическому развитию ребёнка, быть лёгкой, простой по форме, локальной по цвету. Мебель учебных заведений должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для проведения теоретических и практических занятий, способствовать эффективности обучения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|