p> Европейская интеграция происходит в несколько этапов и в разных
формах. За Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), созданным в 1953
г., через 5 лет последовали Европейское сообщество по атомной энергии
(Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Таким образом,
сначала акцент был сделан на экономической интеграции. До создания этих
Сообществ, Европа имела уже неудачный опыт политического союза:
Европейское оборонительное Сообщество (ЕОС). основанного на договоре Шести
от 25 мая 52 г. и Европейского политического Сообщества (ЕПС). Цель этих
Сообществ интегрирование вооруженных сил европейских государств, но это
требовало общей внешней политики, что в свою очередь вызвало острые
дискуссии, приведшие к провалу плана. Однако это не означало отказа Европы от объединения, памятуя о неудаче идеи ЕОС, было решено начать создание Европейского союза в сфере
экономики. Европа снова приходит в движение. 29 мая 1956 года в Венеции
проходит встреча министров иностранных дел государств Шести, где
принимается решение о начале межправительственных переговоров, к участию,
в которых приглашаются и другие европейские государства.
25.03.57. Ведутся 2 серии переговоров, одна из которых завершается
подписанием государствами-членами ЕОУС Римских договоров, а другая
созданием Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) 3 мая 60 г.,
куда вошли Австрия, Дания, Норвегия,
Португалия, Швеция. Швейцария и Соединенное Королевство. Римские договоры, учредившие ЕЗС и Евратом, в совокупности с
Парижским договором о создании объединения ЕОУС, образовали
конституционные основы Европейского Союза. Ратифицированные в течение
нескольких месяцев парламентами всех государств-членов, Римские договоры
получили гораздо большую поддержку, нежели Парижский договор о ЕОУС, что
еще раз подтвердило важность интеграционного процесса. Все Европейские
договоры имели единую цель – экономический рост и более высокий жизненный
уровень, опирающийся на политический союз народов Европы. Ближайшие цели
договора о ЕЭС состояли в создании Таможенного Союза. Предусматривающего
свободное движение товаров в пределах государств-членов, отмене квот и иных препятствий на пути межгосударственной торговли, а также в свободном
движении лиц, капиталов и услуг. Помимо этого договор предполагал ряд других направлений общей
политики как сельское хозяйство, транспорт и конкуренция, гармонизация
законодательства, социальная политика, внешнеторговая политика. А некоторые статьи Договора уполномочивали органы Сообщества даже на создание
дополнительных направлений общей политики (не предусмотренные договором),
начиная с региональной политики и заканчивая политикой защиты потребителя. Изначально Сообщество сделало упор на достижение 4 свобод – свобода
движения лиц, товаров, услуг и капиталов, затем акцент переместился на
решение проблемы права граждан Сообществ на жительство и экономическую
деятельность в других государствах ЕЗС. гармонизации законодательств и
формирования единой бюджетной политики. Тем не менее, внешняя политика
оставалась в ведении самих государств-членов. Что же касается отношений ЕЭС
с другими государствами, то здесь это регулировалось многочисленными
соглашениями. Договор о создании Европейского Сообщества по атомной энергии
предусматривал совместное развитие ядерной энергии в мирных целях, но и
здесь государства-члены столкнулись с рядом трудностей, которые могли быть
решены только через единую согласованную политику. Договоры об ЕЭС и Евратоме вступили в силу 1 января 1958 г. Все три
Сообщества (ЕОУС, ЕЭС, и Евратом) имели общие Парламентскую Ассамблею и
Суд. Буквально в первые годы создания Европейских Сообществ были налицо
заметные сдвиги и успехи, это и снижение таможенных пошлин для торговли
внутри ЕЭС, единая сетка тарифов для торговли с остальным миром. Эти успехи начинают привлекать другие страны не входящие в ЕЭС. 8 июля 1959г. –
Греция заявляет о просьбе получения статуса ассоциированного члена. Через
полгода ее примеру следует Турция. Совершенно неожиданно возникает необходимость регулирования
социальной политики Европы и как следствие этого – создание Европейского
социального фонда. Цель – предоставление помощи рабочим и фирмам с тем,
чтобы они могли адаптироваться к быстро меняющимся экономическим условиям.
Приоритетными объектами стали – занятость профессиональное обучение или
переобучение. Вновь возник вопрос о политическом союзе, «второй план Фуше», но и он
не был одобрен Шестеркой, основная проблема заключалась в том, что не было
согласия в вопросе механизма политического сотрудничества. 09.07.61. ЕЭС и Греция подписали Соглашение об Ассоциированном
членстве, что положило началу параду заявлений с просьбой о членстве в
Европейских Сообществах (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство,
Норвегия). Основной заботой Сообщества долгое время оставалась единая аграрная
политика, которая требовала осторожного подхода и тщательной
подготовительной работы. Аграрная политика касалась ряда принципиальных
вопросов – от создания единого рынка и, следовательно, цен на большинство
продукций сельского хозяйства, до гарантий поддержки как лиц, занятых в
сельском хозяйстве, так и товаров, производимых в ЕЭС. 09.02.62. – Испания изъявляет желание вступить в ЕЭС, 3 месяца спустя
ее примеру следует Португалия. Прогресс ЕЭС не мог пройти без критических этапов своего развития, это
и период 65 г. «политика пустого кресла», проводимая Францией в ответ на
желание Комиссии полностью контролировать через Европарламент общий
бюджет, что расширило бы полномочия Европарламента. В апреле 67 года в Греции происходит государственный переворот, что вызвало замораживание
соглашения ЕЭС с Грецией об ассоциированном членстве. В том же году
Франция в очередной раз противится присоединению Соединенного Королевства
к Сообществу. Несмотря на некоторые ослабления позиций Сообщества, вызванные
нефтяными кризисами 1973-79 гг. оно, тем не менее, сумело противостоять
центробежным силам и укрепило свои внутренние связи, создав в 1975 г.
Европейскую валютную систему. В 1984 г. – Европарламент принял проект Договора о Европейском Союзе, который предполагал колоссальный скачок в развитии интеграции. 1985 г. – принятие Белой книги, содержащую конкретную программу завершения строительства внутреннего рынка, где было отмечено, что 1 января 1993 года – срок ее полной реализации. В 1986 г. – государства-члены подписали Единый Европейский акт. Основная цель, которую поставили перед собой страны ЕС – это создание единого рынка, свободного от физических, технических и налоговых границ. Единый Европейский акт вступил в силу 1 июля 1987 г. Важным элементом Единого Европейского акта стал принцип «субсидарности». Суть которого в том, что ни одно решение не может быть решено на более высоком уровне, если с ним успешнее справятся на более низком уровне; кроме тех сфер, где требуется коллективное принятие решений. Стандарты, касающиеся промышленности, продукции, охраны труда и защиты интересов потребителей – все они должны быть согласованы, дабы избежать нарушения в их функционировании и либерализации. 1993 г. Договор о Европейском Союзе. В декабре 1991 года главы государств- членов и правительств стран ЕС, собравшись на заседании Европейского Совета в г. Маастрихт (Нидерланды) приняли решение о создании ЕС. Основой Союза стали Европейские Сообщества, дополненные новыми формами сотрудничества. После завершения процесса ратификации, Договор о ЕС вступил в силу. В соответствии с Договором о ЕС учреждаются: 1. Единое европейское гражданство 2. Экономический и валютный союз (ЭВС) ° Экономический союз. Основное направление экономической политики государств-членов и Сообщества определяется Советом Министров. При наличии нарушений или несоответствий, Совет Министров вправе принимать определенные меры. ° Валютный союз. Его цель – единая валютная политика, создание единой валюты (Евро) и нового института – Европейского Центрального Банка, который вместе с центральными банками государств-членов образует Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). 1. Политический союз. ° Общая внешняя политика и политика безопасности. ° Увеличение роли Европейского Парламента. ° Расширение сферы компетенции Сообщества. ° Общая политика в области внутренних дел и правосудия, (создание европейского полицейского ведомства - Европол). Принятие этих ключевых договоров о Европейском Союзе значительно
приблизило идею создания единой Европы, став доказательством необратимости
интеграционных процессов в этих государствах. Основные цели Договора о Европейском Союзе: - закрепить результаты, достигнутые на предшествующих этапах интеграции стран ЕС, включая создание единого рынка; повысить эффективность механизмов и органов Сообщества. - содействовать сбалансированному и устойчивому развитию экономики и социальной сферы в странах членах ЕС в условиях ликвидации внутренних границ между ними и продвижения к Экономическому и валютному союзу. - повысить роль Сообщества на международной арене путем проведения единой внешней политики безопасности странами ЕС, выступающими как единое целое. - усилить защиту прав и интересов граждан стран – членов путем введения гражданства Европейского союза. Маастрихтский договор, на основе которого образованы ЕЭС и Валютный
союз, довершил процесс экономического объединения Западной Европы. Он
также стал 1-м этапом формирования институциональной структуры
политического объединения, сотрудничество правительств становится
непременной чертой ЕС; оно распространяется на внешнюю политику и принятую
общую систему безопасности, а также на юстицию, судопроизводство и
внутренние дела. Этот договор предоставляет Европейскому Совету,
состоящему из глав правительств и председателя Комиссии, общеполитические
ориентиры и новые импульсы деятельности. Европарламент, Совет, Комиссия и
Суд становятся общественными органами Союза, единство которого они должны
укреплять, как предусмотрено договором. Европейские Сообщества образуют фундамент Союза. ЕЭС стал
экономическим и валютным союзом, в его компетенцию вошли новые сферы
(промышленность, защита потребителя, здравоохранение, образование,
культура). Утвержден принцип дополнительности: деятельность Сообщества
строго ограничена предусмотренным договором сферами и задачами, и
установлено правило, что Сообщество действует лишь в тех случаях, когда
государства-члены не могут добиться удовлетворительных результатов
самостоятельно. Рабочие механизмы становятся более эффективными и
демократичными. Пакеты договоров – Парижский (ЕОУС) и Римский (Евратом) –
изменены с учетом новых институциональных норм. В целом Маастрихтский
договор обозначает важный этап на пути европейского строительства. Ратификация договора заняла больше времени, чем предполагалось, и
почти на год задержала его вступление в силу. Главная проблема заключалась
в том, что новообразование не укладывалось в рамки привычных национальных
представлений. Дания – 2 референдума, прежде чем они согласились на
ратификацию, Германский Конституционный Суд совещался 6 месяцев и лишь
после этого вынес изложенное на 85 страницах заключение, что текст договора соответствует Конституции Федеральной Республики. Воплощение договора в
жизнь будет идти поэтапно, в течение нескольких лет и потребует от
государств-участников и от учреждений политической воли и упорства, тем
более что работу по реализации договора предстоит проводить одновременно с
расширением рамок и углублением сотрудничества, что задано состоявшимися
международными контактами и переговорами. Увеличение числа государств-
членов потребует изменения институциональных норм Союза. Да и в самом
Маастрихтском договоре подтвержден принцип его периодического пересмотра
для поддержания «эффективности общих механизмов и учреждений», уже
оговорено, что будут созываться конференции государств-членов. которые
будут заниматься пересмотром. ' Институты Европейского союза. Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении
Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов.
Главными из них являются Европейская Комиссия, Совет Министров,
Европарламент, суд и Европейский Совет. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20
представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые
назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей
деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из
членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2
представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия. Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб-
квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на другие департаменты.
Функции. В широком смысле роль Комиссии такова: Инициировать выработку политики Выполнять решения Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию. Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат). Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств- членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции, сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными фондами и программами ЕС. СОВЕТ МИНИСТРОВ Главным институтом Европейского Союза, уполномоченным принимать решения, является Совет Министров. В его рамках представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой, таким образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но их решения не могут быть отменены. Состав. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное
представительство, где '
работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств, В ходе
рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы,
требующие решения на уровне Совета Министров. Пост Председателя Совета через каждые 6 месяцев переходит, следуя алфавитному порядку, к представителю следующего государства-члена. Для того чтобы обеспечить преемственность в управлении и политике, Председатель тесно сотрудничает с предшествующим и последующим Председателями в рамках структуры, которая называется Тройка. Местонахождением Совета является Брюссель, но он также собирается в Люксембурге, и в столице страны, представитель которого выполняет функции Председателя. У Совета имеется генеральный Секретариат, возглавляемый Генеральным Секретарем, который выполняет всю работу, необходимую для деятельности Совета и его вспомогательных органов. Функции. В системе институтов Европейского Союза Совет является органом, уполномоченным принимать решения. Европейский Совет был создан в 1974 году. Он представляет собой собрание глав государств-правительств, Председателя Комиссии и Членов Комиссии. Он заседает дважды в год и каждое заседание, как правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось. Его роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию, определять общие политические директивы Союза. Ротация поста Председателя Европейского союза происходит так же, как это было указано выше. Законодательные акты издаются обычно в форме регламентов и директив. Регламенты носят
обязательный характер и включаются в национальное законодательство.
Ив Бернар и Жан-Клод Колли. Толковый экономический и финансовый словарь.
Под ред. Л.В. Степанова. Москва. «Международные отношения» 1995 г. Большинство вопросов включаются в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|