p>Образование, культура, наследие Европейская культурная конвенция 1954 года устанавливает рамки
межправительственного сотрудничества в области образования, культуры,
наследия, спорта и молодежи. В числе конкретных примеров действия конвенции
можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования,
новых методик в изучении языков, пропаганду культурного разнообразия и
образование в сфере прав человека, создание базы данных по педагогическим
исследованиям в Европе (Eudise), организацию художественных выставок
европейской живописи, учреждение европейских культурных маршрутов и
разработку мер защиты кинематографического наследия Европы. Культурное наследие: специальные конвенции по охране архитектурного и
археологического наследия устанавливают правовые принципы и создают
практические рамки для координации политики в Европе в этой сфере. Традиционные ремесла: для экспертов-профессионалов, административных
учреждений и предприятий была создана "Европейская сеть традиционных
искусств и ремесел". Европейский Центр по подготовке мастеров-реставраторов, созданный в
Венеции в целях сохранения архитектурного наследия, организует курсы для
обучения каменщиков, каменотесов, плотников и скульпторов. Спорт Европейская Хартия спорта и Кодекс этики (1992) содержат нормы по
развитию нравственного, безопасного и здорового спорта, доступного каждому. Европейская Конвенция против применения допинга в спорте (1989)
устанавливает нормы в целях унификации правил по борьбе с применением
допинга и содержит список запрещенных допинговых препаратов. Молодежь Европейский Центр молодежи, образованный в 1972 году, является
образовательным учреждением, объединяющим молодых людей всех европейских
стран. Ежегодно свыше 1 750 представителей молодежи собираются здесь для
обмена идеями и выработки различных форм сотрудничества. Европейский Фонд молодежи (1972) предоставляет молодежным организациям
финансовые средства для их международной деятельности. Штаб-квартира
Европейского Центра и Фонда молодежи находится в Страсбурге. Окружающая среда Охрана живой природы: Бернская Конвенция 1979 года направлена на
защиту многих редких, находящихся под угрозой исчезновения видов растений и
животных, и способствует унификации мер на международном уровне по охране
природы. Охрана окружающей среды: новая Конвенция устанавливает
основополагающий принцип гражданской ответственности за ущерб, наносимый
окружающей среде, и определяет разумный баланс между необходимостью охраны
окружающей среды и развитием промышленности. Центр "Натуропа", являющийся центром информации и документации по
вопросам охраны природы, проводит кампании по привлечению внимания
общественности к возникшим проблемам защиты окружающей среды и координирует
деятельность, проводимую в 1995 году в рамках Европейского Года Охраны
Природы. Муниципалитеты и регионы Местное самоуправление: Европейская Хартия (1985) определяет
конституционные и правовые принципы местного самоуправления и
предусматривает соответствующий механизм и средства для выполнения местными
властями стоящих перед ними задач. Трансграничное сотрудничество: Европейская рамочная Конвенция 1980
года содействует заключению соглашений между регионами и муниципалитетами,
расположенными в приграничных районах, в таких областях, как региональное
развитие и планирование, охрана окружающей среды и улучшение работы
коммунальных служб. Европейская Хартия местных языков или языков национальных меньшинств
(1992) направлена против обеднения и исчезновения языков национальных
меньшинств. Средства массовой информации Европейская Конвенция о трансграничном телевидении (1989) содержит
минимум правил для трансграничной ретрансляции телевизионных программ. Евроимиджи: основанный в 1988 году, Европейский Фонд "Евроимиджи"
предназначен для развития совместного производства и распространения
европейской аудиовизуальной и кинематографической продукции. В 1994 году
его бюджет составил 155 миллионов французских франков. Премия "Европа" в области телевидения была учреждена в 1987 году. Она
присуждается лучшим телепрограммам европейских стран. В конкурсе на премию
"Европа" могут участвовать местные, региональные и национальные
телевизионные студии. Финансы "Отмывание денег": конвенция 1990 года предусматривает как на
национальном, так и на международном уровнях меры по наложению ареста и
конфискации имущества, полученного преступным путем (торговля оружием,
терроризм, мошенничество и, в особенности, незаконная торговля
наркотиками). Преступные деяния биржевых спекулянтов ("инсайдеров"): конвенция 1989
года направлена на выявление незаконных финансовых операций, совершаемых
биржевыми спекулянтами. Солидарность Сотрудничество и программы содействия, такие как "Демосфен", "Фемида"
и "Местная демократия", были разработаны Советом Европы в 1990 году для
оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в проведении своих
политических, законодательных и конституционных реформ. Эти программы
включают также помощь в работе местных органов власти, в организации
функционирования судебной системы и управлении исправительными учреждениями
и т.д. Комиссия за демократию через право Совета Европы, находящаяся в
Венеции (Италия), ведет аналитические исследования и дает юридические
заключения по вопросам создания и функционирования демократических
институтов власти, а также в сфере конституционного права. Центр "Север-Юг", основанный в Лиссабоне в 1990 году после проведения
Кампании "Север-Юг" в 1988 году, считает своей главной задачей привлечение
внимания всех европейцев к вопросам глобальной взаимозависимости и мировой
солидарности. Фонд Социального Развития Совета Европы, учрежденный в 1956 году,
занимается финансированием проектов, направленных на оказание помощи
беженцам и иммигрантам, а также людям, пострадавшим от природных бедствий.
Он также финансирует проекты по созданию дополнительных рабочих мест, дает
жилищные кредиты, предоставляет средства на развитие социальных
инфраструктур, образования, здравоохранения и защиты окружающей среды. В
1994 году кредитоспособность фонда составила 1,57 миллиарда ЭКЮ. Совет Европы принял большое количество нормативных актов по проблемам
местной демократии. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить
нижеследующие документы: Европейская Хартия местного самоуправления ( принята в 1985 г. )
уточняет, что настоящая система местного самоуправления является важнейшим
фактором демократии. Она служит моделью для законодательных реформ в новых
мократических государствах, и некоторые страны восприняли и уже
инкорпорировали эти принципы в свои Конституции. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве и
Дополнительный протокол к ней признают за местными и региональными властями
право сотрудничать с соседями по другую сторону границы в области
общественных и коммунальных служб и защиты окружающей Среды. Европейская конвенция об участии иностранцев в общественной жизни на
местном уровне выдвигает принцип поступательного доступа нерезидентов к
пользованию гражданскими и политическими правами, в том числе и правом
участия в выборах в качестве избирателя. Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств имеет
целью сохранить региональные диалекты и языки национальных меньшинств,
которые представляют собой уникальную частицу культурного достояния Европы.
Хартия поощряет их использование в школах, в общественной жизни, в
юриспруденции, культурной, экономической и социальной жизни, а также в СМИ. Европейская хартия городов определяет права граждан, проживающих в
европейских городах. Она представляет собой практический путеводитель по
вопросам городского управления в вопросах жилья, транспорта,
энергообеспечения, спорта и развлечений, проблемы загрязнения окружающей
среды и безопасности на улицах. Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных
образований фиксирует принципы, имеющие целью привлечь молодежь к участию в
принятии решений, их касающихся, и в тех социальных переменах, которые
происходят на их улице, в их квартале, муниципалитете или регионе. Проекты в стадии проработки. Комитет Министров Совета Европы в настоящее время рассматривает тексты
трех проектов:
· проект Европейской хартии о горных районах, в котором отражаются принципы
действий, направленных на гармоничное сочетание развития и сохранения
самобытности горных районов; · проект юридического документа, регламентирующего межрегиональное
сотрудничество; · проект Европейской Хартии о региональном самоуправлении в качестве
дополнения к Европейской хартии местного самоуправления
В числе разрабатываемых документов в настоящее время фигурируют также: · Европейская конвенция о защите ландшафтов; · Хартия о правах и обязанностях городских жителей. Европейский суд по правам человека Европейский суд по правам человека был создан в 1959 году в
соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных
свобод (ЕКПЧ). В то время число членов Совета Европы было незначительно.
Сейчас эта цифра возросла в несколько раз, а ЕКПЧ в настоящее время
ратифицировало 40 государств-членов СЕ. В результате этого увеличилась
нагрузка и количество жалоб, поступаемых в контрольные органы ЕКПЧ, что не
могло не сказаться на качестве их работы и сроках рассмотрения жалоб.
Учитывая такую ситуацию, 11 мая 1994 года члены СЕ приняли Протокол №11 к
ЕКПЧ, который представил право гражданину, неправительственным организациям
и группам лиц направлять петиции (жалобы) непосредственно в Суд. Этот
Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 года и стал обязательным для
государств - членов Совета Европы. Согласно Протоколу Европейская Комиссия по правам человека
упраздняется и единственным органом европейского правосудия становится Суд,
который действует на постоянной основе. Новая система защиты прав человека
с Единым Европейским Судом начала функционировать с 1 ноября 1998 года. Эта
система призвана рационализировать действующий правозащитный механизм,
сократить процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека.
Другим важным изменением является то, что новая судебная система обязывает
государства признавать юрисдикцию Единого Суда без истечения сроков
давности. Число Судей в новом составе Суда будет равно числу государств-
участников Конвенции. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета
Европы из числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на
срок 6 лет. По достижению 70 лет Судья должен уйти в отставку. Суд рассматривает поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из
трех Судей, в Палатах, включающих 7 Судей, и в Большой Палате,
насчитываюшей в своем составе 17 Судей. Первоначальное рассмотрение
индивидуальных жалоб начинается в Комитетах, которые решают вопрос о
приемлемости жалоб на единогласной основе. Если петиция признана
неприемлемой, то такое решение не подлежит обжалованию. Если комитет не
смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается
Палатой, которая рассматривает спор по существу. Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются
серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней, либо имеется
вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос противоречит
ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в Большую Палату
может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения
по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре не возражает
против этого. Большая Палата состоит из 17 судей. Решения Большой Палаты
являются окончательными. Государства-участники Конвенции взяли на себя обязательство выполнять
решения Суда по любому спору, сторонами которого они являются.
Окончательное решение Суда по рассмотренному делу направляется в Комитет
Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением. Заключение 1. Совет Европы нельзя путать с Европейским Союзом, поскольку это 2
совершенно разные организации. Однако, все 15 государств-членов Евросоюза
являются также членами Совета Европы. 2. Каждое европейское государство может стать членом Совета Европи
при условии, если онособлюдает принципы верховенства права, гарантирует и
обеспечивает основные права и свободы каждого человека, который пребывает
под его юрисдикцией. 3. Совет Европы занимается всеми важными вопросами, которые возникают
в европейском обществе, за исключением вопросов обороны. Программа
деятельности Совета Европы охватывает такие сферы общественной жизни: права
человека, СМИ, социальные и экономические вопросы, охрана здоровья,
образование, культура, культурное наследие, спорт, молодежь, окружающая
среда, региональное планирование и др.
4. Украина принимает участие во многих договорах Совета Европы. В частности
это:
- Европейская культурная конвенция (дата вступления в силу в Украине - 13
июня 1994г.);
- Европейская конвенция про охрану археолоического наследия (дата
подписания - 2 июля 1998 г.);
- Конвенция про охрану дикой флоры и фауны (дата подписания - 17 августа
1998 г.);
- Европейская конвенция о передаче осужденных граждан (дата вступления в
силу в Украине - 1 января 1996 г.);
- Статут Совета Европы (дата вступления в силу в Украине - 9 ноября 1995
г.);
- Европейская конвенция по правам человека (дата вступления в силу в
Украине - 11 сентября 1997 г.);
- Европейская социальная хартия;
- Европейская хартия городского соамоуправления (дата вступления в силу в
Украине - 1 января 1998 г.);
- Европейская конвенция про взаимопомощь в криминальных расследованиях
(дата всткпления в силу в Украине - 9 июня 1998 г.);
- Конвенция об отмывании, розыске, аресте и конфискации доходов, полученных
антизаконным путем (дата вступления в силу в Украине - 1 мая 1998 г.)
а также многие другие документы были совместно разработаны и действуют на
территории Украины.
Литература
1. Тимченко Л.Д. «Международное право». 2. Крылов Н. Б. «Правотворческая деятельность международных организаций». 3. Топорнин Б.М. «Европейские общества: права и институты» 4. Официальная веб-страница представительства Совета Европы в Украине.
Страницы: 1, 2
|