рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Международное разделение труда в системе МЭО

p> ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН.

Казахстан по своей территории занимает второе место в СНГ после Российской Федерации, его территория 2717.3 тыс. квадратных км., куда могут разместиться восемь европейских государств вместе взятых
: Франция, Испания, Италия, Португалия, Швеция, Норвегия, Греция,
Финляндия, где проживает свыше 240 млн. человек. Республика имеет 14 областей, 198 районов, 82 города, она обладает богатейшими земельными ресурсами и полезными ископаемыми. Казахстан обладает уникальными природными богатствами.

Это, прежде всего , нефть. Основные месторождения нефти находятся в Западно - Казахстанской, Атырауской, Мангистауской, Актюбинской, Кзыл -
Ординской областях. Исследованные запасы составляют 4.5 млрд.т. нефти ;
5.9 трил.куб.м. газа.
Уголь. Запасы 200 млрд.т. Основные месторождения угля сосредоточены в
Карагандинской ( коксующийся уголь ), Костанайской, Акмолинской,
Павлодарской, Восточно - Казахстанской областях. Имеется уникальное месторождение угля : Шубаркольское месторождение, где запасы угля составляют 2 млрд.т.,при злостности 4 - 25%.
Железная руда. По объемам запасов ( 8 млрд.т. ) Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины. Основные запасы сосредоточены в Костанайской области (Сарбай, Кашир, Лисаковск ). Запасы хрома сосредоточены в Актюбинской области ( 90% запасов СНГ ).
Фосфор - 60% мировых запасов имеется в Жамбылской области. Фактически две страны в мире являются монополистами по фосфорным удобрениям :
Казахстан и США. 60% технических алмазов, 97% цветным металлов, 60% запасов серебра СНГ, а также 40 - 45% мировых запасов урановой руды ( по данным МАГАТЭ ) находятся на территории Казахстана.
Республика располагает значительными запасами золота, ванадия, вольфрама и другими видами цветных металлов, из таблицы Менделеева на территории Казахстана выявлено 99 элементов. Уровень промышленного развития республики в целом находится на уровне слаборазвитых стран, однако имеются отрасли промышленности, где республика может претендовать на свою “нишу” в мировой системе развитых стран. Это предприятия военно - промышленного комплекса, уникальный космодром
Байконур и другие отрасли.

К неуместным богатствам Казахстана относится его земля. Общая земельная площадь составляет 176 млн.га.,из них сельхозугодий 220 млн.га., под сельскохозяйственные культуры занято 35 млн.га., из них под зернами культурами - 23 млн.га. земли.

Казахстан обладает развитой системой образования, науки, культуры, значительным научным и техническими потенциалом, которых нет во многих странах, строящих рыночную экономику.

На основе экономического потенциала была построена внешнеторговая политика и политика участия в международном разделении труда. Рассмотрим экспортный потенциал Казахстана, чтобы понять, на чем специализируется республика в данное время, определить ее роль и место в международном разделении труда.

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА.

Многие страны при создании основ рыночной экономики главное внимание уделяли развитию экспорта, как фактора повышения конкурентоспособности своего производства в целом, как наиболее короткого пути при решении наболевших проблем. В этом плане какими возможностями располагает Республика Казахстан ?

Экономическое положение Казахстана определяется его богатством, в данном случае природными ресурсами, с которыми Казахстан может выйти на мировой рынок и конкурировать с другими товаропроизводителями. Однако на этом пути его подстерегают большие непредвиденные обстоятельства. Прежде всего, мировой рынок сырья уже поделен между всеми товаропроизводителями и там нет свободной
“ниши”, там существует острая конкурентная борьба. Во - вторых, сырье на мировом рынке реализуется по низким ценам, да еще казахстанский поставщики сырья не имеет своего имиджа и качество его продукции не имеет мирового сертификата. Мировой потребитель сырья привык покупать сырье определенного качества и в точно указанные сроки.
Поэтому, чтобы завоевать свою “нишу” на этом рынке необходимо прикладывать максимум усилий. При социализме республика находилась в тепличных условиях : она знала, что произвести столько тонн угля, нефти, зерна, цветных металлов и т.д., не вступала ни в контакты со своими потребителями, не конкурировала на мировом рынке с другими производителями аналогично продукции, не изучала конъюнктуру мирового рынка. Однако, получив независимость, республика стала делать первые шаги в экспорте своей продукции.

На внешний рынок Казахстан в начале 90 -х годов поставлял 290 наименований разнообразных товаров и был основным поставщиком в бывшем Союзе на экспорт : 95% хромовой руды, 90% желтого фосфора, 75% свиньца, 50% цинка,
60% феррохрома и хромника натриевого, значительной части экспортируемой меди, титана, магния, редкоземельных металлов.

Экспортно - импортные операции осуществляются внешнеторговыми организациями МПТ и ЭРК и другими специализированными организациями, на основе межправительственных соглашений и квот и лицензий на экспорт продукции государственного значения и на импорт сырья, продовольствия, медикаментов для государственных нужд и на условиях свободной торговли, а также непосредственно товаропроизводителями - предприятия совместные, малые, частные и кооперативы.

С 1992 года Казахстан начал самостоятельно осуществлять свои внешнеторговые связи.

По данным таможенных деклараций, введенных в первом полугодии
1998 года, республика имела товарообмен с 89 странами дальнего зарубежья, в том числе : 38 - Европы, 28 - Азии, 12 - Африки, 9 -
Америки, а также с Австралией и Океанией. Ведущее место во внешнеторговым товарообороте по контрактодержателями занимали Китай,
Швейцария, Германия, США, Великобритания, Швеция, Турция, Чехия, Южная
Корея,
Нидерланды, Япония. На долю остальных операций, на долю азиатских стран - 28% внешней торговли.

Динамика объема внешнеторгового оборота ( без торговых операций между странами СНГ ) млн.долларов.

| 1989г. 1990г. 1991г. 1992г.|
|1993г. 1994г. |
|по данным Госкомитета РК годы выглядят: |
|ВСЕГО 4048 6062 2424 1958 |
|1915 6797 |
|ЭКСПОРТ 1580 1901 776 1489 |
|1463 3230,7 |
|ИМПОРТ 2468 4161 1648 469 |
|452 3561,2 |
|САЛЬДО - 888 -2260 -872 1020 |
|1011 - 330,5 |

| 1995г. 1996г. 1997г.|
|1998г. |
|по данным Госкомитета РК годы выглядят: |
|ВСЕГО 8755,4 10491,7 11351 |
|12051 |
|ЭКСПОРТ 4974,4 6230,4 6697,7 |
|7325 |
|ИМПОРТ 3781 4261,3 4653,3 |
|5726 |
|САЛЬДО 1193,4 1969,1 2044,4 |
|1599 |

Из общего объема 1998 году в страны дальнего зарубежья поставлено 41%, ближнего зарубежья - 59% Казахстан в объеме экспорта
СНГ занимает третье место ( 2,5% ) в после России (84,7% ) и
Украины ( 5,9% ).

В структуре экспорта Казахстана велик удельный вес металлоизделий ; минеральных продуктов и химической продукции, еще низка доля машин и оборудования.

В объеме натуральных поставок на первом месте медь, прокат черных металлов, ферросплавы, цинк, нефть, мазут, дизельное топливо и удобрения. На долю этих девяти сырьевых продуктов приходится 54% экспорта.

Таким образом мы видим, что Республика Казахстан на данной момент ориентируется на экспорт сырья и материалов, в добыче которого мы имеем большие преимущества перед другими странами. То есть Казахстан специализируется на добыче природных материальных ресурсов, и это обусловливает роль и место Казахстана, в международном разделении труда, как поставщики дешевых ресурсов. Если же рассмотреть импорт страны, то можно выявить следующие тенденции.

ИМПОРТНАЯ ПОЛИТИКА.

В 1998 г. импорт составил свыше 3,5 мллрд.дол. США
( по данным Гокомстата с учетом стран СНГ ) из них доля энергоносителей - 31%, машин, оборудования, транспортных средств и приборов - 29%, продукции химической промышленности - 8%, товаров широкого потребления в пределах - 10%.

Импортная политика республики должна быть направленна прежде всего на осуществление жесткого контроля за импортом.

В настоящее время в республику завозятся товары в основном алкогольного направления и низкого качества, к чему должен быть поставлен заслон. В соответствии с общепринятой международной практикой предстоит регулировать импорт, ограничивая косвенными методами ввоз продукции, которая может нанести ущерб национальному производству и шире развивать импорт -замещающие производства, которые
Казахстан может осуществлять самостоятельно. На закупку импортных товаров расходуется значительная часть валютных поступлений и импортного кредита, а также средства негосударственных структур.

Таким образом мы видим, что Республика Казахстан на данные момент ориентируется на экспорт сырья и материалов, добыче которого мы имеем большие преимущества перед другими странами. Т.е. Казахстан специализируется на добыче минеральных ресурсов, и это, обуславливает роль и место Казахстана в международном разделении труда, как поставщика дешевых ресурсов. Если же рассмотреть импорт, то можно выявить положительные и отрицательные стороны.

ФОРМЫ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МРТ.

С 1987 года союзные республики самостоятельно составляют планы экспортно - импортных операций и им было официально разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок.

До этого внешнеэкономические и межреспубликанские связи формировались в составе единого государственного плана и народнохозяйственного комплекса. Советами Министров союзных республик устанавливались задания по экспорту только по продукции, которая изготавливалась предприятиями непосредственно республиканского подчинения. Основные предприятия - экспортеры находились в ведении союзные министерств, в планах которых устанавливались задания по производству в продукции на экспорт. Аналогичная система отношений действовала и при импортных закупках.

Решением детективных органов были определены права и обязанности предприятий, отраслевых, региональных и республиканских органов и в их структуре созданы специальные подразделения по внешнеэкономическим связям.

В 1988 году было создано республиканское внешнеторговое объединение “Казахимпорт” , в 1989 году был образован Государственный
Комитет по внешнеторговым связям, который в 1991 году был преобразован в внешнеэкономических связей (МВЭС) с июня 1993 года его возглавлял заместитель премьер-министра республики.

В целях более эффективного использования производственного потенциала республики и удовлетворения потребности рынка, быстрейшего вхождения республики в мирохозяйственные связи в июне 1994 года образовано Министерство промышленности и торговли Республики
Казахстан (МПиТ РК ) на базе упраздненных МВЭС, Минпрома и
Минторга Республики Казахстан.

Были созданы и укрепляются соответствующие подразделения в аппарате Кабинета Министров, Минэкономики, Минфина, Нацбанка, организованы Таможенный Комитет и Внешэкономбанк ( Алембанк ) с развернутой системой в регионах.

В целях широкого привлечения иностранной помощи для структурной перестройки экономики и укрепления его экспортного потенциала в 1992 году было создано Национальное агентство по иностранным инвестициям, которое с января 1993 года находилось при
Министерстве экономики республики, а с марта 1995 года оно было преобразовано в Комитет по использованию иностранного капитала при
Кабинете Министров Республики Казахстан.

Для координации работы по привлечению правительственных кредитов иностранных государств и для решения оперативных вопросов создана республиканская Комиссия по иностранным кредитам под руководством Пример - Министра.

Для усиления государственного регулирования процессов привлечения, использования, обслуживания и погашения иностранных кредитов, полученных или гарантируемых Республикой Казахстан, и стимулирования развития экспорта отечественной продукции в июль 1994 года создан государственный экспортно - импортный банк Республики
Казахстан ( Эксимбанк Казахстан ), который является правоприемником
Алембанка Казахстан по всем международным обязательством. Алембанк
Казахстан за 3 года получил серьезное международное признание, имеет корреспондентские связи со 170 крупнейшими банками мира, обслуживает 13 генеральных кредитных линий, финансирует ряд крупнейших объектов, более 85% валютных кредитов направляет в сферу производства.

По данным Эксимбанка Казахстан общая сумма подписанных кредитных соглашений превышает 1 млрд.долл., из которых 600 млн.долл. уже используется ( 01.01.1995 г.).

В Минэкономике РК ведется контроль за использование иностранных кредитов в рамках открытых 24 кредитных линий из 19 стран и пяти международных организаций.

Должно быть реализована 15 крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала на 6260 млн.дол.

Посредником в отношениях отечественного бизнеса как внутри республики, так и за ее пределами становится Торгово - промышленная палата Казахстана ( ТПП ). Организованная в 1959 году и ставшей самостоятельной с 1989 года. На сегодня ( ноябрь 1994 года ) и ее членами являются более 400 организаций, при ней сформированы специализированные фирмы “ Казахстанэкспертиза ”, “КазЭспо ”, “
Казвнешсервис ”.
В областных центрах создаются независимые ТПП со всеми полномочиями республиканской палаты. Проводится целеустремленная работа по созданию совместных торговых палат ( СТП ) с зарубежными странами.
СТП создана в Францией. В девяти странах созданы Торговые дома.

В целях активизации предпринимательской деятельности в республике, содействия последовательному интегрированию отечественной экономики в систему мировых хозяйственных связей, отработки экономика
- правовых норм функционирования свободных экономических зон и их использования в других регионах республики, в городе Алматы, в границах территории Казахстанского центра делового сотрудничества создана свободная торговая зона “ Атакент ”.

В Республике аккредитовано свыше 160 представительств зарубежных фирм, действуют 10 банков с участием иностранного капитала, зарегистрировано 2025 ( январь 1995г. ) совместных предприятий с участием свыше 60 стран.

В Казахстане одним из первых среди республик СНГ были приняты нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность ( ВЭД ) суверенного государства.

Все это обуславливает зависимости положение Республики
Казахстан в сфере международных экономических отношений на данный момент развития экономики страны. Но так продолжаться не может. Если мы хотим развития нашего государства, повышения роли в международном разделении труда, то необходимо постепенно изменит структуру экспорта и импорта, повышая уровень развития промышленности страны.


( 2. ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ КАЗАХСТАНА МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ
ТРУДА.

Для того, чтобы повысит роль Республики Казахстан в сфер международного разделения труда, необходимо полностью реализовать ресурсный потенциал страны, а также повысить роль отраслей, проводящих готовую продукцию, чтобы не иметь зависимого положения от промышленно развитых стран. Этого можно добиться путем привлечения в страну новых партнеров, а также улучшением экспортно - импортно политики и вовлечением Казахстана в рынок наукоемкой продукции.

ПОИСК НОВЫХ ПАРТНЕРОВ.

Для Казахстана с его значительным и малоосвоенным ресурсным потенциалом привлечение иностранного капитала является важным фактором устранения имеющихся диспропорций и преодоления технологического отставания. Надо искать устойчивых инвесторов.

В настоящее время Казахстан имеет около 30 нефтепроектов по освоению нефтеносных зон. Строится нефтепровод от Тенгиза до
Черноморского порта. Новороссийск, рассматриваются вопросы строительства второго нефтепровода через территории Исламской
Республики Иран, а также нефтепровода внутри страны. Введутся переговоры ( и небезуспешно ) о строительстве нефтеперерабатывающего, реконструкции существующих заводов, например : Карагандинского металлургического комбината и других крупных объектов, которые могут существенно изменить структуру экономики нашей страны и в значительной степени устранить имеющиеся диспропорции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.