Существует несколько основных видов интеграционных
объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок,
экономический союз.
Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены
пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении
товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в
соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит
самостоятельную торговую политику.
В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят
две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и
сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ,
государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в
отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни
и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.
Общий рынок возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией
барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути
перемещения рабочей силы и капитала.
Экономический союз предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным
мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики,
создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических
процессов.
На практике границы между
указанными типами интеграционных объединений весьма условны и их развитие
может идти по восходящей - от ЗСТ к экономическому союзу.
Наибольшей степени зрелости достиг интеграционный
хозяйственный комплекс в Западной Европе, где в 1957 г. было создано Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС). Договор о его образовании подписали в
Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С
1967 г. ЕЭС имеет общие руководящие органы и единый бюджет с двумя другими
европейскими интеграционными объединениями - Европейским объединением угля и
стали (ЕОУС) и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом).
Межгосударственное интеграционное объединение стало официально именоваться
Европейскими сообществами - ЕС (часто использовался неофициальный синоним:
Европейское сообщество). При этом договоры об учреждении ЕЭС (или “Общего
рынка”), ЕОУС и Евратома остались в силе. В 1973 г. к ЕС присоединились
Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и
Португалия, в 1995 г. – Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 ноября 1993 г., после
вступления в силу Маастрихтского договора, Европейское сообщество стало
официально именоваться Европейским союзом (ЕС). Сейчас в ЕС
входят 15 государств Западной Европы с населением более 370 млн. человек. На ЕС
приходится более 20% мирового ВВП и более 40% мирового экспорта. Эта
региональная группировка стоит к экономическому, политическому и валютному
союзу гораздо ближе, чем какое-либо межгосударственное объединение современного
мира.
ЕС имеет специальные
торгово-экономические соглашения со многими странами мира. Например, согласно
так называемым Ломейским конвенциям (первая из которых была подписана в 1975
г.) фактически все товары из 70 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого
океана получили беспошлинный доступ на рынок ЕС. Похожие соглашения есть и с 12
странами Средиземноморского бассейна[16]. Кроме того, существует Таможенный союз ЕС с Турцией и Кипром. В
1991-1995 гг. было подписано девять так называемых Европейских соглашений со
странами Центральной и Восточной Европы. Шесть из них (с Болгарией, Чехией,
Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией) уже действуют[17], три (с Литвой, Латвией и Эстонией) ожидают ратификации. Готовится
десятое соглашение со Словенией. Европейские соглашения охватывают как
политические, так и экономические вопросы. В частности, уже с 1 января 1995 г.
были сняты таможенные барьеры на все товары, импортируемые в ЕС из подписавших
их стран Центральной и Восточной Европы (за исключением текстиля, для которого
это было сделано к концу 1997 г.).
24 июня 1994 г. на острове
Корфу было подписано Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и
Россией (вступило в силу с 1 февраля 1996 г.).
В Римском договоре
отмечалось, что в рамках ЕС создается Общий (единый) рынок, представляющий
собой пространство “четырех свобод” – свобода движения товаров, капиталов,
услуг и рабочей силы.
Первым шагом в формировании
ЕС стала постепенная, в три этапа (с 1959 по 1968 г.), отмена таможенных пошлин
в торговле между “шестеркой” стран ЕС и создание таможенного союза.
По отношению к третьим странам, не входящим в ЕС, был установлен Единый
таможенный тариф ЕС. Затем, по мере присоединения к ЕС новых стран,
упразднялись таможенные пошлины в торговле между государствами-основателями ЕС
и новыми участниками.
Таможенный союз активизировал взаимную торговлю
государств-членов ЕС, на которую сейчас приходится в среднем более 60% объема
их совокупной внешней торговли (у Бельгии-Люксембурга, Нидерландов, Ирландии,
Португалии - более 70%). Однако после устранения взаимных таможенных
пошлин на границах между странами Сообщества все еще имели место случаи
проведения таможенного досмотра и контроля, другие дорогостоящие формальности.
Свободной торговле продолжали препятствовать различия стандартов и технических
норм в разных государствах (в области здравоохранения, охраны окружающей
среды, защиты интересов потребителей и т.п.).
Одним из важнейших направлений политики ЕС является Единая
аграрная политика. Она была введена в действие в 1964 г. и по сей день
остается важнейшей статьей бюджета Европейского союза (около 48% расходов в
1995 г.). Аграрная политика гарантирует производителям сельскохозяйственной
продукции ее сбыт по заранее устанавливаемой цене интервенции. По некоторым
товарам был введен режим прямых дотаций производству. К концу 80-х гг. политика
цен охватывала более 90% сельскохозяйственного производства в ЕС. Для
централизованного финансирования сельского хозяйства был создан Фонд ориентации
и гарантирования сельского хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС.
Кроме того, Совет министров ЕС устанавливает
лимитированные импортные цены, т.е. минимальные цены, по которым те или иные
продукты могут быть импортированы в страны-члены Европейского союза. Эти цены,
которые из-за ввозных пошлин во многих случаях выше мировых, предназначены для
защиты сельского хозяйства ЕС от конкуренции со стороны более дешевых
продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают из бюджета ЕС субсидии
в случае неблагоприятных погодных условий (заморозки, засухи и т.п.), на
строительство новых помещений, модернизацию производства, закупки новой
техники и т.д. Субсидируется и экспорт сельскохозяйственных товаров -
экспортеры получают возмещение, которое должно компенсировать разницу между
мировой ценой и более высокой ценой в ЕС.
Субсидии, система единых цен и защита рынка
способствовали укрупнению хозяйств, решению продовольственной проблемы. Между
1973 и 1988 гг. сельскохозяйственное производство в ЕС возрастало в среднем на
2% в год, в то время как потребление продовольствия – только на 0,5%. Страны
ЕС практически полностью обеспечили себя продовольствием и стали вторым в мире
(после США) экспортером аграрной продукции. В некоторых странах ВС производительность
труда в сельском хозяйстве превысила американскую (так, в Бельгии один работник
сельского хозяйства “кормит” 100 человек, в Великобритании 95 - против 80
человек в США и 13 человек в бывшем СССР). Урожайность, например, пшеницы в ЕС
вдвое выше, чем в США, а в Нидерландах, Великобритании и Бельгии - почти втрое
(от 65 до 70 ц/га в среднем). Аграрная политика ЕС, однако, привела к
перепроизводству сельскохозяйственной продукции и к возникновению противоречий
с другими мировыми производителями сельскохозяйственных товаров (прежде всего
США), которые возражают против ограничения в доступе на рынок ЕС и практики
субсидирования экспорта. Кроме того, она оказалось слишком дорогостоящей (70%
расходов бюджета ЕС). Поэтому в июне 1992 г. ЕС принял решение о радикальном
пересмотре аграрной политики. Новая политика включает следующие меры.
· Для обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на
земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы
приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен
составило 29%, для говядины – 15%).
· Для того чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются
компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур
выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения
обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент
контроля за уровнем и эффективностью производства.
· В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей
устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от
поголовья скота в расчете на гектар.
Кроме того, новая аграрная политика включает в себя
так называемые меры сопровождения - сохранение аграрной окружающей среды,
лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного
выхода фермеров на пенсию.
В рамках ЕС также проводится региональная
политика, нацеленная на оказание помощи так называемым проблемным
районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в которых
уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это
Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии,
остров Корсика, Северная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994 г.
статус слаборазвитых официально получили новые земли ФРГ, возникшие на
территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить
старопромышленные регионы Великобритании, Франции, Германии, Испании и других
стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных
для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и
текстильная промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся
на периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и
Финляндии, является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на
севере и северо-востоке этих государств. Региональная политика - вторая по
значимости статья расходов ЕС (36% в 1999 г.). Основные ее направления -
координация региональной политики отдельных стран-членов Союза и прямая
финансовая поддержка проблемных регионов из Европейского фонда регионального
развития.
В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС
была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-технической
области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной
научно-технологической программы стран ЕС (1994-1998 гг.). Ее цель и цели
двадцати входящих в нее специализированных программ - обеспечение
конкурентоспособности Западной Европы в области информационных технологий и
технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и
т.д. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды.
ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА,
направленной на налаживание европейской широкомасштабной кооперации в области
новейшей технологии (осуществляется с 1985 г.). Члены ЭВРИКА – Европейская
комиссия и 25 европейских государств, включая всех 15 членов ЕС и Россию. В
настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей
стоимостью 5,6 млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс.
различных европейских организаций (2/3 из них – промышленные компании); 684
проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления
исследований и разработок – информационные технологии, связь, робототехника и
автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана
окружающей среды, лазерная техника, транспорт.
Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и
создание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. С
марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система (ЕВС),
предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования
интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская
валютно-расчетная единица - ЭКЮ, базирующаяся на корзине (наборе) валют
стран-членов ЕВС.
К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из
главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете.
Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком - как мы уже упоминали,
сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между
государствами. Постоянно нарушались положения Римского договора в части свободного
перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. -
иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолклендская война -
показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия,
инструменты и возможности урегулирования кризисных ситуаций. Политический вес,
влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи.
Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи.
Первая - завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным
перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вторая - образовать
валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую
полуконфедеративную-полуфедеративную супердержаву.
Первая задача - создание ЕВР
- решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г.
и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к
1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение
товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта задача успешно
решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила скорее символическое значение,
так что отладка механизмов функционирования ЕВР продолжается. С 1 января 1993
г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС.
Граждане стран-членов ЕС получили возможность без загранпаспортов и виз
путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по
своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в
гармонию технические стандарты, финансово-банковские порядки, правовые нормы.
Фирмы теперь могут сбывать продукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС
без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути
миграции капиталов.
Переход Сообщества в новое
качество - Европейский союз - основывается на договоре о
Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля
1992 г. Маастрихтский договор предусматривает, в частности,
постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и
валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену
национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение
гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых
областей - дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение
суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в
случае успешной реализации Маастрихтского договора приведет к превращению ЕС в
подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами.
Как уже упоминалось, 1 ноября 1993 г., после ратификации в государствах-членах
ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу и Европейское сообщество сменило свое
официальное название на Европейский союз. В 1997 г. был подписан Амстердамский
договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и
дополненным текстом Маастрихтского договора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|