Сложившееся на практике
устойчивое разделение труда между Россией и зарубежными странами СЭВ выражается
в значительно большей по сравнению с другими странами СЭВ специализации
советской науки на фундаментальных исследованиях, что позволяет им экономить
значительные ресурсы и концентрировать преобладающую долю своих национальных
научно-технических потенциалов на прикладных исследованиях и разработках. Что
касается последних исследований и разработок, то направления совершенствования
сотрудничества стран СЭВ в данной сфере на современном этапе можно
сформулировать вкратце следующим образом.
Во-первых, постепенное
преодоление экономической обособленности научно-технических связей от других
форм сотрудничества путем внедрения элементов экономического расчета,
совместного финансирования ряда проектов.
Во-вторых, все более тесное
смыкание научно-технического сотрудничества с производственным. Это
направление получило известное развитие уже в начале 60-х годов, когда начали
создаваться совместные ПКБ для разработки тех или иных образцов машин и
оборудования, технологических процессов, производственное освоение которых
планировалось осуществлять в кооперационном режиме.
Наиболее общая характерная
черта научно-технического сотрудничества на современном этапе — усиление его
ориентации на совершенствование системы международного разделения труда как в
межотраслевом, так и во внутриотраслевом аспекте. Это связано с повышением роли
науки и техники в развитии современного производства в целом, в преодолении
ресурсных, экологических и других ограничений экономического роста. Достаточно
отметить, что существующая во многих странах СЭВ напряженность балансов
минерального сырья и топлива, трудовых ресурсов и т. п. связана в первую
очередь с недостаточным развитием современной техники и технологии, что влечет
за собой повышенные удельные затраты труда и материалов.
В условиях современного
фронтального технологического переворота генеральное направление развития
научно-технического сотрудничества стран СЭВ на перспективу заключается,
очевидно, в обеспечении его все более тесного и непосредственного смыкания с
решением узловых проблем в сфере материального производства. Это предполагает,
в частности, четкую сопряженность между затратами на научные исследования и
инвестиционными затратами, необходимыми для практического внедрения их
результатов.
Исходная предпосылка
планомерности научно-технического прогресса — обеспечение определяющей роли
экономических целей и задач по отношению к его темпам, направлениям и
результатам, подчинение развития науки и техники сложившимся и предвидимым
общественным потребностям.
Как справедливо отмечает А.
И. Анчишкин, экономические цели и задачи формируют направления научно-технического
прогресса, точнее, их сравнительную значимость, приоритетность. Можно назвать
по меньшей мере три главных объективных источника образования таких приоритетов.
Например, чем ограниченнее какой-либо вид ресурса (включая
территориально-транспортный аспект его ограниченности), тем в большей мере
научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на прямой экономии и на
замещении данного вида ресурса.
Другой источник формирования
приоритетов — «точки роста», новые процессы и явления, отражающие возникновение
новых общественных потребностей и возможностей их удовлетворения. В этом случае
основой формирования приоритетов может быть принципиально новая технология, порождающая
новые потребности. Первоначальный толчок исходит здесь от самого
научно-технического прогресса, а благоприятные социально-экономические условия
превращают такой импульс в приоритетное направление развития науки и техники.
Приоритеты могут складываться также в результате воздействия социальных
ограничений, связанных со здоровьем человека, необходимостью поддерживать
экологическое равновесие.
Наряду с обеспечением
взаимодействия стран — членов СЭВ по приоритетным направлениям технического
прогресса одна из наиболее важных задач научно-технического сотрудничества
заключается в обеспечении быстрого внедрения результатов научных исследований
и конструкторских разработок в производство путем рационального распределения
производственных программ между партнерами.
Практика сотрудничества стран
СЭВ уже знает ряд примеров комплексного решения вопросов технического
прогресса и производственного сотрудничества. Одним из таких примеров может
служить углубление взаимодействия научно-технического и производственного
сотрудничества стран в области вычислительной техники. На основе реализации
межправительственного соглашения было осуществлено объединение сил
научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций,
промышленных предприятий ряда отраслей, производящих средства вычислительной
техники. Обеспечено взаимодействие многотысячных коллективов в странах —
участницах соглашения на основе специализации и кооперации в производстве
средств электронизации народного хозяйства.
В последние годы
министерства, ведомства, объединения и комбинаты стран — членов СЭВ стали
значительно больше внимания уделять комплексному решению научно-технических и
производственно-экономических задач, в особенности в таких областях, как
производство оборудования для АЭС, микропроцессоры, робототехника.
Подобные примеры подчеркивают
необходимость последовательного учета проблематики научно-технического развития
и сотрудничества в соглашениях о международной специализации и кооперации
производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового
типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия
научно-технической подготовки производства, выпуска специализированной и
кооперированной продукции, а также ее последующего технического
усовершенствования.
Разработка такого рода комплексных
соглашений особенно актуальна в условиях, когда страны СЭВ совместно определяют
первоочередные объекты производственной и научно-технической кооперации с
целью содействия развитию приоритетных видов производства, определяющих технический
прогресс и эффективность многих отраслей и народного хозяйства в целом.
Материализация любой научной
идеи требует эффективного взаимодействия всех звеньев единого цикла
«наука-производство». Попытки внедрять в «сыром виде» достижения науки в
народное хозяйство ведут к значительным дополнительным затратам при
производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому
распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое
направление научно-технического прогресса, рассчитанное на массовое
использование его результатов в народном хозяйстве должно включать в
обоснованном соотношении научно-исследовательские и проектно-конструкторские
организации, технологические институты и опытные производства; назрела также
необходимость создания специализированных внедренческих организаций
(«инженерных фирм»).
Эти фирмы наряду с
обслуживанием потребителей новой техники должны заниматься и организацией
процесса внедрения (управленческие услуги по внедрению техники, «авторский
надзор», «привязка» техники и технологии к местным условиям и т. п.).
Интенсификация научных
исследований означает в современных условиях осуществление принципа
приоритетности в развитии науки, концентрации ресурсов науки на решающих
направлениях. В условиях, когда замедляется экстенсивное расширение всех видов
ресурсов, в том числе научно-технических, такая концентрация может потребовать
систематического перераспределения ресурсов между направлениями развития
науки, большего приспособления к новым условиям организации науки и подготовки
научных кадров.
На основе расширенного и пропорционального
воспроизводства всех звеньев НИОКР и концентрации научно-технических ресурсов
должно быть обеспечено сокращение продолжительности цикла «наука—производство»
и тем самым ускорен оборот научно-технических ресурсов. Для этого, помимо
названных условий, необходимо повышать оснащенность труда ученых, его
эффективность на основе форсированного развития научного приборостроения;
моделировать и автоматизировать научные эксперименты на основе использования
ЭВМ, что позволит как сократить время и трудоемкость экспериментов,
многократно увеличить их число, так и учесть еще на стадии научных исследований
возможные условия фактического использования нововведений; значительно
ускорить проектные и конструкторские работы на основе автоматизированного
поиска и выбора уже имеющихся стандартных решений, широкого использования ЭВМ
и соответствующей периферийной техники.
В наибольшей мере усиление
планомерного характера научно-технического прогресса в условиях содружества
должно проявиться в возрастающих масштабах, скорости и эффективности внедрения
и распространения (тиражирования) нововведений в народном хозяйстве. Для этого
необходимо целенаправленно формировать условия как для вертикального
(разработка—внедрение), так и для горизонтального перемещения технологии (охват
новой техникой все новых и новых объектов, сфер ее применения).
Все более важными критериями
результативности взаимного сотрудничества на современном этапе становятся
такие показатели, как степень его воздействия на качественное преобразование
отраслей и производств; осуществление сдвигов в ассортиментной структуре
продукции; повышение «скорости перемещения» технических новинок по стадиям процесса
их научно-технической разработки и освоения производством.
В итоге деятельности стран и
органов СЭВ в области ускорения технического прогресса синтез научно-технического
и производственного сотрудничества приобретает качественно новое содержание.
Естественно, этот процесс еще не завершен. Он, как отмечено в документах СЭВ,
нуждается в дальнейшем ускорении, в усилении ориентации на конечные
производственные результаты.
Решение этого вопроса
предполагает реализацию комплекса мероприятий как на макро, так и на
микроэкономическом уровне: согласованное изменение соотношения между
капиталовложениями на новое строительство и модернизацию; налаживание выпуска
оборудования, необходимого для осуществления модернизации и реконструкции;
создание необходимых экономических и организационно-правовых предпосылок для
оперативного распространения растущего потока инноваций в масштабах содружества
стран СЭВ.
Здесь многое зависит и от
преобразований в области экономического механизма сотрудничества. Так,
рациональное международное разделение труда в области науки и техники нельзя
себе представить на современном этапе, а тем более в перспективе без его
органического соединения с кооперацией в сфере производства. Последовательное
решение этой проблемы зависит от многих факторов. В их числе развитие
производственной и научно-технической кооперации, создание условий для
расширения непосредственных (прямых) связей национальных хозяйственных
организаций, для формирования совместных фирм, для объединения ресурсов социалистических
стран в других формах. Эти условия включают в себя не только материальные, но
и организационно-правовые предпосылки, в том числе необходимую степень
унификации норм национального хозяйственного права.
Учитывая возросший
научно-технический потенциал стран СЭВ и разветвленную систему их
научно-технического сотрудничества, представляется целесообразным усилить научно-техническое
обоснование решений, принимаемых в области специализации и кооперации
производства, а также при определении объемов и структуры взаимных внешнеторговых
поставок. Для этого предстоит разработать уже давно получившую признание в
теоретическом плане систему практических мероприятий, обеспечивающих единство и
неразрывность цикла «наука — техника — производство — тиражирование новой
техники и технологий—обмен».
Например, уже сегодня, на наш
взгляд, правомерна постановка вопроса об ускоренном формировании новой, достаточно
самостоятельной области производственной и научно-технической кооперации —
совместного внедрения получаемых по линии взаимного сотрудничества, а также в
итоге НИОКР в отдельных странах результатов научных исследований в
производство. При таком подходе появляется реальная возможность скорейшего
освоение новшеств (в том числе в рамках совместных фирм) на основе скоординированного
или совместного использования капиталовложений для совместного строительства
дополнительных производственных мощностей, расширения или реконструкции существующих
предприятий с ориентацией на развитие экспортного производства.
3. Укрепление
материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей
экономики стран СЭВ.
В России была принята
программа применительно к экономической сфере была определена такая ключевая
задача, как кардинальное повышение производительности труда с ориентацией на достижение
высшего мирового уровня.
Страны СЭВ в совокупности
обладают для решения этой важнейшей задачи крупнейшим научно-техническим потенциалом,
развитым машиностроением. У них имеется возможность не только самостоятельно
разрабатывать новую технику и технологию, но и обеспечивать их материализацию
в основных фондах производственной и непроизводственной сферы, создавать тем
самым предпосылки для более активного участия в международном технологическом
обмене.
В то же время при укреплении
материально-технической базы, необходимой для качественного преобразования важнейших
отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд сложных задач. Первая из них —
активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям
технического прогресса путем разработки и реализации крупных совместных
программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, наиболее эффективный путь
международной концентрации ресурсов. В то же время возможности его
использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ
(даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться
с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их
реализации.
Возможности многостороннего
сотрудничества расширяются, когда в качестве организатора реализации международной
программы выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее
всего продвинувшееся в разработке или освоении новой техники и технологии.
Суть этой разновидности многостороннего сотрудничества можно охарактеризовать
как выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического
интегратора — головной организации, налаживающей международную научно-производственную
деятельность хозяйственных организаций заинтересованных стран.
Тут возникает вторая
проблема: по ряду экономических и организационных причин эта разновидность
многостороннего сотрудничества реализовывалась на практике преимущественно
лишь путем ее преобразования в первую разновидность (например, посредством
заключения межправительственных соглашений, генеральных соглашений по
специализации и кооперации и т. п.). Она практически не стала его
самостоятельной формой. Эту задачу еще предстоит решить в полном объеме.
Третья проблема связана с
широким распространением (тиражированием) инноваций, имеющихся в отдельных
странах. Тут может быть использован самый широкий арсенал форм сотрудничества
— прямые связи, использование кредитных ресурсов для наращивания производства
на соответствующих национальных предприятиях. Но и здесь в качестве
обязательного условия должна выступать многосторонность сотрудничества (по
крайней мере в таких областях, как унификация, стандартизация, нормализация и
т. п.).
Рассмотрим в качестве
иллюстрации ряд конкретных примеров решения новейших научно-технических проблем
в странах СЭВ с использованием различных конкретных форм сотрудничества.
Следует подчеркнуть прежде всего, что их крупнейший научно-производственный
потенциал вовсе более широких масштабах используется для качественного
преобразования важнейших отраслей и производств на коллективной основе. Так, в
числе крупнейших многосторонний соглашений, находящихся в процессе реализации,
можно назвать Соглашение о международной специализации и кооперировании
производства и взаимных поставках оборудования для атомных электростанций.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|