рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности ВТО

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

1.                контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;

2.                выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;

3.                урегулирование торговых споров между странами – членами;

4.                наблюдение за торговой политикой стран – членов;

5.                сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

Важнейшими функциями ВТО являются:

1.                контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

2.                проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами – членами;

3.                разрешение торговых споров. (Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны – члена ВТО на то, что акция другой страны – члена (или группы стран – членов) противоречит принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца. Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране – истцу право быть выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных специалистов и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для каждой страны – ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания за нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты. Главное, что никто не может заблокировать эту процедуру);

4.                мониторинг национальной торговой политики стран – членов;

5.                техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

6.                сотрудничество с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. (Об этом свидетельствует серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе).

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

1. Режим наибольшего благоприятствования. Статья I ГАТТ, носящая во многом ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что страны – участницы должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования.[1.3] Это положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования (вместе с национальным режимом) распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран – участниц.

Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в Статье I, носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в ее полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из – под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран – участниц, или предназначенному для всех других стран – участниц»[11].

ГАТТ содержит ряд исключений из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшее из них – это разрешение создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые а рамках этих образований, на не участвующие страны. Другое важное положение – это разрешение развивающимся странам пользоваться на постоянной основе в виде исключения из принципа наибольшего благоприятствования четырьмя категориями торговых льгот (тарифные преференции по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие в отношениях между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений, заключенных в ходе «токийского» раунда; специальный режим в отношении наименее развитых стран).

2. Национальный режим. Принцип национального режима сформулирован в Статье III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных и национальных товаров, требуя от стран – участниц предоставления товарам иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно в этой статье регламентируется использование в торгово – политических целях внутренних налогов и сборов. Трактовка и развитие целого ряда положений, касающихся национального режима, содержится в протоколах о присоединении к ГАТТ и в Соглашении о режиме государственных закупок, появившемся в итоге «токийского» раунда. [1.3]

3. Принцип таможенно – тарифного регулирования сформулирован в ст. XI ГАТТ 1994г. При создании ГАТТ предполагалось, что основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран – участниц будут таможенно – тарифные средства (хотя на практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает, что «ни одна из стран – участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны – участницы или на ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для территории другой страны – участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов»[12].

ГАТТ содержит ряд положений, регулирующих на многосторонней основе таможенно – тарифную политику. В Соглашении прежде всего говорится о намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле. Статья I Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей страны – участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования. Статья II в общей форме говорит о том, что страны – участницы должны согласовывать списки тарифных уступок.

Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются статьями XXVII и XXVIII. Когда какое – либо государство присоединятся к ГАТТ, на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому вступающее в ГАТТ государство должно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются в списке тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения.

Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.[1.3]

За время существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно – тарифных вопросов, значительно расширились за счет многочисленных поправок и дополнений. Наиболее важные изменения связаны с включением новых статей XXXVI и XXXVII, в которых признается право развивающихся стран повышать таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся государств. Сессия ГАТТ на уровне министров (ноябрь 1982 года) рекомендовала всем странам – участницам принять меры для скорейшего применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для тарифных и статистических целей[13];

4. Принцип транспарентности торговой политики, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны – члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно – правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира;

5. Разрешение торговых споров путем межгосударственных переговоров (консультаций). Цель системы разрешения споров – обеспечить позитивное решение спора. В Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, содержащихся в приложении 2 к Соглашению об учреждении ВТО, прослеживается мысль о преимуществе решений, взаимоприемлемых для сторон спора, а не решений, вынесенных арбитражной комиссией. Поэтому каждому процессу создания арбитражной комиссии должны предшествовать консультации между стороной, подающей жалобу, и ответчиком в споре с тем, чтобы достигнуть взаимосогласованного решения. ДРС предусматривает, что в ходе межгосударственных переговоров и перед обращением в суд стороны должны попытаться достичь взаимно удовлетворительного решения спора. ДРС требует, чтобы члены провели консультации в добром духе, в попытке решить спор на дружеской основе перед тем, как спор будет передан в арбитражную комиссию. Урегулировать спор посредством консультаций, очевидно, дешевле и более желательно для долгосрочных торговых отношений с другой стороной спора, чем выносить решение на арбитражной комиссии.[1.7]

Основными целями многосторонней торговой системы является создание условий, способствующих развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Подобная среда должна быть стабильной и предсказуемой, что в рамках ВТО достигается, прежде всего, применением «связанных» импортных тарифов (уровни таких пошлин согласованы и не подлежат превышению), а также перечней обязательств стран – членов ВТО по формату доступа на их национальные рынки иностранных поставщиков услуг.

В итоге общие преимущества от использования прав, предусмотренных членством в ВТО, для любой страны (не исключая и Россию) можно суммировать следующим образом:

1.                создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами – членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

2.                доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами;

3.                использование ВТО в качестве средства реализации своих торгово – экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах[14].


 



[1] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура. Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, СПб., 1992г., стр. 2. [4.6]

[2] По данным сайта www.wto.ru на 22.05.2008г. [5.4]

[3] пункт 1 ст. 2 Соглашения о создании ВТО[1.1]

[4] пункт 1 ст. 3 Соглашения о создании ВТО[1.1]

[5] пункт 2 ст. 3 Соглашения о создании ВТО[1.1]

[6] пункт 1 ст. 4 Соглашения о создании ВТО[1.1]

[7] пункт 2 ст. 3 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров [1.7].

[8] пункт 1 ст. 2 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров [1.7].

[9] пункт 4 ст. 3 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров [1.7].

[10] пункт 4 ст. 5 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров [1.7].

[11] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 12. [3.4]

[12] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ.

Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 15. [3.4]

[13] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила.

Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 39. [3.1]


[14] Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность// Вопросы экономики.— 2002.—№2 [4.2]


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.