Основными
направлениями деятельности ВТО являются:
1.
контроль
за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих
правовую основу ВТО;
2.
выполнение
роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
3.
урегулирование
торговых споров между странами – членами;
4.
наблюдение
за торговой политикой стран – членов;
5.
сбор,
изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования
механизмов международной торговли и торговой политики.
Важнейшими
функциями ВТО являются:
1.
контроль
за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского
раунда;
2.
проведение
многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами
– членами;
3.
разрешение
торговых споров. (Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны –
члена ВТО на то, что акция другой страны – члена (или группы стран – членов)
противоречит принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней
торговле истца. Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране – истцу
право быть выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных
специалистов и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для
каждой страны – ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания
за нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты.
Главное, что никто не может заблокировать эту процедуру);
4.
мониторинг
национальной торговой политики стран – членов;
5.
техническое
содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
6.
сотрудничество
с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и
неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной
экономической политики. (Об этом свидетельствует серия заключенных ВТО
соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях,
в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным
валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения
предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов,
согласованность действий и устранение дублирования в работе).
Основополагающими
принципами и правилами ВТО являются:
1. Режим
наибольшего благоприятствования. Статья I ГАТТ, носящая во многом ключевой
характер в Соглашении, провозглашает, что страны – участницы должны предоставлять
друг другу режим наибольшего благоприятствования.[1.3] Это положение
распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а
также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим
наибольшего благоприятствования действует также в отношении таможенных пошлин и
любых сборов, взимаемых в связи с внешнеторговыми операциями, а также всех
правил и формальностей, с ними связанных. Кроме того, положение о режиме
наибольшего благоприятствования (вместе с национальным режимом)
распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы,
регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран –
участниц.
Режим наибольшего
благоприятствования, сформулированный в Статье I, носит безусловный характер, и
страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в ее полном объеме: «В
отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или
вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или
экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в
отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или
вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из – под действия
законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару,
происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой
страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару,
происходящему из всех других стран – участниц, или предназначенному для всех
других стран – участниц»[11].
ГАТТ содержит ряд
исключений из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшее из них – это
разрешение создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не
распространяя льготы, предоставляемые а рамках этих образований, на не участвующие
страны. Другое важное положение – это разрешение развивающимся странам
пользоваться на постоянной основе в виде исключения из принципа наибольшего
благоприятствования четырьмя категориями торговых льгот (тарифные преференции
по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие в отношениях
между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия,
сформулированные в ряде соглашений, заключенных в ходе «токийского» раунда;
специальный режим в отношении наименее развитых стран).
2. Национальный
режим. Принцип национального режима сформулирован в Статье III ГАТТ, которая
устанавливают равные условия конкуренции импортных и национальных товаров,
требуя от стран – участниц предоставления товарам иностранного происхождения
того же режима, что и национальным товарам в области внутренних налогов и
сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил,
регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно в этой статье
регламентируется использование в торгово – политических целях внутренних
налогов и сборов. Трактовка и развитие целого ряда положений, касающихся
национального режима, содержится в протоколах о присоединении к ГАТТ и в
Соглашении о режиме государственных закупок, появившемся в итоге «токийского»
раунда. [1.3]
3. Принцип
таможенно – тарифного регулирования сформулирован в ст. XI ГАТТ 1994г. При создании ГАТТ
предполагалось, что основным, а в перспективе единственным инструментом
регулирования экспорта и импорта стран – участниц будут таможенно – тарифные
средства (хотя на практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает,
что «ни одна из стран – участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара
с территории другой страны – участницы или на ввоз или продажу для экспорта
любого товара, предназначаемого для территории другой страны – участницы,
никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или
экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других
сборов»[12].
ГАТТ содержит ряд
положений, регулирующих на многосторонней основе таможенно – тарифную политику.
В Соглашении прежде всего говорится о намерении стран, подписавших его,
добиваться путем переговоров снижения таможенных пошлин и других ограничений в
международной торговле. Статья I Соглашения устанавливает, что в отношении
таможенных пошлин и формальностей страны – участницы будут применять режим
наибольшего благоприятствования. Статья II в общей форме говорит о том, что
страны – участницы должны согласовывать списки тарифных уступок.
Правила
проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура
подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются статьями XXVII и
XXVIII. Когда какое – либо государство присоединятся к ГАТТ, на него
распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому вступающее в ГАТТ
государство должно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные
предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа. Затем эти
тарифные уступки консолидируются в списке тарифных уступок, который становится
частью Генерального соглашения.
Статья V
провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и
освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.[1.3]
За время
существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно – тарифных вопросов,
значительно расширились за счет многочисленных поправок и дополнений. Наиболее
важные изменения связаны с включением новых статей XXXVI и XXXVII, в которых
признается право развивающихся стран повышать таможенные пошлины для защиты
своей экономики, а также фиксируется обязательство развитых государств снижать
пошлины на товары развивающихся государств. Сессия ГАТТ на уровне министров
(ноябрь 1982 года) рекомендовала всем странам – участницам принять меры для скорейшего
применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для
тарифных и статистических целей[13];
4. Принцип транспарентности
торговой политики, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя
формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами
(ГАТС), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает,
что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров
(работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами
(работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы,
содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того,
каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны – члены
могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в
соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является
международно – правовым выражением принципа неприменения неопубликованных
нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех
цивилизованных стран мира;
5. Разрешение торговых споров
путем межгосударственных переговоров (консультаций). Цель системы разрешения
споров – обеспечить позитивное решение спора. В Договоренности о правилах и
процедурах, регулирующих разрешение споров, содержащихся в приложении 2 к
Соглашению об учреждении ВТО, прослеживается мысль о преимуществе решений,
взаимоприемлемых для сторон спора, а не решений, вынесенных арбитражной
комиссией. Поэтому каждому процессу создания арбитражной комиссии должны
предшествовать консультации между стороной, подающей жалобу, и ответчиком в
споре с тем, чтобы достигнуть взаимосогласованного решения. ДРС
предусматривает, что в ходе межгосударственных переговоров и перед обращением в
суд стороны должны попытаться достичь взаимно удовлетворительного решения
спора. ДРС требует, чтобы члены провели консультации в добром духе, в попытке
решить спор на дружеской основе перед тем, как спор будет передан в арбитражную
комиссию. Урегулировать спор посредством консультаций, очевидно, дешевле и
более желательно для долгосрочных торговых отношений с другой стороной спора,
чем выносить решение на арбитражной комиссии.[1.7]
Основными целями
многосторонней торговой системы является создание условий, способствующих
развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту в целом, а
также становлению открытой и справедливой конкуренции. Подобная среда должна
быть стабильной и предсказуемой, что в рамках ВТО достигается, прежде всего,
применением «связанных» импортных тарифов (уровни таких пошлин согласованы и не
подлежат превышению), а также перечней обязательств стран – членов ВТО по
формату доступа на их национальные рынки иностранных поставщиков услуг.
В итоге общие
преимущества от использования прав, предусмотренных членством в ВТО, для любой
страны (не исключая и Россию) можно суммировать следующим образом:
1.
создание
более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе
предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами –
членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
2.
доступ к
механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных
интересов, если они ущемляются партнерами;
3.
использование
ВТО в качестве средства реализации своих торгово – экономических интересов
путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах[14].
[1] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.
Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, СПб., 1992г., стр. 2. [4.6]
[2] По данным сайта www.wto.ru
на 22.05.2008г. [5.4]
[3] пункт 1 ст. 2 Соглашения о создании ВТО[1.1]
[4] пункт 1 ст. 3 Соглашения о создании ВТО[1.1]
[5] пункт 2 ст. 3 Соглашения о создании ВТО[1.1]
[6] пункт 1 ст. 4 Соглашения о создании ВТО[1.1]
[7] пункт 2 ст. 3 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих
разрешение споров [1.7].
[8] пункт 1 ст. 2 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих
разрешение споров [1.7].
[9] пункт 4 ст. 3 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих
разрешение споров [1.7].
[10] пункт 4 ст. 5 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих
разрешение споров [1.7].
[11] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г.,
стр. 12. [3.4]
[12] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г.,
стр. 15. [3.4]
[13] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые
нормы и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8.,
стр. 39. [3.1]
[14] Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность//
Вопросы экономики.— 2002.—№2 [4.2]
Страницы: 1, 2
|