p> Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение
от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как
Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена
губительность национального вакуума. Общее “смешение” Европы и разрушение политических и экономических
национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании
современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех
основных положений: Во-первых, это реализация Европой ее собственных слабостей.
Вследствие конфликтов и войн ее устоявшейся пьедестал “центра мира” был
потерян. Это место было занято двумя новыми сверхдержавами — Соединенными
Штатами Америки и Советским Союзом, каждая куда более мощная в военном,
политическом и экономическом отношении, чем разделенные европейские
государства. Во-вторых, это признание того, что военный конфликт не должен
повториться. После ужасного опыта двух мировых войн, каждая из которых
начиналась как гражданская война внутри Европы, и в которых Европа была
основным полем битвы и главным участником, это стало лейтмотивом всех
политических действий. И последнее, это честное стремление создать лучший, более свободный и
более справедливый мир, в котором международные отношения будут вестись на
более высоком уровне. Если рассматривать все в целом, то послевоенные шаги по пути
объединения Европы представляют собой обескураживающую картину, которая
ставит в тупик всех мировых экспертов. Были созданы различные организации,
с друг другом не связанные, но действующие в одном направлении:
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Западно-
европейский Союз (ЗЕС), Северо-атлантический Союз (НАТО), Совет Европы, и
Европейский Союз, который сам по себе строится на Европейском объединении
по углю и стали, Европейской Комиссии по атомной энергии, и Европейском
экономическом сообществе. Членство в этих организациях варьируется от 10 в
ЗЕС до 25 в Совете Европы. При рассмотрении их целей с формальной точки зрения, их можно
разделить на 3 основные группы: Первая группа состоит из трансатлантических организаций, возникших
благодаря тесным контактам, которые завязались между Западной Европой и США
после войны. Несомненно, именно Америка инициировала создание первой
послевоенной европейской организации в 1948 году. Госсекретарь США Джордж
Маршалл призвал страны Европы объединить свои усилия для экономической
реконструкции и обещал помощь со стороны Америки (что вошло в историю как
план Маршалла). Заданием Европы было создать Организацию Европейского
экономического сотрудничества (ОЭСР). Позже, в 1960, когда США и Канада
вступили в нее, согласовав с ее членами расширение деятельности, включающее
помощь странам третьего мира, организация была переименована в Организацию
экономического сотрудничества и развития. За основанием ОЭСР последовало
основание в 1949 году НАТО, военного пакта между США, Канадой и
большинством свободных государств Европы. Следующей организацией стал ЗЕС в
1954 году, который был призван укрепить сотрудничество в области
безопасности между странами Европы. Это расширило существующее Брюссельское
Соглашение между Великобританией, Францией, Бельгией, Люксембургом и
Нидерландами. В него также вошли ФРГ и Италия, а впоследствии и Португалия,
Испания и Греция. ЗЕС предлагает своим участникам основу для тесного
сотрудничества в области защиты и безопасности, помогая им объединить
усилия Европы в этом направлении, а также придать больший вес голосу Европы
в Атлантическом Альянсе. Характерной чертой второй группы организаций является то, что они
созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества
стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не
выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких
организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы
осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни
создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения
на национальный суверенитет. Принятие решений полностью возложено на
Кабинет Министров, и для любого решения требуется единогласие, а это
означает, что любая страна может наложить вето на решение, как и в Совете
Безопасности в Европе. Ко всему прочему, в организации существует
Парламентская Ассамблея, но ее роль чисто консультативная и у нее нет
законодательных полномочий. Все, что она может — это давать рекомендации
Кабинету Министров. Поэтому любая рекомендация может быть отклонена одним
голосом, так как Кабинет не отвечает перед Ассамблеей. И даже в случае,
если предложение будет принято Кабинетом Министров, оно должно еще быть
ратифицировано национальными парламентами, прежде чем оно будет иметь силу
закона. Из этого можно сделать вывод, что Совет Европы в принципе служит
инструментом межпарламентского сотрудничества. В спектре своих целей по
налаживанию тесных контактов между странами Европы и продвижению их
экономических и социальных достижений, Совет Европы действует очень
успешно. Количество его членов возросло от начальных 10 до 25
(Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия,
Ирландия, Дания, Норвегия и Швеция, Греция, Турция, ФРГ, Австрия, Кипр,
Швейцария, Мальта, Исландия, Португалия, Испания, Лихтенштейн, Финляндия,
Сан-Марино, Венгрия и Польша). Под его покровительством заключается
широкий спектр экономических, культурных, социальных и юридических
конвенций, наиболее важным и известным из которых является Европейская
Конвенция Защиты прав человека и фундаментальных свобод, принятая 4 ноября
1950 года. Третья группа организаций включает в себя Европейское объединение по
углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной энергии и Европейское
(экономическое) Сообщество. Формально эти три сообщества продолжают
существовать параллельно. С точки зрения политической реальности они могут
рассматриваться как единая система. Создание этих организаций может быть
отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”. Главной отличительной
чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими международными
образованиями является то, что его члены для создания связующего,
прочного организационного и политического соединения пожертвовали какой-то
частью своего национального суверенитета. Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9
мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции,
предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии,
который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в
рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это
предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать
односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью
независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру.
Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было
привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке
Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли, высказанной
Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946 года,
когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая
принципиальную важность франко-германского сотрудничества. Кроме этого,
Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера,
чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ,
Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее
Европейское объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно
вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового
Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет
развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом
этого должно было стать создание Европейской Конституции. В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано,
Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности,
которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и
ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости
усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию.
Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея
Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять
единственным выходом было привязать Германию к многонациональному
Сообществу — на этот раз военному — для усиления контроля за разоружением.
Тем не менее в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что
Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение,
тем самым давая выход амбициям национального суверенитета. Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все
предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока
не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры
иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили с инициативой
“создания объединенной Европы”. На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было
большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ЕОУС
— то есть прежде всего экономической интеграции. Хотя план Плевена имел
более высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более
реалистично. Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел
Бельгии, Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность
продумать шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою
работу, и его отчет лег в основу переговоров, результатом которых явились
Соглашения, учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии
(Евратом) и Европейское экономическое Сообщества (ЕЭС), подписанные
странами Шестерки в марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года. Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское
объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и
стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось
как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное
любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды
воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами
создания ЕЭС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году. Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы
пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна
зависела и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЭС
удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила
опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем как и другие
страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало
членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие
страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня. Для Франции экономический союз с Германией был как бы политическим
признанием готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в
Объединении предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной
экспансии. Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые
возможности для сельского хозяйства Франции. Бельгия, также как и Германия, в большой степени зависела от внешней
торговли и состояния экспортных рынков, поэтому идея общего рыночного
пространства была очень привлекательной с экономической точки зрения. Ее
интерес к тесным экономическим узам с другими странами Европы был вызван
еще и тем, что в 1950-х годах экономика Бельгии почти целиком была
сконцентрирована на угле и стали. Единое рыночное пространство в Европе
потенциально имело большую важность, частью потому, что открывало большие
возможности для угольной и стальной промышленности, но в большей степени
потому, что открывало перспективы для создания и развития новых отраслей
промышленности. Италия к тому времени начала активно развивать свою промышленность, и
Европейский внутренний рынок воспринимался ею как уникальная возможность
роста. Она также рассчитывала на определенную финансовую помощь от
организаций Объединения для того, чтобы развивать большее количество
направлений и снизить высокий уровень безработицы в этих сферах. Нидерланды вошли в Объединение по подобным причинам. Вовлечение в
процесс интеграции должно было дать толчок к развитию промышленности и — в
качестве крупнейшего в Европе перевозчика грузов морем с разветвленной
портовой структурой — открыть для себя новые перспективы. И, наконец,
голландцы столкнулись с проблемой защиты и расширения их
сельскохозяйственных рынков. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его географического
положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между большими соседними
странами. Европейская интеграция позволила защитить как политические, так
и экономические и социальные интересы страны. Еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство
Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран
по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.
Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной
торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны
национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут
упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим
странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-
участницами ЕОУС, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать
схему ЕЭС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой
зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,
окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Поэтому в августе 1961 года
Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество.
Дания, Норвегия и Ирландия — последовали ее примеру. Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании в
Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. Пищевая
промышленность Дании была в состоянии накормить 15 миллионов людей — в три
раза больше, чем население страны. Поэтому нет ничего удивительного, что
возникла заинтересованность в свободном экспорте своей продукции по
гарантированным ценам. У Ирландии традиционно сложились тесные культурные, религиозные и
военные взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны
к процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также
увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной
продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году, торговля
сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от
рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для
раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое
значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят
каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,
а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех
промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х
гг., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал
освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность
позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий
торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным
фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало
создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить
вполне конкретные экономические выгоды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|