Необходимость создания такого государства заключается в том, что
от союзных стран на современном этапе требуется объединение их потенциалов для
решения поставленных экономических задач. Отвлечение сил и средств на
нейтрализацию существующих угроз затрудняет достижение стратегической цели и
при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление
экономической безопасности Союзного государства подчиняется задаче создания
таких внутренних и внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие
и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в
России, так и в Белоруссии. [21]
1.3 Политические предпосылки образования Союзного
государства
С точки зрения
определенных военно-политических кругов, в российском руководстве объединение
России с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированное
расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России
военно-стратегическое предполье на западе. Однако, это осложняет формирование
особых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск,
возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом
окажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран–кандидатов на
вступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России против
продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен,
если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.
Для Белоруссии
объединение с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия
берет на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории
Беларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и
стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится
мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.
У стран – непосредственных
соседей Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие к новому
объединению. Симптоматичен в этом смысле необычный шаг президентов Польши,
Литвы и Украины — заявление от 20 ноября 2005 г., в котором они выразили
глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и
гражданские свободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании с
установлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают как
источник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.
С военно-политической
точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг
вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО.
В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между
Россией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока на
территории стран-участниц. [15]
Процесс единения Белоруссии и России происходил в условиях
дальнейшего обострения геополитического противоборства в мире. В современной
международной обстановке геополитическая значимость союза еще в большей степени
возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать
созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности
и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым
последовательным и надежным союзником России в отстаивании ее национальных
интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и
территориальной целостности. В силу особого геополитического положения
Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой и Азией, наличие
которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской
державы.
Не является секретом, что любые попытки сближения и объединения
народов бывшего Советского Союза встречают жесткое противодействие западных
геополитических конкурентов. Все годы становления Союзного государства
Белоруссии и России осуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую
очередь это касается Белоруссии, в отношении которой предпринимаются
беспрецедентные шаги по дискриминации ее политического и экономического курса,
осуществляется постоянное давление на руководство суверенной республики. [4]
Но, несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются
реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое
общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на
международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в
экономическом, так и в политическом плане.
2.
Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы
союза
Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:
1)
Договор «О создании Союзного государства»
Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.
2)
Договор «О равных правах граждан»
Данный договор обеспечивает равные права граждан
избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие
в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на
получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского
профессионального образования; на приобретение, владение, пользование
и распоряжение имуществом на своих территориях;
на трудоустройство, оплату труда и предоставление других
социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.
3)
Договор «О сотрудничестве в области
социального обеспечения»
Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством
договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном
(государственном) социальном страховании и обязательном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что
относится к:
- пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;
- пособиям по безработице;
- трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по
случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальным пенсиям;
- пособиям в случае трудового увечья или профессионального
заболевания;
- пособиям для семей с детьми;
- пособиям на погребение.
4)
Постановление «Об обеспечении равных прав на
приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»
В соответствии с данным постановлением граждане Республики
Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют,
пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого
государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства.
Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права
собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь
в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации
в Республике Беларусь.
5)
Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»
Основная цель данного решения состоит в том, что обмен жилыми
помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской
Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств
и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию
или из Российской Федерации в Республику Беларусь,
осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным
законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи
им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии
или в России.
6)
Решение Высшего Совета «О равных правах на трудоустройство,
оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»
На основе данного решения Высшего Совета порядок
регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы
в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации
и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь
не применяется. Документы, выданные в Белоруссии и России
для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий
их граждан, или их копии, заверенные в установленном
порядке, признаются без легализации. Трудовой стаж, включая стаж,
исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности,
приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории
обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление
трудового стажа граждан производится в соответствии
с законодательством государства трудоустройства.
7)
Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении
всесторонней медицинской помощи»
Данное постановление гарантирует то, что каждое
из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность
и равные со своими гражданами права на все виды медицинской
помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь
в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике
Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально
значимых заболеваний не производятся. [12]
2.2 Основные
положения Договора «О создании Союзного государства»
8 декабря 1999 года Российская Федерация
и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии
к единению и опираясь на общность их исторических судеб,
заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О
создании Союзного государства».
Главы России и Белоруссии были убеждены
в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия
в интересах социального и экономического прогресса обоих государств,
продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об
образовании Сообщества России и Белоруссии» от 2 апреля
1996 года, Договором «О Союзе Беларуси и России»
от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России
от 23 мая 1997 года, а также реализовать положения
Декларации «О дальнейшем единении России и Беларуси» от 25 декабря
1998 года.
Целями Союзного государства являются:
1)
обеспечение мирного и демократического развития братских
народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния
и уровня жизни;
2)
создание единого экономического пространства для обеспечения
социально-экономического развития на основе объединения материального
и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования
рыночных механизмов функционирования экономики;
3)
неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека
и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права;
4)
проведение согласованной внешней политики и политики
в области обороны;
5)
формирование единой правовой системы демократического государства;
6)
проведение согласованной социальной политики, направленной
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека;
7)
обеспечение безопасности Союзного государства и борьба
с преступностью;
8)
укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного
сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества
Независимых Государств. [12]
Союзное государство базируется на принципах
суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного
выполнения ими взаимных обязательств. Также оно основано на разграничении
предметов ведения и полномочий между Союзным государством
и государствами-участниками. Союзное государство России и Белоруссии
является светским, демократическим, социальным, правовым государством,
в котором признаются политическое и идеологическое многообразие. [6]
К исключительному ведению Союзного государства
относятся:
1)
создание единого экономического пространства и правовых основ
общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов,
рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия
и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
2)
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая
политика;
3)
единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
4)
объединенные транспортная и энергетическая системы;
5)
разработка и размещение совместного оборонного заказа,
обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений
и военной техники, объединенная система технического обеспечения
вооруженных сил государств-участников;
6)
единая торговая и таможенно-тарифная политика
в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
7)
единое законодательство об иностранных инвестициях;
8)
разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного
государства;
9)
управление собственностью Союзного государства;
10) международная
деятельность и международные договоры Союзного государства
по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного
государства;
11) функционирование
региональной группировки войск;
12) пограничная
политика Союзного государства;
13) стандарты,
эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление
времени, геодезия и картография;
14) статистический
и бухгалтерский учет, единые банки данных;
15) установление
системы органов Союзного государства, порядка их организации
и деятельности, формирование органов Союзного государства. [12]
2.3 Органы Союзного
государства России и Белоруссии
В соответствии с Договором «О создании Союзного государства»,
вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси
и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров,
Суд и Счетная палата.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного
государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств,
главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.
Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют
Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда
Союзного государства.
К основным задачам Высшего Государственного Совета относятся:
1)
решение важнейших вопросов развития Союзного государства;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|