2)
образование в пределах своей компетенции органов Союзного
государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
3)
назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного
государства;
4)
утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом
Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;
5)
утверждение международных договоров Союзного государства,
ратифицированных Парламентом;
6)
утверждение государственной символики Союзного государства;
7)
определение местопребывания органов Союзного государства;
8)
заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров о
реализации принятых решений.
Парламент Союзного государства является представительным и
законодательным органом Союзного государства.
К основным вопросам ведения Парламента относятся:
1)
решение вопросов развития нормативно-правовой базы интеграции
государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной,
экологической, гуманитарной и других областях;
2)
одобрение проекта Конституционного Акта Союзного государства;
3)
принятие законов Союзного государства по вопросам, отнесенным к
исключительному ведению Союзного государства;
4)
принятие Основ законодательства Союзного государства по вопросам,
отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;
5)
внесение предложений по вопросам развития нормативно-правовой базы
Союзного государства в органы Союзного государства;
6)
содействие унификации законодательства государств-участников и внесение
соответствующих предложений в органы государств-участников, обладающих правом
законодательной инициативы;
7)
обеспечение взаимодействия парламентов государств-участников;
8)
заслушивание ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о
положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;
9)
принятие бюджета Союзного государства, заслушивание годовых и
полугодовых отчетов о его исполнении;
10)
ратификация международных договоров, заключаемых от имени Союзного
государства;
Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства.
В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств,
Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета
Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов
государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных
органов управления Союзного государства.
На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители
центральных банков и министры государств-участников.
Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его
деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.
Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов
управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим
Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.
Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной
Договором «О создании союзного государства» и решениями Высшего
Государственного Совета, призван решать следующие задачи:
1)
разрабатывать основные направления общей политики по вопросам
развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для
рассмотрения;
2)
вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию
отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять
руководство их деятельностью;
3)
вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и
Основ законодательства;
4)
обеспечивать контроль над выполнением положений Договора, актов
Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления
государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
5)
разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект
бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять
Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
6)
рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;
7)
осуществлять управление собственностью Союзного государства;
8)
обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства,
проведение единых финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой
и торговой политики;
9)
координировать процесс унификации законодательства
государств-участников;
10) способствовать
проведению согласованной политики государств-участников в международных делах,
в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан,
обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области
культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны
окружающей среды.
Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления,
директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или
отменено Высшим Государственным Советом. [12]
Таким образом,
нормативно-правовая база союза России и Белоруссии соответствует международным
стандартам, обеспечивает равные права и свободы граждан. Органы Союзного
государства наделены широкими полномочиями и достаточно успешно выполняют свои
функции.
3.
Основные
направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии
3.1
Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии
Значение cоюза России и Белоруссии
выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как
ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей
страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных
моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его
пределами.
Среди основных направлений внешнеполитической деятельности
Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней
политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного
государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным
и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам
сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими
направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания
Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности
и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с
бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и
безопасности на евразийском континенте и в мире. [3]
Главный
акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание
единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по
углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана
совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой
денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение
структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной
политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного
регулирования. [8]
Активно
развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. В 2005 г.
двусторонний товарооборот составил 15,8 млрд.долл. Удельный вес Белоруссии во
внешнеторговом обороте России составляет около 6%, а России во внешнеторговом
обороте Белоруссии – порядка 50%.
Одним
из важных направлений интеграции является реализация около 40
межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их
финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в
2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.
Расширению
экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных
финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ:
"БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения;
"Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических
волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по
производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству
телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и
"Аэрокосмическое оборудование".
Большую
роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся
межрегиональное сотрудничество. В настоящее время все 6 белорусских областей и
Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской
Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти
регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.
Осуществляется
тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с
единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают
в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются
активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной
Программы согласованных действий в области внешней политики
государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале
2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД
Белоруссии, на котором была принята Программа согласованных действий в области
внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного
государства» на 2006 - 2009 гг.
Укрепляется
российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности,
антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г.
принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует
совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по
восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.
В
социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных
правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного
пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан
двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при
трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему
обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских
граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.
Интенсивный
характер носят связи между Россией и Белоруссией в области культуры. В 2004 г.
был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 г. – Год культуры России
в Белоруссии. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является
частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль
"Славянский базар". [16]
3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии
К
основным программам союза России и Белоруссии относятся следующие:
1. «Создание компьютерных
технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и
инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из
традиционных и нетрадиционных оптических материалов»
Задачами
программы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерами
оборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптических
систем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированных
контрольных устройств, предоставляющих полную информацию о ходе
технологического процесса в реальном времени для системы управления качеством.
Социально-экономическая
значимость программы состоит в следующем:
-
сохранение и развитие научно-технического потенциала в области
оптико-электронного приборостроения специального и гражданского назначения
России и Белоруссии, совершенствование их интеграционных связей;
-обновление
оптического производства новым компьютеризированным программно-переналаживаемым
и экологически чистым оборудованием;
-
развитие производства и обеспечения оптико-механическими и оптико-электронными
приборами отраслей народного хозяйства;
-
создание на базе данного оборудования новых форм организации производства
оптической элементной базы оптико-электронных систем и комплексов «двойного»
назначения, максимально адаптированных к условиям рынка.
2. «Развитие
дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»
Основная цель – создание и организация
производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и
перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.
Основные задачи
программы: разработка конструкций и организация производства различных видов
большегрузной автомобильной техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и
материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии, безопасности,
экономичности и надежности.
Программой
предусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей,
двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных
компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при
необходимости – в Европе. Эти работы носят инновационный характер и
обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах,
направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение
существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники,
компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных
мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность
автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся
непосредственными участниками программы.
В результате реализации
программы ожидается:
-
активизация и повышение эффективности экономики Российской Федерации и
Республики Беларусь на основе развития производства на предприятиях
автомобильной промышленности и в смежных отраслях;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|