4. Переговоры по системным вопросам посвящены
определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области
законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как
будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ
(далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и
обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три
группы:
1) несоответствие российского законодательства и
правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ
касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот
на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере
нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения
санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д.
Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных”
положений с момента присоединения России к ВТО;
2) использование Россией после присоединения некоторых элементов
регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных
ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами,
зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);
3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки
обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”):
присоединение к “необязательным” соглашениям по правительственным закупкам и
гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд
членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы
сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию
ВТО.
Основными
элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:
-
либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования,
прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической
продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт
средств связи и шифровальной техники;
-
приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных
мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование
правоприменения в указанных сферах (в первую очередь касательно обязательной
сертификации и регистрации, процедур повторной сертификации, подтверждения
сертификатов соответствия);
-
присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по
торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);
-
приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны
прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;
-
отмена условия “национальной составляющей” в инвестиционных соглашениях;
-
обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение
по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;
- обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными
торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного
участия иностранных компаний в таких сделках.
По вопросу “двойного ценообразования” на энергетические товары
позиция российской стороны зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте
Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что
Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на
то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по
ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов
и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности.
Этот принцип не касается условий продажи газа населению.
Обсуждению проекта Доклада в первую очередь посвящены регулярно
проводящиеся в Женеве заседания РГ.
В ходе 25-го заседания РГ (15-18 ноября 2004 г.) состоялось
обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада Рабочей
группы по присоединению России к ВТО. Было отмечено, что данный текст
представляет собой основу для итоговой версии документа. По итогам заседания
страны-члены Рабочей группы подготовили ряд дополнительных вопросов к
российской делегации.
26-е заседание РГ состоялось 14-18 февраля 2005 г. и было
посвящено обсуждению ответов российской стороны на представленные ранее вопросы
стран-членов РГ.
27-ое заседание РГ прошло в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем были
подняты вопросы системного развития законодательства, а также “подстройки”
действующего российского законодательства в соответствии с нормами ВТО.
Состоялись также трехсторонние консультации с ЕС и США по вопросам обязательств
Российской Федерации и двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и
услуг с Канадой, Японией, Швейцарией, Мексикой. Был парафирован протокол о
завершении переговоров по доступу товаров и услуг с Турцией, который был
подписан 17 апреля 2005 г. в ходе визита Министра Г.О. Грефа в эту страну.
В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания
РГ состоялись серии двусторонних переговоров по условиям доступа на рынок
товаров и услуг, консультаций по системным вопросам, многосторонние
консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в
торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская
сторона проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области
СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по
введению системы страхования рисков. 24 июня 2005 г. на официальном заседании
РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации
Г.О. Греф.
В рамках 29-ого заседания РГ, состоявшемся 14-21 октября
2005 г., прошел ряд двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и
услуг, многосторонние встречи по сельскому хозяйству, санитарным и
фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, а также обсуждение
Доклада РГ. На заседании РГ были согласованы три раздела из 27 (“Транзит”,
“Транспарентность”, “Прочие таможенные формальности при импорте товаров”).
В ходе 30-го заседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 г.
состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным
вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству,
применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего
обсуждения отдельных разделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы
таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и
компенсационных мер. Были согласованы три раздела проекта Доклада РГ: “Защитные
меры в торговле”; “Тарифные изъятия”; “Налогообложение импорта”. Были завершены
двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе
формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за
скорейшее присоединение России к ВТО.
13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконге состоялась VI Министерская
конференция ВТО. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа
на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе
напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс
на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в
2006 г.
В ходе Гонконгской конференции была проведена интенсивная работа в
рамках присоединения России к ВТО. Процесс присоединения удалось приблизить к
завершающей стадии. Подписаны двусторонние протоколы о завершении переговоров
по присоединению с Никарагуа, Парагваем. Была достигнута договоренность о
завершении двусторонних переговоров с Канадой (протокол подписан 22 декабря
2005 г. в Москве).
23-25 января 2006 г. в Берне и Женеве состоялись двусторонние
консультации со Швейцарией, завершившиеся подписанием соответствующих
двусторонних протоколов.
22-25 января 2006 г. в Женеве прошло подписание протоколов с
Доминиканской Республикой и Гондурасом.
С 28 февраля по 9 марта 2006 г. в Женеве прошли консультации с
заинтересованными членами РГ, в ходе которых состоялось обсуждение ряда
разделов проекта Доклада РГ, а также прошли двусторонние переговоры по доступу
на рынок товаров с Колумбией и Австралией.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются Министром
Г.О.Грефом в ходе его встреч с зарубежными коллегами. Так 6 июня 2005 г. в
Сеуле прошла ежегодная Министерская конференция министров торговли
стран-участниц АТЭС. На ней впервые встретились главы торговых ведомств России
и США, Г.О.Греф и Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из
Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.
26-27 сентября 2005 г. состоялся визит Министра Г.О.Грефа в США, в
рамках которого были проведены встречи с Торговым представителем США Р.Портманом,
Министром торговли США К.Гуттьересом, а также ряд консультаций в Конгрессе США.
По итогам мероприятий был согласован план совместной работы на октябрь-ноябрь
2005 г., реализация которого позволит завершить переговоры до конца с. г.
В рамках Министерской конференции форума АТЭС (15-16 ноября 2005
г., Пусан, Республика Корея) был подписан протокол с Перу о завершении
переговоров по товарам. 21 ноября во время визита Президента Российской
Федерации В.В.Путина в Японию был подписан протокол о завершении двусторонних
переговоров по товарам и услугам.
26-29 января с.г. в Давосе (Швейцария) состоялся Международный
экономический форум. В рамках форума состоялись встречи Министра экономического
развития и торговли РФ Г.О.Грефа с торговым представителем США Р.Портманом, с
Гендиректором ВТО П.Лами, с Комиссаром по внешней торговли ЕС П.Мандельсоном, с
Федеральным Министром экономики Швейцарии Дж.Дэйсом, с Министром развития
промышленности и внешней торговли Бразилии Л.Фурланом. В рамках визита был
проведен раунд двусторонних переговоров с делегациями США и Австралии.
Состоялось подписание двустороннего протокола с Бразилией.
7 февраля 2006 г. в Дели (Индия) в рамках визита Министра
Г.О.Грефа состоялось подписание протоколов о завершении двусторонних
переговоров с Индией.
В рамках официального визита в США 6-8 марта 2006 г. глава МИД РФ
Сергей Лавров обсудил вопросы присоединения России к ВТО в ходе встреч с
Президентом США Дж. Бушем и Госсекретарем США Кондолизой Райс.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле
зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской
Федерации.
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства
Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была
преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой
организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и
развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации
М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и
ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и
выработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте
присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и
правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и
предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по
законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. -
Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его
деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных
организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением
России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р
(в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832)
был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации
в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку
ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему
адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом
выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса
Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы “Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (от 28 мая 2003 г.
№ 61-ФЗ), “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при
импорте товаров” (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), “О валютном регулировании и
валютном контроле” (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), “О техническом
регулировании” (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); пакет законов по охране прав
интеллектуальной собственности и т.д. 11 ноября 2004 г., “О внесении изменений
в Таможенный кодекс Российской Федерации” в части таможенных сборов (от 11
ноября 2004 г. № 139-ФЗ), “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации “О таможенном тарифе” (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ), “О сборах
за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с
производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей
продукции” ( от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ), “О внесении изменений в федеральный
закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими
силу отдельных положений федерального закона "о внесении изменений в
федеральный закон "о государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (от 21 июля
2005 г. № 102-ФЗ), “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (от
22 июля 2005 г. № 116-ФЗ). Продолжается экспертиза ведомственных актов и
регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по
проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне
глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях
совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по
присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях
Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
В рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формированию Единого
экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины
регулярно проводится сравнительный анализ позиций стран "четверки" на
переговорах по присоединению к ВТО. Результаты этого анализа используются как
при реализации Концепции формирования ЕЭП, так и при координации процесса
присоединения к ВТО заинтересованными сторонами “четверки”.
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на
переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских
деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России
провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами
экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно
проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и
предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации
(ТПП), представителями научных и общественных организаций.
С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов,
конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу
российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 50
субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при
участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и
деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение
госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более
половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году –
менее 20 процентов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|