Автомобильный
транспорт.
За последние 10 лет парк автомобилей в России вырос почти в 2,5 раза.
Коммерческий автотранспорт и автомобили, используемые в домашних хозяйствах,
становятся все более важным фактором социального и экономического развития.
Отраслевая
структура автомобильного транспорта находится в настоящее время в стадии
формирования. Основные принципы организации автомобильного транспорта, присущие
рыночной экономике (в первую очередь – разделение субъектов отрасли на наемных
(профессиональных) перевозчиков, перевозчиков собственных грузов (пассажиров) и
некоммерческих эксплуатантов автотранспортных средств), не получили пока
должного законодательного закрепления. Эти особенности, в сочетании с
масштабами отрасли и неполнотой ее охвата статистическим наблюдением, создают
определенные проблемы для достоверной оценки состояния и тенденций развития
автомобильного транспорта.
В 2003 г.
произошло существенное (на 6,1%) увеличение количества грузовых автомобилей в
экономическом комплексе и, впервые за последние годы, зафиксирован рост объема
грузовых автомобильных перевозок. В целом, грузовым автопарком всех отраслей
народного хозяйства перевезено 5,4 млрд.т. грузов или 102,8% к уровню прошлого
года, грузооборот увеличился на 3,4%. Эти показатели следует рассматривать как
естественное следствие наметившегося подъема в ряде отраслей экономики.
Общий парк
подвижного состава грузового автомобильного транспорта в экономическом
комплексе по состоянию на 1 янв. 2003 г. составлял 3300 тыс. грузовых
автомобилей, включая пикапы и легковые фургоны: из них на предприятиях всех
отраслей экономики – 1950 тыс., на предприятиях подотрасли автомобильный
транспорт – 151 тыс.
Анализ реального
распределения парка между эксплуатантами затруднен тем, что в настоящее время,
во избежание уплаты налога на приобретение автотранспортных средств,
значительная доля парка грузовых автомобилей регистрируется как собственность
физических лиц, а информация о характере их фактического использования
отсутствует.
Морской флот. Морской транспортный флот
России, включая суда река-море плавания, по состоянию на 1 янв. 2003 г.
составлял 988 судов общим дедвейтом 11,6 млн.т. По состоянию на 1 янв. 1999 г.
– 1145 судов с общим дедвейтом 12,25 млн.т.
В 2002 г.
российскими судоходными предприятиями введено в эксплуатацию 13 судов суммарным
дедвейтом 422,4 тыс.т. За счет возвратных средств Фонда Возрождения торгового
флота России и заемных средств, построено и введено в эксплуатацию транспортное
судно типа «река-море» для Северо-Каспийского пароходства. Из 13 судов на
российских верфях было построено три.
Основными
источниками инвестиций в строительство флота в 2003 г. были иностранные
кредиты, привлеченные российскими судовладельцами в сумме 320 млн.долл. США, и
собственные средства судоходных компаний в размере 41 млн.долл. США.
В 2003 г.
сохранилась тенденция к сокращению общего тоннажа и увеличению возраста флота,
контролируемого российскими судовладельцами. При этом опережающее выбытие из
рабочего ядра и активное старение особенно характерны для флота,
зарегистрированного в России. Средний возраст российских судов превысил 20 лет,
тогда как флот большинства зарубежных стран имеет средний возраст 15-16 лет. В 2002
г. средний возраст составлял 19,5 лет.
Основной
предпосылкой возрастания доли флота, контролируемого российскими судовладельцами,
но зарегистрированного в иностранных судоходных реестрах, является стремление
судовладельцев к снижению налоговой нагрузки и поддержанию своей
конкурентоспособности в условиях мирового фрахтового рынка.
Дополнительным
фактором, вынуждающим отечественных судовладельцев к переводу судов в
иностранные реестры, является необходимость их залога за рубежом для получения
кредитов на строительство новых судов.
Суммарный тоннаж
флота 9 морских пароходств, представляющих информацию о своей работе в Минтранс
России, сократился в прошедшем году на 0,4 млн.т. дедвейта и составил 3,4
млн.т. Бюджет времени на перевозках уменьшился на 130,4 млн. дедвейтосуток или
на 10,5%.
Суммарный объем
перевозок морским транспортным флотом пароходств, работающим под российской регистрацией,
по оперативным сведениям, составил в 2003 г. 30,2 млн.т. грузов. Объем
перевозок уменьшился по сравнению с 2002 годом на 5,4 млн.т., при этом в
каботаже он возрос на 0,3 млн.т., а в загранплавании уменьшился на 5,7 млн.т.
Обеспечение
районов Крайнего Севера является важнейшей государственной задачей, решаемой
совместно морским и речным транспортом. В 2003 г. объем перевозок грузов в
районы Крайнего Севера составил 2,15 млн.т., что существенно превысило
показатель прошлого года (1,9 млн.т.).
Все предъявленные
к перевозке грузы были доставлены по назначению. Вместе с тем, в 2003 г. в
организации Северного завоза сохранялся целый ряд проблем, в частности:
несвоевременное предъявление грузов для их отправления через морские порты, что
привело к неритмичности работы судов и вынудило флот осуществлять значительную
часть перевозок за пределами навигационных сроков в экстремальных зимних
условиях. Это привело к повреждениям судов и ледоколов и, в конечном счете, к
значительному удорожанию доставки грузов; недостаток средств у регионов для
закупки необходимой продукции и оплаты ее доставки, включая нефтепродукты и
продовольствие для районов Крайнего Севера, а также несвоевременные расчеты с
перевозчиками.
Внутренний
водный транспорт. На 1 янв. 2003 г. на учете в Российском Речном Регистре находилось 34,3
тыс. судов общей грузоподъемностью 13,1 млн.т., имеющих средний возраст 23
года. Из них транспортных судов 9,6 тыс.ед. грузоподъемностью 11,4 млн.т., в
том числе сухогрузных – 5,3 тыс. ед. грузоподъемностью 9,3 млн.т., наливных – 1
тыс.ед. грузоподъемностью 2,1 млн.т., пассажирских – 1,2 тыс.ед.
пассажировместимостью 177,8 тыс. пассажирских мест, буксирных - 2,2 тыс. ед.
мощностью 1 млн.кВт.
Из общего
количества транспортных судов 1,2 тыс. (12,5%) с техническим состоянием
ограниченным и негодным к эксплуатации. Особенно неблагополучное положение
сложилось с судами смешанного «река-море» плавания.
В зависимости от
бассейна излишек тоннажа составляет 40-60% от наличия, основная часть
транзитных пассажирских судов не эксплуатируется из-за низкой
платежеспособности населения.
Из общего
количества транспортных судов различного назначения 34,1% отслужили свой срок
службы. В 2004 г. по срокам службы подлежит списанию 5,5 тыс. судов, что
составит 44,7% от наличия.
Особенно
неблагоприятное положение сложилось с судами, предназначенными для
загранперевозок, 230 ед. которых подлежит списанию до 2007 г.
Практически
исчерпан резерв пополнения флота загранплавания за счет модернизации речных
судов, а поступление судов из-за отсутствия средств и кредитов почти
прекратилось.
В тоже время в
связи с повышением требований международных морских организаций и конвенций в
последние годы суда смешанного «река-море» плавания с длительным сроком
эксплуатации (20 и более лет) в значительных количествах снимаются с
внешнеторговых перевозок, передаются иностранным компаниям для проведения
капитального ремонта под залоговые гарантии и оперативное управление.
Практически в 2004
г. предполагается работа на внешнеторговых перевозках не более 650 судов
смешанного «река-море» плавания.
В 1999 г. введены
камеры и направляющие палы шлюза на Беломорско-Балтийском канале; двустворчатые
ворота шлюза на канале им. Москвы; подъемно-опускные ворота и поворотный мост
Верхне-Свирского шлюза, двое ремонтных ворот шлюзов и проведена реконструкция
дамб на Волго-Балтийском водном пути; шлюзов на Волго-Донском судоходном
канале, шлюзов Самарского РГС Волжского бассейна и др.
Мировой опыт
показывает, что надежность гидротехнических сооружений должна постоянно обеспечиваться
на уровне 98%. В последние годы из-за ограниченного выделения лимита
государственных инвестиций и постоянного недофинансирования техническое
состояние большинства гидротехнических сооружений, введенных в эксплуатацию
40-60 и более лет назад, вызывает серьезную тревогу, так как ресурс их
прочности фактически исчерпан и велик риск аварий при их эксплуатации.
Проведенные специализированными проектными организациями обследования и расчеты
по возможным авариям показывают, что ущерб от затопления нижележащих территорий
при аварии только на одном гидротехническом сооружении превысит общий объем
финансирования всех мероприятий, предусмотренных Программой на 1996-2006 гг. В
условиях бюджетного дефицита выделяемые капитальные вложения полностью идут
только на восстановительные работы по гидросооружениям, находящимся в аварийном
состоянии и строительство технического флота, имеющего высокую степень
готовности.
Организационная
основа сотрудничества. Европейский Союз (ЕС) объединяет сегодня 25 стран. Европейский
Союз постепенно превращается в самостоятельный геополитический центр. Об этом
говорит, например, факт создания системы раннего предупреждения региональных
конфликтов. ЕС предложил мировому сообществу программы содействия региональному
сотрудничеству в Европе: для Средиземноморья, стран Балтийского моря,
Черноморского бассейна и Евроарктического региона.
Взаимоотношения
России с ЕС на ближайший период определяются общей внешнеполитической
концепцией нашего государства на европейском направлении. Конкретные пути и
задачи развития отношений России и ЕС сформулированы в «Стратегии развития
отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу
(2000-10 гг.)», которая исходит из объективной потребности формирования
многополярного мира, общности исторических судеб народов и ответственности
государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик,
увязывается с современной оборонной доктриной страны и концепцией обеспечения
экономической безопасности. Стратегия учитывает и основную направленность
аналогичного документа об отношениях с Россией, принятую в июне 1999 г.
Европейским Советом – «Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к
России».
Представляется
необходимым разобрать основные составляющие «Коллективной стратегии ЕС» и
сравнить с подходами российской стороны в области транспортного сотрудничества.
В документе ЕС
представлены стратегические цели – твердое намерение работать с Россией на
федеральном, региональном и местном уровнях, укреплять стратегическое
партнерство с Россией, содействовать интеграции России в более широкую сферу
сотрудничества в Европе. Отмечается, что позиции государств-членов ЕС на любых
важных форумах будут полностью соответствовать «этой Коллективной стратегии».
В «Коллективной
стратегии» отмечается необходимость укрепления демократии в России,
указывается, что «…Союз уже сейчас является главным торговым партнером России,
а Россия, в свою очередь, обеспечивает значительную часть потребности Союза в
энергоносителях». «…Евросоюз также изучит вопрос создания необходимых условий
для создания в будущем между ЕС и Россией зоны свободной торговли».
В части II «Сферы
деятельности» речь идет об укреплении демократии, гражданского общества в
России, об усилении роли консультаций по вопросам экономической политики, о
поощрении продолжения курса на проведение структурных и других реформ, на все
большее сближение в области законодательства и т.д.
В части
касающейся транспорта сотрудничеству между Россией и ЕС уделено не слишком
много места. Так, в разделе «Общие проблемы европейского континента» главным
образом упор делается на энергетическую проблематику, на вопросы экологии и
здравоохранения, борьбы с организованной преступностью. Транспортная
проблематика присутствует в подразделе «Энергетика и безопасность ядерных
реакторов», в энергетическом, естественно, аспекте и звучит (как намерение ЕС)
следующим образом: осуществлять сотрудничество «…путем ускорения ратификации
Россией Договора об энергетической хартии и продолжения консультаций по
созданию Многосторонней транзитной системы, которая позволит активизировать
сотрудничество между Россией и ее соседями по вопросам доступа к российской
системе трубопроводов». То есть речь идет о трубопроводном транзите.
В пункте
«налаживание регионального и трансграничного сотрудничества и инфраструктуры»
указывается подпункт «путем изучения масштабов работ по подключению российской
транспортной сети (железных и автомобильных дорог) к трансъевропейским
магистралям и поиска взаимоприемлемых путей решения транспортных проблем».
Других, более-менее конкретных вопросов транспортного сотрудничества, в
документе не просматривается. Основной упор, все-таки делается на развитие
региональных связей. Правда, ставятся вопросы совершенствования работы пунктов
пропуска на границах в контексте активизации трансграничного и регионального
сотрудничества. В общей сложности в документе объемом в 32 страницы термин
«транспорт» (транспортные сети и транспортные проблемы) встречается дважды. Это
в общем-то показатель, или транспорт не столь важен при создании зоны свободной
торговли? Для справки, словосочетаний с корнем «энергетика» гораздо больше.
Вяло прописаны и
вопросы сотрудничества в рамках программы TACIS. Судя по всему не следует
ожидать больших сдвигов и по данной проблематике.
В данном
контексте гораздо более энергичным видится российский документ. В разделе
«Развитие общеевропейской инфраструктуры сотрудничества» во всех четырех
пунктах указаны наши задачи по развитию транспортного сотрудничества.
Поставлены задачи и по развитию транзитных перевозок, и по обустройству
транспортных коридоров, и по обновлению и расширению на западном направлении
парков транспортных средств и инфраструктуры (вплоть до создания общего парка с
заинтересованными странами вагонов и локомотивов), и по
транспортно-экспедиционной деятельности, и проблематике, связанной с воздушным
транспортом.
Особое внимание в
российской стратегии занимает Калининградская проблематика. Отмечена
необходимость «…обустроить транспортные связи с материком России».
Постановка
вопросов по развитию транспортного сотрудничества между Россией и Евросоюзом в
российском документе органично вписывается в стремление России играть важную
роль в евроазиатском транспортном транзите. В документе Евросоюза таких идей не
просматривается. Хотелось бы отметить еще раз и то, что создание зон свободной
торговли, если исходить из мирового опыта – того же Евросоюза в 50-х гг., когда
такая зона на первоначальном этапе создавалась, из опыта МЕРКОСУР, ЦЕФТА – то
как раз-то на первом этапе и создаются условия для свободного движения товаров,
услуг, рабочей силы и капитала, а без развития транспортных услуг,
взаимосвязанной транспортной инфраструктуры достижение поставленных задач
видится весьма и весьма проблематичным. В целом складывается и вполне логичный
ответ на вопрос почему Евросоюз затягивает подписание документов о продлении на
Нижний Новгород коридора №2 и на Юг России коридора №9. Кстати, в указанном
документе Евросоюза «коридорная тематика» не нашла своего отражения.
Главной правовой
базой взаимоотношений остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между
Россией и Евросоюзом 1994 г. (СПС). При этом сразу следует отметить, что
сотрудничество в рамках СПС должно осуществляться в тесной координации с
процессом присоединения России к ВТО, т. е. с учетом изъятий, предусмотренных в
переговорной позиции Российской Федерации.
Целью СПС
является содействие политическому, торговому, экономическому и культурному
сотрудничеству между Россией и ЕС. Подписанное в июне 1994 г., Соглашение
вступило в силу в дек. 1997 г., после ратификации парламентами России,
пятнадцати стран-членов ЕС и Европарламентом, открыв тем самым новую страницу в
сотрудничестве между Россией и Евросоюзом. В СПС взаимные обязательства сторон
изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных
деклараций, входящих в исходное Соглашение.
Страницы: 1, 2, 3
|