Во
внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная постатейная проверка необходимых
пропорций сочетания протекционизма, свободной торговли и сотрудничества с
учетом большой разницы между первой сферой (кроме промышленности по производству
средств защиты растений, где трудно предвидеть сроки достижения
самообеспеченности) и пищевой промышленностью и хранением, которые, однако,
остро нуждаются в западных капиталах и технологиях.
В связи с
изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства—падением
производства и повышением производства и доли в валовой сельскохозяйственной
продукции хозяйств населения—требуется большее внимание уделить индивидуальному
сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в
число приоритетных задач аграрной политики именно сейчас, когда производство в
крупных сельскохозяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и
их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого
развития с точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В
1997 г. хозяйства населения произвели 91% картофеля, около 77% овощей, 79%
плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока,
51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе
хозяйств населения в продовольственное обеспечение страны.
Представляется,
что без реального учета в аграрной политике участия отдельных секторов в
создании продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на прекращение
спада сельскохозяйственного производства и сокращение сроков выхода из
аграрного кризиса.
Крупные
сельскохозяйственные предприятия заслуживают проведения в отношении их
избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению,
с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исключением
практики огульного списания полученных ссуд. Средства предприятиям должны выделяться
в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства
получат те хозяйства, которые и в нынешних трудных условиях «держатся на плаву»,
те, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей.
Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую
массу товарной продукции.
В отношении
большинства убыточных предприятий, кроме экономически безнадежных, следует
применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные
варианты реорганизации хозяйств, дающие возможность использовать производственные
фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным условиям специализацию
производства, найти более квалифицированных руководителей и т. п.
В отношении
крестьянских (фермерских) хозяйств основной задачей на ближайшие годы
становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и
подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда
лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут
протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Однако многое здесь
будет зависеть от аграрной политики и бюджетных возможностей.
Особым
направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является
земельная реформа. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное
использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание
условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, равноправное
развитие различных форм хозяйствования на земле.
Однако в
использовании земель наметились устойчивые негативные процессы. Усилилась
эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв. Происходит истощение
земель, разрушение мелиоративных систем. Резко ухудшилось использование
сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и определяет
механизм экономического и административного воздействия за целевое и
рачительное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции.
Земля находится в
государственной, коллективной и частной формах собственности. В земельной
политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных
отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно короткие
сроки оптимизировать соотношение между землей, производственными фондами и рабочей
силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых
для эффективного хозяйствования.
Для того чтобы
предотвратить возможные негативные последствия расширения оборота земли,
необходимо законодательное закрепление положений о праве приобретения
сельхозугодий только лицами, обязавшимися использовать землю для
сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование,
опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафиксировать право
изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собственников с передачей земель в
резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.
Иностранные
граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут выступать
участниками земельных отношений только путем аренды земли. Земля особо
охраняемых территорий иностранным гражданам и лицам без гражданства, юридическим
лицам не предоставляется.
Использование
земли является платным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным
законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за
землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование
землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за
приобретение права аренды земельных участков.
Платежи
направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их
плодородия, освоению новых земель, на проведение землеустройства, ведение государственного
земельного кадастра, проведение мониторинга, осуществление государственного
контроля за использованием и охраной земель.
Достижение
стабилизации и развитие АПК включают и решение социальных проблем. За
прошедшие с начала аграрного реформирования годы расширены земельные права
граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами
садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где
фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская
безработица, как официально зарегистрированная, так и скрытая, на селе
усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась
гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит
свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их состояния.
Возникает вопрос,
следовало ли изменять сложившуюся в предыдущий период административно-хозяйственную
систему, если аграрные преобразования ее привели к спаду производства?
Объективная
необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяйство
России было затратным, в основном экстенсивным и разрушительным для природной
среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади
и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и
развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увеличивался не в нашу
пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких
условиях, каким образом и в какие сроки.
В условиях
современного развала аграрного сектора и нестабильной политической обстановки,
блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, встает задача
существенного изменения стратегии и тактики аграрной реформы. Речь идет об усилении
государственного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать
в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства, с проблемами
саморегулирования на микроуровне. Приоритет следует отдавать госрегулированию,
создающему условия для адаптации товаропроизводителей к рынку, обеспечивая как
эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным
продовольствием.
Специфика
функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления
госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь
идет, прежде всего, о государственном протекционизме при реализации крупных
комплексных экономических и социальных программ, прямой государственной бюджетной
поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и
финансово-кредитных мер.
Одной из
неотложных задач на макроуровне должна стать разработка программы
"Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную основу и
финансируемой из федерального бюджета. На региональном уровне программный
подход следует использовать при формировании объединений типа МТС, лизинговых
фондов, кооперативных объединений и др. Аграрный протекционизм надо применять
для ликвидации диспаритета цен, ослабления монополизма, для защиты
сельскохозяйственных товаропроизводителей от нерегулируемого импорта. Помимо
этого важно использовать кооперационные и интеграционные возможности
предприятий аграрной сферы.
Целесообразно
введение защищенного бюджетного финансирования НИИ и опытно-производственных
хозяйств, определяющих развитие биотехнологии, генной инженерии, выведение
новых сортов и пород животных.
Важнейшим
принципом государственного регулирования на переходном этапе является
обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими
средства производства. На начальном этапе рыночных реформ правительство
пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет цен привел к тяжелым
финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей.
Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в таких
высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйственное машиностроение,
нефтепереработка, электроэнергетика и др. Темпы роста цен и тарифов в этих
отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию.
Для
восстановления паритета цен важны определение реальных затрат основной массы
сельских товаропроизводителей при формировании закупочных цен и обеспечение их
возмещения в ходе последующего товарообмена, осуществление жесткого контроля за
формированием цен также для предприятий, производящих и реализующих
материально-технические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный
фонд государственной компенсации за счет бюджетных отчислений и налога на
предприятия-монополисты.
Следует
учитывать, что поддержка сельскохозяйственных производителей, несмотря на
дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства,
способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает
равновесие цен, а в целом - социальную стабильность. На подобные затраты идут
практически все страны.
Для обеспечения
выгодности обмена требуется совершенствование таких экономических рычагов, как
кредит и налоги. Потребности сельского хозяйства в кредитах в силу сезонности
сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть
рассчитано на весь период производства (например, производственный цикл по
озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев). Долгосрочное
кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние
годы, по сути, прекращено краткосрочное кредитование за счет ресурсов
Центрального банка, ужесточены условия получения кредита и в коммерческих
банках, требующих весомых гарантий.
В сложившейся
ситуации целесообразно использовать кредитование села на основе специальной
кредитной линии, открытой под 1/3 учетной ставки
Центрального банка. По мнению специалистов банка "СБС-Агро", затраты
государства при этом были бы меньше, чем на вынужденную пролонгацию кредитов и
их систематическое списание.
В государственном
регулировании нуждается и реализация продукции сельского хозяйства. Для
производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконкурентоспособностью,
высокой себестоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной маркетинговой
службы. Со стороны потребителя в лице населения проблема сбыта осложняется его
невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой
зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет однозначного
решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и
правовую защиту для производителей продовольствия, создание централизованной
маркетинговой службы по сбыту продукции и др.
Для
производителей продукции следует определять объем региональных закупок по
каждому району и хозяйству. На 3-5 лет должен заключаться договор, в котором
устанавливаются гарантированные цены с последующей индексацией (на уровне не
ниже рыночных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50%
- под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.
Для повышения
конкурентоспособности отечественной продукции необходимо ввести дотации. Дело в
том, что ни увеличение таможенных пошлин, ни установление квот не окажут
существенного влияния на ограничение импорта и рост объемов внутреннего производства.
Как известно, зарубежный импорт в значительной мере дотируется страной-производителем,
и "захват" нашего рынка нередко идет за счет установления демпинговых
цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации производителям
отечественной продукции позволят им реально конкурировать с импортной
продукцией. Кроме того, вся сумма таможенных платежей, связанная с импортом,
должна переводиться в специальный фонд поддержки предприятий АПК.
На базе
региональной продовольственной корпорации или какой-либо другой системы должны
концентрироваться денежные и материально-технические ресурсы, позволяющие
заготовителям кредитовать проведение посевных и уборочных работ под конечную
продукцию, оцениваемую по рыночным ценам. Одновременно корпорация будет
гарантировать и закупку излишков продукции по рыночным ценам. Государство тем
самым может получить продукцию в объеме, обеспечивающем внутренние потребности
страны, регулирующем уровень рыночных цен и создающем возможности для широкого
выхода на внешний рынок.
Одна из серьезных
проблем сельскохозяйственного производства, как и всей экономики, - резкое
снижение объема инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом,
закредитованность и постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также
отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспективными
для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение
инвестиционной активности ведет к физическому и моральному старению основных
фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%.
Наряду с
недостатком средств надо отметить и тот факт, что банковская система и рыночная
инфраструктура не имеют отработанного механизма по точечному, наиболее эффективному
концентрированному использованию инвестиционных ресурсов. Необходим переход и
к дифференцированной политике использования государственных дотаций и инвестиций
с учетом конкретных условий и целесообразности поддержки того или иного
предприятия. Инвестиции для формирования производственной и социальной
инфраструктуры и обеспечения экологической безопасности следует осуществлять
(на данном этапе развития) за счет средств федерального и региональных
бюджетов, привлечения лизинговых компаний и других коммерческих структур к
финансированию долгосрочных проектов АПК, сбережений населения, иностранных
инвестиций и др. Привлечение инвестиций в регионы, в том числе и зарубежных,
возможно только при очень надежных гарантиях Центрального банка или Минфина РФ
под материальные ценности - основные фонды, землю, полезные ископаемые.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|