|
|
Приведенные выше данные позволяют оценить эффективность предприятия в конкурентной борьбе путем определения влияния соответствующих факторов на отклонение фактической прибыли от плановой. Произведем расчеты. 1. Влияние изменения первого фактора (размера рынка) определяется по формуле:
∆ Прр = ∆ РРК х РДплан х УМДср.план, где ∆ Прр - отклонение от плана по прибыли за счет изменения размера рынка; РРК - размер рынка в натуральных единицах измерения; РД - рыночная доля предприятия; УМДср - средний маржинальный доход от продажи единицы продукции. Средний маржинальный доход от продажи одного датчика по плану в ОАО "Электростройресурс" составляет: УМДср.план = (560 х 4500 х 45% + 240 х 6000 х 60%) / (560 + 240) - 2497,5 руб. В 2006 г. в ОАО "Электростройресурс" за счет роста размера рынка прибыль увеличилась на 99 900 руб.: ∆ Прр = (4200 - 4000) х 20% х 2497,5 = 99 900 руб. При отсутствии данных об изменении размера рынка в натуральных единицах измерения расчет влияния этого фактора на отклонение по прибыли можно произвести по другой формуле: ∆ Прр = ∆ РРР х РДплан х УМД%ср.план, где РРР - размер рынка в стоимостном выражении (в рублях); УМД%ср - средний уровень маржинального дохода от продажи единицы продукции. Определим средний уровень маржинального дохода от продажи одного датчика ОАО "Электростройресурс". Для этого сначала необходимо рассчитать среднюю цену одного датчика: Цср.план = (560 х 4500 + 240 х 6000) / (560 + 240) = 4950 руб.; УМД%ср.план = УМДср.план / Цср.план = (2497,5 / 4950) х 100% = 50,45%; ∆ Прр = (20 790 000 - 19 800 000) х 20% х 50,45% = 99 900 руб. 2. Влияние изменения рыночной доли предприятия на отклонение фактической прибыли от плановой оценивается по формуле: ∆ Прд = РРКфакт х ∆ РД х УМДср.план. ОАО "Электростройресурс" в 2006 г. увеличило свою долю на рынке датчиков по сравнению с планом на 1,5% и это привело к получению дополнительной прибыли в сумме 157 342,5 руб.: ∆ Прд = 4200 х (21,5% - 20%) х 2497,5 = 157 342,5 руб. При использовании в расчетах данных о размере рынка в стоимостном выражении для определения влияния рассматриваемого фактора применяется следующая формула: ∆ Прд = РРРфакт х ∆ РД х УМД%ср.план. Произведем расчет для ОАО "Электростройресурс": ∆ Прд = 20 790 000 х (21,5% - 20%) х 50,45% = 157 342,5 руб. Следует отметить, что результаты расчетов на основе данных о размере рынка в стоимостном выражении могут отличаться от результатов расчетов, проведенных с использованием натуральных показателей. Расхождения обычно объясняются отклонением фактической средней цены на рынке и фактической средней цены на продукцию предприятия от соответствующих цен, заложенных в плане по прибыли. Влияние этих факторов на результаты расчетов оценивается отдельно. 3. Влияние изменения цен реализации на прибыль можно определить как разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и плановых ценах предприятия. Величина выручки от продажи продукции в действующих ценах приводится в отчете о прибылях и убытках. Выручка от продажи продукции в плановых ценах предприятия исчисляется путем умножения фактических объемов реализации каждого вида продукции на соответствующие цены, заложенные в плане по прибыли. На анализируемом предприятии влияние изменения цен реализации на прибыль составляет: ∆ Пцен = 4 424 400 - (542 х 4500 + 361 х 6000) = 4 424 400 - 4 605 000 = -180 600 руб. Таким образом, снижение цен реализации привело к сокращению прибыли на 180 600 руб. Далее менеджерам следует проверить обоснованность снижения цен и соответствие ценовой политики и стратегии развития предприятия. 4. Влияние структурных сдвигов в составе реализации на прибыль определяется по формуле: ∆ Пстр = КРфакт х ∆ УМДср = КРфакт х (УМДср.план - УМДср.план),
где ∆ Пстр - отклонение фактической прибыли от плановой, сформировавшееся за счет изменения структуры реализации; КР - объем продаж в натуральных единицах измерения; УМДср.план - плановый средний маржинальный доход от продажи единицы продукции, пересчитанный на фактический объем реализации. В 2006 г. ОАО "Электростройресурс" планировало, что в общей сумме выручки доли поступлений от продаж датчиков температуры СТ-1 и датчиков давления ИД-2 составят 64% и 36% соответственно. Фактически продажи датчиков СТ-1 обеспечили только 53% совокупной выручки, а 47% выручки было получено за счет реализации датчиков ИД-2. Плановый средний маржинальный доход от продажи одного датчика, пересчитанный на фактический объем реализации, составляет: УМДср.план = (542 х 4500 х 45% + 361 х 6000 х 60%) / (542 + 361) = 2 397 150 / 903 = 2654,65 руб. Рассчитаем влияние структурных сдвигов в составе реализации на отклонение фактической прибыли от плановой в ОАО "Электростройресурс»: ∆ Пстр = (2654,65 - 2497,5) х 903 = 141 907,5 руб. Таким образом, увеличение доли более рентабельной продукции в общем объеме продаж привело к росту прибыли на 141 907,5 руб. Совокупное влияние рассмотренных выше четырех факторов составляет 218 550 руб. (99 900 + 157 342,5 - 180 600 + 141 907,5). То есть высокая эффективность ОАО "Электростройресурс" в конкурентной борьбе способствовала росту прибыли на 218 550 руб. На основе полученных результатов менеджерам предприятия следует произвести переоценку допущений, положенных в основу плана по прибыли, определить причины и спрогнозировать последствия изменений размера рынка, рыночной доли предприятия, цен на реализуемую продукцию, структурных сдвигов в реализации продукции, а также пересмотреть стратегию развития предприятия. По обобщенным данным эффективность предприятия в конкурентной борьбе характеризуется отклонением прибыли по гибкому бюджету (плану, пересчитанному на фактический объем продаж) от прибыли по утвержденному плану. В свою очередь отклонение фактической прибыли от прибыли по гибкому бюджету свидетельствует об общей эффективности предприятия в организации производства (табл. 3). Слагаемые производственной эффективности предприятия можно изучить путем оценки изменений переменных и постоянных расходов. Таблица 3 Анализ выполнения плана по прибыли ┌────────────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┐ │ Показатель │ По плану│Отклонение│По гибкому│Отклонение│Фактически│ │ │ │ от плана │ бюджету │от гибкого│ │ │ │ │ │ │ бюджета │ │ ├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ ├────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤ │Выручка │3 960 000│ │ 4 424 400│ │ 4 424 400│ |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.