Автрское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И
КУЛЬТУРЫ
АВТОРСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломная работа
Плахина Григория Валерьевича,
студент 5 курса отделения
очного обучения специализации
«Менеджер социально-культурной
деятельности»
Тюмень 2002
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Авторское музыкальное
самодеятельное творчество как феномен культуры
1.1. История возникновения и развития АМСТ
1.2. АМСТ в «советский» и современный
периоды развития
Глава 2. Анализ современных форм
организации АМСТ
2.2. Конкурсы и фестивали как основная
форма развития АМСТ
2.3. Клубы самодеятельной песни (КСП) как
движущая сила развития движения авторской песни
2.4. Организация фестивальных и конкурсных
форм АМСТ в г. Тюмени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Культура любого
народа складывается из множества составляющих. Она столь велика, что любой
индивидуум, принадлежащий к какой-то определенной культуре, может быть
отождествлен не с ней, а лишь с ее частью. Культура динамична, но вместе с тем
в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны.
Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к изменению
целого, но так как изменения происходят постоянно, то стремление к гармонии,
идеалу бесконечно. Антагонизм старого и нового особенно заметен в современной
социокультурной ситуации в России. Кардинальные изменения в обществе в начале
1990-х гг. явились сильнейшим толчком, повлекшим за собой множественные
изменения в области культуры.
В культуре всегда
действовало правило: востребовано только то, что современно. Но если раньше
что-то неизменно могло считаться современным многие десятилетия, то сейчас этот
срок гораздо меньше: измеряется годами и даже месяцами. В настоящее время мы
можем говорить о конкуренции культуры: меж- и внутрижанровой; межвременной;
межкультурной (даже межцивилизационной).
Житель средневековой
Руси довольствовался местечковым фольклором (смесь жанров). Современный житель
уже выбирает для себя приоритеты: в массовом плане это означает ослабление
одних жанров искусства и усиление других в жизни общества. Современность в
культуре не зависит от времени изготовления культурного продукта, так как он
почти всегда носит нематериальный характер, а значит, не подлежит физическому
износу. Но даже материальные носители культуры (произведения архитектуры,
живописи и т. п.) со временем не исчезают бесследно: в любом произведении
культуры важна его идея, а не только внешние формы. Так, читая «Слово о полку
Игореве», книгу, изданную, может быть, всего месяц назад, мы знакомимся с
древним фолиантом, а, играя произведения Баха, мы не просто воспроизводим
нотные знаки в звук, а передаем слушателям идею. Письменность, а в дальнейшем
звуко- и видеозапись помогают нам сохранять идеи культуры, созданные в прошлом,
и делать их конкурентными вновь создаваемым.
Глобализация породила
межкультурную, межцивилизационную конкуренцию. В долговременной перспективе
этой конкуренции нами видится следующий результат: исчезновение культурного многообразия,
но вместе с тем создание еще не веданной нам полицивилизации (так как
национальные культуры не будут попросту уничтожаться, как это зачастую имело
место в прошлом, а будут поглощаться мировой). В полицивилизации будет
происходить многократное усиление внутренней конкуренции, что в свою очередь
повлечет за собой создание неких внутрикультурных общностей, объединенных на
основе социального статуса, а не национальной или государственной
принадлежности. Разумеется, это не может произойти в одночасье, но уже
происходит. Поклонник рока может слушать рок, но не пойдет на классический
концерт. А ведь рок и классика являются составляющими общемировой культуры.
Современному горожанину сложно воспринять фольклор – чуждую ему составляющую
культуры, но авторское музыкальное самодеятельное творчество будет им осмыслено
и понято, подвергнется определенному воздействию для изменения.
Авторское музыкальное
самодеятельное творчество (далее АМСТ) традиционно является составной частью
культуры российского общества, формой самоорганизации, возродившейся в годы
«оттепели» как неофициальная музыкально-поэтическая составляющая культуры,
завладевшая на многие десятилетия умами передовой части общества –
интеллигенцией, студенчеством. Отмена в нашей стране цензуры в начале 1990-х
гг. XX
века, появление гражданских прав и свобод в обществе, формализация движения во
многом изменили его сущность и формы. Богатейшее культурное наследие может быть
утрачено, поглощено массовой культурой. Многие корифеи движения считают, что
оно изжило само себя. Несомненно, «авторской песни» в советском понимании этого
слова уже нет, но так как явлению не десятки, а сотни и тысячи лет, то оно не
может исчезнуть в одночасье. На наш взгляд, современная авторская песня должна
вобрать в себя все то лучшее, что было создано в советское время, и
приспособиться к существованию в свободном обществе и к экономическим реалиям
сегодняшнего дня. Современная социокультурная ситуация в России способствует
трансформации явления на новом витке развития цивилизации и востребованности в
будущем.
На данный момент
недостаточно научных работ, посвященных авторской песне. Издаются
преимущественно в основном только сборники произведений отдельных авторов или
журналистские эссе на уровне вопросов - ответов. Очень мало работ,
рассказывающих об истории авторской песни, еще меньше - изучающих ее как
явление отечественной культуры, во многом предопределившей ее современное
состояние, и фактически нет работ, повествующих о современном состоянии АМСТ, о
путях его развития, о влиянии его на общую социокультурную ситуацию в стране.
Стихийно развивающиеся клубы самодеятельной песни, фестивали, превращающиеся в
сугубо коммерческие шоу, ограничения законодательства в области применения
авторских прав - все это может привести к утрате огромного пласта отечественной
культуры, весьма самобытного, получившего свое развитее в годы тоталитаризма.
Заметна тенденция
возрастания интереса к непреходящим ценностям культуры. Грамотное руководство и
организация АМСТ должны привести к повышению культурного уровня
соотечественников, а значит, благотворно сказаться на развитии всего общества.
В настоящее время
существует множество клубов самодеятельной песни, в городах нашей страны
проводится большое количество фестивалей и конкурсов, посвященных этому виду
творчества. Возможны различные пути развития, по которым пойдет авторская
песня. Наша задача - выбрать наиболее оптимальный вариант ее эволюции,
обеспечить организацию АМСТ в дальнейшем и обеспечить преемственность
творчества различных поколений «поющих поэтов». Изменения в области АМСТ
происходят ежедневно. Появляются новые авторы, применяются новые средства
музыкальной выразительности.
Музыка строится по
четким гармоническим правилам, она подобна математике, и самодеятельность в
области музыки говорит о частичном незнании ее законов в полном объеме. Но так
как их очень много и очень мало людей, которые ими бы владели досконально, то
переход от любителя к профессионалу очень расплывчат, трудноопределим.
Самодеятельность - это как нижняя ступень на лестнице к мастерству,
профессионализму, и те, кто не может или не хочет «подниматься» вверх, должны
уступить место другим, не мешать им и заняться другим видом деятельности. К
сожалению, не многие осознают самодеятельность как этап на пути развития, поэтому
сейчас очень много посредственностей, которые в течение многих лет «варятся в
соку» АМСТ, создавая никому не нужные произведения, и отвращают тем самым
потенциальных участников АМСТ от этого вида деятельности. Хуже, если они
становятся у власти: попадают в жюри конкурсов, решают, кто будет выступать на
концертах и т. п. Но эти негативные тенденции в большой степени умаляются
действительно талантливыми поэтами и музыкантами. В этом и заключается
актуальность данного исследования.
Цель дипломного
проекта - изучение истории возникновения, процесса развития, современного
состояния, в том числе и инноватики, АМСТ.
Цель предопределила
решение следующих исследовательских задач:
Проследить историю
возникновения и развития АМСТ.
Выявить особенности
советского и современного этапа развития АМСТ, показать дальнейшие пути
развития.
Доказать, что КСП
является движущей силой развития АМСТ.
Показать основные
формы существования АМСТ в современной России (фестивали и конкурсы, КСП).
Рассмотреть
деятельность КСП и авторов-исполнителей в Тюменской области.
Объект исследования
– авторское музыкальное самодеятельное творчество как общемировое культурное
явление и его специфические формы в России.
Предмет исследования
– особенности организации творческой деятельности участников АМСТ в
историческом и современном аспектах.
Основу научной
гипотезы составили следующие предположения:
АМСТ в России
существует и развивается исходя из реалий сегодняшнего дня и оказывает
сильнейшее воздействие в целом на отечественную культуру:
- история
АМСТ насчитывает многие сотни лет;
- в
развитии АМСТ сейчас наблюдается ряд тенденций, одна из основных - сращивание
его с профессиональной эстрадой, две противоположенные: с одной стороны,
массовость, с другой - элитарность; - современные формы организации
АМСТ приобрели массовый характер: в связи с этим возникает ряд проблем,
которые, если их во время не решить, могут пагубно сказаться на дальнейшем ходе
развития явления.
Научная новизна
дипломного проекта заключается в научном осмыслении феномена АМСТ в современной
социокультурной ситуации в России.
В качестве
методологической основы исследования выступили труды представителей различных
отраслей научного знания по следующей проблематике:
становление и
развитие АМСТ – В. И. Новикова, Ю. А. Андреева, А. М. Городницкого, К. А.
Иванова;
Организация
проведения фестивалей и конкурсов АМСТ – А. М. Городницкий, С. С. Ломакин, Ю.
Лорес, Ф. Х. Попова;
Роль КСП в
систематизации и пропаганде АМСТ – В. Ф. Чеснокова, Ю. А. Андреев.
Практическая
значимость исследования проявляется в анализе общероссийского и регионального
опыта организации форм АМСТ; в осмыслении понятия АМСТ в современной
отечественной социокультурной ситуации.
Методы исследования
определялись в соответствии с целью и задачами исследования. Ведущим является
описательный метод, под которым мы понимаем систему научно-исследовательских
приемов, применяемых для характеристики явления АМСТ на данном этапе развития.
В рамках этого метода мы использовали прием количественного подсчета,
производили наблюдение, устанавливали признаки изучаемого явления. Нами
использовался метод сравнительного анализа. Одним из важных методов нашего
исследования является метод интервьюирования.
В дипломной работе
используются следующие исходные понятия и термины.
Авторское музыкальное
самодеятельное творчество (АМСТ) - общемировое культурное явление, создание и
исполнение музыкальных произведений авторами.
Авторская песня -
часть АМСТ – социокультурное явление, возникшее в 50-х гг. ХХ века, как
альтернативный официальному вид отечественной поэзии, произведения которого
исполнялись под аккомпанемент; в настоящее время – вид песни с глубоким
содержанием текста.
Бард – в настоящее
время то же, что и автор-исполнитель.
Клуб Самодеятельной
Песни (КСП) - общность людей, занимающихся АМСТ, изучением его истории,
архивированием образцов АМСТ, организацией мероприятий в области АМСТ и
коммуникацией членов клуба.
Конкурс –
соревнование, проводящееся, как правило, на заранее известных условиях.
Любительство –
самодеятельное движение в сфере свободного времени, проявление
социально-культурной активности людей.
Музыкальное
творчество - свободная деятельность людей, направленная на создание новых,
никогда ранее не бывших образцов музыкальной культуры общества.
Самодеятельное
творчество - свободная деятельность людей, направленная на создание образцов
культуры на непрофессиональной основе.
Фестиваль – массовое
празднество, показ, смотр лучших достижений искусства, творчества.
Структура дипломной
работы отражает основные этапы исследования: введение, две главы, заключение,
библиографический список, приложения.
Во введении дается
обоснование актуальности темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет
исследования, научная гипотеза; приведены научная новизна и практическая
значимость; определены теоретическая и методологическая основы, даны
необходимые понятия и термины.
В первой главе
«Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры»
приводится исторический анализ АМСТ в мировом и российском масштабах, а
конкретно «советский» и современный этапы ее развития, даны предположения о
будущем АМСТ в нашей стране.
Во второй главе
«Современные формы организации АМСТ» анализируются современные формы
организации АМСТ: фестивали и конкурсы, КСП; это наглядно демонстрируется на примерах
проведения фестивалей и конкурсов авторской песни за рубежом, в России и
Тюмени; анализируется сам КСП; показывается ситуация с развитием АМСТ в Тюмени.
В заключении
содержатся основные выводы исследования и намечаются перспективы для дальнейшей
работы, выносятся положения на защиту.
Глава 1. Авторское
музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры
1.1. История
возникновения и развития АМСТ
Авторское музыкальное
самодеятельное творчество - это создание и исполнение музыкальных произведений
автором на самодеятельных началах. По традиции, сложившейся в нашей стране,
АМСТ чаще всего понимается как сочинение, прежде всего песен (т. е.
стихотворного текста, положенного на музыку), и исполнение их под гитару (6 или
7-струнную). Конечно, существуют музыкальные произведения самодеятельных
авторов без текста, исполняемые на различных инструментах, но это скорее
исключение, чем правило.
АМСТ - явление
общемировое, и зародилось оно несколько тысячелетий тому назад. Точной даты и
точного места его появления ни сегодня, ни, по-видимому, в дальнейшем, никто не
сможет назвать. Для истории явно известный факт – большая редкость. И было бы
неверным пытаться приписать создание первых образцов АМСТ конкретному человеку,
и очевидно, что это явление именно общемировое, а не исключительно
отечественное. В разных странах у разных народов АМСТ возникло в разное время и
приобрело многообразные формы. Но для изучения нам более интересно, понятно и
близко прежде всего отечественное АМСТ в связи с его повсеместно широким
распространением в нашей стране во второй половине ХХ века (так называемая
авторская или бардовская песня), огромным влиянием, которое оно оказало на
отечественную культуру.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|