Конкурсанты участвуют
в творческих мастерских на добровольной основе. Выбор творческой мастерской
осуществляется участниками конкурса самостоятельно.
После завершения
конкурса на одной из лучших концертных площадок Санкт-Петербурга проводится
гала-концерт, в котором принимают участие лауреаты, дипломаты и гости.
Программа гала-концерта утверждается оргкомитетом по согласованию с участниками
концерта. Выступающие в гала-концерте участвуют в нем на безвозмездной основе.
В течение фестиваля
проводятся семинары, круглые столы для обсуждения вопросов развития жанра
авторской песни, даются концерты участников конкурса и гостей на различных
площадках города и области. По просьбе оргкомитета каждый из участников
конкурса и гостей фестиваля бесплатно участвует в одном из концертов в пределах
20 минут времени выступления.
Программой фестиваля
могут предусматриваться и другие мероприятия ("чайхана", выступления,
видео- и аудиозаписи и т. п.).
Участие в этих
мероприятиях носит добровольный характер.
Организаторы
осуществляют содействие участникам фестиваля в посещении ими музеев и театров
города, проведении экскурсий, организации концертов, приобретении билетов на
обратную дорогу при условии предварительного согласования с дирекцией
фестиваля. Транспортные расходы несут делегации от регионов.Расходы, связанные
с проведением фестиваля, на проезд, проживание и питание, оплату гонораров
членов жюри, гостей, несут его организаторы. Оргкомитет и дирекция фестиваля
оставляют за собой право использовать (в том числе распространять) видео- и
аудиозаписи, произведенные во время фестиваля, сборники, выпущенные по его
итогам, без выплаты гонорара участникам.
Но не только в нашей
стране, но и за границей существует и развивается АМСТ. С 24 по 26 мая 2002
года на территории Berliner Schoenholzer Heide (Hermann-Hesse-Strasse 82, Berlin-Pankow), где
созданы все необходимые условия для палаточного городка и большого количества
зрителей, под открытым небом пройдет фестиваль "Русский Акцент".
В течение всех трех
дней на различных сценах будут выступать барды и музыканты из Германии, России,
Украины, Франции, Швейцарии и других стран, а также почетные гости фестиваля.
Два предыдущих
фестиваля (в 2000 и 2001 гг.) вызвали большой интерес у русскоязычного
населения Германии, а также у многочисленной немецкой аудитории. Уникальная
дружеская, доверительная атмосфера фестиваля привлекла не только поклонников
бардовской песни, но и людей мало знакомых с этим жанром.
С каждым годом
программа фестиваля становится все более разнообразной. В этом году к уже
ставшим традиционными концертам (выступления германских клубов, детский
концерт, «свободный микрофон», гала-концерт с участием звезд) добавятся новые.
«Дом Культуры Берлин» представит известных рок-музыкантов, кроме того,
слушателей ожидают сольные концерты любимых авторов, а в специальном клубном
шатре пройдут творческие встречи с бардами.
С 25 по 27 мая 2001 г. в Берлине проходил Второй
Международный Фестиваль АП «Русский Акцент».
Почётные гости
фестиваля: братья Мищуки, Леонид Сергеев, Андрей Козловский, Раиса
Нурмухаметова, Дмитрий Бикчентаев, Владимир Туриянский.
По
многим пунктам «Русский акцент» 2001 г. удался лучше предыдущего:
организационные вопросы решались более чётко - практически отсутствовали
заминки; расширилась программа фестиваля - появилась вторая сцена с концертами
«Свободный микрофон» и «Около жанра», а программа выступлений на главной сцене
была дополнена концертом немецких исполнителей. Таким образом, у одних
появилась дополнительная возможность быть услышанными, а у других -
познакомиться с чем-то нетрадиционным в рамках бардовского фестиваля.И погода
проявила себя с привлекательной стороны: днём радуя всех солнечной и
безветренной погодой, а ночью - удивительно ярким звёздным небом. «Звёздным»
был и гала-концерт в субботу вечером, создавая незабываемое ощущение праздника.
«Изюминкой» концерта стало попурри Мищуков и Сергеева под названием «Уплывает
пароход» и рок-н-рольно-бардовский марафон Козловского.
Мнение Александра
Моисеевича Городницкого (геолога, океанолога, поэта) нам важно. Он является
Доктором геолого-минералогических наук, академиком РАЕН, заведует лабораторией
в Институте океанологии им. Ширшова РАН. Песни пишет с 1953 года. Член Союза
писателей СССР с 1972 года. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую
песню в 1965 - 1966 годах и др. Лауреат премии им. Булата Окуджавы (1999). Член
и председатель жюри многих фестивалей, в том числе Грушинского. Он выпустил
большое количество пластинок, магнитальбомов, компакт-дисков, книг. Многие его
песни всенародно известны: «На материк», «Перекаты», «У Геркулесовых столпов»,
«Деревянные города», «Снег над палаткой кружится» и др. Вот что он говорит о
развитии АМСТ на Западе: «…Там жанр развивается немного по другому. Там поют о
том, что их волнует. Очень много песен, связанных с жизнью в эмиграции. Вот,
например, в Канаде есть целая «школа» авторской песни, есть автор Овсищер
Михаил. Автор, который мне наиболее интересен - это Марк Мерман , живет он в
Арканзасе. Он когда-то был лауреатом фестиваля в Эстонии, по-моему, в 87 году,
я его запомнил, и с тех пор много лет не слышал. Но когда я приехал в США, я
послушал диски с записями песен, которые он пишет сейчас. Это, действительно,
серьёзный интересный поэт. Пожалуй, он входит в тройку-четвёрку самых для меня
«сильных» авторов. Когда меня спрашивают об авторах нового поколения, я в
первую очередь вспоминаю это имя. У него очень серьезная тематика песен…» [49].
2.3. Клубы
самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения авторской песни
Общественное сознание
постоянно движется, что-то утверждает, что-то отрицает, переживает свои кризисы
и периоды застоев. Его динамика - в его дифференциации. В нём есть важные
«представительные» структуры и подсистемы, претендующие на истинность, на то,
что они отражают мнение общества, защищают его интересы. Там есть свои
неформальные образования, что нам представляется менее устойчивым и серьезным,
и относительно подвижные и смелые в выдвижении инновационных идей и позиций.
Есть и реформаторы и консерваторы. «Представительные» подсистемы обычно черпают
свою силу извне, от поддержки сильных социальных образований: материально,
организационно и прочими способами. Сильные социальные структуры – это, прежде
всего, структуры государственные, обладающие властью, а потому эти подсистемы
общественного сознания, опирающиеся на вышеуказанные силы, часто называют
официальным общественным сознанием. Прочие же структуры – неофициальные, но,
естественно, не значит, что неформальные. Разумеется, силы, пропагандирующие
официальное общественное сознание, стремятся сократить, подавить, свести на нет
всё, противоречащее ему. В полной мере это никогда не удаётся. Неофициальное
сознание может существовать нелегально, в неформальных социальных образованиях
либо даже в подсознании (как во времена Сталина), продолжая вырабатывать свои
идеи и поддерживать их. Но в этой позиции оно бывает лишено обратной связи с
большим общественным сознанием. Идеи его не расходятся широко, не обсуждаются,
а потому и процесс их развития замедляется, много сил уходит на конспирацию.
Это - тяжёлые периоды в жизни общества.
Общество в первые
годы после XX съезда представляло собой нечто, невиданное ранее. Люди говорили
о политике, об идеологии, о морали везде. Это было время, когда общественное
сознание, долгие годы находившееся в состоянии искусственно поддерживаемой
летаргии, вдруг очнулось, получило информацию, ужаснулось тому, что
происходило, и пришло в состояние сильного возбуждения. Оно задавалось
вопросами о прошлом, настоящем и будущем нашего общества, которые все,
собственно, сводились к двум основным вопросам: как было возможно предыдущее
существование, и что нужно делать обществу сейчас и на уровне каждого
отдельного человека, чтобы прошлое не повторилось. Общественное сознание того
времени при всей своей активности и возбуждённости было страшно разрозненным.
Еще сильны были в обществе пережитки прошлого. Даже сейчас, после более чем
десятка лет свободы, в нашей стране находятся люди, искренне считающие
коммунистический гнет лучшей формой развития общества. Что же говорить о том
времени. И вот в этот-то период и возникла впервые авторская песня. (Конечно,
появилась не только авторская песня, появился «Один день Ивана Денисовича», «Самиздат»,
«Хроника» и многое другое). Эти были песни несанкционированные, не прошедшие
цензуры, рассмотрения, утверждения. Официальные структуры пришли в движение, но
магнитофон системы «Яуза» оказался «сильнее». В сотнях, тысячах, а потом и
десятках тысяч плёнок бардовская песня расходилась по всей стране, достигая
самых отдалённых районов. Хотя это было не так уж безопасно. Правда, в тюрьму
за это не сажали, но могли быть крупные неприятности у человека, иногда и до
потери работы. Но тем не менее переписывали, хранили и слушали.
«Постулат, который,
по Канту, лежит в основании морали: к человеку нельзя, никогда нельзя,
относиться как к средству для достижения каких бы то ни было целей, только -
как к цели самой по себе. Сказать, что здесь было сделано какое-то открытие
непознанного, конечно, нельзя. Это и для Канта уже не было чем-то новым: он дал
такую философскую формулировку древней как мир системе моральных заповедей»
[14, 87]. Эффективность воздействия бардовской песни на общество в сильной
степени было обусловлено именно возникновением этой социальной структуры - КСП.
Ведь «…общественное движение - это не просто, как говорил М. Вебер,
«массовидная реакция», т. е. одинаковая реакция многих людей, сформированная
общими условиями жизни, представлениями и т. д. Каждый реагирует сам по себе,
но поскольку условия одинаковые, люди реагируют одинаково и получается
«массовидная реакция». Здесь мы имеем ситуацию, когда и условия разные и
представления весьма разнообразны, а частично и вовсе не сформировались» [14, 92].Реакция
не возникает стихийно, но формируется именно подструктурой общественного
сознания, в какой-то степени и целенаправленно. «Всё это взаимодействует внутри
себя, общается, обменивается мыслями и эмоциями» [14, 93].
Клуб - это весьма
своеобразная социальная структура. По своим признакам она способна
варьироваться в огромных пределах: от узкого замкнутого круга людей вплоть до
КСП с его миллионным членством, совершенно открытыми границами и колоссальной
аудиторией, находящейся за их пределами и не только. Главное своеобразие и
огромное значение КСП заключается не в его структурных особенностях, а в тех
приоритетных функциях, которые он осуществляет в обществе. При тоталитарном
строе клуб был в основном интегрирующим началом, объединял людей в своеобразном
андеграунде, создавал ауру культурной сплоченности, общности; вместе с тем он
выполнял и выполняет сейчас функцию индивидуализации, творческого саморазвития
личности. Еще одна из важнейших функций клуба - это создание архивов АМСТ. И
еще одна из основных - организация проведения концертов и фестивалей авторской
песни. Свою объединяющую функцию на настоящий момент, как основную, КСП
выполнил. Несомненно, клубы и сейчас объединяют людей, но вокруг других
приоритетов, и былой сплоченности уже нет, да это и не надо, ведь общество в
основной своей массе потеряло врага в лице государства. Клуб свои функции
выполняет постоянно. Естественно, что в разном объеме, в зависимости от своей
величины, диапазона интересов, их содержания и значения, их соотношения с данной
социальной и культурной ситуацией и с прочими, менее важными, условиями и
обстоятельствами.
Возникновение КСП
обусловливается «хрущевской оттепелью», позволившей человеку существовать в
какой-то мере автономно от государства, давшей некоторые свободы, общение без
страха попасть в концлагеря коммунистического режима. «Оттепель» дала
возможность, правда, ограниченную, путешествовать по стране, общаться
с новыми людьми, обсуждать жизненные вопросы.
Можно поставить
вопрос: что нового внёс КСП в культуру, искусство и т. д.? КСП в советский
период был подсистемой общественного сознания, его неформальной сферой,
сыгравшей большую роль в преобразовании всего общественного сознания в целом. А
все его другие функции выполнялись как «побочные» по отношению к ней. КСП
прежде всего - идея и позиция, ценностная и моральная. И только затем искусство
и человеческие отношения. Тип человеческих отношений, которые в нём
культивировались и которые вытекали непосредственно из его генеральной позиции,
- суперценности человеческой личности. В них было трепетное уважение к
человеку, они были как бы освещены и окрашены высокими ценностями, которые
защищал и отстаивал КСП как целое, как подсистема общественного сознания.
Опасность возвращения
тоталитаризма в наше время существенно уменьшилась. Пафос утверждения именно
этого круга ценностей остыл. Идея ушла. Осталась организационная форма, стиль
песнетворчества и часть тех отношений, которые сложились в прошлом, продолжают
существовать. В КСП может и должна возникнуть новая большая идея,
которая даст толчок работе над глобальной позицией - ценностной и личностной. И
это духовно должно обновить КСП, который внешне останется тем, чем является
теперь и чем был в прошлом. И многие новые идеи получают отражение в песнях
современных авторов. Но глобальной, ценностно обоснованной позиции современного
человека по отношению к современному миру, которая объединила бы всё и всё
пронизала, - такой позиции в них пока ещё нет. А иногда проявляется в некоторых
других сферах. Например, в солдатских песнях. У воинов более критическая
жизненная ситуация, без решения которой невозможно жить дальше. В самом деле,
это люди, которые выполняли и выполняют свой долг, проявляли мужество, верность
своим друзьям и своей стране, честность и т. д. Они не знают, как им быть
дальше, как им себя ощущать. Замутились и спутались моральные представления. В
их песнях, как в первые годы творчества бардов (те же гитары, те же наспех
сделанные, неотработанные тексты, простое сопровождение), среди воспоминаний,
событий и обращений к погибшим вдруг начинает звучать вопрос: неужели мужество
и верность не имеют ценности сами по себе?
Так что подсистемы
общественного сознания, неформальные и неофициальные, продолжают возникать и
функционировать.
КСП
может пойти по линии профессионализации. Этот путь не даст базы для работы КСП
в качестве подсистемы общественного сознания. Это по преимуществу не работа с
идеями, а работа с текстами и музыкой, т.е. с формой идей. Такая тенденция в
нём уже сейчас достаточно выражена. Тогда ему лучше всего превращаться в клуб в
полном смысле этого слова: достаточно элитарный, может быть, в определённой
степени замкнутый. Массовость в этом случае придётся сильно уменьшить, так как
массовость и профессионализация - это две переменные, ограничивающие друг
друга. Массовость и теперь уже, по-видимому, мешает в полную силу развернуться
тенденции к профессионализации. Во всяком случае, следует массовость и
профессионализацию осознавать как разные тенденции, требующие для своего
развития разных, иногда противоречащих друг другу форм. Впрочем, может быть и
некоторый компромиссный путь: создание двух разных форм - для работы по линии
профессионального творчества и для массовых встреч. Ту и другую затем нужно
продуманно соотнести друг с другом. Тогда возникнет новая форма организации,
может быть, не менее уникальная, чем прошлый и современный КСП.
В середине 70-х гг.
НИИ культуры проводил опрос на одном из слётов КСП. Требование от песни
искренности и непосредственности вышло на одно из первых мест в общей системе
требований. Профессионализация же, работа с формой (осознанная работа,
применение определённых методов и т. д.) - всё это должно сильно ограничивать
возможности проявления непосредственности и раскованности, а, следовательно, в
определённой мере блокировать и совместную работу над идеями (совместно
работать можно только над «полусырым», незавершенным материалом).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|