Курорт
находится на расстоянии 1500 км от Москвы, 170 км от Краснодара, 400 км от
Ростова-на-Дону, 50 км от Новороссийска, 90 км от Геленджика, 360 км от Сочи,
900 км от Грозного и 100 км от Крыма. В Анапе крупный международный аэропорт,
железнодорожная станция, международный пассажирский порт (для малотоннажных
судов), автовокзал, развитая сеть шоссейных дорог.
6.8
Курорт Минеральные Воды расположен в
юго-восточной части Ставропольского края, в долине реки Кумы, у подножия горы
Змейки, на высоте 320 метров над уровнем моря. Его называют воротами на
Кавказские Минеральные Воды, через него проходит Северо-Кавказская железная
дорога (Ростов-Баку), автомагистраль (Ростов-Баку). В Минеральных Водах
находится один из самых крупных аэропортов страны.
7.Заключение.
Приоритетными
направлениями деятельности Министерства здравоохранения России признаны
профилактика и медицинская реабилитация. Одним из основных этапов медицинской
реабилитации является санаторно-курортное лечение, которое полностью отвечает
профилактическому принципу отечественного здравоохранения.
Санаторно-курортный
комплекс России — огромная индустрия здоровья, которая в материальном отношении
представлена мощной сетью учреждений. Ведущую роль в ней занимают, безусловно,
санатории, санатории-профилактории, бальнеогрязелечебницы,
санаторно-оздоровительные лагеря. И все это — лечебно-профилактические
учреждения, основным видом деятельности которых является, прежде всего,
медицина, направленная на профилактику, а значит, и снижение заболеваемости и
инвалидности.
Исторически
с момента открытия первого курорта курортное дело в России являлось объектом,
прежде всего, социальной политики и всецело было направлено на
восстановительное лечение граждан с применением целебных природных факторов. А
вот после Октябрьской революции была провозглашена национализация курортов и
предопределены основные принципы их развития. Первый принцип: курорты — на
службу народу. Второй заключался в том, что лечебные местности и курорты страны
должны находиться в ведении, прежде всего, органов здравоохранения.
Итак,
до 1960 года вся санаторно-курортная сеть страны находилась в ведении Минздрава
Союза. Постановлением Совета Министров Союза от 10 марта 1960 г. санатории и
дома отдыха, кроме детских и противотуберкулезных санаториев, из системы
здравоохранения были переданы профсоюзам. Управление ими осуществлялось
центральным комитетом по управлению курортами ВЦСПС и его структурами на
административных территориях. Организация санаторно-курортного дела, изучение
курортных ресурсов, разработка методов лечебно-профилактического использования
курортных факторов, а также отбор лиц для направления на санаторно-курортное
лечение были возложены на Минздрав Союза и Минздравы союзных республик.
С 1994
года реализация государственной политики в области сохранения и развития
курортного комплекса была возложена на Государственный комитет Российской
Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Как показала семилетняя
практика, комитет, не располагавший ни одним санаторно-курортным учреждением,
необходимой научно-образовательной базой, кадровым потенциалом, вынужден был
привлекать постоянно учреждения, специалистов здравоохранения в области
курортного дела при подготовке законодательных и иных нормативно-правовых
документов и осуществлении мероприятий, направленных на развитие курортного
комплекса России.
По
данным Госкомстата, на 1 января 2001 года сеть санаторно-курортных учреждений
страны составила 2 тысячи 470 учреждений на 383 тысячи коек, из них только сеть
санаторно-курортных учреждений системы здравоохранения составляют 607
санаториев на 77 тысяч коек, из которых 103 санатория для взрослых и 504
санатория для детей. 85 процентов санаториев сегодня находятся в ведении
органов управления здравоохранением субъектов России. В 2000 году в них
получили санаторно-курортное лечение 506 тысяч человек, в том числе 367 тысяч
детей. В подчинении Министерства здравоохранения России находятся 39 санаториев
для детей и детей с родителями на 9 тысяч коек и 13 санаториев для взрослых,
больных туберкулезом, на 3,5 тысячи коек. В 2000 году в них получили лечение
117 тысяч больных.
К сожалению, на сегодняшний день
система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и
рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями,
акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учетом
интересов и возможностей, прежде всего, собственника. Независимо от форм
собственности и ведомственной подчиненности санатории России составляют единый
комплекс в решении общей задачи, требующий, прежде всего,
организационно-методического обеспечения.
Правовое обеспечение современной
государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха нашло
отражение в ряде федеральных законов, которые были приняты в 1995—1996 годах.
Один из основных законов – закон «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Там в терминологии обозначено,
что курортное дело – это, прежде всего, «совокупность всех видов
научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и
профилактике заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов».
Россия сегодня обладает уникальными лечебными источниками, такими как
Марциальные воды Карелии, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, нарзаны
Кисловодска, лечебные грязи озера Карачи, сероводород Мацесты. Такого
разнообразия не найти ни в одной другой стране мира. Это жемчужины России,
которые находятся на службе человека более 250 лет. В настоящее время на
курортах РФ выявлено и используется в виде бальнеопроцедур 42 типа природных
минвод и 410 месторождений с эксплуатационными запасами в 280 тысяч м3 в
сутки. Минводы разведаны в 73 субъектах из 89 субъектов РФ.
Вместе
с тем, необходимо отметить, что имеющийся санаторно-курортный комплекс страны в
ряде случаев используется недостаточно эффективно. Отсутствие единой структуры
санаторной помощи, а также особенности налоговой политики не могли не
отразиться на сегодняшнем состоянии курортов страны.
В
настоящее время в связи с передачей большинства месторождений в пользование и
разработку различным акционерным обществам необоснованно резко возросла
стоимость природных лечебных факторов: минеральных вод, лечебных грязей,
отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений. Так, мацестинская ванна
сегодня в наших санаториях, которые входят в систему Министерства
здравоохранения России, стоит для одного ребенка 98 рублей, а для взрослого
больного, остро нуждающегося в этой ванне, – 198 рублей. Один стакан
минеральной воды «Ессентуки» для ребенка стоит сегодня 3,5 рубля, а для лечения
необходимо каждый день по несколько стаканов потреблять как детям, так и
взрослым. Стоимость одного койко-дня в санаториях различных ведомств сегодня
составляет от 330 до 800 рублей, средняя стоимость путевки – 575 рублей за один
койко-день. Путевки сегодня оплачиваются из федерального бюджета для социально
незащищенных категорий населения и выделяются лицам, нуждающимся в
санаторно-курортном лечении. Это — дети, инвалиды. Бесплатно для жителей РФ
путевки выдают Минздрав России, Минтруд России, на льготных условиях – за 10—15
процентов себестоимости – Минобороны, МВД, ФСБ, Спецстрой России. Все остальные
– на платной основе.
Сегодня
назрела необходимость обоснования концепции развития курортного дела в России,
в которой должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной системы от
центрального ведомства до муниципального санатория. Постановлением
Правительства России в 1996 году была принята четырехлетняя федеральная целевая
программа «Развитие курортов федерального значения». За период реализации
программы предусмотренное финансирование практически не осуществлялось. Как
соисполнитель программы Минздрав России не получил какого-либо финансирования
на реализацию ее мероприятий. При этом задачи, которые были поставлены
программой, не только не потеряли своей актуальности, но приобрели еще большее
значение в связи с необходимостью усиления мер по сохранению и укреплению
здоровья населения. Учитывая изложенное, в настоящее время Минздрав России
разрабатывает единую федеральную целевую программу, одной из подпрограмм
которой является развитие курортов федерального значения.
Литература.
1.
Волошин
Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: «Финансы и
статистика»,1998.
2.
Курорты:
Энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия»,1983.
3.
Курорты
СССР / Под ред. С.В. Курашова, Л.Г. Гольдфайля, Г.Н. Поспеловой. – М.:
«Государственное издательство медицинской литературы»,1962.
4.
Постановление
правительства РФ от 20 октября 1994г. №1180 «вопросы Государственного комитета
РФ по физической культуре и туризму».
5.
Федеральный
закон от 23 февраля 1995г. №26-ФЗ «О природных и лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
6.
Постановление
правительства РФ от 2 февраля 1996г. №101 «О федеральной целевой программе
«Развитие курортов федерального значения»».
7.
www.kved.ru
Приложение.
По общему
газовому составу
|
По степени газонасыщен-ности
|
По ионному составу
|
По общей минерализации
|
По содержанию биологически
активных компонентов
|
По температуре
|
По радиоактивности (по содержанию Rn)
|
По кислотности-щелочности
|
|
|
1.Углекис-лые
|
1.Слабогазонасы-
щенные (< 0,1 л/л)
|
1.Хлоридные
|
1.Натриевые
|
1.Слабомине-рализованные
(до 1 г/л)
|
1.Бромистые
(Br > 25 мг/л)
|
1.Исключительно холодные (< 0°)
|
1.Слаборадиоактив-ные (от 10 до
100 ед. Махе)
|
1.Сильнокис-лые
(pH=< 3,5)
|
|
|
2.Азотные
|
2.Среднегазонасы-щенные (от 0,1 до
1 л/л)
|
2.Сульфатные
|
2.Кальциевые
|
2.Среднемине-рализованные
(от 1 до 10 г/л)
|
2.Йодистые
(J >5 мг/л)
|
2.Очень холодные (от 0 до 4°)
|
2.Среднерадиоактив-ные (от 100 до
500 ед. Махе)
|
2.Кислые (pH=3,5-5,5)
|
|
|
3.Метановые
|
3.Высокогазонасы-щенные (>
1л/л)
|
3.Гидрокарбо-натные
|
3.Кальциево-магниевые
|
3.Высокомине-рализованные
(от 10 до 50 г/л)
|
3.Мышьяко-вистые
(As > 0,6 мг/л)
|
3.Холодные
(от 4 до 20°)
|
3.Сильнорадиоактив-ные (более 500
ед. Махе)
|
3.Слабокис-лые
(pH=5,5-6,8)
|
|
|
4.Азотно-углекислые
|
|
4.Сульфатно-хлоридные
|
4.Кальциево-натриевые
|
4.Рассольные (более 50 г/л)
|
4.Железистые
(Fe > 10 мг/л)
|
4.Тёплые
(от 20 до 37°)
|
|
4.Нейтраль-
ные
(pH=6,8-7,2)
|
|
|
5.Азотно-метановые
|
|
5.Гидрокарбо-натно-хлоридные и др.
|
|
5.Крепкие рассолы (более 150 г/л)
|
5.Борные
(HBO2 > 50 мг/л)
|
5.Горячие – термальные
(от 37 до 42°)
|
|
5.Слабо-щелочные (pH=7,2-8,5)
|
|
|
6.Сероводо-родно-углекислые
|
|
|
|
|
6.Кремнистые
(H2SiO3 > 50 мг/л)
|
6.Очень горячие –
высокотермаль-ные (> 42°)
|
|
6.Сильно-щелочные (pH=>8,5)
|
|
|
7.Сероводо-родно-метановые и др.
|
|
|
|
|
7.Сероводородные (H2S > 10 мг/л)
|
7.Исключительно горячие
(перегретые)
(> 100°)
|
|
|
|
|
Основные критерии
оценки и принципы деления минеральных вод по физико-химическому составу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|