В 1946 году Духовные академия и семинария
открылись вновь. Постепенно стала возрождаться и библиотека. Освободилась от
ряда своих религиозных изданий и Библиотека Академии наук. Без больших проблем
были получены книги Римско-католической духовной академии.
Санкт-Петербургская духовная библиотека за 10
послевоенных лет приготовила более 100 тыс. книг-сирот, которыми впоследствии
делилась дуплетными изданиями с вновь образующимися духовными школами всей России.
Собрание растет за счет — пожертвований. Сегодня
собрание библиотеки насчитывает 250 тыс. томов, из них 70 тыс. на иностранных
языках. Основу составляют книги духовного содержания. В разделе «Патрология»
широко представлены творения святых отцов - как восточных (Василий Великий,
Иоанн Златоуст), так и западных (Блаженный Иероним, Августин Гиппонский).
Имеется литература о других христианских церквях, о всевозможных сектах.
Библиотека владеет многочисленными изданиями
Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на
60 языках и наречиях.
Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в
ее состав как неделимые коллекции.
Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким
образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и
библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. ( стр. 30 -
32)
Другой крупнейшей библиотекой является библиотека
при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году.
Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую
Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название
«Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее
существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала
при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным
звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской
семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс.
экземпляров.
Особенность
библиотеки в том, что ее фонды отражают профиль самой академии: преподавание и
научная богословская работа по кафедрам.
Библиотека существует при учебном заведении, для
вновь поступивших читается лекция, в которой дается информация о происхождении
библиотеки, рассказывается о ее фондах, содержании, каталогах.
Библиотека поддерживает отношения со светскими
библиотеками: РНБ, Государственной публичной исторической и ВГБИЛ. Совместно с
РГБ проводятся семинары по работе с религиозной литературой. ( стр. 8 -10)
В первой четверти XVIII века в России были
проведены важные преобразования в области культуры и просвещения, существенно
повлиявшие на развитие библиотечного дела.
Появление новых типов библиотек закрепило
наметившиеся к концу XVII века изменения в общественной и культурной среде. Наука, образование
и издательское дело перестали быть монополией Русской Православной церкви.
Вслед за ними постепенно прекращается монополия и на библиотечное
обслуживание.
При Петре I впервые стал вопрос о значении библиотек и
необходимости их организации в широких масштабах, поскольку наблюдался интерес
к образованию, связанный с общественными преобразованиями. В «Духовном
регламенте» (1721 г.) подробно рассматривались роль и значение библиотек в
деятельности учебных заведений духовного ведомства. Библиотеку начали
рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть учреждения (в частности,
учебного заведения), и, с другой стороны, как самостоятельное учреждение,
предназначенное для содействия распространению просвещения, развитию экономики
и науки в государстве. Цель ее деятельности видят не только в собирании книг,
но и использовании библиотечного фонда, доступности находящейся в нем
литературы для определенного мирского круга читателей того времени. Важнейшим
событием начала XVIII века явилось создание первой светской библиотеки —
академической, Указ о создании которой был подписан Петром I в 1714 году.
Монастырские библиотеки в XVIII веке в собирании
документов отходят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа -
академической, публичной. Светская литература в монастырских библиотеках уменьшалась.
Это объяснялось тем, что актуальная научная и художественная литература, в
которой общество испытывало особую потребность, сосредотачивалась в этот
период в библиотеках — академической, публичной, учебных, специальных, а
прежняя литература по естествознанию, географии, математике, медицине и другая
монастырями постепенно утрачивалась. Такое положение дел было характерно для
центральной части России. На Урале, в Западной Сибири, Западном Забайкалье
(Бурятии) фонды монастырских и храмовых библиотек только начинали
складываться.
В этот же период возникают проекты организации
новых библиотек. Большое значение придавалось организации библиотек при учебных
заведениях.
В проектах 1712 и 1714 гг. выдающегося деятеля
петровской эпохи Ф.С. Салтыкова были выдвинуты принципы организации учебных и
публичных библиотек, создаваемых в помещениях монастырей, — и на основе их книжных
фондов.
По решению конференции Сената и Святейшего Синода
27 февраля 1727 года Печатный двор передавался В. В. Киприанову при условии,
которое было оговорено в «Кондициях»: «Из церковных книг от каждого выходу
присылать в Святейший Синод по книге, в библиотеку - по книге ж, а из исторических
книг - по одной же книге в Дистанс-Академию... И никому безденежно не давать» (
).
Таким
образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал
обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся формой текущего
комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного каталога печатной продукции
и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской
типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался
фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко
использоваться в национальных библиотеках России.
Духовное ведомство в XVIII веке участвовало
в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов,
одновременно являясь органом цензуры.
Кроме библиотек учебных заведений существует
большое количество монастырских библиотек.
Соловецкий монастырь — самый северный в нашей
стране — был крупнейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения».
Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы,
действовала книгописная мастерская.
Очень условно можно назвать несколько книг,
бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и
составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории — конец XV века, когда игумен
Досифей — при Зосиме, был простым монахом — отправлялся в город Новгород
Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.
Досифей, образованный игумен, самолично и с
помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие,
наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные
приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.
Известен Досифей, как автор одной из редакций
Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития
начальников соловецких». Досифей записал по памяти все, что знал об
основателях монастыря.
Так Досифей положил начало основанию
разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание
рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его
интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной
русской литературы. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.
В 1928 году книжное собрание Соловецкого
монастыря — 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в
Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр.
63 - 65).
Синодальная библиотека при Андреевском монастыре
на Воробьевых горах считается — первым просветительским учреждением в России.
Монастырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал
достаточно скромно и тихо до середины XVII века, когда Ртищев собрал украинских
образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое
здесь было образовано, явились фундаментом для создания
Славяно-греко-латинской академии, основанной братьями Лихудами.
Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли
затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию
первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную
академию и Московский государственный университет.
Новый период в истории Андреевского монастыря
начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский
монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где
учится около 30 детей разного возраста.
Библиотека монастыря взаимодействует и с
государственными светскими библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская
библиотека помогает им в комплектовании духовной литературой — за собственный
счет — монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека
стремится охватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений
Русской Православной церкви.
В данный момент библиотекой установлены тесные
отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по
вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в
состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной
библиотечной богословской ассоциацией. ( стр. 18 - 22)
Книжное обозрение учебной библиотеки
Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г.
Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в
1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была
организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор
литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и
студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического,
историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует
фонд иностранной литературы.
В 1998 году был издан библиографический указатель книг
на русском и церковно-славянском языках за 1918 – 1993 годы «Православие»,
подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и
сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться
ниже.
Большинство библиотек среднего и низового уровня
— епархиальные, монастырские, храмовые, а также библиотеки благочинические,
епархиальных духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ —
воссоздаются заново. Данный процесс продолжается и в настоящее время.
3.2
Православная библиотека наших дней
В своем интервью директор Синодальной библиотеки
Московского Патриархата протоиерей Борис Даниленко говорил о том, что
необходимо создавать уголки православной литературы в светских библиотеках
города, района, в больницах и т. д. Такой опыт уже существует.
Роль своеобразного клуба, занимающегося духовным
просвещением, выполняет библиотека православной культуры «Благовест»,
созданная, в Кирове (Вятка) результатом созидательных усилий администрации
города, Вятской епархии (архиепископ Вятский и Слободский Хрисаиф),
муниципального учреждения «Библиотека» весной 1998 года.
В наследство от библиотеки № 22 она получила не
только помещение и фонд славянской литературы, но и коллектив
высокопрофессиональных сотрудников, посвятивших многие годы своему делу. Не
отвергли здесь и преданных библиотеке-предшественнице друзей-читателей, у
которых появилась возможность включить в круг своего чтения православную
литературу.
Каждую субботу в «Благовесте» проходят встречи со
священником Свято-Серафимовской церкви отцом Павлом, который по благословению
архиепископа Вятского и Слободского Хрисаифа шефствует над «Благовестом».
Тематические беседы, православные видеофильмы вызывают живой интерес.
Человеку, едва почувствовавшему тягу к вере,
сложно иногда сразу прийти в храм, обратиться к священнику. Прийти в
библиотеку, которая внешне является светским учреждением, а по существу
православным, психологически проще. И в том смысле значение такого учреждения
трудно переоценить.
Много работает библиотека со школьниками.
Проводятся беседы, встречи: «Пушкин и православие», «По православным мотивам в
«Преступлении и наказании» Достоевского» и др.
Катастрофически увеличивается число детей с
отклонениями в умственном развитии. А им особенно необходимо слово Божье. Поэтому
из важнейших дел «Благовеста» стало сотрудничество с коррекционной школой. Библиотека
планирует провести цикл встреч читателей с православными медиками.
Самая насущная из проблем — недостаточный объем
книжного фонда: большинство пользующихся спросом книг имеется лишь в одном
экземпляре. С периодикой положение лучше, оформлена подписка на два десятка
православных журналов и газет.
Первая в Кирове православная библиотека
«Благовест» не одинока — в городе открыты православные детсад и гимназия,
проводит набор первых слушателей вятский филиал Московского
Православного Свято-Тихоновского богословского института. ( стр. 90 -
91; стр. 25).
Этот процесс продолжался в частности на
Ставрополье. Новая, непохожая на другие категория читателей появилась в
библиотеке города-райцентра Изобильного. С открытием в ее стенах специального
отдела православной литературы сюда обращаются прихожане и клир местных
церквей. Не имеющий пока аналогов ни в одной из библиотек края отдел открыт при
активном участии благочиния Изобильненского округа Ставропольской епархии. И
рассчитан на всех, кто интересуется историей христианства, православной
культурой, духовным наследием отцов церкви. Тем более, что значительную часть
собрания из 400 томов составляют богословские и философские труды, а также
публицистика. Но для верующих новшество представляет особую ценность: если
Библия у многих из них есть дома, то другие церковные книги, включая
богослужебные, в большом дефиците. ( стр. 4)
Очевидно, что названные нами примеры к настоящему
времени не единичны, поскольку процесс возникновения таких библиотек или
отделов при библиотеках продолжается.
3.3
Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви
В предыдущих
параграфах было сказано, как изменилось отношение и религии и рассмотрена роль
библиотек в духовно-нравственном обновлении общества.
Была дана краткая
характеристика деятельности библиотек религиозных организаций и учебных заведений. Здесь следует сказать о
том месте, которое занимают государственные, т.е. светские библиотеки в
непростом процессе преображения общества, возрождения религиозной жизни России.
Перед большинством библиотек с начала 90-х годов
встала задача определить свои позиции в обслуживании книгами религиозного
характера. Вопрос стоял не в том, чтобы сделать это направление приоритетным, а
в том, чтобы предоставить возможность удовлетворять все духовные интересы, в
том числе и религиозные. Но в этот момент решить эту задачу было очень сложно,
поскольку литературы по соответствующей тематике в библиотеках не было.
Между тем, поток религиозной литературы,
издаваемой и светскими, и религиозными организациями, постепенно увеличился. И,
конечно, в настоящее время многие массовые библиотеки уже нашли пути решения
этого вопроса.
Многие
библиотеки активно используют издания зарубежных миссионерских обществ,
установив с ними как прямые контакты, так и через аналогичные отечественные
организации. В каждом регионе существуют религиозные общества, организации,
объединения, которые готовы оказать помощь. ( , с. 64)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|