рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического...

В 1946 году Духовные академия и семинария открылись вновь. Постепенно стала возрождаться и библиотека. Освободилась от ряда своих религи­озных изданий и Библиотека Академии наук. Без больших проблем были по­лучены книги Римско-католической духовной академии.

Санкт-Петербургская духовная библиотека за 10 послевоенных лет при­готовила более 100 тыс. книг-сирот, которыми впоследствии делилась дуплетными изданиями с вновь образующимися духовными школами всей Рос­сии.

Собрание растет за счет — пожертвований. Сегодня собрание библиотеки насчитывает 250 тыс. томов, из них 70 тыс. на иностранных языках. Основу составляют книги духовного содержания. В разделе «Патрология» широко представлены творения святых отцов - как восточных (Василий Великий, Иоанн Златоуст), так и западных (Блаженный Иероним, Августин Гиппонский). Имеется литература о других христианских церквях, о всевозможных сектах.

Библиотека владеет многочисленными изданиями Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на 60 языках и наречиях.

Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в ее состав как неделимые коллекции.

Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. (      стр. 30 - 32)

Другой крупнейшей библиотекой является библиотека при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году. Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название «Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс. экземпляров.

Особенность библиотеки в том, что ее фонды отражают профиль самой академии: преподавание и научная богословская работа по кафедрам.

Библиотека существует при учебном заведении, для вновь поступивших читается лекция, в которой дается информация о происхождении библиотеки, рассказывается о ее фондах, содержании, каталогах.

Библиотека поддерживает отношения со светскими библиотеками: РНБ, Государственной публичной исторической и ВГБИЛ. Совместно с РГБ проводятся семинары по работе с религиозной литературой. (      стр. 8 -10)

В первой четверти XVIII века в России были проведены важные преобразования в области культуры и просвещения, существенно повлиявшие на развитие библиотечного дела.

Появление новых типов библиотек закрепило наметившиеся к концу XVII века изменения в общественной и культурной среде. Наука, образова­ние и издательское дело перестали быть монополией Русской Православной церкви. Вслед за ними постепенно прекращается монополия и на библиотеч­ное обслуживание.

При Петре I впервые стал вопрос о значении библиотек и необходимо­сти их организации в широких масштабах, поскольку наблюдался интерес к образованию, связанный с общественными преобразованиями. В «Духовном регламенте» (1721 г.) подробно рассматривались роль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. Библиотеку начали рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть учреждения (в частности, учебного заведения), и, с другой стороны, как самостоятельное учреждение, предназначенное для содействия распространению просвещения, развитию экономики и науки в государстве. Цель ее деятельности видят не только в собирании книг, но и использовании библиотечного фонда, доступности находящейся в нем литературы для определенного мирского круга чи­тателей того времени. Важнейшим событием начала XVIII века явилось создание первой светской библиотеки — академической, Указ о создании которой был подписан Петром I в 1714 году.

Монастырские библиотеки в XVIII веке в собирании документов отхо­дят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа - академической, публичной. Светская литература в монастырских библиотеках умень­шалась. Это объяснялось тем, что актуальная научная и художественная ли­тература, в которой общество испытывало особую потребность, сосредотачи­валась в этот период в библиотеках — академической, публичной, учебных, специальных, а прежняя литература по естествознанию, географии, матема­тике, медицине и другая монастырями постепенно утрачивалась. Такое по­ложение дел было характерно для центральной части России. На Урале, в За­падной Сибири, Западном Забайкалье (Бурятии) фонды монастырских и хра­мовых библиотек только начинали складываться.

В этот же период возникают проекты организации новых библиотек. Большое значение придавалось организации библиотек при учебных заведениях.

В проектах 1712 и 1714 гг. выдающегося деятеля петровской эпохи Ф.С. Салтыкова были выдвинуты принципы организации учебных и пуб­личных библиотек, создаваемых в помещениях монастырей, — и на основе их книжных фондов.

По решению конференции Сената и Святейшего Синода 27 февраля 1727 года Печатный двор передавался В. В. Киприанову при условии, кото­рое было оговорено в «Кондициях»: «Из церковных книг от каждого выходу присылать в Святейший Синод по книге, в библиотеку - по книге ж, а из ис­торических книг - по одной же книге в Дистанс-Академию... И никому без­денежно не давать» (   ).

Таким образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся фор­мой текущего комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного катало­га печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко использоваться в национальных библиотеках России.

Духовное ведомство в XVIII веке участвовало в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов, одновременно явля­ясь органом цензуры.

Кроме библиотек учебных заведений существует большое количество монастырских библиотек.

Соловецкий монастырь — самый северный в нашей стране — был круп­нейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения». Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская.

Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории — конец XV века, когда игумен Досифей — при Зосиме, был простым монахом — отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.

Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.

Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловец­ких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря.

Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литерату­ры. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.

В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря — 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). (    стр. 63 - 65).

Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается — первым просветительским учреждением в России. Мона­стырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до се­редины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образо­вано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской акаде­мии, основанной братьями Лихудами.

Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную академию и Московский государственный университет.

Новый период в истории Андреевского монастыря начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где учится около 30 детей разного возраста.

Библиотека монастыря взаимодействует и с государственными светски­ми библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская библиотека помо­гает им в комплектовании духовной литературой — за собственный счет — монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека стремится ох­ватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений Русской Православной церкви.

В данный момент библиотекой установлены тесные отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной библиотечной богословской ассоциацией. (     стр. 18 - 22)

Книжное обозрение учебной библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г. Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в 1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического, историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует фонд иностранной литературы.

В 1998 году был издан библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918 – 1993 годы «Православие», подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться ниже.

Большинство библиотек среднего и низового уровня — епархиальные, монастырские, храмовые, а также библиотеки благочинические, епархиальных духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ — воссоздаются заново. Данный процесс продолжается и в настоящее время.

3.2 Православная библиотека наших дней


В своем интервью директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Борис Даниленко говорил о том, что необходимо созда­вать уголки православной литературы в светских библиотеках города, рай­она, в больницах и т. д. Такой опыт уже существует.

Роль своеобразного клуба, занимающегося духовным просвещением, выполняет библиотека православной культуры «Благовест», созданная, в Кирове (Вятка) результатом созидательных усилий администрации города, Вятской епархии (архиепископ Вятский и Слободский Хрисаиф), муниципально­го учреждения «Библиотека» весной 1998 года.

В наследство от библиотеки № 22 она получила не только помещение и фонд славянской литературы, но и коллектив высокопрофессиональных сотрудников, посвятивших многие годы своему делу. Не отвергли здесь и преданных библиотеке-предшественнице друзей-читателей, у которых появи­лась возможность включить в круг своего чтения православную литературу.

Каждую субботу в «Благовесте» проходят встречи со священником Свято-Серафимовской церкви отцом Павлом, который по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисаифа шефствует над «Благовес­том». Тематические беседы, православные видеофильмы вызывают живой интерес.

Человеку, едва почувствовавшему тягу к вере, сложно иногда сразу прийти в храм, обратиться к священнику. Прийти в библиотеку, которая внешне является светским учреждением, а по существу православным, психологически проще. И в том смысле значение такого учреждения трудно переоценить.

Много работает библиотека со школьниками. Проводятся беседы, встречи: «Пушкин и православие», «По православным мотивам в «Преступлении и наказании» Достоевского» и др.

Катастрофически увеличивается число детей с отклонениями в умственном развитии. А им особенно необходимо слово Божье. Поэтому из важнейших дел «Благовеста» стало сотрудничество с коррекционной школой. Биб­лиотека планирует провести цикл встреч читателей с православными медиками.

Самая насущная из проблем — недостаточный объем книжного фонда: большинство пользующихся спросом книг имеется лишь в одном экземпляре. С периодикой положение лучше, оформлена подписка на два десятка православных журналов и газет.

Первая в Кирове православная библиотека «Благовест» не одинока — в городе открыты православные детсад и гимназия, проводит набор первых слушателей     вятский     филиал     Московского     Православного     Свято-Тихоновского богословского института. (     стр. 90 - 91;      стр. 25).

Этот процесс продолжался в частности на Ставрополье. Новая, непохожая на другие категория читателей появилась в библиотеке города-райцентра Изобильного. С открытием в ее стенах специального отдела православной литературы сюда обращаются прихожане и клир местных церквей. Не имеющий пока аналогов ни в одной из библиотек края отдел открыт при ак­тивном участии благочиния Изобильненского округа Ставропольской епар­хии. И рассчитан на всех, кто интересуется историей христианства, православной культурой, духовным наследием отцов церкви. Тем более, что значительную часть собрания из 400 томов составляют богословские и философ­ские труды, а также публицистика. Но для верующих новшество представля­ет особую ценность: если Библия у многих из них есть дома, то другие церковные книги, включая богослужебные, в большом дефиците. (     стр. 4)

Очевидно, что названные нами примеры к настоящему времени не единичны, поскольку процесс возникновения таких библиотек или отделов при библиотеках продолжается.

3.3 Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви


В предыдущих параграфах было сказано, как изменилось отношение и религии и рассмотрена роль библиотек в духовно-нравственном обновлении общества.

Была дана краткая характеристика деятельности библиотек религиозных организаций и учебных заведений. Здесь следует сказать о том месте, которое занимают государственные, т.е. светские библиотеки в непростом процессе преображения общества, возрождения религиозной жизни России.

Перед большинством библиотек с начала 90-х годов встала задача определить свои позиции в обслуживании книгами религиозного характера. Вопрос стоял не в том, чтобы сделать это направление приоритетным, а в том, чтобы предоставить возможность удовлетворять все духовные интересы, в том числе и религиозные. Но в этот момент решить эту задачу было очень сложно, поскольку литературы по соответствующей тематике в библиотеках не было.

Между тем, поток религиозной литературы, издаваемой и светскими, и религиозными организациями, постепенно увеличился. И, конечно, в на­стоящее время многие массовые библиотеки уже нашли пути решения этого вопроса.

Многие библиотеки активно используют издания зарубежных миссио­нерских обществ, установив с ними как прямые контакты, так и через анало­гичные отечественные организации. В каждом регионе существуют религиозные общества, организации, объединения, которые готовы оказать помощь. (    , с. 64)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.