Успех на мировом рынке одной отрасли может повлечь за собой развитие
производства дополнительных товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров
за границей привела к повышению спроса на американские периферийные
устройства, программное обеспечение и к развитию американских служб, работающих
с базами данных.
Однако успех отраслей-поставщиков и родственных отраслей может повлиять
на успех национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных
составляющих «ромба».
Стратегия, структура и соперничество фирм
Четвертым важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность
отрасли, является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в
зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом
вырабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на
управление фирмами и на форму конкуренции между ними. В Италии многие фирмы,
успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними (по размеру)
семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с
иерархической системой управления. Кроме того, можно вспомнить об американской
и японской системах управления. Эти национальные особенности в значительной
степени влияют на позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию.
Особое значение для достижения высокой конкурентоспособности в отрасли
имеет сильное соперничество на внутреннем рынке, что объясняется следующими
причинами:
сильная внутренняя конкуренция дает более мощный импульс к совершенствованию;
внутренняя конкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем
рынке, но и заставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего
роста;
более сильные местные фирмы, закаленные внутренней конкуренцией,
способны добиться успеха и за границей;
при конкуренции на внутреннем рынке создаются также преимущества для
национальной отрасли в целом, а не только для отдельных фирм. Конкуренты
заимствуют друг у друга прогрессивные идеи;
и развивают их, поскольку в пределах одной нации идеи распространяются
быстрее, чем между разными нациями.
Эти преимущества усиливаются при концентрации конкурентов в одной
географической местности.
Роль случая
Случай — это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в
стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные
правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся[4]:
изобретательство;
крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника и
др.);
резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);
значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;
резкое повышение мирового или местного спроса;
политические решения зарубежных правительств;
войны.
Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих
фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых
конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного
уровня конкурентоспособности в новых условиях. Так, например, производство
одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели
квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.
В то время как случай может способствовать изменению уровня
конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким
образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи
проигравших во второй мировой войне стран — Германии, Японии и Италии).
Роль правительства
Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в
том, что оно оказывает влияния на все четыре детерминанта:
на параметры факторов — через субсидии, политику в отношении рынка
капитала и др.;
на параметры спроса — путем установления различных стандартов и
осуществления государственных закупок;
на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков —
посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;
на стратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую
политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и
деятельности рынка ценных бумаг и т.д.
Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздействие на
правительство. Роль правительства может быть положительной и отрицательной.
Детерминанты национальной конкурентоспособности представляют собой
комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты
регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому,
что конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по
всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отраслей,
зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экспорта приходится на
отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством
жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о
котором уже говорилось.
После рассмотрения теорий международной торговли возникает вопрос,
заменяла ли каждая последующая теория предыдущую и какая теория объясняет
развитие международной торговли в конце XX в. В настоящее время нельзя говорить о специализации страны в целом в
соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации
отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий
не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют
тенденции развития современной мировой торговли.
Нефтегазовый
комплекс России оказывает мощное положительное влияние на развитие ее
экономики. Несмотря на экономический кризис последнего десятилетия, Россия
сохранила ведущее место в мире среди нефтегазодобывающих стран-экспортеров.
Такое относительно благополучное положение во многом определяется
сформировавшейся в эпоху советского периода сырьевой базой углеводородов (УВ),
неравномерно сосредоточенной в основных нефтегазоносных провинциях (рис. 1).[5]
Начиная с 1994 г.
ситуация с воспроизводством сырьевой базы УВ стала ухудшаться. Из-за
недостаточного финансирования резко снизились объемы геолого-разведочных работ
(ГРР), соответственно сократилось число открытых новых месторождений.
Вместе с тем
прогнозы показывают, что по крайней мере в течение всей первой половины XXI в.
основными энергоносителями в мире и России останутся нефть и газ. Из этого
неизбежно следует необходимость развития сырьевой базы УВ – основы нефтегазового
комплекса страны.
Сырьевая база
жидких УВ (нефть и газовый конденсат). Начальные суммарные ресурсы (НСР) нефти
России, включающие накопленную добычу, запасы категорий А+В+С1+С2,
перспективные (категория С3) и прогнозные (категории Д1+Д2) ресурсы, распределены
неравномерно и составляют на суше 87,6%, на шельфе – 12,4%.
Из общего объема
НСР накопленная добыча нефти составляет 16 %, разведанные запасы категорий
А+В+С1 – 17 %, предварительно оцененные запасы категории С2 – 8 %,
перспективные и прогнозные ресурсы – 58 % (рис. 2).[6]
Наибольший объем
НСР сосредоточен в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (рис. 3).
Структура НСР
нефти по нефте- газоносным провинциям (НГП) России приведена на рис. 4.
Всего на
территории России открыто 2407 нефтесодержащих месторождений, в том числе 1958
– нефтяных, 193 – газонефтяных, 32 – нефтегазовых и 224 –
нефтегазоконденсатных. Из общего числа открытых месторождений 1253 вовлечены в
разработку, в которых сосредоточено 53,3 % общероссийских запасов нефти.[7]
По крупности
запасов месторождения распределяются следующим образом: 10 уникальных (запасы
каждого месторождения больше 300 млн т); 139 крупных (30-300 млн т) ; 219
средних (10-30 млн т); остальные – мелкие (менее 10 млн т). При этом на
месторождения с извлекаемыми запасами более 30 млн т приходится 73 % общероссийских
запасов и около 76 % добычи нефти. К уникальным месторождениям относятся Ромашкинское
в Республике Татарстан; Самотлорское, Федоровское, Салымское, Приобское,
Тевлинско-Русскинское, Красноленинское, Ватьеганское в Ханты-Мансийском АО;
Русское в Ямало-Ненецком АО и Юрубчено-Тохомское в Эвенкийском АО. Следует
отметить, что месторождение Русское не разрабатывается, а годовая добыча по
Приобскому, Юрубчено-Тохомскому и Салымскому месторождениям составляет менее 3
% разведанных запасов каждого.
Большая часть
разведанных запасов нефти (91 %) уже передана недропользователям.
На долю
вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ОАО "ТНК",ОАО
"НК"ЮКОС", ОАО "НК "ЛУКойл", ОАО
"Сургутнефтегаз", ОАО "НК "Роснефть", ОАО
"Татнефть", ОАО "Сибнефть", ОАО "СИДАНКО", ОАО
"НГК "Славнефть", АНК "Башнефть") приходится около 77
% запасов нефти[8]
Запасы конденсата
учитываются на 327 газоконденсатных месторождениях и составляют 2 млрд т.
Основные запасы конденсата сосредоточены в Ямало-Ненецком АО (60%) и
Астраханской области (21 %). Доля запасов конденсата распределенного фонда
составляет 90 %.
В целом, если
полагаться только на "сухие цифры", можно было бы охарактеризовать
состояние сырьевой базы нефтяного комплекса России как благополучное:
разведанные запасы нефти составляют 12 % мировых (второе место в мире),
обеспеченность добычи разведанными запасами – около 50 лет.
Однако запасы и
ресурсы нефти в основном сосредоточены в отдаленных труднодоступных и
недостаточно обжитых районах, характеризуются сложными горно-геологическими
условиями, сравнительно низким качеством нефти. Рентабельность разработки таких
запасов в условиях рыночной экономики находится в сильной зависимости от
мировых цен на нефть.
В настоящее время
возникает необходимость в проведении переоценки ресурсов и запасов нефти на
совершенно новой методологической и классификационной основе, в том числе с
учетом изменившихся экономических условий, но уже сейчас очевидно, что
имеющиеся результаты оценки состояния сырьевой базы несколько преувеличены.
В общем числе
разведанных месторождений 82 % составляют мелкие. Выработанность запасов в
целом по России достигла 50 % , особенно высокая степень выработанности характерна
для месторождений Урало-Поволжья и Северного Кавказа. Доля запасов с
выработанностью более 80 % превышает 1/4 разрабатываемых запасов, свыше 1/3
составляют запасы с обводненностью более 70 %.
Из текущих
запасов нефти 19 % находятся в подгазовых зонах нефтегазовых залежей, 14 %
представлены тяжелыми и высоковязкими нефтями. Снижаются текущие дебиты
эксплуатационных скважин.
В соответствии с
разрабатываемой "Энергетической стратегией России на период до 2020
года" задача прогнозирования развития сырьевой базы нефтегазового
комплекса имеет концептуальное и вариантные решения, учитывающие величину,
размещение и структуру запасов и ресурсов нефти и газа, а также комплекс
экономических, технико-технологических, экологических и социально-политических
факторов, определяющих объемы добычи и потребления, транспортные и другие
издержки.
Прогноз добычи
УВ. Согласно проекту "Энергетической стратегии…" добыча УВ-сырья
будет развиваться во всех существующих нефтегазодобывающих районах России, а
также в новых районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и на шельфе.
Преобладающая часть добывающих мощностей будет размещаться в Западной Сибири,
где сосредоточены наибольшие запасы и ресурсы. Вместе с тем, сколь оптимистично
ни оценивался бы потенциал этого региона, снижение его возможностей в отношении
добычи неизбежно уже в обозримом будущем. Прежде всего прогнозируется снижение
добычи в добывающих районах европейской части России и на о-ве Сахалин.
В соответствии с
проектом "Энергетической стратегии..." и предложениями по ее
уточнению добыча нефти (с газовым конденсатом) достигнет 340-405 млн т в 2020
г. (средний сценарий – 360 млн т). Добыча по стране в целом обеспечена запасами
распределенного фонда открытых месторождений вплоть до 2010 г., после чего
предлагается возрастающий дефицит добычи: около 30 млн т в 2015 г. и 60 млн т в
2020 г. (рис. 10).
Рис. 5. Динамика добычи нефти (с
конденсатом)
|
|
Таким образом,
для поддержания требуемого уровня добычи нефти на период после 2010 г.
необходимы открытие новых месторождений и ввод их в разработку, потребность в
которых во времени неизбежно будет возрастать.
Геолого-экономический
анализ сырьевой базы нефтедобычи Западной Сибири указывает на возможность ее
выхода к 2010-2011 гг. на максимальный уровень добычи в 211-217 млн т при
условии вовлечения в разработку подготовленных и разведываемых нефтяных
месторождений. При этом прогнозируется его снижение до 175 млн т в 2020 г. и
145 млн т в 2030 г.
ГРР на нефть и
газ. Для обеспечения разведанными запасами стабильной добычи УВ-сырья в
объемах, предусмотренных проектом "Энергетической стратегии России…",
планируется проведение комплекса ГРР, направленного на:
разведку и
доразведку открытых месторождений и перевод предварительно оцененных запасов
категории С2 в более высокие категории;
поиски, разведку
и подготовку к разработке новых месторождений в обустроенных
нефтегазодобывающих районах для поддержания уровней добычи;
региональное
изучение и поиски месторождений в новых менее изученных районах для
формирования сырьевой базы на перспективу, в том числе с целью создания новых
объектов нефтегазодобычи.
Конкретные
направления, виды и объемы планируемых ГРР определялись ежегодными программами
геологического изучения недр, которые в последующем корректировались в
зависимости от полученных результатов выполненных работ. В настоящее время
принято решение перейти к разработке и реализации государственных программ
геологического изучения недр нефтегазоносных и перспективных провинций России
на период до 2010 г., что позволит более обоснованно прогнозировать направления
и объемы работ в каждой провинции и в целом по территории России с целью
наращивания разведанных запасов УВ-сырья.
Проведенные
расчеты требуемых объемов глубокого бурения как основного наиболее
дорогостоящего вида работ на нефть и газ по основным нефтегазоносным регионам
России показывают, что для адекватного восполнения планируемых уровней добычи
приростами разведанных запасов до 2020 г. необходимо пробурить не менее 50 млн
м поисковых, разведочных и параметрических скважин, или в среднем 2,5 млн м в
год.
Для сравнения
следует указать, что в 1991-2000 гг. среднегодовой объем глубокого бурения
составил 2 млн м при диапазоне изменения по годам от 4,2 до 1,27 млн м.
По прогнозным
расчетам суммарные затраты на все виды ГРР до 2020 г. должны составить около 1
трлн р., или в среднем 50 млрд р. в год.
В связи с отменой
с 2002 г. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ)
основные затраты по финансированию ГРР на нефть и газ должны обеспечиваться за
счет средств недропользователей (до 80 % прогнозируемых годовых затрат). Из
средств федерального бюджета в основном предусматривается финансировать
региональные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и тематические
работы, а также информационно-методическое обеспечение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|