Государству важно
поддерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных
инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной
энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и
надёжности энергообеспечения отечественных потребителей.
Теперь рассмотрим
непосредственно особенности развития внешнеэкономических связей российского ТЭК
в сфере торговли нефтью и газом.
Экспорт нефти
является для России важнейшим элементом внешнеэкономических связей. В то же
время, рост экспорта нефти происходит без соответствующего прироста ее добычи. Поставки
российской нефти за рубеж выросли в 2004 г. на 17% и достигли 175.3 млн т.
Иными словами, темпы роста экспорта вдвое превысили темпы роста добычи нефти.
Как следствие доля нефти, идущей на экспорт, в общем объёме добытой нефти
возросла с 33.1% в 2003 г. до 36.4% в 2004 г.[13]
Свыше половины
нефти (52.7%) вывезено морем. На нефтепровод «Дружба» приходится 42.5%, на
железнодорожные перевозки - 4.8%. Загрузка нефтепровода «Дружба» выросла на
0.7%.
Доля
вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в экспорте нефти составила
95.1%, или 166.8 млн т (в 2003 г. она равнялась 93.1%, т.е. 139.55 млн т).
Среди ВИНК ведущие места заняли ЮКОС - 18% (в 2003 г. - 19.2%), «ЛУКОЙЛ» -
17.8% (18.5%), ТНК-ВР - 17.5% (15.8%), «Сургутнефтегаз» - 12.4% (13.1%). Доля
государственной НК «Роснефть» в экспорте нефти составила 4% (в 2003 г. - 5%).[14]
Валютные поступления от экспорта российских углеводородов (нефти,
нефтепродуктов и природного газа) длительное время являются ключевым фактором
финансирования экономического роста и формирования бюджета России. Их доля в
общей валютной выручке страны колеблется в неизменных пределах: от трети
(38,4%, 1995 г.) до половины (52%, 2002 г.). Это позволяет сделать вывод, что
стабильность современной российской экономики прямо зависит от конъюнктуры
мировых цен на углеводороды, в первую очередь на нефть.
Непредсказуемость этих цен из-за их высокой волатильности привела в ряде
стран мира к созданию стабилизационных фондов для демпфирования рисков неисполнения
расходной части государственных бюджетов[15].
В России с 1 января 2004 г. также начал функционировать стабилизационный фонд
федерального бюджета[16].
Уже в марте он составил 122,4 млрд. руб. К 1 января 2005 г. накопления фонда
достигли 500 млрд. руб., а к началу 2006 г. цифра была значительно выше.[17].
Условия и периодичность пополнений стабилизационного фонда во многом
будут определяться особенностями формирования экспортной выручки от реализации
углеводородов на мировом рынке. В первую очередь это европейский рынок -
главная торговая площадка для российской нефтегазовой продукции. Основа
реализации углеводородов - экспортная нефть Urals, которая представляет собой смесь нефтей разного качества. Она
образуется в результате перекачки нефтей из разных месторождений по единой в
стране системе нефтепроводов.
Уровень цены нефти Urals, складывающийся на нефтяном
рынке Европы, во многом формирует величину выручки от экспорта углеводородов.
Он прямо связан с уровнем цены нефти Brent, которая добывается в великобританском секторе Северного моря и является
маркерной ценой для всех нефтей, реализуемых на европейском рынке.
Динамика среднегодовых цен нефти Urals за 1982-1991 гг. и ее среднемесячных значений с января 1992 по январь 2004
г. (включительно) (рис. 7)[18]
показывает, что они тесно связаны с ценой нефти Brent, но систематически ниже ее уровня. В то же время динамика
цены нефти Urals и характер ее колеблемости
заметно изменились после введения ОПЕК коридора цен в марте 2000 г., установленного
в пределах 22-28 долл./барр. для цены так называемой корзины нефтей ОПЕК[19].
Рис. 7. Динамика цены российской нефти сорта Urals:
-*- (---)
цена российской нефти сорта Urals; превышение
цены нефти Brent над ценой нефти Urals
В 2005 году цена на нефть значительно выросла, но нефть сорта Urals, все равно стоит дешевле на мировом
рынке.
Регулирование цены предусматривается путем изменения квот добычи нефти
странами ОПЕК и поставок на рынок, если цена корзины опустится за нижнюю
границу коридора в течение десяти торговых дней подряд. Аналогичные действия
должны быть предприняты при превышении верхней границы после двадцати торговых
дней.
Введение ОПЕК коридора цен существенно повлияло на величину средней цены
российской нефти: она возросла с 17,41 до 25,07 долл./барр. и находится на
уровне средней цены коридора (табл. 3, см. также рис. 14). Другим значимым
фактором стала меньшая колеблемость цены как в абсолютных, так и в
относительных показателях. Но при этом сравнительно плавные изменения цены
сменились ее крутыми подъемами и спадами, в основном в границах «коридора» цен.
Но при этом восстановление спадов цены нефти Urals происходит относительно быстро, и даже заметные снижения
цены не достигают уровней, критичных для российской экономики.
Среднемесячная цена нефти Urals после введения коридора цен трижды до января 2004 г. (включительно)
превышала 30 долл./барр. - рекордный уровень, который ранее был достигнут в
1982 г. (более 20 лет назад). В настоящее время она еще более поднялась в цене
и продолжает оставаться на очень высоком уровне. Таким образом, введение коридора
цен ОПЕК, направленное на регулирование цен нефти, в целом положительно
повлияло на динамику цены российской нефти. С 2005 года эти цены позволяют
российской экономике получать «сверхприбыль» и пополнять в беспрецедентных
объемах стабилизационный фонд.
В целом, об
объемах экспорта российской нефти в 2004 году можно судить из таблицы 2.
Таблица
2. Экспорт нефти из России (по транспортным направлениям) в январе-сентябре
2004 года
|