- нерешённость проблемы распределения постоянных (косвенных) расходов,
которые также участвуют в процессе производства продукции, а значит, должны
быть включены в себестоимость;
- сложность в определении номенклатуры элементов калькулирования или
деления расходов на переменные и постоянные.
При системе "директ-костинг" не определяются полные
затраты на изготовление продукции. Поэтому эта система не отвечает одной из основных
целей отечественного бухгалтерского учета - составлению точных калькуляций.
Однако следует иметь в виду, что не существует такой системы калькулирования
затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы продукции со
стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы
хорошо оно не было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает
точность калькулирования. С этой точки зрения самой точной является калькуляция
по переменным (прямым) расходам, которая получается при калькулировании по
системе "директ-костинг". В этом случае в калькуляцию
включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия.
Поэтому критерием точности исчисления себестоимости изделия следует считать не
полноту включения затрат в себестоимость, а способ отнесения на то или иное
изделие.
Кроме того, постоянные затраты в
основной своей массе не связаны с производством данного конкретного изделия, а
носят, как правило, периодический характер и связаны с выпуском всего объема
продукции предприятия. Поэтому тезис о том, что эти расходы также должны в обязательном
порядке включаться в расчет себестоимости изделия, можно подвергнуть критике.
1.4 Схема учетных записей при учете затрат по системе «Direct-costing»
Рассмотрим порядок отражения операций
на бухгалтерских счетах в условиях системы «директ-костинг». Прямые
производственные затраты с кредита счетов 10, 70, 69 собираются по дебету счета
20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». Переменная
часть общепроизводственных расходов с одноименного счета 25 также списывается
на счет 20 (23). Затраты, используя какую-либо базу распределения, в дальнейшем
будут отнесены на соответствующие носители затрат, т.е. будут участвовать в
калькулировании.
Постоянная часть общепроизводственных издержек вместе с коммерческими и
общехозяйственными расходами, рассматриваемыми как периодические, при этом
варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования (носителей
затрат), а списываются на уменьшение выручки от реализации продукции.
Таким образом, применение системы
«директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный учет
общепроизводственных расходов. Их следует разделить на постоянную и переменную
части.
К счету 25 создаются два субсчета:
25-1 « Общепроизводственные переменные расходы» и 25-2 «Общепроизводственные
постоянные расходы». Оборот счета 25-1 в конце отчетного периода, распределяясь
по носителям затрат, списывается на счет 20 «Основное производство». Счет 25-2
закрывается счетом 90 «Продажи»
Порядок учетных записей на счетах при учете затрат по
системе «директ-костинг» проиллюстрирован на рис1 Необходимо обратить внимание
на то, что остатки незавершенного производства и готовой продукции, т.е.
запасы, оцениваются в этом случае по неполной (переменной) себестоимости.
Рис.1
Счет 20 «Основное производство» Счет
43 «Готовая продукция»
Счет 23 «Вспомогательное производство»
Сальдо
– незавершенное
Производство
по неполной
(переменной)
себестоимости
на
начало периода
Счета
10,16,70,69 Счет
90 «Продажи»
Счет 25-1 «Общепроизводственные Неполная
(переменная)
переменные расходы» себестоимость
Готовая
продукция реализованной
продукции
Оценивается
по неполной
(переменной)
себестоимости
10,16,70,69,68,
12,02 и
др.
Мажиральный
доход
Сальдо
– незавершенное производство Сальдо – готовая продукция на
по
неполной (переменной) складе по неполной (переменной)
себестоимости
на конец отчетного себестоимости
периода
Счет 25-2 «Общепроизводственные
Постоянные расходы»
Счет 26
«Общехозяйственные
расходы»
В
конце отчетного периода постоянные расходы списываются
На
себестоимость реализованной продукции
Сальдо
-
прибыль
предприятия
2. Практическая часть
2.1. Практическое значение системы «Direct-costing»
Прежде всего ее применение позволяет оперативно изучать взаимосвязи
между объемом производства, затратами и доходом , а следовательно,
прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при
изменениях деловой активности.
В современных условиях управляющие должны знать, во что обходится
производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер
арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников.
Поэтому одним из принципов бухгалтерского управленческого учета
является следующий: самая точная калькуляция не та, в которую после
многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты предприятия, а та,
в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной
продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно
лишь используя систему «директ-костинг».
Калькулирование
переменной себестоимости помогает бухгалтеру-аналитику оперативно решать ряд
управленческих задач (см. гл. 4), причем расчеты полной себестоимости не дают
подобных результатов.
Система
«директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику ценообразования.
В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей
привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае,
когда оплата за них не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать
цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого «нижней
границей цены». За пределами этой границы выполнение подобных заказов
нецелесообразно. Рассчитать значение границы позволяет система
«директ-костинг». Управленческие решения подобного рода разрушают традиционные
для отечественного калькулирования представления о том, что в основе цены
непременно должна лежать полная себестоимость продукции.
Наконец, данная система позволяет
существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко
сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более
обозримой, а отдельные статьи затрат — лучше контролируемыми. Система
«директ-костинг» находит все более широкое применение в отечественной
бухгалтерской практике, в частности в издательской деятельности.
Пример 1. В связи с введением
позаказного метода учета затрат и разделением затрат на производственные (счет
20) и периодические (счет 26) у издательств возникает возможность
воспользоваться правом прямого отнесения общехозяйственных затрат на
реализованную продукцию, т.е. на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»,
минуя косвенное их распределение на счете 20 по заказам. В этом случае на
счете 20 числятся только прямые затраты на производство издания (гонорар с
отчислениями, полиграфические услуги и бумага), величина которых прямо зависит
от тиража издания. При увеличении тиража они изменяются прямо пропорционально
(при условии выплаты гонорара потиражно — пропорционально тиражу издания) (рис.
А).
Учтенные на счете 20 суммарные прямые
(переменные) затраты, отнесенные к тиражу издания, дадут себестоимость одного
экземпляра издания.
Рис. А Рост прямых (переменных) затрат в зависимости от
тиража
Рис. В
Переменные затраты на один экземпляр издания
Эта себестоимость
ограничивает снизу цену реализации, так как любая продажа по цене ниже
себестоимости, рассчитанной по переменным затратам, дает издательству убыток
(отрицательный маржинальный доход) (рис.В).
Периодические
затраты, не
связанные напрямую с издательским процессом (затраты будут существовать и без
наличия производственного процесса), учтенные на счете 26 «Общехозяйственные
расходы» (затраты на заработную плату работников издательства, арендные
платежи, почтово-те-леграфные и телефонные затраты и т.д.), образуют постоянные
затраты, т.е. затраты, не связанные с тиражом издания (рис. С).
Постоянные затраты показывают минимальный
уровень суммы маржинального дохода, который необходим издательству для
безубыточной работы. Если сумма маржинального дохода (разница между
ценой реализации и себестоимостью по переменным затратам, умноженная на
количество реализованных экземпляров) меньше суммы постоянных затрат
издатель ства, то финансовый резульпитг от выпуска продукции -— убытки, если
больше — прибыль.
Рис. С. Зависимость постоянных затрат от тиража издания •
Рис. D. Зависимость удельных затрат от тиража издания
Если поделить
общую сумму постоянных затрат на количество реализованных экземпляров, то
получим долю постоянных затрат в общей фактической себестоимости одного
экземпляра издания.
Как видно из рис.
D, зависимость постоянных затрат на один экземпляр обратно пропорциональна
тиражу издания. Сложив себестоимость одного экземпляра по переменным и по
постоянным затратам, можно получить фактическую себестоимость реализованной
продукции. По экономическому смыслу — это минимальная цена реализации,
необходимая для безубыточной работы издательства. На практике, поскольку часть
тиража реализуется по подписке, к этой сумме добавляется сумма коммерческих
расходов на экспедирование, пересылку и распространение подписных экземпляров.
Они также являются пе ременными расходами, так как зависят от тарифов на
обработку одного подписного экземпляра.
Рис. E. Зависимость
себестоимости подписных экземпляров от тиража
Таким образом, фактическая себестоимость одного подписного экземпляра
отличается от фактической себестоимости экземпляров, реализуемых в розницу, на
сумму коммерческих расходов. Поделив сумму коммерческих расходов на количество
подписанных номеров, получают себестоимость одного экземпляра по коммерческим
расходам и, сложив полученную величину с суммой фактической себестоимости,
определяют полную себестоимость подписных экземпляров (рис. E).
Сумма прямых и коммерческих затрат дает минимальную цену реализации
издания по подписке («нижнюю границу цены»), а добавив к ней постоянную
составляющую, можно выйти на полную фактическую себестоимость издания по
подписке, гарантирующую безубыточную работу издательства.
В связи с тем что у большинства периодических изданий
часть продукции распространяется по подписке, можно построить график
поступления выручки от выпущенной продукции и сравнить его с затратами по периодам.
Это позволит спрогнозировать финансовые результаты деятельности издательства на
отчетный период. Кроме того, по запланированной выручке от реализации можно
спрогнозировать денежные потоки издательства и определить обеспеченность
издательства оборотными активами.
Таким образом, использование метода «директ-костинг» в издательской
деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу
издания, о коммерческих переменных затратах на единицу издания и об общей
сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:
• минимальную цену
реализации розничной продукции;
• минимальную цену
реализации продукции по подписке;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|