рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Direct-costing

• минимальную цену для безубыточной работы

     • точку безубыточности по тиражу

     • финансовые показатели деятельности издательства и т.д.



Пример 2.  Предприятием производятся два вида продукции — А и Б. Прямые затраты на производство продукции А составляют 170 руб., в том числе прямая заработная плата 85 руб. Прямые затраты на производство продукции Б — 340 руб., из них заработная плата — 170 руб. За отчетный период дебетовый оборот по счету 25 «Общепроизводственные расходы» составляет 153 руб., по счету 26 «Общехозяйственные расходы» — 204 руб. Для упрощения расчета предположим, что общепроизводственные расходы

состоят только из переменной части. Допустим также, что: а) половина всех произведенных за отчетный период затрат материализовалась в готовой про­дукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, при­чем за отчетный период произведено 17 ед. готовой продукции А и 26 ед. изделия Б; б) вся произведенная продукция реализована. Выручка от реали­зации составила 680 руб.

Учет затрат по методу «директ-костинг» показан на рис. 1. К счету 20 открыты два субсчета — для калькулирования себестоимости каждого вида продукции — 20-А и 20-Б. Прямые затраты отнесены непосредственно на носители затрат: 170 руб. — на продукцию А и 340 руб. — на продукцию Б. Затраты, собранные на счете 25, распределяются между продуктами А и Б пропорционально прямой заработной плате, т.е. в пропорции 1 : 2. Таким образом, из общей суммы общепроизводственных затрат в 153 руб. 51 руб. отнесено на продукцию А, 102 руб. — на продукцию Б.

Общехозяйственные расходы как периодические в сумме 204 руб. пря­мо списаны на себестоимость реализованной продукции.

Видно, что на производство продукции А в отчетном периоде затрачено 221 руб. Половина из них (110.5 руб.) — себестоимость готовой продукции. По условию за отчетный период произведено 17 ед. продукции А. Следователь­но, себестоимость одной единицы — 6,5 руб. В незавершенном производ­стве останется продукции А на сумму 110,5 руб.

Аналогичные расчеты по изделию Б позволяют оценить готовую про­дукцию (26 ед.) в 221 руб. Следовательно, себестоимость единицы изделия Б составляет 221: 26 = 8,5 руб. Незавершенное производство по изделиям Б оценивается в 221 руб.

Себестоимость всей готовой продукции — 331,5руб. (110,5 + 221). Это пе­ременная себестоимость. На счете 90 формируется первый финансовый показатель — маржинальный доход; в данном случае он равен 348,5 руб. (680 – 331,5). После списания общехозяйственных расходов на счете 90 вы­водится второй показатель — прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. В приведенном примере операцион­ная прибыль равна:

348,5-204 =144,5 руб.

Поскольку готовой продукции на складе нет, запасы будут представле­ны лишь незавершенным производством. Его общий размер составляет:

110,5 + 221 =331,5 руб.

На рис. 2 представлен порядок учетных записей при калькулировании полной себестоимости. Отличие от предыдущей схемы состоит в том, что в калькулировании участвуют все расходы, включая и постоянные. Таким об­разом, между продуктами А и Б помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения — прямая заработная плата, пропорция распределения, как и прежде, составляет 1 : 2. Тогда на продукцию А будет отнесено 68 руб. общехозяйственных расхо­дов, на продукцию Б — 136 руб. Дебетовый оборот по счету 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 289 руб.; из них поло­вина — стоимость готовой продукции, а половина остается в незавершен­ном производстве. Следовательно, 17 ед. готовой продукции А оценивается в 144,5 руб., т.е. себестоимость единицы — 8,5 руб.

По продукции Б имеем: изготовление 26 ед. обошлось предприятию в 289 руб., т.е. себестоимость единицы составляет:

289: 26= 11,1руб.

Себестоимость всей готовой продукции — 433,5 руб. (144,5 + 289). Следова­тельно, операционная прибыль составит:

680-433,5 =246,5 руб.

Оценим запасы незавершенного производства. По продукции А их сто­имость равна 144,5 руб., по продукции Б — 289 руб. Отсюда себестоимость запасов составила 433,5 руб.



Результаты выполненных расчетов сведены в табл. 1

Таблица 1

Оценка себестоимости, прибыли и запасов при учете переменных (метод «директ-костинг») и полных затрат, руб.

Показатели

Учет переменных затрат

Учет полных затрат

Себестоимость единицы продукции:





А

6,5

8,5

Б

8,5

11,1

Оценка запасов

331,5

433,5

Прибыль

144,5

246,5


Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже пол­ной себестоимости (по продукции А — на 2 руб., по продукции Б — на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 102 руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (433,5 – 331,5). Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 102 руб. (246,5-144,5).

Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себе­стоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.

В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании мар­жинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на по­стоянную и переменную части. При этом непременно формируется показа­тель маржинального дохода. С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (табл. 2).



                                                   Таблица 2

Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании метода «директ-костииг»)

№ строки

Показатели

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации продукции

680

2

Переменная часть себестоимости реализованной продукции

331,5

3

Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2)

348,5

4

Постоянные затраты

204

5

Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4)

144,5


В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себе­стоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (табл. 3).

Таблица 3

Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)


№ строки

Показатели

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации продукции

680

2

Себестоимость реализованной продукции

433,5

3

Операционная прибыль (стр. 1 - стр. 2)

246,5




Пример 3. Допустим, что в 2001 году образовательное учреждение планирует вести платное обучение по двум образовательным программам. Программа А - получение второго высшего образования. Она рассчитана на 2000 академических часов в течение двух лет. Программа Б - профессиональная подготовка и повышение квалификации, рассчитана на 240 академических часов. По программе А планируется обучать 250 человек, по программе В - 100 человек.

А теперь нам нужно решить, какая из этих образовательных услуг окажется более рентабельной, а проще говоря, выгодной для образовательной организации.

Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг.

Планируемые затраты разделим на прямые (они совпадают с переменными расходами, которые зависят от численности учащихся) и косвенные (условно совпадают с постоянными расходами).

К прямым расходам относятся расходы на оплату труда педагогов. Рассчитаем эти расходы.

До конца текущего года по программе А в 10 группах по 25 человек предполагается провести всего 10 000 академических часов занятий (1000 ч х 10 групп). По программе Б - 960 академических часов (240 ч х 4 группы). Ставка оплаты преподавательского труда - 100 руб. в час. Поэтому расходы на оплату труда педагогов по программе А равны 1 000 000 руб. (100 руб. х 10 000 ч), по программе Б - 96 000 руб. (100 руб. х 960 ч).

Далее рассчитаем начисления на заработную плату педагогов (единый социальный налог по ставке 35,6% и взносы в ФСС России от несчастных случаев и профзаболеваний по ставке 0,2%). Эти затраты по программе А составят 358 000 руб. (1 000 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), по программе Б - 34 368 руб. (96 000 руб. х (35,6% + 0,2%)).

В группу прямых расходов входят и различные материалы, необходимые для проведения учебных занятий (мел, бумага, расходные материалы для ксерокса). Предположим, что в год на одного учащегося полагается расходных материалов не более чем на 800 руб. Тогда данные расходы по программе А - 200 000 руб. (800 руб. х 250 чел.), по программе Б - 80 000 руб. (800 руб. х 100 чел.).

Далее рассчитаем расходы на учебную литературу и пособия, которые также относятся к прямым (переменным) расходам.

Если каждому учащемуся по программе А в течение года необходимо 16 учебников (примерная стоимость одного учебника - 75 руб.), а по программе В - 2 учебника, то сумма этих расходов по первой программе составит 300 000 руб. (75 руб. х 16 шт. х 250 чел.), по второй программе - 15 000 руб. (75 руб. х 2 шт. х 100 чел.).

Косвенные (постоянные) расходы могут быть следующими.

Во-первых, это заработная плата администрации и обслуживающего персонала. В нашем примере расходы по данной статье равны 25 процентам от прямой преподавательской заработной платы. По программе А они составляют 250 000 руб. (1 000 000 руб. х 25%); по программе Б - 24 000 руб. (96 000 руб. х 25%). Всего 274 000 руб.

Начисления на заработную плату руководства и персонала по программе А будут равны 89 500 руб. (250 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), а по программе Б - 8592 руб. х (24 000 руб. х (35,6% + 0,2%)). Всего - 98 092 руб.

Предположим, что в нашем примере транспортные расходы составили 80 000 руб., стоимость услуг связи - 30 000 руб., коммунальные платежи - 50 000 руб. Распределив эти суммы между программами А и Б пропорционально численности обучающихся, получим, что на программу А приходится соответственно 57 143 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 21 429 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 35 714 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), а на программу Б - 22 857 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 8571 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 14 286 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.) из общей стоимости транспортных услуг, услуг связи, и коммунальных услуг.

На основе этих данных составим калькуляцию платной образовательной деятельности на 2001 год.


 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|   Статьи расходов      |      Прямые (переменные)      |    Всего     |

|                        |           расходы             |  по группе   |

|                        |———————————————————————————————|   расходов   |

|                        | программа А  | программа Б    |              |

|                        |(10 групп по  | (4 группы по   |              |

|                        | 1000 часов)  |  240 часов)    |              |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|                    Прямые (переменные) расходы                        |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|Оплата   труда педагоги-|              |                |              |

|ческого персонала       |1 000 000 руб.|   96 000 руб.  |1 096 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Начисления   на   оплату|              |                |              |

|труда    педагогического|              |                |              |

|персонала               | 358 000 руб. |   34 368 руб.  |  392 368 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Предметы    снабжения  и|              |                |              |

|расходные материалы     | 200 000 руб. |   80 000 руб.  |  280 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Прочие  текущие  расходы|              |                |              |

|(обеспечение  учебниками|              |                |              |

|и учебными пособиями)   | 300 000 руб. |   15 000 руб.  |  315 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Всего прямые расходы    |1 880 000 руб.|  225 368 руб.  |2 083 368 руб.|

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|                    Косвенные (постоянные) расходы                     |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|Оплата  труда  персонала|              |                |              |

|сопровождения           | 250 000 руб. |   24 000 руб.  |  274 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Начисления   на   оплату|              |                |              |

|труда персонала сопрово-|              |                |              |

|ждения                  |  89 500 руб. |     8592 руб.  |   98 092 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Оплата транспортных  ус-|              |                |              |

|луг                     |  57 143 руб. |   22 857 руб.  |   80 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Оплата услуг связи      |  21 429 руб. |     8571 руб.  |   30 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Оплата коммунальных  ус-|              |                |              |

|луг                     |  35 714 руб. |   14 286 руб.  |   50 000 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Всего косвенные расходы | 453 786 руб. |   78 306 руб.  |  532 092 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Итого расходы           |2 311 786 руб.|  303 674 руб.  |2 615 460 руб.|

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Планируемая      числен-|              |                |              |

|ность контингента       |  250 чел.    |    100 чел.    |    350 чел.  |

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Фактическая    стоимость|              |                |              |

|(себестоимость)  образо-|              |                |              |

|вательной услуги        |  9247 руб.   |    3037 руб.   |              |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————


Затем рассчитаем финансовый результат и рентабельность наших двух образовательных услуг. Для этого используем результат предыдущего расчета, а также будем исходить из того, что наши образовательные услуги будут стоить 10 000 и 4418 руб. соответственно.


 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Показатели               |  Программа А | Программа Б  |    Всего     |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Цена одной услуги         |  10 000 руб. |    4418 руб. |              |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Число  оказанных  услуг   |    250       |     100      |     350      |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Выручка   от    реализации|              |              |              |

|услуг (стр.1 х стр.2)     |2 500 000 руб.| 441 800 руб. |2 941 800 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Фактическая      себестои-|              |              |              |

|мость оказанных услуг     |2 311 786 руб.| 303 674 руб. |2 615 460 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Прибыль                   |  188 214 руб.| 138 126 руб. |  326 340 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Рентабельность услуг      |              |              |              |

|((стр. 5 : стр. 4) х 100%)|  8,14        |   45,48      |    12,48     |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————


А теперь решим эту задачу способом "директ-костинг". Напомним, что "директ-костинг" делит издержки организации на переменные и постоянные и что в нашем примере эти две группы затрат совпадают с прямыми и косвенными затратами.

В следующей таблице представлен отчет о деятельности образовательной организации за тот же анализируемый период, но составленный способом "директ-костинг".


 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|     Показатели           | Программа А  |  Программа Б|    Всего      |

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Выручка от реализации  ус-|              |             |               |

|луг                       |2 500 000 руб.| 441 800 руб.| 2 941 800 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Переменная   часть   себе-|              |             |               |

|стоимости  образовательных|              |             |               |

|услуг                     |1 858 000 руб.| 225 368 руб.| 2 083 368 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Маржинальный доход  (стр.1|              |             |               |

|- стр.2)                  | 642 000 руб. | 216 432 руб.|   858 432 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Рентабельность     образо-|              |             |               |

|вательных услуг ((стр.3  :|              |             |               |

|стр.2) х 100%)            |    34,55     |    96,03    |     41,20     |

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Постоянные затраты        |              |             |   532 092 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Операционная прибыль      |              |             |   326 340 руб.|

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Сравним рентабельность, рассчитанную двумя этими способами. Калькулирование полной себестоимости приводит нас к выводу, что рентабельность второй программы в шесть раз (45,48 : 8,14) выше первой. А по методу "директ-костинг" получается, что рентабельность образовательной программы В выше всего лишь в два раза (96,02 : 48,01). Заметим, что по последнему методу рентабельность рассчитывается исходя из величин, очищенных от постоянных издержек организации. Следовательно, она характеризует непосредственные расходы по оказанию конкретных образовательных услуг. Поэтому расчеты способом "директ-костинг" являются более предпочтительными при решении управленческих задач.

Заключение

 

Решая, какой метод учета и калькуляции себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов.  Однако как показано в этой ра­боте в некоторых ситуациях «direct-costing» имеет ряд преиму­ществ. Так как, он определяет себестоимость только по перемен­ным затратам, а постоянные затраты списывает из прибыли того периода, в котором они были произведены, то при его использо­вании не возникает несоответствий истинной прибыли предпри­ятия и изложенных на бумаге расчетов.

Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы  «direct-costing» на отечественных предприятиях.

Список использованной литературы:


1.      Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М:«ФинСтатИнформ», 2000г.

2.      Васин Ф.П. Управленческий учет. Финансовая академия при правительстве РФ,  Москва 1997г.;

3.  Николаева С. А.Особенности учета затрат в условиях рынка: система “Директ –

     костинг”. М.: Финансы и статистика, 1993;

4. Шеремет А.Д. Управленческий учет. М.: ФКБ-ПРЕСС, 1999г.;

5. Хорнгрен Э.С., Ван Бреда М.Д. Бухгалтерский учет: управленческий аспект // пер.с        англ./ Под ред. Соколова Я.В. М.: Финансы и статистика, 1995г.;

6. Лекции.

 



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.