Аффрикатизация di- [dy] у славян происходила после их отделения от балтского
массива и «запуска» фонетического закона восходящей звучности (который
преобразил весь лексический материал протославянского диалекта и.-е. языка) и
дала различные рефлексы в диалектах славян западных (дз), восточных (ж)
и южных (жд). По одной из хорошо обоснованных концепций этот процесс
начался в XII в. до н.э. на территории
Восточной Европы. А т.к. у других славянских племен не было для богини Живы
форм Дзива или Ждива, то следует ее связывать именно с глаголом жить
(от и.-е. guei).
Не исключено
также, что заимствуемая семитами и.-е. форма звучала как JeHuo - от и.-е. DieHuo [Dyehwo], т.е. произносилась с ларингалом, который не сохранился ни
в одном из и.-е. языков, но остался в семитских языках в форме Яхве [Yehwe] (если вообще это имя произносилась
с придыханием, а не как Яв [Yewe]). Возможно, ларингал был и в слове «небо»: deiHuo, что косвенно может подтверждаться «негреческой»
формой др.-гр. слова theos «бог» < dheios < dheiuos < deiHuos (перестановка согласных характерна
для др.-гр. языка). Маловероятно, что слово theos было заимствовано греками у другого и.-е. народа, поскольку
у последнего необходимо предположить двойной «сдвиг согласных» (d > t > th), что наблюдается лишь у части
германских племен в более позднюю эпоху [22].
Наличие обширной
лексики в индоевропейском праязыке, однокоренной с именем верховного бога,
маловероятность перехода западносемитского y в индоевропейское di, а также наличие первичных форм в бореальной общности
доказывают, что имя Яхве было заимствовано предками иудеев у группы
индоевропейцев (предположительно - предков греков или италиков), а не
наоборот.
Патриарх, который
пережил Великий потоп на своем «ковчеге», в Ветхом Завете носит имя Ной
(др.-гр. No:e, др.-евр. No:ah), а в Коране
- Нух (ар. Nu:h). Считается, что это имя связано с
формой NHM - «успокаивающий» [9]. Это
объяснение оправдано, поскольку в Коране Нух назван «увещевателем ясным»
своих грешных соплеменников. Не зря, видимо, он и в Библии назван именно
«пророком», а не просто одним из прародителей (впрочем, пророком его могли назвать
и потому, что он сообщил человечеству первые заповеди бога Яхве).
Однако, это
объяснение не совсем удовлетворительно, поскольку далее нужно предположить
метатезу H и M, а также переход M в W. Не исключено, что, напротив, «успокаивающий» характер Ноя
- плод народной этимологии. Можно предположить, все-таки, что первоначальной
западно-семитской формой было имя Nowh и рассмотреть далее взаимосвязи этой формы.
После уточнения
лексики и.-е. праязыка с учетом ларингалов, для слова со значением «лодка», «судно»
была установлена форма nahw (naHu) (отсюда лат. navigation - «навигация», «кораблевождение», na:uis - «судно», др.-инд. na:u - «судно», «лодка», др.-ирл. nau - «судно», «корабль», др.-исл. nor - «судно») [1, 10]. Это слово имеет
заметное сходство с предполагаемой западно-семитской формой Nowh. На основании этого можно сделать
предположение, что миф о Великом потопе - индоевропейский, а человека,
пережившего это бедствие, звали Nahwo, т.е. «лодочник», «корабел», «кормчий» (ср. др.-англ. no:wend - «мореход»). Сомнение может
вызватьтот факт, что само и.-е. слово nahw (naHu) считается заимствованием из
прасемитского ’unw- - «судно», «сосуд» с последующей
перестановкой ларингала ‘ (затем и.-е. H) и фонемы n (см. ар. ‘ina:’ - «сосуд», угар. ‘anjt - «судно», геез newa:j - «сосуд»)[10]. Тем не менее, это
нисколько не противоречит предположению о заимствовании семитами персонажа
и.-е. мифа о Великом Потопе. Если бы этот миф был семитским, и Ноя также
решили бы назвать «Лодочником», то его имя звучало бы совсем по-другому -
близко к самой семитской форме ’unw. Кроме того, не все исследователи согласны с мнением о
заимствовании этого слова в и.-е. язык из семитского [19].
Имеются различные
мнения о событиях, послуживших прототипом мифа о Великом Потопе: быстрое таяние
ледников в XII тыс. до н.э. (например, в
результате прорыва Гольфстрима в Атлантику из-за падения метеорита в Атлантиду,
причем, если на существование Атлантиды указывают только косвенные факты, то
падение метеорита в это время действительно имело место, что отразилось,
вероятно, в библейском сказании о низвержении Сатаны и падших ангелов),
заполнение водой бассейна Средиземного моря, тектоническое опускание суши в
районе Мраморного моря и т.д. Зенон Косидовский приводит данные, согласно
которым это бедствие случилось в начале III тыс. до н.э. в Междуречье, где вода стояла на высоте 8 м в течение
многих дней [6]. Предшествующая цивилизация при этом погибла, а ее место заняла
цивилизация мирно пришедших туда шумеров. Поэтому, кстати, более вероятно, что
миф о потопе шумеры позаимствовали у остатков населения предшествующей
цивилизации, причем живущих в верховьях Евфрата, поскольку до верховьев
наводнение не дошло и, кроме того, упоминается гора Арарат.
Рассматриваемый персонаж называется в шумерских мифах Зиусудра, в
аккадских - Утнапиштим, в древнегреческих - Девкалион.
Семантическая конструкция этих имен очень схожая, что свидетельствует в пользу
происхождения мифа из одного источника: Зиусудра - «Нашедший жизнь», Утнапиштим
- «Нашедший дыхание», имя Девкалион также двусложное, причем включающее
знакомую нам основу Дев «небо, бог», хоть и не греческого происхождения
(возможно, италийского - см. лат. deus). Кстати, и первая часть имени Зиусудра звучит вполне
по индоевропейски (см. ст.-сл. живъ - «живой»). Кроме того, Девкалион,
как и Ной, известен своим виноградарством (и любовью к вину), а виноград
вначале не культивировался в болотистой центральной и южной Месопотамии (там
выращивали, в основном, финиковую пальму), а разводился на севере этого региона
(и до сих пор Армения славится своими виноградниками). Кроме того, в др.-гр.
мифе о «Девкалионовом потопе», Девкалион считается сыном Прометея
(которого, кстати, приковали к скале именно на Кавказе) и крепко вплетен в
ткань др.-гр. мифологии, а это также свидетельствует, что этот миф не
заимствован с Востока, а сложен в среде предков древних греков.
Следует также
обратить внимание на факт, вероятно, не случайный: в и.-е. языке также имеется
корень NaH - «почитать богов»,
«бояться»
[1]. Так что «увещевательный характер» имени Ноя также находит прекрасное
объяснение с помощью и.-е. лексики.
К этому же корню,
возможно, относится обозначение потустороннего мира в славянской языческой
мифологии - Навь (как ассоциация с морской пучиной - см. также «море» и
«морить»).
Из изложенного
можно сделать вывод, что миф о Великом Потопе сложен одним из индоевропейских
народов (предположительно - предками греков), проживавших в III тыс. до н.э. в верховьях Евфрата.
В этой главе
предлагаются к рассмотрению следующие лексические параллели:
·
Адам - возможно, происходит от
и.-е. *n-dom «бездомный», «изгнанник» (через
посредство др.-гр. диалектов, где слогообразующий сонорый n перешел в гласную a - см. а-том «не-делимый»). К
варианту этого корня, вероятно, относится слово Эдем (местность, где
находился райский сад) - возможно, от и.-е. *Hdem «жилище», «место обитания» (причем,
это слово было заимствовано при существовании выпавшего впоследствии сонорного H; см. др.-гр. demos «народ»);
·
Авель (сын Адама) - сразу
видна параллель с и.-е. корнем *ow «овца» (см. ст.-сл. овьнъ, овьца < ovika: [23]), т.е. «овцевод» (его
скотоводческие дары и были более угодны богу, чем земледельческие дары Каина),
либо «агнец», т.е. безвинная жертва;
·
Каин (сын Адама, убивший
своего брата Авеля) - см. ст.-сл. каяти «проклинать», т.е.
«проклятый» (по одной из версий мифа Ева, изображавшаяся иногда
полузмеей, родила Каина не от Адама, а от Змея-Диавола,
имя которго также, возможно, связано с корнем Dieuo). Каин был земледельцем и его агрессивность была
хорошо понятна только его современникам. Обычно считается, что земледельцы -
миролюбивый народ, а кочевники - воинственные и жестокие, но в древности, при
возникновении и развитии земледелия, было наоборот. Земледельцы осваивали
речные долины и вырубали леса («подсечно-огневое земледелие»), прогоняя и
уничтожая скотоводческие и другие племена. Шла жестокая война за территорию, в
результате которой индоевропейцы расселились в Европе и Средней Азии. Часть
и.-е. племен затем освоила степь и приняла скотоводческий характер,
распространилившись по Евразийским степям от Венгрии и Украины до Монголии и
Китая, от Урала и Сибири до Индии. Позже земледельческие «народы моря» филистимляне
дошли до Палестины, Ливии и Египта, а гараманты (родственные армянам?)
даже до Центральной Африки. О воинственном характере земледельцев
свидетельствует ханаанский Бог грозы, земледелия и войны Яв, жестокие
человеческие жертвоприношения и войны со своими соседями у
земледельцев-солнцепоклонников ацтеков, майя, тольтеков, ольмеков. Причем,
смещение культа с Бога Солнца на Бога Грозы свидетельствует, по-видимому, о
том, что распространение земледелия перешло с речных долин до удаленных
территорий, где все зависило только от погоды, а так как их освоение привело к
еще большему обострению взаимоотношений с аборигенами, то Бог грозы стал
совмещать функцию Бога войны. Возможно, самоназвание воинственного народа ариев,
также происходит от первоначального значения «земледельцы» (и.-е. корень or «выращивать» - см. др.-рус. орати
«пахать» < or-a:tei «растить», ратай «пахарь»,
рус. рост < or-st- «росток, стебель», род < or-d-, раб < or-b- «земледелец»);
·
Авраам/Аврам (ар. Ибрагим)
- происхождение этого имени объясняется от слова эвер или ‘ибри,
т.е. «речной», «пришедший из-за реки». Приведу лишь другие возможные параллели:
топонимы Хеврон, Алеппо (города), Иберия (местность на
Кавказе), этнонимы хапиру, араб. Не исключена также следующая
цепочка изменений названия народа: Hari-bh
«арийский» > habirh «хабир, эвер» > habrih-im «хабиры» (затем Ибрагим). От
этого же слова, возможно, происходит этноним араб;
·
Давид (ар. Дауд) - здесь
возможна связь с исследованным в данной статье корнем *deiuo, т.е. «божественный», «чудесный»,
«творящий чудеса» (через посредство индоир. диалекта, где гласные e и o перешли в a). Можно также проанализировать связь с этнонимами дориец, данаец
(в египетских источниках один из «народов моря» - даунава);
·
Соломон (ар. Сулейман) -
очень «индоиранское» имя, означающее, вероятно, «солнцеподобный», которое на
индоар. могло звучать как Сурья-ман «солнечный человек» (возможно, от
того индоир. диалекта, где согласная l не перешла в r);
·
Арарат - в первую очередь
необходимо также привлечь к рассмотрению топонимы Урарту, Уруарти
(древне-восточное государство). По моему мнению, эти топонимы происходят от
инд.-ир. слова wr-warti «Врата к Богу» (буквально, «врата на
верх» или «врата в рай» - см. ст.-сл. вьрхъ < протосл. virsus, также из слав. мифологии Ирий
- «рай», «верхняя часть мира»). Либо от ar-warti
«Арийские ворота» (по которым индоарийцы проникали из Северокавказских степей
на Ближний Восток - см. «Джунгарские ворота»). От и.-е. корня wr «верхний», вероятно, происходят и названия
«шумерских» городов Ур и Урук (ну чем не «Город» и «Городок»).
Также, по всей видимости, к этому корню относятся теонимы Уран (др.-гр.
Бог неба) и Варуна (и.-ар. Бог небесных вод);
·
Харран (др. город в верховьях
Евфрата, где в свое время жил Авраам) - возможно, происходит от и.-е. Harian- «Страна ариев» (см. название страны Иран
- от и.-ир. Ariana, а также область Ariana в Северной Индии) - причем
заимствование древнее, поскольку сохранен звук H, утраченный позднее в большинстве
и.-е. языков (кроме хеттского и др. анатолийских);
·
Арцава (лувийское государство в
Малой Азии) - также, по-видимому, происходит от слова arjawa (звонкие согласные в анатолийских
языках затем оглушились) < aryawa - страна ариев (-ва - распространенный суффикс в
анатолийских топонимах);
·
Энки - это шумерский бог-демиург
(вав. Эа), выходивший из Персидского залива в образе Змея с блестящей
чешуей (ну прямо ахеец в медных доспехах на морском корабле) и научивший людей,
прежде всего не есть друг друга (первый пост), а также разжигать огонь, ткать,
лепить горшки, сеять, писать и т.д. (аналог др.-гр. Прометея). Очень
индоевропейское слово (как и множество других «шумерских» слов). Предполагаю
происхождение от др.-шум. angi < и.-е. ag’h, ngwh "змея" (см. рус. Баба-Яга,
язва, рыба язь, язвить, уж). Кстати, роль этого
Доброго Змея не забыта и в русских сказках в образах Щуки и Золотой
Рыбки;
·
Мардук - это халдейский
(нововавилонский) аналог др.-гр. Зевса и Геракла в одном лице,
как и его грузинский собрат Гмерти. Оба, по всей видимости, происходят
от и.-е. слова со значением «человек» (буквально, «с-мерт-ный»), причем
древние картвелы позаимствовали это имя в то время, когда в и.-е. диалектах еще
сохранялся согласный H (от Hmert-), а вавилоняне позаимствовали через
посредство и.-ар. или и.-ир. диалекта (где и.-е. гласная e перешла в a и не сохранился звук H).
Зададимся
вопросом, при каких условиях и где мог сформироваться культ Бога Дневного
Сияющего Неба или, точнее, Владыки Дня. У земледельцев, как правило,
развивается культ Солнца (или бога, который управляет движением Солнца или
которому оно подчиняется) - и в этом есть своя логика, потому что все
земледельческие работы привязаны к солнечному календарю. У скотоводов-степняков
развивается культ Луны, потому что в жарких степях перекочевки могут
совершаться прохладной ночью, когда главным помощьником-светилом является Луна
(также ночью идет наблюдение за пасущимся скотом). У народов, вставших на путь
завоеваний, может развиться культ Повелителя Грозы - самой частой из
устрашающих стихий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|