рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономические проблемы глобального развития

Реализация этой задачи, направленной на повышение конкурентоспособности региона, поможет построение региональной системы управления социально-экономическими процессами. Наши позиции по данной проблеме сводятся к следующему.

Мы рассматриваем регион с позиций менеджмента как организацию, представляющую собой объединение проживающих в нем человеческих сообществ для реализации общих целей. Такими целями могут быть: сохранение независимости (практически вся история нашего Отечества), сохранение сложившихся традиций и культуры, обеспечение высокого уровня доходов работающих, строительство жилья, борьба за чистоту экологии и т.д. Но это локальные цели, которые являются ветвями в одной главной цели - обеспечение достойного качества жизни людей в регионе. Ибо, в конечном итоге, и защита от врагов, и производственная деятельность и все другие виды совместной деятельности людей в регионе, направлены на то, чтобы жить и жить достойно или, по мнению Рона Хаббарда, выживать.

Поэтому, взяв наиболее приемлемые для российской действительности показатели качества жизни, т.е. социально-экономического положения населения, можно утверждать, что улучшение уровня этих показателей и должно быть основной целью работы администраций в регионах, т.е. целью управления социально-экономическим развитием регионов.

Для прогнозирования уровня принятых показателей необходимо статистически увязать их с существующими в региональной статистике показателями социально-экономического состояния областей и их административных районов. Поэтому первой из проблем, которые предстоит решить на уровне регионального управления, например, Тульской областью, является определение фактического уровня качества жизни населения по при нятым показателям не только по отдельным районам (Заокский, Веневский, Арсеньевский и т.д.), но и по всем административным делениям в этих районах. Итогом такой работы должно быть составление карты социально-экономического состояния регионов Тульской области именно в разрезе основных направлений, оценивающих качество жизни населения. Это не должен быть отраслевой разрез (т. е. состояние промышленности в районе), это не должен быть и чисто экономический разрез (например, объем валового регионального продукта), т. к. прекрасно можно жить, ничего не производя и занимаясь контрабандой наркотиков. Причем, все выявленные аспекты (обеспеченность районов дорогами или населения жильем, например) должны быть количественно оценены, в том числе некоторые и экспертным путем. Это даст объективную картину фактического положения в районах области.

Второй проблемой построения системы регионального управления области должно быть обоснование в рамках выбранной иерархии социальных показателей оценки качества жизни населения (системы нормативов) тех их уровней, к которым должны стремиться администрации районов или регионов в процессе управления социально-экономическим развитием территории. В качестве целевых уровней нормативов могут быть взяты лучшие по области (или средние по области) уровни обеспеченности населения услугами связи, дорогами, торговыми точками, лечебными услугами и другими элементами региональной инфраструктуры. Многие из этих показателей, как показала наша работа по распределению «чернобыльских инвестиций» существовали в дореформенном СССР и их несложно будет возобновить. А затем при достижении переместить планку целей регионального управления на лучшие по областям Центрального региона России, России в целом, а затем и достигнутые в мире уровни показателей, характеризующих качество жизни людей. Построение такой иерархии нормативов для социальных показателей качества жизни позволяет просмотреть все ступени достижения принятых региональными администрациями целей: от низших к высшим и оценить место управляемой территории по этим шкалам нормативов.

Следует отметить, что работы по указанной программе не будут носить «пионерного» характера. Попытки количественной оценки качества жизни населения предпринимались в ряде регионов: ленинградском, кемеровском, саратовском, новосибирском и в тульском тоже. Наиболее полную реализацию, судя по публикующимся в печати материалам, эта проблема получила в Кемеровской области, где по инициативе областной администрации разработана комплексная система управления качеством жизни. Как плановый совокупный показатель качества жизни в Кемеровской системе используется продолжительность жизни человека.

С этим трудно согласиться, т. к. это лишь одна из сторон качества жизни людей. На наш взгляд, следует использовать интегральный показатель как многофактериальную функцию ряда индикаторов качества жизни, например, уровня доходов, получаемых среднестатистическим жителем или размера потребительской корзины.

Для проведения указанной работы в регионе необходимо сформировать инициативную группу из представителей каждого из департаментов областной администрации, отвечающего за те или иные аспекты жизни человека во главе с департаментом социально-экономического развития, а также ученых-медиков, ученых-экологов, ученых-экономистов, ученых-технологов; выделить основные сферы мониторинга за жизнедеятельностью человека; разработать систему указанных показателей с обоснованием интегрального показателя качества жизни населения в регионе на основе имеющихся публикаций по данному вопросу, данных статистики и собственного опыта.

Большая часть этих показателей имеется в государственной статистике. Например, в статистическом сборнике Госкомитета Российской Федерации «Социальное положение областных центров Центрального района РФ» содержится огромное число показателей по таким разделам, как: территория и население, трудовые ресурсы, основные фонды и капитальные вложения в непроизводственную сферу, денежные доходы и расходы населения, обеспечение населения товарами и услугами и т.д. вплоть до некоторых показателей статистики преступности.

Учитывая относительную достоверность этих показателей, целесообразно продублировать оценку соответствующих аспектов качества жизни людей экспертными оценками, результатами выборочных опросов и т. д. При этом, абсолютно все показатели, используемые в оценке качества жизни населения должны быть представлены не только на уровне региона, но главное - на уровне административных районов и в идеале на уровне каждого города, поселка и более мелких населенных пунктов. Поэтому к данной работе должны быть привлечены специалисты районных администраций соответствующего региона.

Итогом этой работы должно стать построение компьютерной карты качества жизни населения по районам области. Аналоги такой работы по гражданской обороне имеются в Комитете ГО Тульской области. Карта качества жизни населения должна иметь срезы по основным блокам, оценивающим уровень удовлетворения тех или иных потребностей человека, например, качество здоровья или качество образования, или качество среды обитания. Внутри каждого блока следует поместить всю информацию для оценки уровня удовлетворения данной группы потребностей вплоть до указания на карте основных объектов культуры или торговли, или здравоохранения. При этом вся информация периодически должна обновляться.

Далее, в соответствии с полученной фактической картой качества жизни района или региона и установленными для достижения нормативами качества жизни, определяются «болевые точки» районов, требующие прямого (административного) или косвенного (через создание соответствующих условий) инвестирования. Это позволяет выйти на решение третьей проблемы построения системы регионального управления области: выработку стратегии развития социально-экономического потенциала области на перспективу (5-10 лет) и на ближайший период (3-5 лет). При этом, должно быть продумано несколько вариантов такого развития, исходя из имеющегося социально-экономического потенциала (для Тульской области - запасы недр; развитие промышленности; развитие народных промыслов; культурное наследие: Ясная Поляна, Поленово, Куликово Поле; черноземы юго-восточной части Тульской области; близость к Москве и т.д.) и выявленных «болевых точек» социально-экономического состояния населения. Тем самым, «возможности» диагностируемого региона будут сопоставлены с его «потребностями».

В проекте целостной «Концепции среднесрочной программы стабилизации и устойчивого экономического развития Тульской области на 1998-2005 годы», разработанном администрацией области, в качестве «хребта» тульской экономики выступает промышленность. Даже в условиях глубокого кризиса она вносит решающий вклад в формирование доходов регионального бюджета (51% в 1997г.). Основной костяк промышленности Тульской области составляют 200 предприятий важнейших старопромышленных отраслей. Из их числа в настоящее время отобрано 15 крупнейших предприятий в качестве возможных конкретных «точек приложения сил» для федеральной поддержки, которые обещают дать наибольшую и прежде всего бюджетную эффективность. К ним относятся такие предприятия, как ОАО «Тульский оружейный завод», АООТ «Ясногорский машзавод», АО «Тулгорнохим», АК «Желдормаш», АО «Полимерконтейнер», ОАО АК «Туламашзавод» и ряд других.

Для определения «возможностей» каждого района области можно идти двумя путями. Первый, более сложный, представляет проведение аналогичной описанной выше работы по дифференциации районов с точки зрения состояния их экономического потенциала (природно-ресурсного, производственного, рекреационного), конкуренции, финансово-кредитной системы, рынка труда, состояния других элементов, характеризующих регион как элемент экономики России. Для этого потребуется разработка иерархии показателей, позволяющих оценить экономический потенциал каждого района. Для оценки экономического потенциала районов можно использовать систему индикаторов, применяемую иностранными инвесторами для анализа инвестиционной привлекательности отраслей.

Итогом такой работы должно быть создание бизнес-карты региона, т.е. документа, открывающего для инвесторов наиболее привлекательные сферы и территории для вложения капитала. Однако, такой подход крайне трудоемок, сложен и практически нереализуем в условиях сегодняшней России.

Гораздо проще проблемы оценки возможностей региона для поднятия качества жизни населения можно решать на основе создания регионального банка инвестиционных проектов. Работа в этом направлении в тульском регионе проделана значительная. Создан при администрации области областной инновационно-инвестиционный центр в составе двух комитетов: первый - по политике и координации программ и второй - комитет по инвестициям. Основными направлениями деятельности центра являются формирование и дальнейшая разработка региональных программ на базе отбора целевых проектов для инвестирования. В настоящее время центр имеет более двухсот проектов разной степени технико-экономической проработанности, каждый из которых, в принципе, раскрывает проблемы той или иной территории тульского региона и предлагает пути их решения. Инициаторами проектов центра являются, в основном, промышленные предприятия и проектные институты Тульской области. Начата активная работа по созданию инвестиционных проектов развития бюджетообразующих предприятий, создан региональный консалтинговый центр по инвестиционному проектированию.

На наш взгляд, необходимо создание авторитетной экспертной комиссии, которая должна, во-первых, определить приоритеты развития региона на перспективу, и, во-вторых, осуществить выборку основных проектов, достойных финансирования, как с позиций идей, заложенных в них, так и с позиций влияния их реализации на устранение «болевых точек» районов. Это позволит сформировать дерево целей и под них - задач стратегического развития области. Например, цель - задачи «Дороги» в черноземных районах Тульской области, ибо дороги - это и продвижение сельхозпродукции, и товаров, и населения, и новые рабочие места одновременно и т. д. Или цель-задачи «Дешевые, экологически чистые материалы для жилья», если учесть, что практически все кирпичные заводы Тульской области выдают из-за полной изношенности оборудования до 30% брака. Перечень таких целей можно набрать, привлекая, прежде всего, самое активное, думающее население через печать, радио, телевидение. При этом, необходимо набрать максимально возможное число целей и определиться с территориальными приоритетами социально-экономической политики в регионе в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. Работа такого уровня проводится в инновационно-инвестиционном центре по утвержденной программе «Подмосковный уголь», которая предусматривает в рамках создания финансово-промышленной группы в составе АО «Тулауголь», АО «Тулэнерго», АК «Тулачермет» и администрации области осуществление всех необходимых технико-экономических проработок и решение вопросов по источникам финансирования. К настоящему времени сформировано более 40 региональных целевых программ социального развития, которые включают в себя также мероприятия инвестиционной направленности.

Исключительно важное значение для улучшения социально-экономической ситуации в области имеет развитие малого предпринимательства. Именно здесь могут успешно решаться такие проблемы, как занятость, расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня собираемости налогов, развитие материального производства, совершенствование потребительского рынка и социальной сферы. Особую роль малое предпринимательство может сыграть и в реструктуризации крупного производства, в частности, через его инвестирование. Пока же роль малого бизнеса, особенно в части исполнения доходов бюджета, незначительна. В области зарегистрировано более 6 тысяч малых предприятий, на которых работают примерно 136 тысяч человек. Они дают 8,7% от общего поступления в бюджет области.

В рамках областной программы по поддержке малого предпринимательства предусматривается значительно увеличить производство товаров народного потребления, создать и освоить современные кредитно-инвестиционные механизмы (лизинг, франчайзинг, факторинг и др.), а также установить благоприятные экономические условия для эффективного развития малого предпринимательства.

По проектам малого бизнеса помимо существующего в настоящее время кредитования через областной фонд занятости населения и другие структуры целесообразно также создать единый региональный центр инвестиционных проектов в рамках организации регионального бизнес-инкубатора, который должен оказывать помощь бизнесменам не только в обучении и получении кредитов, но и ориентировать их на наиболее привлекательные по региону точки вложения своего капитала.

В рамках описанной выше инвестиционной программы и будут найдены «точки роста», т.е. «… предприятия и хозяйственные субъекты, реализующие проекты и программы, обеспечивающие нахождение и освоение реального платежеспособного спроса на свободном рынке» которые должны поднять промышленную, торговую, интеллектуальную активность населения.

Если цели ясны, и есть конкретные задачи по их достижению, появляется четвертая проблема регионального управления - какими должны быть ресурсы для достижения этих целей, где их брать и как их использовать.

В условиях рыночного хозяйствования ресурсы для решения задач регионального управления могут появляться из трех источников:

 а) средств федерального, регионального и местных бюджетов;

 б) собственных средств субъектов хозяйствования на данной территории, направляемых ими на решение собственных социально-экономических проблем, включая прибыль и амортизационные отчисления;

 в) средств инвесторов, в т.ч. и самого населения.

Первые - это средства тех или иных субъектов государства: федерации, региона, района. Вторые и третьи - средства всех других инвесторов, не являющихся государственными структурами. Поэтому в управлении ими возможны два механизма:

а) жесткое директивное (мотивационно-нормативное) управление для задач, которые предполагается реализовать за счет государственных ресурсов;

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.