Однако лишь с
середины XVIII века из-за высокой детской смертности и
заболеваемости вопросы здоровья начинают занимать особое место в отечественной
медицине.
Впервые на
государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни
обратил внимание М. В. Ломоносов. В письме к И.И. Шувалову в 1761 году он
ставит этот вопрос так: «…начало сего полагаю самым главным делом: сохранением
и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество и
богатство всего государства». [31, С. 20]. А в регламентах московской и
академической гимназий мы находим указания М.В. Ломоносова по организации
правильного режима питания и его полноценности, распорядку дня и расписанию занятий,
о медицинской помощи учащимся.
Вопросами охраны
здоровья активно занимались первые русские профессора-энциклопедисты (С.Г.
Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик, А.П. Протасов). В своих работах они заложили
основы физического воспитания и закаливания. В образовательных учреждениях их
идеи развивали такие общественные деятели, как И.И. Бецкой, И.И. Новиков, А.Н.
Радищев. Например, А.Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» обращает
внимание не только на просвещение русского народа, но и на охрану здоровья
подрастающего поколения. Он дает ценные советы по питанию, личной гигиене,
физическому воспитанию, закаливанию, физическому труду.
В середине XIX века
отечественная медицина продолжает развиваться в том же направлении. Имеющееся
данные свидетельствуют, что в этот период охрана здоровья включала пропаганду
знаний о здоровье и здоровом человеке и практические меры по организации
здорового образа жизни в образовательных учреждениях.
Наиболее яркие
представители науки и практики второй половины XIX века – С.П. Боткин,
Н.И. Быстров, И.М. Сеченов, Н.И. Добролюбов, Н.И. Пирогов. Их деятельность
способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни на первый план,
стали более широко рассматриваться понятие «здоровье» и вопросы влияния на
организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, Космоса.
Так, появились исследования о способах адаптации организма к изменяющимся
внешним условиям и космическим воздействиям. Труды ученых привлекли внимание
различных слоев российского общества к проблеме здоровья нации и обозначили
приоритеты в отечественной науке.
На рубеже XIX - XX веков
выпускается много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде
здорового образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой и миром.
Особый акцент делается на воспитание здорового образа жизни молодежи. В 1914
году С. Успенский написал «Школу трезвости. Популярный учебник трезвости для
начальных училищ». Это были популярные беседы, конечная цель которых –
закрепить в сознании учащихся гибельные последствия потребления спиртных
напитков и положительные качества трезвости. Особое значение имеют работы П.Ф.
Лесгафта. Создавая свою систему физического воспитания, он исходил из положения
«о постоянной потребности организма изменять свои формы в определенном
направлении в зависимости от упражнений». Он изложил систему физического
воспитания, где предлагал использовать упражнения, которые обеспечивали
активное участие всех групп мышц и благотворно влияли на растущий организм.
Новый этап развития
науки в обозначенной области приходится на 20-е годы нашего столетия и на
предвоенный период. Увеличивается количество научно-популярных изданий,
посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучаются
адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся
биосреды. Однако в отечественной медицине этого периода не ставились вопросы
морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, формирования
личности и индивидуальности.
Педагогические идеи
В. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку
в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих отношений, но и в сфере
взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все
сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во вселенной, а
также принципы образования стали осмысливаться и претворяться в различных
интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе. Но
на Западе еще в довоенное время эти идеи нашли отражение в трудах
эмигрировавших российских философов, таких как С.Л. Франк, В.В. Зеньковский,
С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев.
Тема о природе
человеческого существования и смысле жизни человека волновала и Н.А. Бердяева.
В своей работе «Самопознание» автор размышляет о гармонии человека и среды, о
свободе и ответственности человека перед миром, о путях к достижению личностью
целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни. [31,
С.22-24].
В начале XX века
также активно начинают обсуждаться вопросы профессионального здоровья. В
Советской России эта тема была достойна представлена в научной и практической
деятельности В.М. Бехтерева. По его инициативе и под его руководством в 1918
году в Петрограде создается институт по изучению мозга и психической деятельности,
в состав которого вошла лаборатория труда. Главная задача лаборатории
заключалась в разработке мер по сохранению здоровья и развитию личности
трудящихся. В основу исследований был положен комплексный подход к изучению
работающего человека. Под председательством В.М. Бехтерева в январе 1921 года в
Москве прошла первая Всероссийская инициативная конференция по научной
организации труда и производства. В докладах самого Бехтерева и его коллег
рассматривались вопросы гармонизации и оздоровления трудового процесса, гигиены
труда и охраны здоровья рабочих. При институте мозга было организовано издание
небольших по объему и рассчитанных на широкий круг читателей научно-популярных
книжек по различным вопросам общей гигиены и гигиены труда. Первая работа в этой
серии в 1926 году была подготовлена профессором В.П. Кашниковым «Труд и
здоровье». Автор приводил мысль о том, что здоровье работающего человека может
быть обеспечено при соблюдении «общего порядка мысли», который предусматривает
организацию правильного питания, соответствующие условия проживания, атмосферу
семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, характер отдыха и
развлечений.
В 1920 году
советский теоретик и практик научной организации труда А.К. Гастев создает в
Москве Центральный институт труда. Особое внимание он уделял обеспечению
физического и психического здоровья работников. Для решения этой главной задачи
предусматривалось: создание необходимых условий труда; предотвращение
утомления; тренировка физических возможностей работника; развитие у него
наблюдательности, двигательных возможностей, воли, умения управлять собственным
временем. [58]
Во второй половине
1940 –х и в начале 1950-х годов все более прочные позиции завоевывает
гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо признать,
суровой объективной необходимостью того периода.
В конце 1980-х и в
1990-е годы колоссально меняются как количественные, так и качественные
параметры исследований, посвященных здоровью и вопросам организации здорового
образа жизни, детально разрабатывается и широко освещается в печати целый ряд
непривычных или, точнее, ранее неприемлемых для нашей научной литературы тем и
проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового
воспитания), либо нивелировались, низводились до уровня «отдельных проявлений»,
совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем
обществе нет детской преступности, детской наркомании, алкоголизма.[33, C. 25].
Если говорить о
системе здравоохранения, то санитарное просвещение, как одно из основных
направлений профилактической медицины, появилось в нашей стране в 20-е годы XX
столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди
населения до формирования санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль
здравоохранения и медицинской науки. Важный вклад в него внесли выдающиеся
организаторы советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, виднейшие
деятели медицинской науки В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Н.
Бурденко и другие.[50, С. 216].
В
1980 году была разработана глобальная стратегия Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья "Здоровье для всех"
принятая всеми 189 странами - членами ВОЗ, в том числе и Россией. В 1998
году была принята новая версия стратегии - "Здоровье для всех в 21
веке", главной целью которой является достижение максимально возможного
уровня здоровья всех жителей регионов мира. Основная и постоянная
задача данной стратегии заключается в достижении полной реализации всеми людьми
их «потенциала здоровья». [47].
На
эту генеральную стратегию ВОЗ отреагировало и наше правительство: изданы
соответствующие документы: приказ МЗ СССР от 14.10.98 № 770 «О
совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового
образа жизни», приказ МЗ РСФСР от 28.02.99 № 45 «О совершенствовании
гигиенического воспитания населения РСФСР и пропаганды здорового образа
жизни».
Через
все эти документы красной нитью прошла установка, что: участие в формировании здорового
образа жизни является неотъемлемой составной частью профессиональной
деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и
занимаемой должности; включение вопросов формирования здорового образа жизни в
программы совещаний и семинаров медицинских и фармацевтических работников, в
учебные планы по специализации и усовершенствованию медицинских кадров.
Соответственно
была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться
Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован
в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором
профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических,
хронических заболеваний, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр
профилактической медицины.
Почему же при
очевидной необходимости профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся
причиной высокой смертности, медицинские работники в практическом
здравоохранении мало или вообще профилактикой не занимаются?
Этому есть целый
ряд препятствий:
·
важность
профилактики пока в основном декларируется;
·
несовершенство
законодательной и нормативной баз;
·
слабое
финансирование профилактических программ и конкретных мероприятий;
·
отсутствие
знаний об экономических последствиях проведения (непроведения) профилактических
мероприятий;
·
отсутствие
финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний
и укреплением здоровья.
Таким образом,
очевидны недостаточное финансирование и неудовлетворительная материальная база
большинства центров медицинской профилактики, слабый уровень подготовки врачей
и среднего медицинского персонала ЛПУ по вопросам профилактики заболеваний,
медленные темпы организации отделений и кабинетов медицинской профилактики,
отсутствие у медицинских работников экономических стимулов и моральной
заинтересованности за проведение профилактической работы среди населения. Без
устранения этих препятствий трудно рассчитывать на повышение эффективности
профилактики заболеваний через существующие службы здравоохранения. [50, С.220-221].
С 1 января 2006
года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального
приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента
РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации.
Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание
условий для его последующей модернизации. [44, С. 4].
В рамках реализации
национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления:
1.
повышение
приоритетности первичной медико-санитарной помощи,
2.
усиление
профилактической направленности здравоохранения,
3.
расширение доступности
высокотехнологичной медицинской помощи.
Усиление
профилактической направленности подразумевает:
·
формирование
у населения культуры здоровья
·
повышение
мотивации к сохранению своего здоровья
·
проведение
дополнительной диспансеризации работающего населения
Цель: Снижение
инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения.
[30].
Таким образом,
мероприятия по формированию здорового образа жизни и профилактическая
направленность здравоохранения являются приоритетной задачей национального
проекта «Здоровье».
В последнее время
наметилось такое новое направление, как консолидация усилий органов здравоохранения,
врачей и Русской православной церкви в формировании здоровья нации. В частности
15 апреля 2005 года министром здравоохранения и социального развития РФ и
Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было подписано «Соглашение о сотрудничестве между министерством
здравоохранения и социального развития РФ и русской Православной
Церковью.[45]. Цель данной работы - определить влияние веры на течение и
прогноз заболевания и проанализировать, способствует ли вера мобилизации
защитных сил организма. Данный проект предусматривает изучение взаимосвязи
духовного и физического здоровья населения в условиях общественно-экономических
реформ. Это еще раз подтверждает тот факт, что современная система пропаганды
медико-гигиенических знаний должна предусматривать совместные усилия
государства, органов здравоохранения и учреждений образования, общественных и
религиозных организаций, средств массовой информации. [20, С 51].
На сегодняшний
день, во многих субъектах Российской Федерации активно ведется работа по формированию
здорового образа жизни. В частности, в Удмуртии принята программа
социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы. В
ней предусматривается не только выделение средств на приобретение
дорогостоящего оборудования и укрепление материально-технической базы, но и
финансирование целевых программ, направленных на профилактику заболеваний.
Особо подчеркивается, что «культ здорового образа жизни, переход к
общеврачебной практике, кардинальные изменения в системе медицинского страхования
и, как итоговая оценка, увеличение продолжительности жизни – основа
перспективной работы всего здравоохранения Удмуртской Республики.» [40, С. 123].
Важно отметить, что
с 1 января 2007 года в столице Удмуртии начала действовать муниципальная
программа «Здоровые города - здоровье ижевчан», которая разработана в
соответствии со стратегией ВОЗ «Здоровье для всех» и дополняет приоритетный
национальный проект «Здоровье», поскольку ориентирована на воспитание идеологии
и культуры здоровья. [53, С.4].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|