рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Хотя можно предположить, что в действительности количество детей, лишенных опеки взрослых, значительно превышает данные милицейских сводок. По независимым оценкам, сейчас в стране насчитывается свыше полутора миллионов беспризорников.

Несовершеннолетние бомжи оккупировали злачные места крупных российских городов, промышляя попрошайничеством и мелким воровством. Предоставленные сами себе недоросли составляют постоянный "кадровый резерв" для взрослых преступных группировок.

Масштаб этой социальной катастрофы сравним разве что с тем, что наблюдалось на фронте беспризорности во время гражданской войны. Не случайно именно Министерству внутренних дел досталась ведущая роль в общероссийской кампании по возвращению блудных детей к достойному существованию. Возглавил межведомственный штаб по борьбе с беспризорностью сам министр. Ведь со времен "железного Феликса" принято считать, что силовые структуры являются наиболее подготовленными для решения проблемы той части подрастающего поколения, которая не желает или не имеет возможности вести цивилизованный образ жизни. Чего греха таить, методы работы с ней подручных товарища Дзержинского при очевидной эффективности особой гуманностью не отличались. Беспризорников 1920-х годов попросту загребали в ходе массовых облав и насильно помещали в закрытые колонии. Автор знаменитой "Педагогической поэмы" Антон Макаренко считал, что "воспитатель имеет право на принуждение".

Нынешнее Министерство внутренних дел, похоже, существенно подкорректировало опыт своих предшественников. Концепция в самом общем виде такова: те, кто толкает несовершеннолетних на преступный промысел, могут не рассчитывать на снисхождение, а в отношении самих детей решено сменить кнут на пряник. Репрессивные меры к ним практически не применяются. Сотрудники милиции, задержав очередного малолетнего скитальца, теперь не спешат помещать его в приемник-распределитель, а прежде всего проводят процедуру установления личности и отправляют бедолагу в больничный стационар. После медицинского обследования ребенок поступает в распоряжение органов опеки и попечительства, которые и определяют его дальнейшую судьбу.

Отказ от карательных мер уже принес весьма обнадеживающие результаты. В минувшем году российское МВД совместно с другими органами исполнительной власти - Минздравом, Минобразования и Министерством труда и социального развития провело несколько профилактических мероприятий по выявлению попавших в беду беспризорников и несовершеннолетних. В результате таких операций, как "Табор", "Беглец", "Усыновитель", около 100 тысяч несовершеннолетних беспризорников перебрались с привокзальных площадей и подвалов в социальные учреждения.

В период с конца мая по начало сентября по указанию министра российская милиция предпримет ряд дополнительных мер для обеспечения безопасности летнего отдыха детей и подростков. При этом планируется значительно увеличить число милиционеров в городах-курортах, местах массового отдыха детей, на транспортных маршрутах. В рамках этих мер особое внимание будет уделено беспризорникам, которые с наступлением теплого сезона начинают особенно активно кочевать по российским городам и весям.

Такой подход для главы МВД - ведомства, привыкшего, скорее, карать, нежели воспитывать, в целом согласуется с задачами реформирования отечественной правоохранительной системы. Российская милиция должна наконец-то заняться исправлением своей довольно неустойчивой репутации. И некоторые шаги уже сделаны.За два года пребывания на посту министра внутренних дел Грызлов сумел основательно потревожить милицейское "болото". Будучи сугубо штатским человеком, он свободен от внутриведомственных стереотипов и корпоративной поруки, что придает дополнительный заряд реформаторскому потенциалу. Достаточно хотя бы вспомнить изменение правил приема заявлений от граждан. Теперь нерадивым блюстителям порядка не так-то просто проигнорировать даже очевидный "висяк". Сюда же можно отнести кадровые чистки, которые периодически проводятся в ведомстве, борьбу с милицейскими "крышами" и мздоимством. Думается, что и мягкий вариант ликвидации беспризорности следует рассматривать как очередную попытку создать в России милицию "с человеческим лицом".

"Время Новостей" о депутатских инициативах по поправкам к закону "О гражданстве". // Демоскоп-Weekly (Москва).- 19.05.2003.- 113-114





Программа включает в себя широкий спектр мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. В частности, па местах будет создана база данных о семьях и подростках, находящихся в социально опасном положении. Будет продолжена работа по трудоустройству, обеспечению жильем, оказанию патронажной помощи выпускникам школ-интернатов, по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Позволят приблизиться к решению проблемы беспризорности несовершеннолетних и другие меры, предусмотренные в распоряжении Главы Администрации области.

Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними, лишившимися родительского попечения, в области является наиболее распространенной формой семейного воспитания - около 60% от общего количества учтенных детей этой категории. Основным условием обеспечения опекаемым детям достойной жизни в приемной семье является установление достаточного размера опекунского пособия и регулярная его выплата.





В настоящее время проблема детской беспризорности остается одной из наиважнейших проблем нашего общества и государства. Первым шагом в решении практических задач по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних является выявление и помещение их в специализированные учреждения.

Именно поэтому развитие системы специализированных учреждений для временного содержания несовершеннолетних является в настоящее время одним из главных аспектов развития всей системы профилактики беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.

Вначале хотелось бы провести краткий обзор нормативно-правовых актов, закрепляющих цели государственной политики по обозначенной проблеме.

В 1995 году был принят Указ Президента РФ "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей) "\1.

В нем определялось, что цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, состоит в обеспечении их социализации, полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции их в общество.

Для достижения этой цели был поставлен ряд задач. В том числе такие, как:

- защита прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах;

- создание сети специализированных служб и учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптациии несовершеннолетних правонарушителей;

- оказание "скорой" помощи детям в условиях экстремальных ситуаций;

- совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с детьми, попавшими в особо трудные обстоятельства.

Для решения поставленных задач предусматривалась реализация следующих мер:

1) подготовка проектов необходимых законодательных актов, направленных на защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных условиях;

2) развитие сети центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

3) создание сети социально-реабилитационных центров, социальных приютов для безнадзорных детей с отклонениями в поведении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних детей с отклонениями в развитии и совершивших общественно опасные деяния;

4) развитие сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации;

5) развитие сети срочной психологической помощи (в том числе по телефону);

6) расширение масштабов обучения и повышения квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по социальной реабилитации, сотрудников организаций по делам несовершеннолетних и других специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

В Указе предусматривалось также, что практическая реализация Основных направлений потребует глубокой экономической, финансовой и правовой проработки и будет осуществляться на основе принятия законодательных и правовых актов, а также разработки и реализации соответствующих федеральных целевых программ, ежегодных планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации предполагалось исходить из принципа четкого разграничения ответственности между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации за реализацию Основных направлений.

Распоряжением Правительства РФ от 10 мая 1999 г. N 736-р был утвержден План мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности на 1999-2000 годы.

В указанном документе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления было рекомендовано осуществить комплекс мер по преодолению детской безнадзорности, включающий в том числе: укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних службами экстренной помощи несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях, учреждениями, осуществляющими лечение и реабилитацию несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, а также психическими расстройствами и ВИЧ-инфекцией.

В 2000 году постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 была утверждена Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2002 годы".\2

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 ноября 2001 года N1328 настоящей программе был присвоен статус президентской программы.

В указанной Программе отмечалось, что ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации 424, 3 тыс. несовершеннолетних состояли на учете в органах внутренних дел.

Стабильно высоким оставался показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В 1998 году по сравнению с 1995 годом на 19, 5 процента увеличилось число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных.

132 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в соответствующих образовательных учреждениях, только за последние 3 года число таких детей возросло на 13, 2 тыс. человек.

Отмечаются случаи, когда безнадзорные дети становятся объектами сексуальных посягательств и предметом торговли.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-1999 годах позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы явилось увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

По состоянию на 1 января 2000 г. в Российской Федерации действовало 701 такое учреждение (в 1994 году - 30). В результате реализации Программы эти учреждения, а также специальные учебно-воспитательные учреждения, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам системы органов образования, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей системы органов внутренних дел были обеспечены автотранспортом, сельскохозяйственными машинами, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации.

Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом.

Не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Целью Программы в 2000 году ставилось дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Программа предусматривала решение следующих задач по интересующей нас проблеме:

- совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

- дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы.

В соответствии с основными направлениями реализации Программы предусматривалось оснащение учреждений по профилактике, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков.

Ресурсное обеспечение Программы предполагало, что объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составит 218, 64 млн. рублей, в том числе на: мероприятия общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 9, 92 млн. рублей; государственную поддержку учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 206, 12 млн. рублей; научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 2, 1 млн. рублей; организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - 0, 5 млн. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета должны были ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.

Для реализации ряда мероприятий Программы планировалось привлечение средств бюджетов субъектов

Российской Федерации. Участие конкретных субъектов Российской Федерации в выполнении Программы согласовывалось после принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.