Государственное влияние на предпринимательскую деятельность
Министерство образования и науки Украины
Запорожская Государственная Инженерная Академия
Факультет Экономики предприятия
Хозяйственное законодательство
Контрольная работа
Государственное влияние на предпринимательскую
деятельность
Запорожье 2005
Содержание
Введение. 3
1. Понятие, цели и рычаги государственного регулирования
предпринимательской деятельности. 4
2. Государственное влияние на предпринимательскую деятельность в
Украине 9
3. Региональная поддержка предпринимательства: Запорожский опыт. 13
Выводы.. 16
Литература. 19
Предпринимательство
является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной
экономики, поддержки внутреннего рынка. Кроме решения важной
общественно-политической задачи — формирование среднего класса, усиление
демократии и институтов общественного общества, малое предпринимательство
способно решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников
доходов для населения, производство товаров и услуг для населения по доступным
ценам) и экономические задачи (создание конкурентной среды, привлечение
частного капитала и внешних инвестиций, усовершенствование технологий,
наполнение бюджетов разных уровней).
Государственная и
муниципальные власти все активнее демонстрируют направленность на создание
благоприятного предпринимательского климата. Вместе с тем, анализ этих усилий
свидетельствует про недостаточную их результативность. Невысокая эффективность
соответствующих экономических, правовых и организационных мероприятий является
одним из факторов функционирования «теневой» экономики и ее криминализации, что
крайне отрицательно сказывается на поступлениях в бюджет, порождает
недобросовестную конкуренцию и недоверие к органам местного самоуправления, и,
следовательно, подрывает стимулы для развития легального предпринимательства.
В связи с этим
исключительно важным является разрешение проблемы регулирования
предпринимательской деятельности со стороны государства, формирования и
реализации комплекса соответствующих эффективных мер за счет максимального
использования имеющегося ресурсного, производственно-технологического и
кадрового потенциала Украины. Развитие предпринимательской деятельности крайне
необходимо для развития национальной рыночной экономики с социальной направленностью.
Все это показывает
актуальность исследования вопроса государственного регулирования
предпринимательской деятельности.
В современных условиях происходит усиление
государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства,
меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с
субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме,
аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов
регулирования.
Целью государственного регулирования
предпринимательской деятельности является создание определенных условий,
обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное
участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от
этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои
собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными
ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации
в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного
регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования
достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой
стране.
В обобщенном виде в задачи государственного
регулирования входят:
— разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим
правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
— повышение эффективности государственного регулирования и снижение
соответствующих издержек;
— ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за
деятельностью предприятий;
— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за
соблюдением правил конкуренции;
— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством
финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
— сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики:
структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
— содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному
развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений
административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм
трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты
труда;
— поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства
населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное регулирование экономики в
современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в
этом регулировании переместился к активному участию государства в
организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами
являются:
— осуществление структурной перестройки производства, что предполагает
создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных
отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка,
переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках
международной специализации;
— повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и
отдельных видов производств;
— поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения
производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива,
полуфабрикатов;
— укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики,
ориентация их на обслуживание экспортного производства;
— пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами
правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное
на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами
государственного регулирования внешнеэкономических связей;
— использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих
отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление
мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм,
развитие новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение
эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на
регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме
регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования
предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного
развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности
с ориентацией на экспортную специализацию.
Большое значение в 80-е гг. XX в. приобрели целевые
программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что
финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на
развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем
энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.
Проблемы структурной политики стали на современном
этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается
на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный
капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления
предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования экономики
направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в
частности, по административному надзору и нормативному регулированию
производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые
области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и
фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных
стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью
сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого
и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое
стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Большое значение в системе
управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений
администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, —
предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут
предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо
через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности
развития на территории той или иной сферы предпринимательства.
Важной сферой регулирования является применение финансовых методов
в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого
бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций,
кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной
администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут
быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности,
недвижимости.
Важным направлением государственного регулирования
является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни
патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за
относительно умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования
предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и
субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного
аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются
тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное
звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение
приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных
отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста
отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими
средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и
ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается
большая свобода выбора условий и способов финансирования.
Одна из важнейших функций государственного
регулирования — разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической
политики страны.
Государственное регулирование и поддержка играют
исключительно важную роль в развитии
предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в Украине
позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает
организационно-управленческие и экономические меры.
Государственное влияние на предпринимательскую
деятельность в Украине на современном этапе осуществляется по двум
направлениям: государственное регулирование и государственная поддержка
предпринимательства.
Это разные формы государственного влияния на
предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность очень
зависит от обоснованности экономической политики в целом и в сфере
предпринимательства отдельно. Сегодня в Украине прослеживаются такие
направления формирования политики государства относительно малого предпринимательства:
— финансово-кредитная, включая вопросы денежного оборота, процентных
ставок, кредитных отношений,
— финансовая политика относительно обеспечения потребностей
предпринимательских структур в финансовом капитале,
— налоговая политика в системе регулирования и стимулирования
приоритетных направлений предпринимательской деятельности,
— институциальная политика, включая реформирование отношений
собственности, формирования рыночных отношений, рыночной инфраструктуры,
фондового страхового рынка антимонопольного законодательства и развития
конкуренции,
— социальная политика, включая решение проблем занятости населения на
базе развития предпринимательских структур.
Решения, касающиеся поддержки предпринимательства на
государственном уровне, обязательны для низших уровней управления национальной
экономики, и должны дополняться, конкретизироваться на каждом из них в
соответствии с социально-экономическими потребностями и ресурсным обеспечением
отдельных территорий.
Экономическая политика — основа для разработки
Национальной и региональных программ развития и поддержки предпринимательства.
Именно эти программы направлены на усовершенствование нормативно-правовой базы
по вопросам развития малого предпринимательства, финансово-кредитной поддержки,
создания бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства,
консультационных и информационных систем, совершенствования системы подготовки
и переподготовки кадров, повышения квалификации, создания условий для
привлечения занятием предпринимательской деятельностью социально незащищённых
категорий населения — инвалидов, женщин, молодёжи, уволенных в запас,
безработных.
Создание вышеперечисленных структур оказывает услуги
субъектам малого и среднего предпринимательства.
Однако, в результате отсутствия целостной
государственной политики и системного подхода для решения проблем малых форм
хозяйствования, субъекты малого предпринимательства находятся в неравных
экономических условиях по сравнению с крупными предприятиями. Это всё
отражается в ограничении возможностей малого предпринимательства по привлечению
средств, приобретению сырья, материалов, объектов недвижимости, использованию
передовых технологий.
Но самого наличия программ поддержки
предпринимательства мало, необходим системный подход к решению проблем развития
малого бизнеса. В частности, существующая в Запорожской области рыночная
структура недостаточно сориентирована на обслуживание малых предпринимательских
структур. Необходим комплекс инфраструктуры целевого назначения: биржи
фондовые, коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые организации,
аудиторские фирмы, бизнес-центры, региональные и городские фонды поддержки
предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства с учётом АПК,
бизнес-инкубаторы.
Страницы: 1, 2
|