Необходимо иметь чёткую систему обучения и повышения
квалификации предпринимателей у нас в области, как на отечественных так и на
зарубежных предприятиях малого бизнеса, в бизнес-инкубаторах, технопарках,
технополисах.
Механизм, который обязан развивать малое
предпринимательство — это система государственной поддержки малого
предпринимательства, дееспособность которой будет выступать порукой улучшения
положения во всех сферах экономической жизни, развития национального
производителя и выход из кризиса.
В 2000 г. был принят закон Украины «О национальной
программе содействия развитию малого предпринимательства». Наше государство
вступило на путь цивилизованного подхода к решению проблем развития малого
предпринимательства: принят закон, разработаны меры по его выполнению,
определены финансовые средства и исполнители этого закона.
В рамках этих мероприятий начали свою работу такие
программы:
— Межрегиональная программа снижения социальной напряжённости путём
развития самозанятости и поддержки малого предпринимательства. Стимулирование
развития самозанятости населения (через обучение социально незащищённых слоев
населения и микрокредитование бизнес проектов).
— Программа «Формирование сети региональных фондов поддержки
предпринимательства во всех регионах Украины». Цель этой программы — создание
сети фондов поддержки предпринимательства. Обобщение опыта работы эффективно
работающих региональных фондов и распространение опыта работы, разработка и
осуществление мер по консолидации усилий организаций и структур, работающих в
сфере поддержки предпринимательства.
— Программа «Привлечение к малому предпринимательству малозащищенных
слоев населения». Цель программы — активизация предпринимательской деятельности
малозащищенных слоев населения, повышение уровня знаний основ
бизнес-деятельности и государственного обеспечения, снижение уровня социальной
напряжённости в регионах.
— Программа «Малый бизнес в малых города Украины». Срок реализации этой
программы — 2003-2005 г. Миссия программы — развитие бизнеса в малых городах
Украины как основа возрождения регионов Украины. Цель программы — содействие
экономическому и социальному развитию малых городов Украины.
— Программа «Кредитование субъектов малого предпринимательства». Цель
программы — комплексная поддержка начинающих предпринимателей, а также
представителей малого бизнеса и создание благоприятных условий для эффективного
развития их бизнеса с помощью обеспечения доступа к финансовым ресурсам.
Нужно отметить, что государственная поддержка предпринимательства
в Украине сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия
данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих
развитие предпринимательства, таких, как:
— несовершенство системы налогообложения;
— нестабильность бюджетного финансирования
федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
— неразвитость механизмов финансово-кредитной
поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов
самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
— ограничение доступа малых предприятий к
производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
— отсутствие надежной социальной защищенности и
безопасности предпринимателей;
— организационные проблемы взаимодействия малого
бизнеса с рынком и с государственными структурами;
— административные барьеры на пути развития малого
предпринимательства.
В развитии предпринимательства существенную роль
играет региональная система регулирования и
поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной
политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из
мер, принимаемых на государственном уровне, с другой — определяются задачами
развития и спецификой каждого конкретного региона. Пришло время системного
подхода и на региональном уровне развития предпринимательства. Так, в Запорожье
была принята Городская программа развития и поддержки малого предпринимательства
на 2005— 2006 гг.
Роль и место малого предпринимательства в экономике
Запорожья лучше всего проявляется в присущих нему функциях:
— влияние малого бизнеса на формирование конкурентной среды;
— оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, предоставление
рыночной экономике необходимой гибкости;
— ускорение реализации новых технических и коммерческих идей;
— смягчение социального напряжения и содействия демократизации рыночного
отношения, так как именно он служит фундаментальной основой формирования
среднего класса.
Цель этой Программы — создание благоприятной среды и
внедрения действенных мер по развитию малого бизнеса в городе. Первоочередная
ее задача — максимальное объединение интересов субъектов малого
предпринимательства с интересами города, что включает в себя перечень
приоритетных подзадач: формирование эффективной государственно-общественной
системы обслуживания, поддержки малого предпринимательства; создание новых
рабочих мест, привлечение субъектов предпринимательства к уменьшению уровня
безработица; увеличение поступлений в городской бюджет; насыщение рынка
товарами народного потребления.
Действие Программы еще не закончено, но определенные
результаты государственной поддержки предпринимательской деятельности в
Запорожье уже видны и сейчас. Так, к началу 2005 г. предполагалось
функционирование 7500 малых предприятий и 39000 физических
лиц-предпринимателей; фактическое же количество составило соответственно 8015
(106,6%) и 45000 (109,1%). На 2005 г. прогнозируется возрастание количества
малых предприятий до 8400 или 104,8% к ожидаемому выполнению 2004 г.,
зарегистрированных предпринимателей — физических лиц до 47000 или 104,4% к
выполнению 2004 г. Соответствующий прирост количества малых предприятий и
зарегистрированных предпринимателей — физических лиц прогнозируется и на 2006
г. Кроме того, в 2004 г. увеличилось количество малых предприятий, получивших
прибыль: 59,5% к общему количеству малых предприятий против 59,1% в 2003 г.[1].
Считаю необходимым в области изменить подход в
отношении к развитию малого предпринимательства. Существующий в области
координационный комитет по развитию и поддержке предпринимательства призван и
должен выработать направления поддержки малого предпринимательства. Без
системного подхода к решению проблем развития предпринимательства все усилия
превращаются в разговоры, импульсные решения и проблемы накапливаются. В любом
деле необходим взвешенный, продуманный подход. Привлечение негосударственных
бизнес-структур, поддерживающих развитие предпринимательства, в органы
управления областью в вопросах малого бизнеса будет способствовать развитию
третьего сектора экономики.
Государственная идея поддержки малого
предпринимательства становится национальной идеей развития благосостояния
нашего общества и отвечает требованиям рыночной экономики.
Для обоснованного определения направлений
первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к
принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно
выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:
— стимулирование развития передовых технологий,
обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая
интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности,
качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
— развитие соответствующих образовательных и
обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;
— развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы
своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения
«места под солнцем» для более эффективных предприятий;
— развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных
отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр),
стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания
нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных
уровнях;
— развитие комплекса внешних инфраструктурных условий
(как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не
физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных,
технологических)
Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую
очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях
привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия
бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не
извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно,
привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на
условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной
конкуренции.
Следует добавить, что существующая правовая система
Украины все еще не может обеспечить в должной мере защиту прав и интересов
предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов,
происходящих в социально-экономической жизни Украины. Именно поэтому большая
часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности,
осуществляется за ее пределами. “Вакуум права”, отсутствие эффективных правовых
норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной
стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще.
С другой стороны, этот “вакуум” быстро заполняется неформальными и, как
правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.
Считаю, что в государственной политике по вопросам
развития предпринимательства должны преобладать такие факторы:
— определение предпринимательства как прогрессивной формы хозяйствования,
которая сегодня отвечает требованиям рыночной экономики и способна преодолевать
кризисные явления в социальной сфере, обеспечивать занятость и благополучие
большей части населения;
— формы и методы содействия развития предпринимательства необходимо
увязывать с прогнозами доходов, часть которых область предусматривает получить
от предпринимательской деятельности;
— государственная политика обязана быть иерархичной.
И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитие
которых позволит государству наиболее эффективно регулировать
предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в Украине.
— формирование инфраструктуры развития
предпринимательства;
— нормативно-правовое обеспечение
предпринимательства;
— развитие прогрессивных финансовых технологий;
— научно-методическое и кадровое обеспечение
предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами
массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
— создание льготных условий использования субъектами
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и
информационных ресурсов, а также научно-технических разработок
новых технологий;
— установление упрощенного порядка регистрации субъектов
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации
их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской
отчетности;
— международное сотрудничество в сфере
предпринимательства — поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов
предпринимательства, включая содействие развитию их торговых,
научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными
государствами.
1.
Архангельський Ю. Про необхідність державного
планування ринкової економіки // Економіка України, 2004, № 3, С.47—52.
2.
Бушмин Е. Роль и место бюджетных процедур в системе
государственных финансов // Вопросы экономики, № 5, 2003, С. 42—49.
3.
Гладій І. "Новий регіоналізм" і державний
механізм управління ринком // Економіка України, 2004, № 6, С. 45—51.
4.
Государственное регулирование рыночной экономики:
Учебник. — М., Дело, 2002.
5.
Ершов М. Важнейшие механизмы экономической политики
// Мировая экономика и международные отношения, № 6, 2004, С. 3—12.
6.
Каирова Ф.А., Позднякова Т.А. Налоги, в частности
налоговые льготы, как инструмент регулирования экономики // Вопросы
экономических наук, № 4, 2004, С. 241—243.
7.
Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. —
М., ИНФРА-М, 2001.
8.
Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий
специальный курс) // Российский экономический журнал, 2002, №№ 10—12.
9.
Міська програма розвитку та підтримки малого
підприємництва у м. Запоріжжі на 2005–2006 рр. // Эл. публ. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Міська програма розвитку та підтримки малого підприємництва у м.
Запоріжжі на 2005–2006 рр. // Эл. публ. http://www.meria.zp.ua/?page=/
city/programa
Страницы: 1, 2
|