Я
уже указывал на необходимость выделения государственных правоохранительных
органов, в качестве самостоятельной группы. Для характеристики этих органов был
использован термин «правоохрана». Перечень правоохранительных органов
достаточно широк. Я ограничились лишь выделением группы правоохранительных
органов и их характеристикой. В свою очередь правоохранительные органы, мной
подразделены на две подгруппы: государственные правоохранительные органы и
негосударственные правоохранительные органы.
К
государственным правоохранительным органам, мною отнесены: управление
внутренними делами, органы государственной власти субъектов РФ, милиция,
внутренние войска МВД России, налоговые и иные финансовые органы,
судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов
гражданского состояния.
В
целях координации усилий страны с другими государствами в борьбе с
преступностью Правительство утвердило 5 января 1995г. Положение о представителях
МВД России в зарубежных государствах[23]. Эти представители
выполняют возложенные на них задачи в государствах пребывания под руководством
глав дипломатических представительств России.
В
систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений,
частей, органов управления внутренними войсками.
Деятельность
осуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной
власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.
Основными
задачами Министерства являются:
·
разработка
и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и
гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению
общественного порядка и общественной безопасности;
·
организация
и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и
административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;
·
руководство
органами внутренних дел и внутренними войсками;
·
совершенствование
нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних
войск, обеспечение законности их деятельности;
·
совершенствование
работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и
социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства.
В
соответствии с этими задачами Положением подробно определены функции и
полномочия Министерства.
Задачи
и функции других органов внутренних дел и внутренних войск регламентируются
рядом нормативных правовых актов: Законом
К
органам внутренних дел в субъектах РФ относятся министерства внутренних дел
республик, областные (краевые) главные управления и управления внутренних дел,
районные органы внутренних дел, городские отделы (главные управления и
управления в крупных городах) внутренних дел. Общими моментами в
организационно-правовом положении перечисленных органов внутренних дел являются
следующие:
1.
Двойное подчинение местных органов внутренних дел, вверенное в конце 50-х
годов, — Министерству внутренних дел и местной администрации в лице главы
администрации. Двойное подчинение, как принято говорить, по вертикали и
горизонтали проведено в порядке разделения функций между МВД и местной
администрацией. Руководство с ее стороны сводится, в основном, созданию
организационных и материально-финансовых условий для успешного выполнения
возложенных на органы внутренних дел задач, а также к даче указаний в связи с
различными временными обстоятельствами (митингами, демонстрациями, ярмарками и
т.п.). В компетенции же вышестоящих органов внутренних дел — вопросы
нормативного регулирования, оперативно-1о управления, совершенствования форм и
методов деятельности должностных лиц, обобщение опыта работы и т.п.
2.
Органы внутренних дел на местах заняты преимущественно работой по практическому
предупреждению, пресечению правонарушений и обеспечением привлечения
нарушителей к ответственности. В их ведении и распоряжении — основные силы
милиции.
Министерства
внутренних дел республик, главные управления и управления внутренних дел в
областях (краях) осуществляют руководство нижестоящими органами внутренних дел
(в районах, городах), а также непосредственно выполняют отдельные
правоохранительные полномочия своими силами и средствами — обеспечение порядка
при проведении мероприятий республиканского, областного (краевого) масштаба,
руководство милицейскими формированиями соответствующего подчинения, ведения
вопросов разрешительной системы и т.д.
Районные
и городские отделы (управления) внутренних дел в системе МВД России являются
низовым звеном, т.е. такими органами, которые практически выполняют основную
нагрузку по обеспечению и охране порядка и безопасности. В их распоряжении
квалифицированные и специализированные силы милиции и других структур системы
Министерства для практического разрешения вопросов паспортно-регистрационного
режима, разрешительной системы, безопасности работы всех видов транспорта,
повседневной охраны порядка и безопасности на улицах, площадях и других местах
скопления людей. Эти органы и их должностные лица много времени отводят приему
граждан, рассмотрению их заявлений и жалоб, объединяют силы общественности по
борьбе с правонарушениями, руководят работой участковых инспекторов.
В
соответствии с Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции)
в Российской Федерации в республиканских, краевых, областных центрах или других
крупных городах с наиболее сложной оперативной обстановкой при численности
населения свыше 300 тысяч человек создаются отряды милиции особого назначения
(ОМОН).
Выполнение
возложенных на него задач и реализацию своих полномочий Министерство внутренних
дел осуществляет с помощью основных своих сил — милиции и внутренних войск. В
арсенале "их методов и средств обеспечения и охраны порядка и безопасности
главным образом средства административно-правовые, а сами эти структуры
отнесены к числу правоохранительных органов.
Органы
управления внутренними делами от 18 апреля 1991г. «О милиции» (с изменениями и
дополнениями от 31 марта и 6 декабря 1999г.)[24], Положением о
милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации,
утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993г.[25],
Федеральным законом от 6 февраля 1997г. - «О внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации»[26], Положением о Главном
командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,
утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999г.[27],
и другими нормативными актами.
Кратко
остановимся на некоторых видах государственных органов занимающихся
правоохранительной деятельностью.
Милиция
представляет собой важнейшую составную часть МВД России. Ее задачи: обеспечение
безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и
административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана
общественного порядка и общественной безопасности; защита частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи
физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Милиция
защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств. Ей запрещается прибегать к пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию
о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом. Она обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с
документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются права и
свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральным
законом от 6 декабря 1999г. «О внесении изменений и дополнений в статью 10
Закона Российской Федерации «О милиции» на милицию возложены также обязанности
оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам, кандидатам в
депутаты, должностным лицам власти, избирательным комиссиям.
Основными
задачами органов УВД являются: общественной безопасности; осуществлять по
подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных
магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; выдавать в
соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение
гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение и ношение его;
охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество;
принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других
чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой
медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра.
Милиция
общественной безопасности активно участвует в пресечении алкогольного и
наркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений, в
борьбе с бродяжничеством, проституцией, терроризмом и массовыми нарушениями
общественного порядка.
Для
выполнения своих задач и функций милиция общественной безопасности наделена
необходимыми властными полномочиями, в том числе по применению физической силы,
специальных средств и оружия.
Внутренние
войска МВД России имеют следующие задачи: участие совместно с органами
внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной
безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных
объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской
Федерации; оказание содействия Пограничным войскам в охране Государственной
границы. Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от
преступных и иных посягательств, а также осуществляют мероприятия
разведывательного характера в районах выполнения своих задач Назначение,
правовые основы, принципы деятельности, полномочия, порядок выполнения
внутренними войсками возложенных на них задач определены Федеральным законом от
6 февраля 1997г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской
Федерации»[28].
Соединения
и части внутренних войск участвуют в локализации и блокировании районов
чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в таких
районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в
изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных
вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления —
в их ликвидации. Внутренние войска участвуют в пресечении массовых беспорядков,
в борьбе с преступностью, в принятии неотложных мер по спасению людей, охране
имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при
чрезвычайных ситуациях, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения
Военнослужащие внутренних войск наделены правами, по своей сути сходными
с правами милиции общественной безопасности. В частности, они вправе пресекать
преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие
выполнению ими служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения
общественного порядка, проверять у граждан документы, удостоверяющие личность;
составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять
административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с
передачей задержанных в милицию, а также совершать другие действия, указанные в
законе.
Руководство
внутренними войсками осуществляет Президент, непосредственное руководство ими —
Министр внутренних дел, а его заместитель одновременно является
Главнокомандующим внутренними войсками. Положение о Главном командовании
утверждено Указом Президента от 3 марта 1999 г[29].
Налоговые
органы впервые
были выделены в самостоятельную систему в Федеральном законе РФ «О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР»
от 23 июня 1999 г.[30] В соответствии с
указанным Законом, налоговые органы России — это единая система контроля за
соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, установленных законодательством России, а также
контроля, за соблюдением валютного законодательства России, осуществляемого в
пределах компетенции налоговых органов. Дойная централизованная система
налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и его территориальных
органов. Анализ приведенных норм свидетельствует, что в основе организации
системы налоговых органов находится федеративное устройство России, и ее
административно-территориальное деление. В соответствии со ст. 5 (ч. 1), 65
Конституции РФ система налоговых органов может быть представлена тремя
звеньями.
Высшим
звеном системы налоговых органов является ныне Федеральная налоговая служба
(ФНС), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, что предусмотрено Указом
Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
№ 314 от 9 марта 2004 г.[31] Что же касается
Министерства РФ по налогам и сборам, то оно утратило свой самостоятельный
статус и в соответствии с указанным подзаконным нормативным правовым актом
«преобразовано» в Федеральную налоговую службу. В другом подзаконном
нормативном правовом акте, правда, с меньшей юридической силой, каковым
является постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной
налоговой службе» № 506 от 30 сентября 2004г[32]., в редакции от
11 февраля 2005г.[33], Федеральная налоговая
служба уже названа «правопреемником» Министерства РФ по налогам и сборам.
Нижестоящим
звеном по отношению к Федеральной налоговой службе следует считать ее
территориальные органы, положения о которых утверждены приказом руководителя
ФНС от 30 ноября 2004 г. В частности, этим подзаконным нормативным актом
утверждены: Примерное положение об Управлении Федеральной налоговой службы по
субъекту Российской Федерации, Примерное положение о Межрегиональной инспекции
Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Примерное
положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по
централизованной обработке данных, Примерное положение о Межрегиональной
инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Примерное
положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в
городе, городу без районного деления. Порядок назначения на должность
руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы предусмотрен
в Указе Президента РФ № 295 от 15 марта 2005г.
Страницы: 1, 2, 3
|