Глава
2. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России
"Федеральная
целевая программа "жилище" на 2002 - 2010 годы
2.1.
Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации
В ходе реализации Государственной целевой
программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных
направлений нового этапа реализации Государственной
целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431,
и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Программа)
были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной
политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы
реализации.·
За этот период была сформирована
нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных
с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав
собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее
существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате
принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного
жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного
кодекса Российской Федерации.
Новые
правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и
требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях
государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер
нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового
характера.
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения
для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации
комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России".
Включение
задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий
проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием
образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа
экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на
достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать
активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед
которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных
потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части
населения страны.
Цели и задачи Программы определяются
целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является
основным инструментом его реализации.
Целью приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является
формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания
гражданам России.
Основной целью Программы является
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию
жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и
комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного и
жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности
населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития
финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и
коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества,
обеспечивающими комфортные условия проживания.
Для развития жилищного строительства
необходимо обеспечить:
формирование системы территориального
планирования, создание условий для разработки правил землепользования и
застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
развитие конкуренции и снижение
административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание
эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и
административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных
процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков на цели
жилищного строительства;
обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий
для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
модернизацию и обновление оборудования,
повышение эффективности технологий строительства и производства строительных
материалов;
комплексную застройку территорий,
реконструкцию и обновление кварталов застройки;
создание единой системы государственного
учета объектов недвижимости.
финансовое оздоровление организаций
коммунального комплекса;
создание условий для привлечения средств
частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной
инфраструктуры, государственную финансовую поддержку процессов модернизации и
развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков
частных инвесторов;
развитие приборного учета в сфере
предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
прекращение дотирования предприятий
жилищно-коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных
потребителей коммунальных услуг;
совершенствование системы предоставления
субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечисление
бюджетных средств на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг гражданам - получателям указанных субсидий.
Для развития ипотечного жилищного
кредитования населения и рынка жилья необходимо:
совершенствовать систему защиты прав
граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в
финансировании жилищного строительства.
В области исполнения государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством, и нормативного правового обеспечения организации
предоставления гражданам жилых помещений социального использования необходимо:
конкретизировать государственные
обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по
обеспечению жильем и улучшению жилищных условий установленных законодательством
категорий граждан и ускорить темпы их исполнения;
повысить эффективность механизмов,
используемых при реализации государственных обязательств;
оказать содействие в нормативном
обеспечении реформирования на региональном и муниципальном уровнях системы
предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых
помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;
обеспечить сокращение сроков
предоставления жилых помещений социального использования.
Мероприятия второго этапа реализации
Программы (в 2006 - 2010 годах) будут
выполняться в две стадии:
2006 - 2007 годы
- первая стадия;
2008 - 2010 годы
- вторая стадия.
На первой стадии мероприятия Программы и ее
подпрограмм будут сконцентрированы на реализации мер приоритетного
национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам
России".
В соответствии с указанным национальным
проектом выделены 4 приоритетных направления:
увеличение объемов ипотечного жилищного
кредитования;
повышение доступности жилья;
увеличение объемов жилищного строительства
и модернизация коммунальной инфраструктуры;
выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
По каждому из этих приоритетных
направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых
должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти
меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм,
входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и
организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом.
Обеспечение государственной поддержки
системы рефинансирования ипотечных кредитов будет осуществляться в соответствии
с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных
жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской
Федерации 30 июня 2005 г.
На протяжении всего периода реализации
второго этапа Программы осуществляются:
совершенствование и развитие нормативной
правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в субъектах
Российской Федерации;
широкомасштабное внедрение
организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных
мероприятий;
реализация подпрограмм и отдельных
мероприятий.·
Основные приоритеты реализации Программы и ее
подпрограмм на второй стадии могут быть уточнены по итогам реализации
мероприятий приоритетного национального проекта в
2006 - 2007 годах.
2.2.
Государственная
программа регулирования жилищных
проблем молодых семей
(Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей")
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 10 августа 2005 года N 1183-р, постановление Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865
Государственный Заказчик Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Основные разработчики подпрограммы: Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство
регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации, фонд "Институт экономики города.
Цель и задачи подпрограммы: основная цель
подпрограммы – государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых
семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных
условий. Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым
семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального
взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение
жилья или строительство индивидуального жилья; создание условий для привлечения
молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков
и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для
приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.·
Сроки и этапы реализации подпрограммы: 2003-2010 годы:
I этап - 2003-2005 годы;
II этап - 2006-2010 годы
Объем и источники финансирования
подпрограммы: общий объем финансирования подпрограммы в 2003-2010 годах за
счет средств федерального бюджета - 18,55 млрд. рублей. В 2006-2010 годах общий
объем финансирования подпрограммы составит: за счет всех источников
финансирования – 165 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального
бюджета - 16,5 млрд. рублей; за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов - 49,5 млрд. рублей; за счет собственных и заемных средств
молодых семей - 99 млрд. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации
подпрограммы: успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит
обеспечить жильем 181,7 тыс. молодых семей, а также обеспечит: создание условий
для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в
жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций,
предоставляющих ипотечные жилищные кредиты изаймы, а также собственных средств
граждан; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
улучшение демографической ситуации в стране.·
Основные итоги реализации I этапа подпрограммы
Поддержка молодых семей в улучшении
жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.
Государственная поддержка молодых семей в
2003-2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем
молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638, в соответствии с которой многие
регионы разработали свои программы улучшения жилищных условий молодых семей.
Разработка и формирование правовых,
финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых
семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, были осуществлены в 2003-2005
годах. В этот период были проведены эксперименты на территории отдельных
субъектов Российской Федерации по отработке различных механизмов и форм
взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Было установлено, что наиболее
эффективно подпрограмма реализуется в тех регионах, где разработаны и действуют
схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности
использования сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика
Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).
На I этапе реализации
подпрограммы были разработаны 72 региональные программы.
В 2003-2005 годах 114 тыс. молодых семей -
участников региональных и муниципальных программ улучшили свои жилищные
условия. При этом за счет средств федерального бюджета, которые составили 2,05
млрд. рублей, молодым семьям было предоставлено 13,7 тыс. субсидий при рождении
(усыновлении) ребенка.
Вместе с тем в рамках реализации указанной
подпрограммы в 2003-2005 годах только в ограниченном круге субъектов Российской
Федерации были задействованы механизмы ипотечного жилищного кредитования, а в
большинстве регионов России не было условий для получения молодыми семьями
ипотечных жилищных кредитов.
Анализ результатов I этапа реализации
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, выявил
целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма
осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных
условий.
В соответствии с этой подпрограммой ее
участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке
нуждающейся в улучшении жилищных условий, но возможность получения субсидии за
счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением
(усыновлением) ребенка. В скорректированной подпрограмме решение
демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается
как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищной проблемы молодой
семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Основные цели и задачи подпрограммы:
Подпрограмма "Обеспечение жильем
молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы (далее подпрограмма) направлена на реализацию одного из
приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное
жилье гражданам России", который предполагает формирование системы
оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в
приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату
первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на
приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Основной целью
подпрограммы является предоставление государственной поддержки
в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных
условий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|