В период рассрочки, приобретаемое
участниками Программы 3 жилье находится в собственности у оператора Программы
3, а у участников Программы 3 в пользовании на основании соответствующих
гражданско-правовых договоров. После осуществления последнего платежа по
погашению остатка стоимости квартиры, квартира подлежит оформлению в
собственность участника Программы. Порядок и условия участия граждан в
Программе, а также порядок расчета размера субсидий, будет установлен
Правительством Санкт-Петербурга после вступления вышеуказанного закона в силу.
Глава 3. Основные направления
государственного
регулирования ипотечного
жилищного кредитования
в Санкт-Петербурге
3.1. Анализ рынка ипотечного жилищного кредитования
в Санкт-Петербурге в 2006
году
2006 год стал для российских строителей знаковым в
отношении реализации объявленного Президентом России В.В. Путиным приоритетного
национального проекта по строительству доступного и комфортного жилья гражданам
России. Сейчас этот национальный проект в нашем городе находится под угрозой
срыва - в первую очередь потому, что наблюдается беспрецедентный рост цен на
жилье как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, где за первые полгода 2006 года
цены на типовое жилье выросли на 60%, а в сегменте элитного жилья и жилья
бизнес-класса - на 80%. Темпы роста цен в начале года составляли 1,5% в неделю,
а сейчас - до 5% в неделю, в то время как себестоимость строительства за первое
полугодие 2006 года возросла только на 6,5%.·
Власть пытается противодействовать росту цен - недавно
генеральный прокурор РФ дал поручение Федеральной антимонопольной службе
провести в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге расследование причин
безудержного роста цен на жилье. В общественности звучат разные мнения о
причинах роста цен. Городские власти и вслед за ними некоторые СМИ считают, что
причиной такого роста является отложенный спрос населения, накопившийся за 1,5
года стагнации на рынке. Утверждается, что строители сыграли на отложенном
спросе, придерживая квартиры и искусственно вздув на них цены. Говорят даже о
ценовом сговоре между крупными строительными компаниями. Но мало кто задумывается
о действительных причинах бурного роста цен после периода стагнации. Между тем,
в аналитике и прогнозах Санкт-Петербургского Союза строительных компаний
нынешняя ситуация была давно уже
предсказана, и все три последних года
Союз на всех уровнях власти высказывал свою обеспокоенность текущей ситуацией.
В экономике чудес не бывает. Мы считаем, что причины
роста цен лежат не столько в сфере собственно строительного бизнеса. Они
гораздо глубже. По нашему мнению, имеется пять основных причин бурного роста
цен на жилье в 2006 году:
Первая и главная причина - резко, в разы снизилось
предложение жилья на рынке Санкт-Петербурга. Объем предложения только за первое
полугодие 2006 года упал на 45% по сравнению с 2005 годом. В то же время, за
первые 6 месяцев 2006 года продано 1,7 млн. кв. м. жилья, из них во вновь
строящихся домах, т.е. начатых строительством в 2006 году - всего 360 тыс.
кв.м. То есть основные объемы продаж квартир идут за счет задела, созданного в
2004-2005 году, а во многих случаях и ранее. При этом на торгах с конца 2005
года в городе было продано всего 300 тыс. кв. м. участков под жилищное
строительство.
Имеющийся у компаний задел участков стремительно
сокращается, так как при объеме продаж в 1,7 млн. кв. м (за первые полгода)
введено за тот же срок было 800 тыс. кв. м. Есть опасность, что имевшийся на
начало 2006 года задел будет исчерпан к концу нынешнего года или к началу
следующего (если объем продаж сохранится на том же уровне), ибо аналитики
оценивают весь задел на уровне не более 3 млн. кв. м. С конца 2005 года рынок
строящегося жилья (как продолжающегося строиться, так и вновь начатого)
сократился на 1 млн. кв. м. Следовательно, в 2007 году на рынок поступит лишь
остатки задела, образовавшегося в прошлые годы. Утверждение руководства
городского Комитета по строительству о том, что объем задела достигает 10 и
даже 13 млн. кв. м, лишь дезориентирует строителей и общественность, поскольку
это лишь “потенциальный” задел, включающий территории, которые еще нужно
осваивать, изготавливать по ним документацию и, главное, реализовать на торгах.
Сужение предложения обусловлено также и тем, что около
50% жилья в Петербурге до 2005 года возводилось средними и малыми строительными
компаниями. А им, в условиях
имеющейся ситуации с торгами, при дефиците “пятен” под застройку доступ к земле
для строительства оказался практически закрыт. Эти компании “вымываются” с
рынка и либо разоряются, либо уходят в другие регионы.·
Определенную роль в сокращении предложения жилья
играет прекращение со стороны “Ленэнерго” выдачи разрешений на подключение к
источникам энергии новых объектов. Более того, около 200 уже построенных домов
подключены в течение нескольких лет по “временным схемам”. При этом застройщики
не имеют права объявлять о продаже квартир в домах, не обеспеченных инженерными
коммуникациями. Также негативно сказываются на объеме предложения длительные
сроки согласования документации.
Первая и главная причина роста цен - не “ценовой
сговор”, а снижение объема предложения жилья на рынке, которое не может не
разгонять ажиотажный спрос и, соответственно, такой же рост цен.
Второй причиной ажиотажного спроса и роста цен
считается вынужденное приобретение жилья горожанами, ожидавшими и не
дождавшимися обещанного в 2005 году социального жилья (около 150 тыс. кв. м.). Это жилье действительно
строится, но 90% квартир предоставляется не для очередников, а для расселения
ветхого и аварийного жилья или домов из зоны КАД. Не оправдавшие себя ожидания
горожан еще увеличили ажиотажный спрос и, соответственно, цены.
Третья причина - надежды людей на вступление в
действие Федерального Закона 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве
многоквартирных домов...”, обещавшего дольщикам надежную защиту. Больше года граждане
ожидали, что закон начнет работать. Закон так и остался на бумаге, застройщики
пустили в ход другие схемы привлечения инвестиций. Перестав надеяться на
лучшее, люди ринулись на рынок, расхватывая квартиры как горячие пирожки, что
не могло не вздувать цены еще и еще.
Четвертая причина - на рынке появилась возможность
получения кредитов на покупку жилья.
Наконец, пятая причина - “бегство” от
продолжающегося снижения курса доллара. Желание надежнее защитить свои финансовые
средства от инфляции путем вложения в недвижимость многие считают главной
причиной роста цен, хотя, на наш взгляд, эта причина не могла сыграть решающую
роль именно в сегодняшней ситуации, поскольку падение курса доллара наблюдается
уже не один год.
Особо надо заметить, что цены на жилье растут не так
уж необоснованно и могут подняться гораздо выше. Рассчитать это просто: даже
если сейчас
широко развернутся торги на земельные
участки (во исполнение закона Санкт-Петербурга от 11 мая 2006 года “О порядке
предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности
Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции”), то цены за квадратный
метр будущего массового жилья, по имеющемуся уже опыту, еще на стадии торгов
достигают $ 600-700. В то же время, по данным Регионального центра по
ценообразованию в строительстве, себестоимость строительства составляет $
900-1000 за кв.м. Ясно, что стоимость жилья, которое будет построено в
2007-2008 годах, априорно составит более $ 2000. ·
Итак, возникают два извечных российских вопроса - кто
виноват, и что делать? По моему убеждению, виноваты органы государственной
власти, федеральные и местные, которые, разрушив сложившуюся систему
предоставления участков и долевого участия, не предложили взамен ничего
эффективного. В Санкт-Петербурге практически отсутствует свободный доступ к
участкам, куда можно вложить средства и где можно развернуть строительство. Поэтому
строители бегут в другие регионы и страны.
Не оправдала надежды власти и только усугубила
ситуацию практика торгов по “короткому пакету”, которые так и не были приняты
строительным сообществом.
Необходимо:
- Немедленно создать антикризисную группу профессионалов
для объективного анализа причин безудержного роста цен на жилье и выработки
конкретных рекомендаций. Мы опасаемся того, что весь удар антимонопольных
органов придется на строительные компании, что будет крайне необъективно.
- Срочно и в полном объеме задействовать городской
закон “О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в
собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции”, который
предусматривает подключение к работе по изготовлению пакетов на льготных
условиях самих застройщиков и устранение препон со стороны
Управления инвестиций. В этой связи необходимо создать предусмотренную законом
конкурсную комиссию, которая призвана, в том числе, отбирать компании по
подготовке документации для строительства. Следует также усилить роль Фонда
имущества, передав ему права на приемку заявок от инвесторов и организацию
торгов.
- Организовать эффективную работу по инвентаризации
выданных разрешений на проектирование и строительство, с тем, чтобы
перераспределить земельные участки от тех, кто держит их про запас, к тем, кто
в них действительно нуждается. А если учесть, что до 70% задела сосредоточено в
9-10 компаниях, такая мера даст возможность малому и среднему бизнесу активно
начать строить.
- Провести специальный анализ состояния
ценообразования в строительстве, применить антимонопольные меры как к
естественным монополистам, так и к группам компаний, монополизировавших
производство и поставку стройматериалов и конструкций. Речь идет об основных
стройматериалах, без которых не обходится ни одна стройка: гравий, песок,
цемент, металлопродукция (цена на последнюю, по нашим сведениям, выросла за
последнее время в три раза).
- Использовать опыт Москвы в создании электронной
карты градостроительного кадастра, которая даст возможность предоставлять
земельные участки на торги без трудоемкой подготовки проекта планировки и
межевания территорий. По крайней мере, следует освободить застройщиков от
несвойственных им функций по планировке территорий и, тем более, их межеванию.
- Следует приветствовать усилия городской
администрации по сокращению сроков согласования технической документации,
особенно в отношении федеральных органов. Однако и городские ведомства,
по-прежнему, крайне
затягивают согласование, в результате
чего общий период подготовки документации зачастую превышает сроки собственно
строительства домов.
- Создать в Санкт-Петербурге систему статистической
информации обо всех стадиях строительства жилья, начиная от результатов торгов
на землю, постановления правительства о разрешении на проектирование и
строительство, до сроков строительства, данных о выполнении инвестиционных
договоров, объемов введенной и фактически заселенной площади. В настоящее время
“Петростат” имеет только данные о вводе объектов. Между тем Федеральный Закон
149-ФЗ от 27.07.2006 “Об информации, информационных технологиях и о защите
информации” разрешает создавать любую информационную систему на уровне региона.
Руководство города должно получать достоверную и объективную информацию о
развитии ситуации в строительстве.
“Союзпетрострой” считает, что пора переходить от
имеющей место эйфории по поводу динамичного развития строительного комплекса к
критическому анализу его состояния и к быстрейшей выработке конкретных мер.·
3.2.
Основные направления государственного регулирования
ипотечного
жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2007 г
Рост
объемов ипотечного кредитования в Петербурге к 2007 году может достигнуть от
40-60% до 80%. Такие цифры были озвучены на заседании круглого стола
"Ипотека в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы".
За
этот год в ходе реализации "Городской программы ипотечного
кредитования" по состоянию на 1 декабря 2006 года средняя сумма ипотечного
кредита составила 1,47 млн. рублей. Общий объем выданных кредитов -1,575 млрд.
рублей. Общий объем одобренных заявок на кредиты - 3,2 млрд. руб. Число
оформленных сделок составило 1 тыс. 49 ед. При этом набольшее число сделок
совершено в апреле (115 ед.) и в ноябре (131 ед.). С мая 2006 года по октябрь
средний месячный показатель варьировался в пределах 105-110 сделок.
При
этом можно отметить, что при росте средних показателей благосостояния и доходов
петербуржцев многие из них, еще 1,5-2 года назад задумывавшиеся об улучшении
жилищных условий, теперь "и не мечтают об ипотеке". В подтверждение
она опять привела данные соцопросов: около 30-40% горожан интересуются ценами
на жилье (т.е. думают об улучшении жилищных условий). Но из них год назад почти
25% опрошенных интересовались ипотечными кредитами, а сегодня этот показатель в
2 раза меньше, - 12-13%. Среди основных проблем развития системы ипотечного
кредитования (по данным опросов) горожане называют: возрастные ограничения;
"серые" зарплаты и низкий уровень доходов бюджетников.
Заведующий
кафедрой экономики и менеджмента недвижимости ИНЖЭКОНа Сергей Максимов считает,
что "серьезных сдвигов к стабилизации на рынке недвижимости нет". По
его прогнозу, "до лета 2007 года продлится вялотекущая ситуация, а к осени
- все будет зависеть от темпов развития ипотеки". По мнению Сергея
Максимова, "в 2007 году резких скачков цен на недвижимость в Петербурге не
будет".
Генеральный
директор агентства недвижимости "Союз" Аркадий Кязимов заметил, что
рост числа ипотечных сделок в Санкт-Петербурге в 2006 году увеличился в 3раза
(в целом по России - в 2 раза за 2-3 года). Однако эксперт привел важный
показатель - сравнимость месячного арендного платежа за жилье с ежемесячным
взносом по ипотеке. "Если год-два назад эти показатели были соотносимы,
что является нормой для всего мира, то в 2006 году платеж по ипотеке превысил
стоимость аренды в 2-3 раза", - заявил г-н Кязимов. То есть ранее ипотеку
могли обслуживать граждане с суммарным месячным доходом около $1 тыс. в месяц,
а сейчас надо иметь доходы более $2 тыс. в месяц.
Кроме
того, по его словам, продавцы соглашаются на ипотеку с повышением цены в
пределах $2-10 тыс. C ипотекой также отказываются работать продавцы, которым
приходится платить подоходный налог (при владении квартирой менее 3-х лет).
Представители
банков настроены более оптимистично. По словам директора управления по
кредитованию физических лиц банка "Александровский" Елены Кулык,
"рынок стабилизируется, а рост ипотечного кредитования продолжится: все
больше семей смогут улучшить жилищные условия". В свою очередь начальник
управления розничного кредитования "Балтинвестбанка" Татьяна Ушакова
отметила, что "банки сейчас применяют гибкие схемы для клиентов, которым
сложно подтвердить платежеспособность". Поэтому, считает г-жа Ушакова, в
2007 году рост по ипотеке составит не менее 60%.
Более
сдержанный прогноз представил управляющий Санкт-Петербургского филиала АКБ
"Российский Капитал" Алексей Семенов. Он считает, что рост объема ипотечных
сделок в Петербурге в 2007 году достигнет 40%, а в целом по России - 30-40%.
80% роста ипотеки в будущем году прогнозирует начальник отдела развития
ипотечного кредитования "Банка "Санкт-Петербург" Дмитрий
Соловьев.
Среди
причин достаточно оптимистичных прогнозов, представители банков называли:
продолжение процесса переселения с северных территорий, общее повышение уровня
благосостояния петербуржцев, стабилизация цен на рынке недвижимости.·
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|