Расширяются и укрепляются связи и всестороннее
сотрудничество Казахстана с его ближайшими соседями по региону. Подписано
Соглашение о Межгосударственном совете Республики Казахстан, Кыргызской
Республики и Республики Узбекистан и его институтах, создан
Центральноазиатский банк сотрудничества. Важное значение приобретают отношения
с Азербайджаном и Туркменистаном, особенно в связи с освоением нефтяных
месторождений Каспийского шельфа. Как азиатское государство Республика Казахстан
заявила о себе в Азии. Казахстану принадлежит инициатива созыва Совещания по
взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Одним из стратегических партнеров Казахстана в
Азии является Китай. Поддержание и развитие между государствами долговременных
отношений добрососедства, дружбы и взаимного сотрудничества отвечает интересам
народов государств, способствует сохранению мира. Это закреплено в Декларации,
подписанной в 1993 г. Председателем КНР Цзян Цземинем и Президентом Казахстана
Н.А. Назарбаевым, и ряде других документов о сотрудничестве в
торгово-экономической и гуманитарной областях.
Особое место среди азиатских партнеров нашей
страны занимают Турция и Иран, с которыми государство связывают как общность
истории, так и выгоды экономического сотрудничества. Республика стремится на
высоком уровне поддерживать политический диалог, развивает экономические связи
также с Индонезией, Индией, Пакистаном, Республикой Корея, Японией, арабскими
странами, Израилем, государствами АСЕАН.
В Европе новый импульс получили отношения
Казахстана с Германией, Францией, Великобританией, Италией, Австрией, другими
странами ЕС. Подписано соглашение «О партнерстве и сотрудничестве между ЕС и
государствами — их членами, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой
стороны», с ЕС заключен временный договор о торговле, что открывает республике
европейский рынок для торговли и сотрудничества, дает возможность казахстанцам
учиться и работать в Европе. Развиваются связи со странами Балтии, а также
бывшими участниками СЭВ — Венгрией, Польшей, Болгарией, Чехией, Словакией и
Румынией[76].
Одним из главных приоритетов казахстанской
внешней политики является развитие взаимоотношений с крупнейшей мировой
державой — Соединенными Штатами Америки. Казахстан является единственным
государством в Центральной Азии, которое вывело свои отношения с ней на
партнерский уровень. Юридически это закреплено в Хартии о демократическом
партнерстве.
Обретение независимости позволило наладить экономические
связи Казахстана со многими развитыми и развивающимися государствами,
перестроить отношения с прежними партнерами, продвинуться по пути интеграции в
мировой рынок. Либерализация внешнеэкономической деятельности устранила,
монополию государства в этой сфере, позволила предприятиям, фирмам и частным
лицам свободно устанавливать контакты с зарубежными партнерами, заложила
конкурентные основы в этой сфере деятельности. В настоящее время в республике
происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются
представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются
проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и
материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.п.
Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная
и политическая стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее
привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик бывшего
Советского Союза. В то же время отсутствие прямых выходов к Мировому океану
несколько затрудняет транспортировку грузов к потребителям дальнего зарубежья.
Сегодня внешнеторговые операции ведутся республикой со 145 государствами мира.
Экспортные поставки осуществляются в 122 страны мира, импортные товары
поступают из 115 государств.
В общем, объеме экспорта основная доля
приходится на поставку металлургической продукции, минеральной продукции,
пищевкусовых товаров и сырья для их производства, химической продукции и
связанных с ней отраслей промышленности, машин и оборудования, транспортных
средств и приборов. К основным потребителям казахстанской продукции относятся
Россия, Нидерланды, Китай, Швейцария, Германия, Узбекистан, Италия, Украина и
Великобритания. В товарной структуре импорта преобладают закупки машин, оборудования,
транспортных средств, аппаратов и приборов, топливно-энергетических ресурсов,
химических товаров, пищевкусовых товаров и сырья для их производства. Большая
часть импортируемых товаров поступает из России, Узбекистана, Туркменистана,
Германии, Турции, Великобритании, Беларуси, Украины, США. Так, в 1996 г. объем
внешнеторгового оборота составил 10,5 млрд. долл. США, в т.ч. импорт — 4261,3
млн. долл., экспорт — 6230,4 млн. долл. Основные статьи экспорта: минеральные и
нефтепродукты — 33% от общего объема, черные и цветные металлы — 31,4%,
зерновые культуры, хлеба — 7,1%. Товарная структура импорта: машины и
оборудование — 27,6% от общего объема, химическая продукция — 15,2%,
продовольственные товары — 11,7%, минеральные продукты — 21,2%, металлургическая
продукция — 10,9%.
В настоящее время из Казахстана поставляется на
внешний рынок более 200 наименовании разнообразных товаров. Пользуются высоким
спросом на мировом рынке казахстанские цветные металлы, ферросплавы, прокат
черных металлов, минеральные удобрения, углеводородное сырье. Более половины
всего экспорта в страны дальнего зарубежья составляют поставки продукции
черной и цветной металлургии, минерального сырья и нефтепродуктов.
Машиностроительная отрасль представлена в экспорте узкой номенклатурной
продукции энергетического машиностроения, электротехнической промышленности,
сельскохозяйственного машиностроения, металлорежущими станками,
кузнечно-прессовым оборудованием, станами для холодной прокатки тонкостенных
труб и другими товарами. Важную группу экспортных товаров республики
составляет продукция агропромышленного комплекса: хлопок-пол окно, шерсть,
зерновые, кожевенное сырье, мясные консервы. Большая часть продовольственных
товаров поставляется в Россию, главными потребителями текстильного сырья
являются Китай, Южная Корея и Турция.
В первом полугодии 1997 г. на долю стран СНГ
приходилось 62% внешнеторгового оборота, 13% занимали страны Азиатского
региона и 23% торговых операций совершено с 35 европейскими странами.
Укрепляются торговые отношения Казахстана с
Китайской Народной Республикой, которая сегодня уже стоит на седьмом месте в
списке стран — торговых партнеров республики после России, Узбекистана,
Украины, Туркменистана, Германии и Нидерландов. Так, объем товарооборота между
Китаем и Казахстаном в 1997 г. составил 527,41 млн. долл. США и вырос на 14,6%
по сравнению с предыдущим годом. В том числе импорт Китая составил 432,78 млн.
долл. США, экспорт — 94,63 млн. долл. США.[77]
Сегодня Казахстан открыт
для интенсивного экономического сотрудничества с внешним миром. Этим
обстоятельством уже воспользовались многие представители международного
бизнеса. Из стран СНГ Казахстан стоит на одном из первых мест по объемам иностранных
инвестиций и притока капитала и не скрывает своей заинтересованности в
передовых идеях и технологиях, в новейшем оборудовании, в ценном управленческом
опыте, в свободных финансовых активах, которые помогут ему превратить
потенциальное богатство в реальное, дать осязаемую пользу людям.
С этой целью активно
формируется инфраструктура внешнеэкономической деятельности. В настоящее время
действует более двух десятков внешнеэкономических ассоциаций и объединений,
растет число участников внешнеэкономических связей. Принимаются другие
организационные меры с целью содействия экспорту продукции, импорту
необходимых для республики товаров и технологий, а также организации совместных
предприятии. На территории Казахстана зарегистрировано около 5000 предприятий с
участием иностранных инвестиций. Кроме того, законодательство республики
позволяет создавать в Казахстане предприятия со стопроцентным иностранным капиталом.
Среди наиболее крупных и
эффективных зарубежных партнеров Казахстана находятся Шеврон, Бритиш газ,
Аджип, Мобил, Самсунг и другие.
Все виды поступающего в
республику иностранного капитала условно можно разделить на три потока: прямые
иностранные инвестиции, экспортные кредиты, официальная помощь развитию.
Основная форма прямых инвестиций (ПИИ) в Казахстане — это совместные
предприятия и в меньшей степени предприятия со стопроцентным иностранным
капиталом. Так, количество действующих иностранных предприятий постоянно
увеличивается: 1991 г. - 22, 1992 г. - 107, 1993 г. - 260, 1994 г. - 491, 1995
г. — 736, первое полугодие 1996 г. — 817. Объем ПИИ в экономику Казахстана
только за первое полугодие 1996 г. составил 3173,7 млн. долл., в т.ч. в
нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности — 1787 млн. долл.;
цветной металлургии — 432,6 млн. долл.; черной металлургии
— 185,9 млн. долл.; газовой промышленности — 154,8 млн. долл.; связи — 9,9 млн.
долл.
Лидером по объему инвестиций являются США —
51,2%. На втором месте Южная Корея — 12,4%; затем идут Великобритания — 6,7%;
Турция — 6,6; Франция — 5,2; Япония — 2,9; Италия — 2,3; Канада — 1,6; Чехия —
1,3; Норвегия и Голландия — по 1,2 и другие страны —-7,4%.
В последнее время получает распространение такая
форма собственности, как передача предприятий в управление иностранным компаниям.
Инвестиции в этой области составили 604,9 млн. долл. Одним из важнейших и
наиболее объемных видов иностранного капитала, поступающего в Казахстан,
являются экспортные кредиты. За период с 1992 г. в республику привлечены
экспортные кредиты 17 стран на общую сумму около 22 млрд. долл. Из них на 1
июля 1996 г. освоено на сумму 1643 млн. долл.
В то же время возможности расширения
внешнеэкономических связей используются еще недостаточно. Значительные возможности
имеются в области экспорта строительных материалов из мрамора, гранита,
ракушечника, гипсового камня и другого сырья, что не требует крупных инвестиций
и может принести отдачу в короткие сроки. Перспективно международное
сотрудничество в сфере туризма. Перспективами быстрой отдачи обладают такие
формы, как охотничьи туры, туристские и альпинистские маршруты (включая,
нетрадиционные конные, верблюжьи), отдых на горнолыжных базах, посещение
этнографических, культовых объектов.
Совсем немного времени прошло с момента, когда
Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. Но его репутация как
миролюбивой страны, умеющей дружить с ближними и дальними соседями,
приверженной демократии, активно внедряющей рыночные отношения и строящей
правовое государство, общепризнанна. В период локальных и этнических конфликтов
государство сумело сохранить гражданский мир в стране, выработать такие
социальные и правовые принципы, которые позволяют гармонизировать
разнообразные общественные интересы, превратить этническое, конфессиональное
и политическое многообразие в источник силы и развития.
Поэтому, не разрывая
сложившиеся экономические связи со странами бывшего Союза, а ныне СНГ, развивая
связи со странами дальнего зарубежья, Казахстан имеет все возможности для
обеспечения экономической самостоятельности и успешного сотрудничества со
многими странами мира на основе взаимовыгодных и долговременных контактов.
Залогом тому являются начатая широкомасштабная экономическая реформа, создание
рыночной инфраструктуры и их законодательное обеспечение
ГЛАВА III.
Влияние института президентства на модернизационные процессы в Республике Казахстан
Разработчики ранних теорий модернизации,
отождествляя ее с вестернизацией, делали акцент на смене традиционных
политических институтов западными структурами. Убежденность в правильности
калькирования и механического переноса западного опыта исчезла, после того как
раз за разом в восточных государствах стали рушиться режимы, принявшие на себя
роль модернизаторов и начавшие с коренного изменения институциональных основ.
Дело в том, что первые государства, которые начали предпринимать
модернизаторские усилия, совершенно правильно определив одной из стратегических
целей замену институтов, оказались в плену теоретического положения, что это и
есть главная мишень политической модернизации, достигнув которой можно
говорить о закреплении западных стандартов. Только череда неудач в процессе
модернизации показала, что параллельно с модернизацией институтов необходимо
обновлять и общественное сознание, особенно, в части восприятия политической
системы.
Одним из главных направлений политической
модернизации является демократизация политической системы. Однако процесс
демократизации сталкивается с серьезной проблемой преодоления природы
реформируемого общества. В традиционных, авторитарных и тоталитарных обществах
зачастую очень мала степень структурно-функционального разделения институтов.
Функциональная неразделенность в традиционных обществах проистекала из того,
что политические, социальные, экономические и религиозные функции сосредотачивались
в руках одного человека - лидера общины. Собственно, этот момент и был
основной отличительной чертой традиционной политической системы. Ряд известных
казахстанских политологов считают необходимым учитывать при анализе
политических процессов в стране восточную специфику. Так, Ж.Х. Джунусова
отмечает: «...Для нашей республики, как и для многих азиатских государств,
верховенство государства над гражданским обществом является главной трудностью
демократии»[78]. К.Л. Сыроежкин,
исследуя особенности государственности, подчеркивает, что «... Казахстан не
явился исключением из общего правила, наследуя те общие закономерности,
которые присущи переходным обществам стран Востока»[79].
Вопрос о необходимости внедрения западных
политических институтов в процессе модернизации восточных стран до сих пор
вызывает много споров. Как показала практика, большинство стран, вставших на
путь «догоняющей модернизации», во главу угла которой был поставлен приоритет
достижения демократических стандартов, в своем конституционном устройстве
закрепили президентскую форму правления.
Первая причина этого лежит в специфике
политических систем модернизирующихся обществ, которые были свойственны им до
начала преобразований. Как правило, эти государства имели авторитарные, либо
тоталитарные политические системы. Строго иерархизированная структура политической
власти не могла быть изжита за короткий срок. Более того, переход к системе с
демократическим устройством зачастую приводил к потрясениям, которые сводили
на нет усилия реформаторов и приводили общество к очередному витку
авторитарного развития. Типичные примеры - Иран и Индонезия. Поэтому, вплоть до
начала 80 годов XX века существовала идейная установка на то, чтобы признать
за некоторым усилением авторитарных тенденций, в период модернизации, роль
необходимого условия для обеспечения стабильности и консолидации общества.
Последнее до сих пор предстает в качестве главенствующей причины в выборе
института президентства как системообразующей структуры.
Вторая причина имеет более глубокие основания и
лежит в поле политико-культурных предпочтений модернизирующегося общества, и
связана с уровнем легитимности
новых, внедряющихся структур. В обществах с традиционными политическими
ценностями, в большинстве своем более высокий уровень легитимности имеет
политический институт, выстроенный вокруг личности одного человека.
Коллективный институт, хотя бы и избранный всенародным голосованием на прямых
выборах, не имеет такого уровня легитимности. Очевидно, что это происходит
из-за того, что коллективные институты политического управления в традиционных
обществах исполняли роль только лишь законодательных собраний, на которых
лежала функция легитимации существующего режима. Это стало существенной
причиной для того, чтобы в большинстве модернизировавшихся стран не были
установлены республики парламентского типа. Таким образом, весь комплекс
преобразований в институциональной подсистеме в период модернизации направлен
на замену устаревших политических институтов. В чистом виде структурные
реформы в политической сфере почти всех модернизирующихся обществ на начальном
этапе схожи. Соответственно, они несут в это время одинаковые функции с аналогами
в других политических системах. Различия политических структур в разных странах
проявляются тогда, когда с течением времени происходит их адаптация к «местным»
условиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|