При необходимости допускается превышение установленного
времени, для проведения проверки лица, транспортного средства и перевозимых
товаров. При этом автомобильное транспортное средство должно размещаться в специально
установленном месте.
Основанием
для выпуска лиц, товаров и транспортных средств за пределы территории
автодорожного пункта пропуска является наличие в контрольном талоне отметок о
прохождении таможенного и других видах контроля.
Существуют
также особенности осуществления таможенного контроля с использованием технологической системы «зелёного» и «красного» каналов,
которая может быть применена по отношению к туристам[34].
Порядок обозначения и обустройства "красного"
и "зеленого" каналов в конкретном пункте пропуска определяется
начальником таможни по согласованию с начальником соединения пограничной службы
Республики Беларусь в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК[35].
В случае высадки пассажиров из автобуса контроль в
отношении лиц и перемещаемых ими товаров производится в помещениях с
использованием технологической системы "красного" и
"зеленого" каналов при наличии таких каналов в пункте пропуска.
Контроль
за правомерностью перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей и транспортных средств при прохождении по
"зеленому" каналу носит выборочный характер (выбор объектов и (или) форм и способов их контроля) и
осуществляется должностными таможенных органов[36].
Если
хотя бы одно из следующих в транспортном средстве лиц перемещает товары,
которые подлежат перемещению по "красному" каналу, данное лицо
обязано сообщить водителю транспортного средства о необходимости следования в
"красный" канал. Если после получения водителем такой информации
транспортное средство следует в "зеленый" канал, лицо, перемещающее
товары, которые подлежат перемещению по
"красному" каналу, обязано сообщить должностным лицам таможни до момента выезда из "зеленого"
канала о необходимости направления транспортного средства в "красный"
канал.
Основанием для выпуска лиц, товаров и транспортных средств
за пределы пункта пропуска, осуществивших перемещение через "зеленый"
канал, является наличие в контрольном талоне отметки о прохождении всех видов
контроля.
Следует отметить, что существует ряд особенностей
таможенного контроля в отношении туристов из государств - участников Союзного
государства. Для
осуществления контроля граждан государств - участников Союзного государства в
международных пунктах пропуска могут использоваться отдельные направления. Эти направления обозначаются специальными знаками для
граждан государств - участников Союзного государства (граждан Республики
Беларусь и Российской Федерации)".
Перечень
международных пунктов пропуска, в которых осуществляется контроль граждан государств - участников Союзного государства на
отдельных направлениях, определяется Государственным пограничным комитетом
Республики Беларусь и Государственным таможенным
комитетом Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными
республиканскими органами государственного управления.
II. Международный туризм.
Международный
туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за
пределы страны постоянного жительства. В международном туризме выделяют две его
формы — въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского
потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и
выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране
описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он
покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о
выездном, во втором — о въездном туризме. Эти термины используются
применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути
турист просто возвращается домой. Следует отметить, что и в стране отправления,
и в стране назначения турист и его багаж являются объектами таможенного
контроля[37].
Пересечение государственной границы для туристов связано с
определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз,
прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила
вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным
терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают
установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы
проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима,
требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу
вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты[38].
Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие
на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя)
передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная и
затянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленных
сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в
сфере валютного контроля — введение жестких ограничений на обмен валюты, от
которого зависит уровень
потребления товаров и услуг туристами. Необходимость заполнения таможенных
деклараций и проведение таможенных досмотров также
могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению
туристских поездок[39].
Национальные туристские администрации и многие международные
организации включили упрощение формальностей в перечень главных своих задач.
Одной из первых к этой проблеме обратилась Международная организация гражданской
авиации (ИКАО), которая еще в 1944 г. на Чикагской конференции предложила
унифицировать заграничные паспорта. Позднее, в 50—90-е годы, вопросы
пограничного, таможенного, медицинского контроля нашли отражение в важнейших
документах Совета таможенного сотрудничества (СТС), Международной морской
организации, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации
труда и др.
ВТО, придавая особое значение упрощению туристских формальностей,
разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части:
• паспортных формальностей: децентрализация паспортных служб;
сокращение сроков и упрощение процедуры оформления заграничных паспортов;
введение разумного сбора; установление срока действия паспорта не менее пяти
лет с неограниченным числом поездок; хранение заграничного паспорта у владельца
без права его конфискации; приведение паспортов в соответствие со стандартами
ИКАО, позволяющими осуществлять проверку с помощью компьютерных систем;
• визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до трех месяцев;
распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько
въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым для туристов, с
использованием любого вида транспорта; взаимное признание визы рядом
государств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на
контрольно-пропускном пункте; установление единого консульского сбора
независимо от гражданства туриста;
• валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в размере,
указанном в таможенной декларации; предоставление полной информации
потенциальным посетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты;
размещение соответствующей информации в обязательном порядке на
контрольно-пропускных пунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена
валюты при выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной
основе; предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в
национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране;
• таможенных формальностей: обложение туристов налогами, сборами,
пошлинами при въезде/выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную
стоимость по отдельным видам товаров и определенному их количеству; включение
некоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов в
структуру косвенного налогообложения, в стоимость билетов, путевок, туров,
вместо прямого сбора валюты с посетителей;
• медицинских формальностей и оказания медицинской помощи
туристам: расширение сотрудничества национальных туристских администраций с
органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающей туристской
информации медицинского характера всем заинтересованным лицам; заключение дву-
и многосторонних государственных договоров по медицинскому страхованию и
оказанию медицинской помощи туристам; предоставление неотложной медицинской
помощи всем без исключения туристам; в случае заболевания в острой форме или
смерти незамедлительное извещение консульства и родственников; перевозка тела
на родину или его захоронение; быстрое оформление требуемых документов[40].
2.
Правовые
аспекты
Международный туризм в современных условиях приобретает огромные
масштабы, оказывая существенное влияние на политические, экономические и
культурные связи между государствами. Темпы роста этого сектора экономики
находятся далеко впереди по сравнению с остальными. Республика Беларусь в этом
плане не является исключением, увеличивая динамику международного туризма[41].
Признавая это, государства устраняют барьеры, которые мешают развитию туризма,
среди которых находятся и таможенные. В современных международных отношениях
для его развития создана целостная система правового регулирования – комплекс
принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области туризма и
международных путешествий. Государство, как правило, не принимающее
непосредственного участия в организации туристских поездок, все же ответственно
за работу правовых, финансовых, таможенных и других институтов,
призванных способствовать развитию туристских путешествий.
Основу нормативно-правовой базы в области туризма составляют
резолюции и декларации международных организаций (ООН, Совета Европы),
международных туристских организаций, в том числе ВТО (Всемирная туристская
организация)[42]. Практически
во всех этих документах содержаться нормы, указывающие на упрощение таможенных
формальностей при осуществлении путешествий как один из важнейших факторов,
содействующих развитию международного туризма.
Главным
документом международного сотрудничества и партнерства в сфере туризма является
Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. Отдельные выводы
и рекомендации конференции касаются упрощения именно таможенных формальностей. В
частности, ст. 50 в качестве основной проблемы выделяет большой разброс в разрешениях на
беспошлинный ввоз и вывоз в различных странах[43]. В качестве
рекомендации для решения этой проблемы служит предписание, содержащееся в ст.
55. В ней сказано, что государствам следует уделять возрастающее внимание
принципам упрощения таможенных формальностей в международном туризме[44].
Иначе говоря, основывать таможенную политику в этой области на принципах
гибкости и мобильности в ответ на динамичный рост въездного и выездного
туризма. Следует также отметить, что данная норма относится и к Республике
Беларусь и закреплена в постановлении, принятом в рамках Содружества
Независимых Государств в 2000 г. "О Гаагской декларации по туризму 1989 г»[45].
Декларация,
составленная и одобренная на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая
прошла с 30 сентября по 1 октября 2001 г. в г. Осаке (Япония) в рамках 14-й
сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, также содержит
предписание государствам мира «осуществлять дальнейшее упрощение туристских
потоков, избегая ненужных административных или налоговых ограничений[46]».
В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе выражено намерение способствовать улучшению условий для развития как
индивидуального, так и коллективного туризма, а равно поощрять расширение туризма
путем предоставления соответствующих льгот, в том числе и таможенных[47].
Подобные
нормы содержаться также в Манильской декларация о мировом туризме (10 октября 1980 г.),
Будапештской конвенция по упрощению туристских путешествий, поездок и
пребываний (март 1989 г.) и ряде других соглашений, заключённых на региональном
уровне, что свидетельствует об отнюдь не новом характере этой проблемы.
Что же касается
Республики Беларусь, то принцип упрощения таможенных формальностей в области
международного туризма содержится в Национальной программе развития туризма в
Республике Беларусь на 2006 - 2010 гг. В частности, в 3 главе говориться, что в
целях развития системы государственного регулирования и поддержки туристской
деятельности необходимо совершенствовать законодательство по вопросам развития въездного
и внутреннего туризма, упрощения визовых процедур, таможенного и пограничного
контроля[48].
Примером
регионального сотрудничества Республики Беларусь в области международного
туризма и упрощения таможенных формальностей может служить Межправительственное
соглашение «О сотрудничестве в области туризма», принятое в рамках Содружества
Независимых Государств правительствами государств-участников 23 декабря 1993 г.
Правительства государств-участников обязались, что стороны в соответствии с законодательствами
своих государств будут стремиться к упрощению таможенных формальностей,
связанных с туристским обменом между ними[49].
Многие проблемы международного туризма в настоящее время решаются
на межгосударственном уровне. Туристские связи представляют собой неотъемлемую
часть всемирных международных отношений, они стали объектом внимания международных
организаций и национальных правительств. Однако, несмотря на создание ряда
влиятельных международных туристских организаций, в том числе и на
межправительственном уровне, многие вопросы требуют своего решения[50].
Это связано с тем, что нормы, содержащиеся в издаваемых этими организациями
документах, носят рекомендательный характер. Поэтому практически все подобные
декларации и соглашения оказываются бесполезными и на практике игнорируются
правительствами государств в силу каких-либо обстоятельств.
II. Международный туризм и
таможенный контроль.
Международный туризм в узком смысле – это временное
перемещение людей с целью отдыха за пределы их обычных мест проживания[51].
Поскольку такое перемещение связано с пересечением государственной границы, а
равно и таможенной, то с точки зрения таможенного контроля явление
международного туризма следует рассматривать как контроль за перемещением
организованных групп иностранных туристов и их багажом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|