Начало девяностых годов явилось также периодом
возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.
В новой налоговой системе одно из главных мест заняли
косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы,
входящие в цену товара (работ, услуг), т.к. реформирование экономики России с
самого начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Это
привело, начиная с 1992 года к освобождению цен на 90% товаров и услуг, что
дало сильный их скачок и увеличению налоговых поступлений в бюджет в
первоначальный период.
Но эти первые годы рыночных преобразований в России
привели к значительному спаду производства, сокращению инвестиций, разладу
финансовой системы и, самое главное, снижению уровня жизни подавляющей части
населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная
плата возросла в 1,3 раза, а сводный индекс потребительских цен в 26 раз.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в послании Президента
РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» отмечены были
те резервы реформирования экономики, которые надлежало в полной мере
использовать в 1994 году. В числе этих резервов были названы:
— создание системы регулирования
рыночной экономики;
— демонополизация производства и
формирование конкурентной среды;
— эффективное преобразование налоговой
системы (имея в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной,
поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).
На решение этих вопросов было потрачено и тратится в
настоящее время много сил, знаний, желания сделать нашу страну цивилизованной
рыночной страной с «человеческим лицом» не только высшего руководства, но и
предпринимателей со всех уголков России. Ведь это наша Родина! И жить в ней не
только нам, но и нашим детям и внукам.
Таким образом, можно выделить несколько этапов истории
возникновения и развития налогообложения в России.
I этап (IX – XVII вв.) характеризуется введением
прямого налога или дани, собираемой с населения. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали взиматься в
денежной форме.
II этап включает в себя налоговые реформы Петра I (XVIII в.). Главным изменением в системе прямых налогов был переход от
подворного налога к подушной подати, которая представляла собой вид прямого
личного налога, взимаемого с «души» в размерах, независимых от величины
имущества и дохода. С конца XVIII в.
подушный налог становится главным доходом государства, на него приходилось
свыше 50% всех доходов.
III этап – налоговые реформы XIX – начала XX вв. при Александре I (1777 – 1825) вносятся крупные
изменения в части таких налогов, как оброчные сборы, пошлины с наследств,
горная подать, гербовый сбор, введены новые сборы (процентный сбор с доходов от
недвижимого имущества), реформируется система организации сбора налогов.
IV этап – налоговые реформы СССР. 8 ноября (26 октября) 1917 года
учреждается Народный комиссариат финансов, в обязанность которого входит
контроль за поступлением и взиманием налогов. Одними из первых вводятся прямые
налоги (на прибыль предприятий и доходы от личных промыслов), затем
объявляется введение чрезвычайного единовременного 10-миллиардного революционного
налога на нужды революционного строительства и оборону страны, который
устанавливается для богатой части городского населения и зажиточных крестьян..
существенные изменения в налоговом законодательстве СССР произошли в годы
Великой Отечественной войны, появились налог на холостяков, одиноких и
малосемейных граждан, подоходный налог с физических лиц, сельскохозяйственный
налог, государственная пошлина и др. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О
государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей
государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения
налогов с индивидуальных предпринимателей. С этого времени была признана
целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.
Vэтап – налоговые реформы Российской Федерации (1990 – начало XXI в). в этот период вносятся изменения
в законодательство, устанавливающие новый порядок налогообложения физических
лиц, принимается целый ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога. В
это же время формируется Государственная налоговая служба (с 1998
г. – министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году
принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году –
вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового
законодательства, что, в первую очередь, связано с происходящими изменениями в
экономической и социальной сфере государства.
I Понятие и функции налога и сбора
Законодательное определение налога дано в статье 8
части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом
понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований.
Исходя из этого определения следует, что налог носит
принудительный и односторонне установленный характер, взимание которого
является элементом управленческой деятельности государства. Посредством налога
оно изымает часть денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим
лицам. При этом одновременно устанавливается обязательность и индивидуальность
его уплаты.
Целью взимания налога является обеспечение
государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Основные
статьи государственных расходов не могут зависеть от того или иного источника.
Задача налогового законодательства – «изыскать денежные средства на покрытие
общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности…».
Налог также следует рассматривать как средство
регулирования финансовых отношений между плательщиками налога и государством.
Установленное Налоговым кодексом Российской Федерации
определение понятия налога в целом включило в себя его основные правовые и
экономические признаки и функции.
Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная.
Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного
самоуправления финансовыми ресурсами.
Другой функцией является регулирующая, сущность
которой выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений
используются государством и органами самоуправления для стимулирования развития
общественного производства либо для сдерживания его отдельных отраслей, с их
помощью можно регулировать потребление населения, его доходы.
В зависимости от конкретных социально-экономических и
политических условий развития общества, его потребностей на данном этапе
изменяется соотношение между этими двумя функциями. Успех проводимой налоговой
политики во многом определяется тем, насколько государству удается сочетать
фискальную и регулирующую функции налогов и сборов в своей политике.
Французский философ Ш.Монтескье отмечал: «Ничто не
требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных
забирают, и той, которая у них остается». В условиях становления рыночных
отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента
государственного воздействия на экономику страны.
Налоги выполняют и свойственную финансам контрольную
функцию, в частности, они способствуют государству контролировать законность
хозяйственной деятельности субъектов, правильное распределение их доходов.
В налоговое законодательство включены также понятия
сбора и пошлины.
Сборы и пошлины не имеют финансового значения,
присущего налогам, хотя некоторые их черты являются общими.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено,
что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в
отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу
разрешений (лицензий).
К категории «сборы» можно отнести предусмотренные
Налоговым кодексом (ст. 13 – 15) государственную пошлину, таможенные сборы,
сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.
Пошлина – особый вид налога и сбора,
взимаемый с юридических и физических лиц, которые вступают в специфические
отношения между собой и государством в лице государственных органов.
Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в
покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения в связи с его
деятельностью. Пошлина или сбор выплачивается не за услугу, а в связи с
услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действую в
общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата
пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица
на судебную защиту, однако определяется общественно-полезной функцией суда –
поддержанием режима законности.
II
Классификация налогов и сборов
Налоги и сборы можно классифицировать по различным
основаниям. Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет только одно
классифицированное деление по степени компетенции органов власти различных
уровней по установлению и введению налогов. К их числу относятся
государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.
Установление и введение федеральных налогов
осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они
обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги
поступают не только в федеральный бюджет – они могут зачисляться в бюджеты
различных уровней.
В соответствии со статьей 13 НК РФ к федеральным
налогам и сборам относятся:
1.
налог на
добавленную стоимость (НДС);
2.
акцизы на
отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3.
налог на
прибыль (доход) организаций;
4.
налог на
доходы от капитала;
5.
подоходный
налог с физических лиц;
6.
взносы в
государственные социальные внебюджетные фонды;
7.
государственная
пошлина;
8.
таможенная
пошлина и таможенные сборы;
9.
налог на
пользование недрами;
10.
налог на
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11.
налог на
дополнительный доход от добычи углеводородов;
12.
сбор за
право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13.
лесной
налог;
14.
водный
налог;
15.
экологический
налог;
16.
федеральные
лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги, которые
вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законом
субъекта. Это не означает, что субъекты Российской Федерации свободны в
определении условий взимания региональных налогов. Налоговый кодекс определяет,
что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов
Российской Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах,
установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные
элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ, т.е. на федеральном
уровне (п. 3 ст. 12 части первой Кодекса).
Статьей 14 НК РФ к региональным налогам и сборам
отнесены:
1.
налог на
имущество организаций;
2.
налог на
недвижимость;
3.
дорожный
налог;
4.
транспортный
налог;
5.
налог с
продаж;
6.
налог на
игорный бизнес;
7.
региональные
лицензионные сборы.
Местные налоги устанавливаются и вводятся
нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления
и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных
образований. В исключение из этого правила в городах федерального значения –
Москве и Санкт-Петербурге – местные налоги устанавливаются и вводятся законами
этих субъектов Федерации.
Статья 15 НК РФ установила следующие виды местных
налогов и сборов:
1.
земельный
налог;
2.
налог на
имущество физических лиц;
3.
налог на
рекламу;
4.
налог на
наследование и дарение;
5.
местные
лицензионные сборы.
Поступления от региональных налогов могут
распределяться между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными
бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты. Отсюда
следует, что бюджет, в который зачисляется конкретный налог, не является
критерием для отнесения налога к категории федеральных, региональных или
местных налогов. Например, налог на прибыль предприятий, являющийся федеральным
налогом, частично поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
бюджеты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|