|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Финансовые управления субъектов РФ
|
|
Важной составляющей налогового планирования является
анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы по отдельным
видам налогов. Однако следует иметь в виду, что при государственном налоговом
планировании сложно учесть все особенности налогооблагаемой базы. Это приводит
к погрешностям в определении реальных сумм налоговых поступлений в бюджет и
более доступно при налоговом планировании на уровне хозяйствующих субъектов.
Например, реальность поступления в бюджет налога на прибыль зависит не только
от объема производства, ценовой политики, уровня инфляции, определяющих
величину прибыли от реализации произведенной продукции, но и влияния на конечный
результат операционных внереализационных доходов и расходов. В частности, курсовых
разниц, налогов, относимых на финансовые результаты и др., способных привести к
потере или значительному сокращению объекта налогообложения и, соответственно,
к потерям бюджетных доходов. Очевидно, решение этих задач невозможно без
широкого использования прогрессивных компьютерных технологий при обработке
информации, которой располагают налоговые и другие государственные органы.
Главным шагом в этом направлении является создание единого реестра
налогоплательщиков и общей информационной системы налоговых, финансовых и иных
органов, отвечающих за исполнение доходной части бюджета.
Некоторые
итоги анализа налогообложения предпринимателей в РФ до 2000 года
Анализ налогообложения предпринимательской
деятельности до 2000 года позволяет подвести некоторые итоги.
Налоговая политика велась таким образом, что для
налоговой системы России были характерны большое количество налогов, сборов,
отчислений и тяжелое их бремя на предпринимателей. Это подтверждается высоким
удельным весом совокупных налоговых выплат в прибыли юридических лиц (по разным
оценкам эта доля колеблется от 74 до 85% прибыли). Обусловлено это было не
столько ставками налога на прибыль, которые были доведены до среднемировых,
сколько принятой системой расчета налогооблагаемой базы в результате
невозможности исключить необходимые для ведения бизнеса расходы.
Налоговое бремя предпринимателя стало еще ощутимее в
результате косвенных налогов – НДС (основная ставка которого 20%), акцизов,
таможенных пошлин, которые затрагивают предприятия, если они выступают
конечными потребителями товаров (работ, услуг), облагаемых этими налогами.
Кроме того, к ним добавился налог с продаж в размере 5%, в результате которого
возникло не только двойное, но и тройное обложение.
Указанные налоги увеличиваются на сумму взносов в
социальные внебюджетные фонды. В конечном счете, косвенные налоги вместе со
страховыми взносами вели к росту цен на продукцию и ослабляли
конкурентоспособность. Предприниматель при налогообложении сталкивался со
сложностью расчетов, обусловленной нечеткостью формулировок в законе,
противоречивостью отдельных статей, а также частыми изменениями в
налогообложении, которые не всегда вовремя становились известными
налогоплательщику. Права юридических лиц в области налогообложения были
ограничены, им тотчас сложно было получить необходимую информацию о налогообложении.
Наблюдалось увеличение недополучения бюджетами огромных налоговых сумм в связи
с кризисом неплатежей предприятий и широкими масштабами отклонений.
Несовершенная налоговая система РФ, непомерная тяжесть
налогового обложения сфер хозяйственной деятельности сдерживали экономическое
развитие страны, требовали пересмотра налоговой системы.
Началом налоговой реформы стало вступление в силу
первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 года. Главным направлением
реформирования налоговой системы являлось поэтапное (в течение 4 – 5 лет) решение
наиболее волнующих бизнес следующих вопросов:
1.
Сокращение
количества налогов (прежде всего с юридических лиц), достигающего в ряде
регионов нескольких десятков, что осложняло работу финансовых служб предприятий
и налоговых органов, путем отмены ряда налогов и объединения других со
снижением ставок. Отмена должна была коснуться прежде всего налогов дорожных
фондов (которые утратили силу с 1.01.2003 г.) и сбора за использование
наименований «Россия» и «РФ». Предполагалось осуществить объединение налога на
имущество предприятий и налога на имущество физических лиц, а позднее к ним
присоединить земельный налог, в результате чего будет функционировать единый
налог на недвижимость.
2.
Отмена
многочисленных и особенно редко используемых налоговых льгот, которые
затрудняли расчеты налогов и приносили значительный урон бюджетам (12 – 15
млрд. руб. в год), и расширение практики предоставления инвестиционного
налогового кредита при обеспечении подотчетности его использования и
своевременности возврата.
3.
Пересмотр
правил формирования налогооблагаемой базы налога на прибыль и других налогов.
Планировалось ликвидировать ограничения при определении налоговой базы при
исчислении налога на прибыль всех обоснованных и необходимых для ведения
бизнеса расходов, в том числе расходов на рекламу, выплаты процентов, взносов
на страхование, обучение персонала, затраты на НИОКР и др.
4.
Пересмотр
правил амортизации в сторону их повышения. Шире использовать методы ускоренной
амортизации, особенно в первые годы службы основных фондов.
5.
Сохранение
НДС и налога с продаж, поскольку они обеспечивают большее поступление доходов:
первый – федерального бюджета, второй – регионального бюджета, но при понижении
налога с продаж до 3%.
6.
Улучшение
работы налоговых органов в целях обеспечения полного и своевременного получения
налоговых доходов в бюджет, а также недопущение налоговых уклонений.
Все эти изменения позволили бы налогоплательщику быть
уверенным в соблюдении его прав и в конечном итоге способствовали бы большей
привлекательности предпринимательской деятельности в России.
Проведение ответственной налогово-бюджетной политики
было наиболее важным вкладом органов власти в поддержание устойчивого роста в
период после 1998 года. Начиная с 2000 года федеральный бюджет составлялся так,
чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой
подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его
сбалансированность независимо от колебаний цен на нефть. Правительству в
основном удалось преодолеть искушение потратить дополнительные доходы и
направить значительную их часть на погашение внешнего долга и создание
резервов, в частности, стабилизационного фонда. Оно также сумело
воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной
реформы налоговой системы, а также ряда институционных реформ, призванных
улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными
расходами.
Жесткая налогово-бюджетная политика тоже
способствовала стерилизации части притока иностранной валюты, обусловленного
положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном случае он привел бы к
более существенному повышению курса рубля или к более быстрому росту денежной
массы. Налоговая реформа сыграла важную роль в восстановлении экономики.
Упрощение механизма налогообложения содействовало повышению его эффективности,
уменьшив искажения хозяйственной деятельности. Многие ставки налогов были
значительно снижены, а их налоговая база расширена. В результате были ослаблены
стимулы к уклонению от уплаты налогов и ограничены возможности подобного
поведения. Кроме того, налоговая система была сориентирована на изъятие большей
части налоговой ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной
высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и
введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей
налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении
налогообложения ресурсного сектора.
С целью прекращения роста внутренних цен и обеспечения
условий для их существенного снижения по сравнению с мировыми возможно и
необходимо:
— предельно отрегулировать состав
затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов(это
элемент так называемого налогового администрирования);
— провести ревизию цен монополистов,
включая цены на электро и теплоэнергию;
— обеспечить налоговые преференции
режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.
Для реализации перечисленных мер необходимо было
изменить налоговое законодательство и ужесточить налоговое администрирование.
Однако в проведении экономической политики правительство продолжает
ориентироваться на пассивную стабилизацию, используя ограниченный набор
довольно примитивных методов. При этом даже Банк России продолжает ориентироваться
на сохранение ограничительной фискальной политики, проводимой правительством.
Принципы
и направления налоговой реформы России
начала
XXI
в.
В своем «Послании Федеральному собранию РФ» от
26.05.2004 года В.В. Путин говорил о необходимости реформирования налоговой
системы. Он постарался ответить на вопрос: «Какой должна стать налоговая
система после завершения реформы».
Во-первых, необременительной для бизнеса. И не только
по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения
налоговых проверок и налоговой отчетности.
Во-вторых, она должна быть справедливой для всех
экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для
предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой,
которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов.
В-третьих, налоговую систему России нужно сделать
более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, - боле
благоприятной, чем в странах-конкурентах.
Президент говорил и о необходимости снижение единого
социального налога, о том, что необходимо вывести из «тени» значительную часть
оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу
граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес.
Еще один немаловажный вопрос, отмеченный в послании
Президента – дальнейшее снижение ставки налога на добавленную стоимость,
решение вопроса о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при
осуществлении капитальных вложений, а также исключение налогообложения
авансовых платежей.
Масштабная налоговая реформа в Российской Федерации
проходит уже несколько лет. Приняты и вступили в силу большинство глав
Налогового кодекса РФ. Реформа ориентирована при одновременном сокращении
налоговых льгот на снижение номинального налогового бремени, упрощение всей
налоговой системы.
В результате можно говорить о том, что налоговая
система в Российской Федерации в основном упорядочена и приспособлена к
условиям рыночной экономики.
Среди уже сделанного особо следует отметить
осуществленное в ходе налоговой реформы снижение налоговой нагрузки на
экономику. Достигается этот эффект как за счет резкого сокращения числа
«оборотных» налогов, так и за счет снижения налоговых ставок.
Начиная с 2000 г. были приняты решения об отмене
большинства налогов с оборота, таких как налог на реализацию горюче-смазочных
материалов, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы,
налог на пользователей автомобильных дорог, налог с продаж и др.
Снижение налогового бремени стало возможным благодаря упорядочению
структуры налогов и изменению акцентов налоговой политики.
С 1 января 2005 года вступили в силу законы, которые
внесли существенные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации.
Самые важные поправки в часть первую НК РФ касаются
перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации.
Осталось:
десять федеральных налогов –
— налог на добавленную стоимость,
— акцизы,
— налог на доходы физических лиц,
— единый социальный налог,
— налог на прибыль организаций,
— налог на добычу полезных ископаемых,
— налог на наследование и дарение,
— водный налог,
— сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
— государственная пошлина;
три региональных налога –
— налог на имущество организаций,
— налог на игорный бизнес,
— транспортный налог;
два местных налога –
— земельный налог,
— налог на имущество физических лиц.
Перечень специальных налоговых режимов остался
прежним:
— система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
— упрощенная система налогообложения;
— система налогообложения в виде
отдельного налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции.
Не все перечисленные налоги имеют свои главы в
Кодексе. Если учесть, что с 1 января 2005 г. введены новые главы НК РФ – 252
«Водный налог» и 253 «Государственная пошлина», то остались без
своих глав один федеральный налог и местные налоги: налог на наследование или
дарение, налог на имущество физических лиц. Порядок исчисления этих налогов
регулируется законами, принятыми до вступления в силу части первой НК РФ.
С 1 января 2005 г. потерял силу Закон Российской
Федерации от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации», соответственно с этого времени налоги не установленные НК РФ не
взимаются (налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за
использование наименования «Россия», «Российская Федерация», сборы за выдачу
лицензий и право на производство алкогольной продукции).
Платежи за пользование природными ресурсами и
таможенная пошлина также не вошли в перечень налогов, определенных Кодексом,
так как указанные платежи носят неналоговый характер. Но начисляют и уплачивают
их по-прежнему.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|