рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоговая реформа в России 1992 года, ее необходимость и значение

В настоящее время просматриваются две основные тенденции в раз­витии механизма уплаты налога на добавленную стоимость. С одной стороны, существует все еще большое и не всегда оправданное услож­нение механизма расчетов по НДС. Наличие фактически трех ставок (0%; 10%; 20%) приводит к необходимости использования средней расчетной ставки (индивидуальной для каждого предприятия в каждом налоговом периоде) в торговле и общественном питании и некоторых других сферах деятельности. При этом многократно возрастают издерж­ки расчетов налога и контроля за его уплатой. С другой стороны, не­подготовленность налоговых служб и хозяйствующих субъектов к ис­пользованию НДС приводит к тому, что возникает крайне опасная тенденция возврата от налога на добавленную стоимость к налогу с оборота былых времен. Симптомами этого являются частичный пере­нос расчетов по данному налогу (пока, правда, только в угледобываю­щей промышленности) с предприятий на распределительные структуры, а также отрыв взимания данного налога от реализации товара путем введения режима уплаты НДС с любой денежной суммы, поступающей на счет предприятий. Примером доведения до абсурда этого механиз­ма можно считать уплату НДС с бюджетных дотаций и компенсаций, поступающих сельскохозяйственным предприятиям. Последствия уже не заставили себя ждать: рост расчетов наличными, фиктивных договоров о совместной деятельности и т. п.

Проведенная в 1992 г. переоценка основных фондов расширила фи­нансовые возможности для инвестирования на предприятиях за счет амортизационных отчислений, но эта мера кратковременного действия. Высокие темпы инфляции уже в течение первого полугодия 1993 г. су­щественно снизили ее эффект. Последующие переоценки стоимости ос­новных фондов будут иметь своим следствием лишь новые скачки цен и всплески неплатежеспособности значительного числа предприятии, не связанные с реальной рыночной ситуацией.

Назрела потребность в разработке активной и дифференцирован­ной амортизационной политики, действенного законодательства по ус­коренной амортизации наряду с пересмотром системы учета. Это необ­ходимо для более полного и реального отражения износа и размеров оборотных средств предприятий (с позиций не столько их воспроизвод­ства в натурально-вещественной форме, сколько воспроизводства капи­тала). Подобные решения могут поддержать предприятия, способство­вать накоплению ими амортизационных фондов, при этом их перекачка на оплату труда была бы затруднена. Одновременно усилился бы при­ток средств в депозиты коммерческих банков, испытывающих серьезные трудности с пассивными операциями, что также могло бы способство­вать стабилизации рынка кредитных ресурсов. Пока же вопрос о право­вой базе использования режима ускоренных амортизационных списаний остается нерешенным.


Заключение


Основы действующей налоговой системы России законодательно оформились в 1991-1992 гг., огромную роль в этом процессе сыграла налоговая реформа 1992 г.

Одновременно с освобождением цен в 1992 году начался первый этап налоговой реформы. Налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость, был введен налог на недвижимость, проведены другие оправдавшие себя нововведения. Например, НДС правительство Гайдара ввело предусмотрительно, прогнозируя усиление инфляции. Этот налог обеспечивает государству сбор средств почти независимо от изменений уровня цен, что очень важно. Но все же коррективы в налоговую систему были внесены наспех. Тогда нельзя было предвидеть те поистине революционные преобразования в российской экономике, которые произошли за последующие годы. Поэтому специалисты и считают, что настало время приступить ко второму этапу налоговой реформы.

 Создание новой особой формы взаи­моотношений государства и налогоплательщика не обо­шлось без противоречий между налогообложением и от­дельными элементами хозяйственного механизма креди­тованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.

В настоящее время налоговой системе России при­сущ преимущественно фискальный характер, что зат­рудняет реализацию заложенного в налоге стимулиру­ющего и регулирующего начала. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взно­са, который осуществляют основные участники про­изводства ВВП и составляет сущность налога. Эконо­мическое содержание налогов выражается взаимоот­ношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Для осуществления реального бюджетного регули­рования инвестиционных процессов необходима струк­турная переориентация доходов бюджета на прямое налогообложение доходов и имущества

На мой взгляд, восполнение указанных потерь воз­можно только на основе совершенствования учетной политики в отношении отдельных категорий налого­плательщиков и приведения в соответствие порядка расчетов.

Существенную поправку следует внести в практику налогообложения физических лиц. До 1994 г. предпри­ниматели (физические лица) наряду с уплатой подо­ходного налога уплачивали налог на добавленную сто­имость (НДС). Его отмена была вызвана только слож­ностью учета оплаченных сумм НДС (как потребите­ля) и, следовательно, неточностями в определении конечного дохода предпринимателя.

Провозгласив переход к рыночной экономике без разработанной экономической программы переходного периода, органы государственной власти, формально признавая ведущую роль налогов, фактически исполь­зуют их в качестве пассивного инструмента для обес­печения общегосударственных функций.

При перестройке налоговой системы должна быть создана целостная и активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятель­ности каждым производителем, при одновременном учете приоритета общегосударственных интересов. Только в этом случае следует ожидать выхода страны из социально-экономического кризиса.

список использованных источников


Нормативно-правовые акты

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31. 07. 98 № 145-ФЗ.

2.      Закон Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

3.      Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27. 12. 91 .№  2118-1 (с изменениями и дополнениями).

4.      Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»

5.      Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»

6.      Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

7.      Закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»

8.      Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»

9.      Конституция РФ 1993г.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая от 31. 07. 98, вступила в действие с 1 января 1999 года № 146-ФЗ.

11.  Федеральный закон от 25 апреля 1995г. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской             Федерации «О налоге на добавленную стоимость»

Литература

1.      Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. – М.: Сомитек, 1993.

2.      Булатов А.С. Экономика. Учебник. – М.: Бек, 1999.

3.      Вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов. Учебное пособие / Под рук. Павловой Л.П. – М.: Изд-во Фин. акад. при Правительстве РФ, 1995.

4.      Государственные финансы: Учебник / Под ред. Федосова В.М. – Киев: Наукова Думка, 1991.

5.      Журавлева Т.А. Эффективность налоговой системы России в условиях перехода к рынку. – М.: АКДИ, Экономика и жизнь, 1999.

6.      Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Уч. пос. для вузов. – М.: Юнита, 1998.

7.       Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М., 1995.

8.     Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – СПб: Питер, 2000.

9.      Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. – СПб, 1997.

10. Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994.

11. Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. – М., 1993.

12. Экономико-информационные ресурсы российского сектора всемирной сети Интернет (www.consultant.ru и др.)

Статьи

  1. Горский И. О стабильности налогов и налогового законодательства. / Налоговый вестник. 1998, № 9.
  2. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. –1997. – №4. С. 22-24.
  3. Лыкова Л. Налоговая политика: Эффективность рычагов и стимулов. // Вопросы экономики. – 1993. – №9. С. 58-67.
  4. Синельников-Мурылев С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года реформ // Вопросы экономики. – 1993. – №2. С. 87-101.
  5. Хакамада И. Вперед к новому феодализму. "Коммерсантъ", 1999, № 44.
  6. Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. – 1997. –  № 4. С. 29.

Приложение

Льготы по освобождению от НДС

 






                                            


·          Производство лекарственных средств, изделий медицинского назначения на всех стадиях про­изводства. Путевки в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки.

·          Оказание платных медицинских услуг.

·          Услуги учреждений культуры, искусства, архивной службы, религиозных объединений, теат­рально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия.

·          Составление библиографических списков, справок, каталогов книг и литературы и другие ана­логичные услуги.

·          Услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии на производство образователь­ных услуг), ведение образовательной деятельности

·          Продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лоте­рейных билетов.

·          Реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с обра­зованием, наукой и культурой.

·          Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, по содержанию детей в дошколь­ных учреждениях.

·          Сельхозтовары собственного производства, реализуемые пенсионерам из числа бывших ра­ботников этих предприятий и работающим по установленным нормам.

·          Квартплата, плата за общежитие.

·          Стоимость имущества, выкупаемого в порядке приватизации.

·          Услуги городского транспорта (кроме такси), пригородные пассажирские перевозки морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом.

·          Собственная продукция столовых учебных заведений, больниц, детских дошкольных учрежде­ний, финансируемых полностью или частично из бюджета.

 
 

















                     





















[1] Государственные финансы: Учебник / Под ред. Федосова В.М. – Киев: Наукова Думка, 1991. С. 175.

[2]  «Хозрасчетный доход» – выручка от реализации за вычетом материальных затрат, этот показа­тель применяли как одну из моделей «полного хозрасчета» в конце 1980-х гг.

[3] Составлено автором  по: Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994. с. 269, 270, 288, 296.

[4] Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. – М., 1993. С. 90-92.

[5] Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. – СПб, 1997. С. 120-121.

[6] Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М., 1995. С. 115.

[7] Оспанов М.Т. Указ. соч. С. 131.

[8] Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – СПб: Питер, 2000. С.186.

[9] Там же.

[10] Синельников-Мурылев С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года реформ // Вопросы экономики. – 1993. – №2. С. 88.

[11] Синельников-Мурылев С. Указ. соч. С. 93.

[12] Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994. С. 311.

[13] Лыкова Л. Налоговая политика: Эффективность рычагов и стимулов. // Вопросы экономики. – 1993. – №9. С. 62.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.