Реформистские движения — массовые
политические действия, ориентированные не на революционные ниспровержения
существующих социально-политических порядков, а на изменение и
совершенствование существующей системы посредством проведения различных реформ.
Для возникновения реформистских движений необходимо наличие ряда специфических
условий. Среди них самое важное значение имеют:
а) участники этих движений должны позитивно относиться к
существующим в данной системе социально-политическим порядкам;
б) они должны располагать институциональными (т. е.
допускаемыми государством, правящей партией, действующим в обществе
законодательством и др.) возможностями высказывать свои мнения и осуществлять
активные действия в поддержку намечаемых реформ;
в) граждане данной страны должны обладать широким набором
политических прав и иметь возможность свободно и безболезненно подвергать
критике функционирующие в обществе социальные институты, требовать
реформирования содержания и форм их деятельности.
Такие движения не могут развиваться в условиях господства
тоталитарного политического режима, при котором попытка любых социальных
изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Как правило, к
числу реформистских относятся социал-демократические движения в Германии,
Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а также возникшие в последние
годы движения в странах СНГ.
Оппозиционные движения — более или
менее массовые действия, в которых участвуют люди, которые не удовлетворены
тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро либо,
напротив, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения
возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и
представляют собой оппозицию по отношению к ним. Так, проведение реформ в
постсоветских России, других странах СНГ привело к возникновению множества
оппозиционных движений (движение потребителей, движение обманутых вкладчиков и
др.), которые включают людей, не находящих достойного, по их мнению, места в
реформируемом обществе или утративших свои права, привилегии или имущество в
процессе проведения таких реформ.
Экологические движения — массовые действия, направленные на трактовку обусловленности
человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными,
но и экологическими факторами, роль которых неуклонно возрастает в условиях
обостряющегося "экологического дефицита", истощения природных
ресурсов, вызванного усиливающимся антропогенным, прежде всего техногенным
воздействием на окружающую природную среду, чреватым непредсказуемыми
экстремальными ситуациями и катастрофами.
Молодежные движения — массовые
действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них
условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства,
образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений выделяются два существенно
различных этапа. Лидеры молодежных движений, в основном студенческих, 60-х
годов выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества
посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие
выступления весной 1968 года во Франции проходили под лозунгом "трех
М" (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе — лидера леворадикалистской
тенденции в социологии и политике) и реализовались преимущественно в формах
политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых
молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.
Совершенно иную политическую окраску приобретает большинство
молодежных движений 80-90-х годов. О каком-либо фундаментальном изменении
общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив —
лозунг "оставьте нас в покое". Все чаще возникают требования о
создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей
собственной жизнью: дискутировать, танцевать, рисовать, прослушивать
музыкальные записи и т. п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонников этих
движений автономия.
Современные молодые движения в большинстве случаев активно
поддерживают требования об охране окружающей среды, о приостановке
строительства атомных электростанций. Состав современных молодежных движений
крайне разнороден и простирается от пестрого конгломерата леворадикальных групп
и противников строительства атомных электростанций, сторонников защиты мира,
поборников экологического равновесия вплоть до участников контрэкономических,
альтернативных информационных и культурных проектов ("молодежных
субкультур"), участников различных психо- и сексэкспериментов.
Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в
правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства.
Национально-освободительные движения — массовые
действия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание
национальной независимости, на реализацию национально-этническими общностями
права на самоопределение, на создание независимого национального государства.
Движения в защиту мира представляют собой массовые действия против опасности новых
войн, за упрочение мира и дружбы между народами.
Социологический анализ социальных движений предполагает
углубленный анализ ситуаций, благоприятствующих возникновению и развитию таких
движений. К числу таких относятся, прежде всего, существенные изменения в
ценностях и нормах поведения людей, иначе говоря, культурные изменения. Именно
в лоне культуры возникают и развиваются новые идеи и представления о
несправедливом и справедливом общественном устройстве, побуждающие многих людей
объединяться в движения, ориентированные на социальные изменения.
Существенным фактором, влияющим на возникновение социальных
движений, является социальная дезорганизация. Любое общество, входящее в полосу
социально-экономических, политических, социокультурных трансформаций,
оказывается в той или иной степени подверженным дезорганизации, а порой и
хаосу. В обществе многие индивиды и даже социальные утрачивают привычные
ориентиры, ценностные ориентации, традиционные способы идентификации. У них
растет убеждение в том, что тщетно рассчитывать на какую-либо экономическую,
социальную и психологическую поддержку со стороны государства и других
социальных институтов данного общества. Зреющее недовольство и озлобленность
подталкивают их к акциям протеста, к консолидации в различные социальные
движения.
Мощное детерминирующее воздействие на возникновение
социальных движений оказывает и широко распространяющаяся в кризисные эпохи
развития общества социальная неудовлетворенность широких масс населения. Именно
неудовлетворенность существующей системой распределения материальных и духовных
благ, властных полномочий, льгот и привилегий, органически соединяющаяся с
представлениями о социальной неудовлетворенности, господствующей в обществе,
подталкивает многих людей к протестным движениям. В таких условиях растет
уверенность широких слоев населения в том, что общие и организованные
совместные действия могут покончить с социальной несправедливостью, ослабить
социальную неудовлетворенность и привести к улучшению условий их существования.
В результате формирование и развитие социальных движений за изменение
существующих условий жизнедеятельности становится естественным и почти
неизбежным следствием социодинамики общественного развития и одновременно
фактором его изменения.
1.3.3. Социальная мобильность
Даже самое стабильное общество подвижно: в его структуре
постоянно перемещаются люди и группы. Совокупность социальных перемещений людей
называется социальной мобильностью.
Выделяются следующие виды мобильности — вертикальная —
перемещение из одной страны в другую (восходящее и нисходящее) и горизонтальная
— перемещение индивидов из одной социальной группы в другую, расположенную на
одном и том же уровне. Пример, рабочий горнодобывающего комбината становится
губернатором — вертикальная восходящая мобильность; рабочий Дальзавода
становится безработным — вертикальная нисходящая мобильность. Переход
православного в католичество, переезд из г. Находки в г. Фокино — примеры
горизонтальной мобильности.
Помимо горизонтальной и вертикальной выделяются индивидуальная
и групповая мобильность.
Групповая мобильность проявляется там, где происходит изменение самой системы
стратификации. Причинами ее могут явиться структурная перестройка экономики,
революция, война, экономический кризис и т. п., т. е. в большинстве случаев
социоэкономические и политические катастрофы. В результате повышаются или
понижаются статусы каст, сословий, рангов, категорий. Скажем, Октябрьская
революция возвела в статус элиты большевиков, бывших ранее изгоями, уничтожив
старую элиту и высшие привилегированные сословия в России.
Индивидуальная мобильность преобладает в стабильном обществе. Социальная карьера
индивида зависит от уровня образования, помощи семьи, национальности, внешних
данных, места жительства и т. п.
В ХХ в. самыми мобильными обществами были СССР и США, прежде
всего благодаря общедоступному образованию. В обеих странах восходящая
мобильность превышала нисходящую на 20%, а в целом во все виды мобильности было
вовлечено более 2/3 членов общества.
С помощью чего человек изменяет свое положение в обществе?
П. А. Сорокин, первым исследовавший феномен социальной
мобильности, выделил институты, помогающие индивидуальной мобильности. Сорокин
назвал их социальными "лифтами". Это образование, брак, бизнес,
политика, армия, церковь, наука, искусство.
Образование — в
большинстве стран является самым быстрым и доступным каналом вертикальной
мобильности. Вот почему в колледже и университете постоянны большие конкурсы и
люди стремятся получить как качественное образование, так и максимальное число
дипломов и сертификатов.
Церковь — была мощным
каналом циркуляции в традиционном обществе. Обет безбрачия, обязывающий высших
чинов церкви не иметь детей, стимулировал продвижение выходцев из низов на
освобождающиеся вакансии. Церковь была так же и каналом нисходящей мобильности:
тысячи ее врагов — еретиков, язычников были разорены и уничтожены, а среди них
были император Генрих IV, король Джон Безземельный, много титулованных дворян и
др.
Армия как канал
циркуляции действует в военное время. Потери среди командного состава приводят
к заполнению вакансий из более низких чинов. Усиливается действие данного
канала во время гражданских войн. Пример, унтер-офицер русской армии Г. К.
Жуков вошел в офицерский состав в годы гражданской войны и в высший командный —
в годы Великой Отечественной войны.
Собственность проявляет
себя в виде денег и накопленных богатств. Сорокин установил, что разбогатеть
могут в 29% случаев — фабриканты, в 21% — банкиры и биржевики, в 12% —
торговцы. Остальные профессии не дают таких возможностей.
Семья и брак становятся
"социальным лифтом" только, если в союз вступают представители разных
социальных статусов. Согласно римскому праву свободная женщина, выйдя замуж за
раба, становилась рабыней. Титулованный, но бедный аристократ, женившийся на
богатой незнатной женщине, получал богатство, а она высокий статус.
Семья являлась
главным механизмом социального отбора в традиционном обществе. Ребенок,
родившийся в знатной семье, получал наилучшее воспитание и образование,
пополняя в дальнейшем ряды элиты; бедные семьи не могли дать подобающего
образования и воспитания. Вот почему происхождение так высоко ценилось в
прошлом веке. В настоящее время дети фактически растут вне семьи: школы,
детские сады, спортивные секции и т. п. Людей все больше начинают оценивать не
по семейному происхождению, а по личным качествам.
Политика очень мощный
канал социальной циркуляции в нестабильном, а также демократическом обществе.
Роль "лифта" здесь во многом выполняет политическая организация.
Пример, приход к власти В. И. Ленина, М. С. Горбачева, Дж. Буша, Б. Клинтона, поднявшихся
при поддержке партий и политических движений.
П. Сорокин, изучая мобильность кроме "лифтов"
открыл социальные "фильтры", мешающие индивидуальному продвижению
"наверх". Чем выше социальный класс, тем труднее туда проникнуть.
Социализация детей высшего класса происходит в закрытых школах, престижных
привилегированных дорогостоящих университетах. Молодое поколение элиты
наследует посты родителей в корпорациях и компаниях. Сфера развлечений элиты
недоступна другим группам. Стиль жизни элиты — демонстративно-расточительский.
Законы, которые элита принимает, ограничивают доступ в ее ряды через все
остальные каналы. Растет стоимость высшего образования по экономическим и
юридическим специальностям, вводится частично платное среднее образование и т.
п.
Не только элита, но и другие группы закрывают свободный к
себе доступ благодаря своей социокультурной оболочке: образу жизни, сленгу,
профессиональной специфике, манере одеваться, этикету и т. п. Мобильные
индивиды, начинающие социализацию в одном классе и заканчивающие ее в другом,
буквально разрываются между несхожими культурами и стилями. Они не умеют себя
вести, одеваться, разговаривать. Мобильных индивидов, как бы застрявших на
границе двух страт, в социологии называют маргиналами. Маргиналы ведут себя весьма
своеобразно: иногда они составляют "внутреннюю оппозицию", не покидая
рядов прежней страты, иногда, пытаясь освоиться, вступают в несколько
однотипных ассоциаций (например, профессиональных, дружеских, политических), но
чаще всего полностью порывают с прежней группой. Маргиналы могут объединяться в
новые общественные группы и переворачивать социальную структуру "вверх
дном". Очень многие выдающиеся политики прошлых веков были маргиналами.
Например, В. И. Ленин — очень сложное этническое происхождение — евреи,
калмыки, шведы, русские — этномаргинал, образование — юрист, но в группу
юристов не сумел войти и т. п. Среди большевиков маргиналами были Л. Троцкий,
Г. Кржижановский, И. Сталин — практически все видные руководители РСДРП (б) и
ВКП (б).
На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол,
возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения,
экономические, политические факторы. Например, молодые мужчины более мобильны,
чем старики и женщины. Для молодых характерна профессиональная мобильность, для
взрослых — экономическая, для пожилых — политическая. Чем выше человек по
социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Следовательно, имеются
вакансии, которые будут заполняться выходцами из нижних слоев. Из перенаселенных
и бедных стран люди эмигрируют в богатые и недонаселенные. Революции
выталкивают миллионы людей в соседние страны и т. п.
Активная мобильность является характерной чертой современного общества ХХ в.
Благодаря мобильности социальная структура общества не только воспроизводится,
но и развивается.
Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного,
простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно
он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой
личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на
пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное
благополучие и т. п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности
(потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в
достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5)
высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в
творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести
к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды
мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|